Леонардо да Винчи как новый тип мыслителя и художника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:26, курсовая работа

Краткое описание

Первым произведением Леонардо был рисунок для шелковой завесы, тканной золотом во Флоренции, для подарка от флорентийских граждан королю Португалии. Рисунок был выполнен на картоне и изображал грехопадение Адама и Евы. Леонардо изобразил луч с бесчисленными цветами и животными, используя приемы светотени, с бликами света. Там был изображен коленчатый ствол одной из райских пальм так тщательно, со всеми сокращениями листьев и рисунком ветвей, что по словам очевидца, "ум получается при мысли о том, как могло быть у человека столько терпения." Только гений Леонардо мог это сделать. Но это произведение не сохранилось, как и многие другие его работы.

Содержимое работы - 1 файл

Леонардо да Винчи как новый тип мыслителя и художника.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

1.1   ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ЛЕОНАРДО,  КАК ХУДОЖНИКА

Первым произведением Леонардо был рисунок для шелковой завесы, тканной золотом во Флоренции, для подарка от флорентийских граждан королю Португалии. Рисунок был выполнен на картоне и изображал грехопадение Адама и Евы. Леонардо изобразил луч с бесчисленными цветами и животными, используя приемы светотени, с бликами света. Там был изображен коленчатый ствол одной из райских пальм так тщательно, со всеми сокращениями листьев и рисунком ветвей, что по словам очевидца, "ум получается при мысли о том, как могло быть у человека столько терпения." Только гений Леонардо мог это сделать. Но это произведение не сохранилось, как и многие другие его работы.

Однажды  Сэр – Пьеро, по поручению своего соседа, поселянина из Винчи, услугами которого пользовался для рыбной ловли и охоты, попросил Леонардо изобразить  что-нибудь на круглом деревянном щите, так называемой "потелле". Подобные щиты с аллегорическими картинками и надписями употреблялись для украшения домов.

Художник задумал изобразить чудовище, которого внушало бы  зрительный  ужас, подобно голове Медузы. В комнату, куда никто не входил, кроме него, собрал он ящериц, змей, сверчков, пауков, сороконожек, ночных бабочек, скорпионов, летучих мышей и множество других безобразных животных. Выбирая, соединяя, увеличивая разные части их тел, образовал он сверхъестественное чудовище.  Так он вывел то, чего нет из того, что есть. Видно было "как животное выползает из расщелины ужаса. Раскрытая пасть выхаркивала ядом, глаза – огнем, ноздри – дымом. Но всего изумительной было то, что ужас чудовища пленял и отталкивал одновременно. Сам же Леонардо был увлечен работой, что даже не чувствовал невыносимый смрад от издыхающих животных. Он объявил отцу, что щит готов и что тот сможет его забрать. Когда Сэр – Пьеро пришел, Леонардо попросил его подождать, сам же вернулся в мастерскую, поставил картину, окружил ее черной тканью, притворил ставни так, что один лишь луч попадал прямо  на потеллу, и позвал Сэр – Пьеро: тот вошел, взглянул, вскрикнул и отступил в испуге; ему показалось, что он видит перед собой живое чудовище. Леонардо же сказал ему: "Картина служит тому, ради чего она сделана; поэтому возьми ее и отнеси". Щит не попал к поселянину, Сэр – Пьеро продал его купцам, которые затем перепродали ее герцогу Миланскому. Изображение чудовища, вызвавшего из пещеры, было не единственной вещью, написанной да Винчи в первые годы его самостоятельного художественного существования. По свидетельству Вазари, он в это же время написал еще две картины. Первой была Мадонна, позднее попавшая к папе Клименту  7. На ней была изображена замечательная деталь: графин с цветами, наполненный водой. "Отпотевание воды на поверхности было изображено так, что она казалось живее живого".

