Царство Грибы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 00:59, реферат

Краткое описание

Общая характеристика. Грибы -- царство живых организмов, которые сочетают в себе признаки растений и животных.

Содержимое работы - 1 файл

26366грибы.rtf

— 529.25 Кб (Скачать файл)

      Грибной препарат на основе первого штамма выращивают в лаборатории на соломисто-навозном компосте с наилучшим для! роста хищных грибов соотношением глюкозы, гемицеллюлозного комплекса и азота белка. Либо культивируют гриб на биоперегное - продукте переработки жидкого свиного навоза личинками мух.

      Препарат на основе другого штамма получают двумя способами - поверхностным и глубинно-поверхностным. Субстратом здесь служит смесь торфа с соломой и биоперегной. Можно взять и подсолнечную лузгу.

      Готовые препараты вносят в почву до и после посадки рассады.

      В испытаниях в 1989 г. в подмосковном тепличном комбинате «Белая дача» число нематод в растениях упало вдвое, а личинок в почве втрое и больше. Прибавка урожая составила до 1 кг на квадратный метр. Право, успех немалый.

      В 1988 г. препараты хищных грибов экспонировались в Чехо-Словакии на выставках «Инвекс-88» и «Советские изобретатели», а на ВДНХ в том же году были удостоены золотой медали.

      Сейчас можно говорить о последних стадиях утверждения лабораторного регламента получения биопрепарата хищных грибов на подсолнечной лузге. И вся эта проблема, вероятно, будет включена в общесоюзную программу «Экология».

      Пока эффективность препаратов нельзя считать достаточной - галловые нематоды размножаются очень быстро, и необходимо, чтобы их гибло не меньше 98 %. Но просвет уже виден. Скорее всего именно хищные грибы помогут нам справиться с опаснейшими картофельными нематодами, включенными в национальный список карантинных объектов.

      Сейчас проходит последние стадии утверждения технологический регламент на препарат нематофагин-БЛ для борьбы с нематодами в защищенном грунте. Заботы о его изготовлении взяло на себя Всесоюзное производственно-научное объединение «Союзсельхозхимия». На него сейчас вся надежда.

      Мне же остается сказать: лиха беда - начало. 

      Убийцы

      Не только политики, но и грибы время от времени играют в жизни народов судьбоносную роль. В середине прошлого века ирландцев неожиданно победил враг, о котором они даже не слышали, -- гриб фитофтора. Из четырех миллионов населения страны четверть питалась исключительно картофелем, еще у двух миллионов картофель составлял 70% рациона. Два года фитофтора оставляла ирландцев без картошки и свела в могилу больше, чем все их враги за всю историю, -- более миллиона человек. Еще полтора миллиона сбежали с поля брани в Америку. Те, кто остался, несколько лет жили на положении пленников. Недавно в Дублине прошла международная конференция, посвященная 150-летию национальной трагедии. Ирония судьбы заключается в том, что корнеплодов и клубней у растений когда-то не было. Под воздействием микоризных грибов на корнях растений появились сначала разрастания, а они в ходе эволюции постепенно превратились в картошку, морковку и т.д. Так что на полях Ирландии фитофтора воевала с микоризными грибами. Люди оказались случайными жертвами.

      Историки заметили, что начало многих войн в средневековой Европе совпадало с массовым отравлением спорыньей -- грибом, поражающим зерна ржи. Голова становится дурная, человек -- злым и совершает немотивированные поступки. Нечто похожее, по мнению профессора МГУ Юрия Дьякова, происходит сейчас в России. Но по вине другого гриба -- фузариума. Еще в довоенные годы профессор Артем Саркисов показал, что от выделяемых фузариумом токсинов может слегка поехать крыша. Он донимает и зарубежных производителей зерна, но там на него прыскают «химией», безвредной для человека, и с головой у них все в порядке. Прыскали прежде и у нас, но теперь у крестьян на это нет денег. В результате наше зерно катастрофически больно фузариозом. Иногда его нельзя использовать даже на спирт -- грибка больше нормы на порядок. Но на всякий запрет найдется отмычка. Хотя санэпиднадзор бдит и ядовитое не пропускает, все же мы немало едим зерна, отравленного грибными токсинами. Вот откуда, считает профессор Дьяков, безумие и агрессивность последних лет. Действительно, глядя в особенности на политиков, поневоле задаешься вопросом, грибков они, что ли, объелись?