Вторая была картина маслом – оставшаяся незаконченной – голова Медузы "с клубниками вместо волос", "самая странная и причудливая выдумка, какую только можно себе представить". Ни об одной из этих вещей мы не можем судить по-настоящему: "Мадонна с графином" затерялась совсем, а о Медузе дает некоторое представление копия – во флорентийской галереи Уффици. Сопоставляя рассказ Вазари о первых работах Леонардо можно сделать некоторые выводы о том каким он был, в тот момент живописцем. Он реалист, верный флорентийской школы, верный учению и примеру Верроккьо. Верроккьо любил тщательно копировать натуру и вводить в свои картины и скульптуры изображения животных и растений. Он изображал их с необыкновенным терпением и трудолюбием, стремясь сохранить точное сходство. Так и Леонардо добился, чтобы его работы были " живее живого". Но он не имел дальше учителя и добивался такого сходства, которое обыкновенному глазу трудно было даже уловить. Он хотел быть верным природе, даже когда писал фантастические вещи. Он ничего не выдумывал и не писал на память: "Тот мастер – говорит он, - который внушает себе, что он может удержать в памяти все формы и произведения природы, казался бы мне в высшей степени невежественным, ибо произведения природы бесконечны, а память наша не так необъятна, чтобы ее хватало на все". Поэтому Леонардо носил всегда при себе записные книжки или альбомчики. Туда он заносит все, что кажется ему достойным внимания: растения, постройки, пейзажи, животных, особенно людей. Ему очень нравились необычные,. Примечательные люди: их лица, фигура. Он мог часами ходить за понравившейся фигурой и рисовать ее. Альбомы его полны таких рисунков; из них многие дошли до нас.

1.2.           ЛЕОНАРДО САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК

Во Флоренции людям небогатым, вынужденным существовать на заработки, стало жить труднее. Леонардо пришлось это испытать на себе. Он в материальном отношении был предоставлен самому себе; потому что у Сэра – Пьера семья росла очень быстро, третья жена ему подарила трех двух сыновей, а доходы были еще не великими. Приходилось работать больше. Для этого он брался писать Мадонн. Одна из них "Мадонна Бенуа" находится сейчас в Эрмитаже. Она относится к 1478-1480 годам. На картине изображена Мадонна с широким круглым лицом, держала цветок, на коленях у нее сидит младенец  с преувеличенным пухлым тельцем. Все очень тщательно прописано: костюм Мадонны, ее головной убор и большая брошка.  На заднем плане просвет окна. Она не совсем закончена, но в главном доведена до конца.

В те же годы, вероятно, написан оставшийся неоконченным "Св. Иероним"  Ватиканской библиотеки. Несмотря на некоторые недочеты, картина замечательная. Аскет представлен склонившимся на одно колено лицом к зрителю. На лице – тяжелая мука, левая рука поддерживает из обнаженного тела какие-то клочья одежды, правой; откинутой в сторону, Иероним готов в отчаянии ударить себя в грудь. Перед ним лев, который рычит и яростно бьет хвостом. Фон – мрачная пустыня; вдали храм.

Один из больших заказов  в тот период пришел в июле 1481 года от монахов монастыря Сан – Донато а – Скопето. Они заказали Леонардо алтарный образ на сюжет появления волхвов. Во множестве набросков, он лихорадочно добивался живописных решений, которые должны были дать наибольшую убедительность картине. Тут и перспективные этюды, и рисунки отдельных лиц и фигур и надлежащая композиция, особенно лицо девы Марии. Здесь он обнаружил такое знание анатомии и выражение человеческих чувств в движениях тела, какого до него не было ни у одного мастера. В глубине картины виднеются как бы образы древней эллинской жизни – веселые игры, единоборства наездников, голые тела прекрасных юношей, пустынные развалины храма и полуразрушенными арками и лестницами. В тени оливы на камне сидит Матерь Божья с младенцем Иисусом одной рукой благословляющего волхвов, а другой – по детски тянется к вазе, которую подает ему один из них. Усталые, согнутые под бременем тысячелетней мудрости, склоняют волхвы свои головы, заслоняя ладонями полуослепленные очи, смотрят они на чудо, которое больше всех чудес, - на явление бога в человеке. Он не закончил этой картины, как впоследствии не заканчивал почти не одной из своих картин. В погоне за совершенством недосягаемым создавал себе трудности, которых кисть не могла победить. Сейчас эта картина, находится во Флоренции в галерее Уффици. Молодой Леонардо стал большим и оригинальным художником и на тот момент величайшим живописцем своего времени. Несмотря на заказы да Винчи не был богат, он не умел работать ради денег, он работал как ученый. И несмотря на то, что Флоренция видела всегда безукоризненно  одетым, он был беден. Отец помогал ему уже не так часто, как прежде.

Среди товарищей, в ботеги   Верроккьо и других мастерских у него появились враги, которые часто клеветали на него. Заказов было мало, он не угодил Лоренцо Медечи, правителю Флоренции. Тоска бездействия овладела Леонардо, он хотел уехать, все равно куда, только бы прочь от Флоренции. Случай помог ему. Он изобрел многострунную серебряную лютню, наподобие лошадиную голову:  Лоренцо Великолепный предложил изобретателю поехать в Милан, чтобы поднести ее в дар герцогу Ломбардии,  Лодовико Сорорца Моро. В 1482 году, тринадцатилетний Леонардо покинул Флоренцию и отправился в Милан. Перед отъездом написал герцогу Моро письмо:

"Славный мой синьор, после того как я достаточно видел и наблюдал опыты тех, кто считается мастерами и создателями боевых приборов, и нашел, что их изобретения в области применения этих приборов ни в чем не отличается от того, что находится во всеобщем употреблении, я попытаюсь, не нанося ущерба никому, быть полезным вашей светлости, раскрываю перед вами мои секреты и выражаю готовность, как только  вы того пожелаете, в подходящий срок осуществить все то, что в коротких словах частью изложена меня".

И перечислял свои изобретения: мосты чрезвычайно легкие и несгораемые; новый способ разрушать без помощи бомбард всякую крепость или замок, стили только основания их не высечены в камне; подземные ходы и подкопы, пролагаемые бесшумно и быстро под рвами и реками; крытые повозки, врезающиеся во вражий строй, так что никакие силы не могут им противиться; бомбарды, пушки, мортиры, новаторы нового "весьма прекрасного и полезного устройства"; осадные тараны, исполинские метательные снаряды и другие орудия "действия  изумительного"; и для каждого отдельного случая изобретения новых машин; также для морских сражений всевозможное оборонительное и наступательное оружия, корабли, стены которых  выдерживают каменные и чугунные ядра; никому ни известные взрывчатые составы.

Так же в искусстве ваяния из  мрамора, меди, глины, и в живописи могу исполнить какие угодно заказы не хуже всякого другого, кто бы ни был. И еще могу принять на себя работу по отливке из бронзы коня, которая принесет бессмертную память отца вашего и светлейшему дому Сорорца. Если же что-либо из перечисленных изобретений покажутся невероятными, или невыполнимыми,  предлагаю сделать опыт в парке вашего замка или в другом месте по указанию вашей светлости, почтительнейший случаем которого я пребываю". Так написал Леонардо к  Лодовино Сфорца.

 

 

1.3.           «МАДОННА В ГРОТЕ»