 

       СЪЕШЬ ДРУГА!

      Выборы в России закончились в пользу тех, кто хочет жить нормально, как в других странах. А там, между прочим, нормой становится ежедневное потребление грибов. Еще бы: в килограмме мяса -- 4100 калорий, а в килограмме грибов -- 300 -- 500. Как раз то, что надо при малой подвижности современного человека. Плюс неповторимый вкус. Плюс умопомрачительный запах. С помощью некоторых грибов, получивших название «дрожжи», человечество создало два важнейших продукта, без которых развитие цивилизации было бы просто немыслимо, -- хлеб и выпивку (спирт, вино и пиво), прекрасно сочетающиеся как друг с другом, так и с высоким полетом духа.

      Правда, некоторые диетологи находят у грибов и минус: нелегко перевариваются, тяжелая, мол, пища. Другие справедливо возражают: так ли полезно то, что усваивается легко? Сахар, например. Просто не надо перекармливать ими детей и стариков.

      Калорий в грибах мало, зато витаминов полно: и В, и С, и Д, и провитамин А, минеральных же веществ, без которых правильный обмен невозможен, просто кладовая -- почти 1,5% массы. От сравнительно обычных калия, кальция, железа, фосфора, фтора до таких экзотов, как алюминий, кобальт, титан. Кому же не хочется стать пробивным, как титан? Поэтому в последние годы в мире произошел взрыв производства грибов. Больше всех выращивают китайцы: десятки малоизвестных специалистам видов на миллионах делянок. Учет у китайцев не налажен, но, по оценкам экспертов, производят они никак не меньше 500 тысяч тонн в год. Причем стольких и таких видов и названий, каковые практически не известны Европе. В остальном мире 95% выращиваемых грибов -- шампиньоны, а в 5% умещается добрый десяток видов. США 362 тысячи тонн выращивают сами, да еще полстолька ввозят из-за рубежей. Ноздря в ноздрю с ними идут три страны: Голландия -- 236 тысяч тонн, Франция -- 178 и Италия -- 132 тысячи тонн. У России только сейчас ноздря становится мирной, обеспечивающей не грозное сопение хищника, а вдыхание всяческих приятностей. Поэтому в 1994 году мы вырастили 2483 тонны, зато в следующем -- уже 3179.

      «Страшно далеки они от народа, -- говорят об отечественных грибоводах экономисты того еще, советского толка. -- В российских лесах столько диких грибов, что достаточно собрать 5%, чтобы завалить ими все рынки мира». Очередная утопия. Не грибоводы далеки от народа, а грибы. Собрать их где-нибудь в глухой сибирской тайге и привезти в Европу невероятно дорого. Дешевле вырастить. Немаловажно и то, что выращенные -- экологически чистые. Массовые отравления лесными грибами в Приволжских регионах помните? В развитых странах давно уже дикие грибы в пищу не употребляют 

      ИНВЕСТИЦИИ КОНСКИМ НАВОЗОМ. Наш опыт -- Америке 

      Ассоциация грибоводов США идет курсом ударной пятилетки, обязавшись к 2010 году производство грибов удвоить. Программа поддержана правительственными субсидиями. Американцы решили перекрыть советские общепитовские рыбные дни и проводят целые месячники потребления грибов.

      А мы сколько ни звонили по разным правительственным учреждениям, похоже, там даже не знают, что такое грибы. Гриб у нас единица не государственная, правительственной помощи не получает. Грибоводы же (а в России уже 70 грибоводческих хозяйств против пяти советского времени) тем не менее объединились в ассоциацию. Расчеты исполнительного директора ассоциации Александра Хренова и его коллег показывают: достаточно построить 3 новых больших компостных цеха и реконструировать 7 старых -- и в 2000 году Россия предложит покупателю 30 тысяч тонн грибов. В десять раз больше, чем сейчас.