Одной из живописных работ на тот период была "Мадонна в гроте". Об этой картине много спорили, говорили что она не принадлежит кисти Леонардо. Сейчас картина находится в Лувре. Мадонна в скалах или Мадонна в гроте была написана в первый период жизни Леонарда в Милане, где-то в середине восьмидесятых годов. Композиционная идея, хотя и не вполне четкая, совершенно ясна: группа из четырех лиц – Мадонна, ангела и двух младенцев – представляет треугольник. Леонардо стремился облегчить человеческому глазу охват всей картины и придумал треугольную композицию. На заднем плане изображен пейзаж грота. Его композиционное новшество повлияет на многих художников, таких как Рафаэль, Микеланджело и многих других. Леонардо не писал нечего и своих новшествах первой композиции.  Он охотно набрасывает свои мысли о том, как нужно планировать изображение бури, потопа, битвы и прочее, но о композиционных формулах он молчит. Молчит в писаниях, но разверстывает их все более и более убедительнее в картинах. На картине изображена Матерь Божия, среди скал, в пещере, обнимая правой рукой младенца Иоана Крестителя, осеняет левою сына, как будто желая соединить обоих – человека и сына  Бога в одной любви. Иоан, сложив благоговейно руки, преклонил колено перед Иисусом, который благословляет его   двуперстным знамением. В лице младенца Иисуса, уже видна мудрость. Колено преклоненный ангел, одной рукой поддерживая Иисуса, другой указывает на Иоана, обращает к зрителю полное скорбным предчувствием лицо свое с нежной и странной улыбкой. Вдали между скалами, "властное" солнце сияет сквозь дымку дождя на туманно- голубыми, тонкими и острыми горами, видя необычайного, неземного, похожими на сталактиты. Глаза еще различают подземный родник, круглые лапчатые листья водяных растений, слабые чашечки бледных ирисов. Кажется слышно, как медленно капли сырости падают  сверху с нависшего сверху с нависшего створа серых слоистых скал. Он изобразил Матерь Богочеловека в недрах Матери Земли.

1.4.           «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРНЯ»

Картина  подготавливалась долго и писалась не сразу – несколько месяцев менялся замысел. Весь 1496 год ушел на поиски композиции. Леонардо предоставили одну из стен трапезной монастыря Санта Мария деле Грацие. Он искал новые композиционные решения, работал над решением колористических задач и игры светотени, стремился дать образы, жесты, лица, которые раскрывали бы внутреннего человека. Картина является как бы продолжение трапезной. На ней изображен момент, когда Иисус Христос во время вечерни с апостолами говорит им, что один из них его предал. Слова учителя произвели огромное впечатление, и каждый из двенадцати реагировал на них соответственно своему характеру. Фигуры полны динамики. Смотрящий чувствует ее с первого взгляда, но, когда он разберется в своем впечатлении, он с удивлением заметит, что художник добился  такого эффекта средствами чрезвычайно скупыми. В сцене нет суеты, никаких утрированных положений, нет ртов, раскрытых для криков, выпученных глаз, воздетых рук, но движения очень много. Это впечатление достигается композицией картины. Глубокая комната освещена спереди, со стороны зрителя. Длинный и узкий стол, уставленной посудой покрыт узорчатой скатертью. За столом сидят тринадцать человек, в середине отдельно от других, Христос на фоне открытого, светлого окна. По обе стороны двенадцать апостолов. Христос только что произнес слова о предательстве. На лице его мягкая, покорная печаль. Глаза опущены. Правая рука еще трепещет от сдержанного жеста, левая как-то бессильно, ладонью кверху легла на стол. Все апостолы разбиты на четыре группы по три человека. Две группы, ближайшие к Христу более сбиты в кучку, в треугольном абрисе, две крайние соединены более свободно, в четырехугольном оформлении. Впечатление движения создаются этим удивительным делением и игрой лиц, тел и рук в каждой из групп. Свет падает на сцену откуда-то сверху и слева, и все лица освещены за исключением лица Иуды. Картина огромной силы. В ней Леонардо воплотил все решения многочисленных живописных задач, с упорством он нашел в себе силы довести картину до конца. Правда это было нелегко. Но зато после "Тайной вечерии", слава Леонардо как художника прогремела по всей Италии. "Вечерня" была окончена в феврале 1498 года. К сожалению величайшее произведение Леонардо ждала плохая участь. Он неудачно экспериментировал с красками и написал фреску не по сырой штукатурке, а по масляной. Но камень из которого сложена стена содержит селитру и  обладает свойством выделять влагу, и с годами на фреске стали появляться белесые пятна. Кроме этого с кухней, которая находилась рядом с трапезной испарялась влага и жиры, которые оседали на картину. И еще более усилило все несколькими наводнениями во время которых вода стояла подолгу в трапезной монастыря. Сейчас картину реставрируют, но полностью восстановить ее будет  очень нелегко, если вообще возможно.

Информация о работе Леонардо да Винчи как новый тип мыслителя и художника