      А развитие отрасли упирается в нехватку компоста -- субстрата, в котором грибы живут и плодятся. Компоста же мало потому, что мало инвестиций и... навоза. И чего меньше -- еще вопрос. По классической технологии в компост для шампиньонов, например, следует класть конский навоз, но лошадь в нашей стране -- вид исчезающий и вскоре попадет в Красную книгу России вместе со своими «яблоками». Редкими видами становятся и буренка, и птица. Так что, господа инвесторы, можете делать инвестиции навозом. Удивительно, но при нашем тотальном дефиците всего именно российским инженерам удалось поднять технологию приготовления компоста на уровень, простите, кулинарного искусства. Специалисты московской фирмы «Гринкомплекс» изобрели для этого комбайн столь удивительный, что лицензию на его производство купили лидеры мирового сельского хозяйства -- голландцы. У них компост делали три машины, а русские светлые головы свели их в одну, которая работает в девять раз производительнее. При этом оператор находится не в вонючем помещении, а снаружи и управляет комбайном с переносного пульта. Аналогично конструкторы расправились с комплексом из трех машин для приготовления покровной земли. Голландцы и тут раскошелились, не задумываясь. 

      О грибах

      Накопленные к XXI веку фактические данные по структурно-функциональной организации клеток микро- и макромицетов, их росту, размножению, развитию (онто- и филогенезу), по геному в целом, по экологии грибов и эпидемиологии микозов стали базой для уточнения систематического положения отдельных представителей микобиоты и существующих классификационных схем для них.

      Хорошо известно, что ещё Карл Линней (1707-1778) отнёс грибы и бактерии к царству растений, выделив их в группу «Низшие растения»[1], которая и теперь «фигурирует» в работах многих ботаников, микробиологов и, в том числе, микологов. Великий систематик также предложил биноминальную номенклатуру, согласно которой первое слово отражает название рода, второе слово - название вида.

      Различные характеристики грибов (как и других организмов), используемые теперь при определении принадлежности культур к определённой группе организмов, к уже известным или новым видам, более или менее чётко очерчены, достаточно многообразны и сравнительно надёжны. Однако избежать синонимики окончательно пока не удаётся. Из почти 800 ежегодно вновь описываемых видов грибов около 150-200 оказываются ранее известными, а их названия становятся синонимами.

      Биоразнообразие грибов в природе численно достаточно внушительное - по прогнозам систематиков [2] примерно около 1,5 млн., из которых изучено лишь порядка 4% [3].

      Составными частями систематики являются номенклатура, таксономия и классификация, из них таксономия представляет собой науку о классификации, но прежде, чем классифицировать объекты их надо хорошо изучить и отнести к определённым категориям - таксонам (видам, родам, семействам и т.д.). Номенклатура грибов - прерогатива Международного Кода ботанической номенклатуры и принимается на каждом Международном Ботаническом Конгрессе [4]. Последний по времени такой Конгресс состоялся в 1999 г. Любые предложения по изменению Кода публикуют в издании «Taxon», обсуждаются и принимаются/отвергаются голосованием на номенклатурной секции Ботанического Конгресса; на Конгрессе же назначают Комитет по грибам (Соmmittee for Fungi - сокращённо CF), в котором можно получить профессиональные ответы на соответствующие вопросы. Код нацеливает на использование хорошо обоснованного принципа (метода) названия таксономических групп, не допуская и отвергая такие названия, которые могут индуцировать двусмысленность или ошибку, или, наконец, подталкивать науку о систематике к ложному направлению.

      Из многих проблем и задач в области систематики микроорганизмов мы останавливаемся на терминологии (номенклатуре) преимущественно медицински значимых микромицетов и вызываемых ими заболеваний в рамках Международного Кода ботанической номенклатуры.

      В Код включены 6 принципов, 62 статьи - предписания, не мандатные рекомендации и различные приложения. Код позволяет предлагать для любого таксона многие корректные названия, поскольку они могут быть использованы при его дальнейшем включении в соответствующую классификационную схему.

      После принятия решения по таксономии гриба в Коде предусмотрены правила выработки того названия, которое должно быть применено на практике. Каждый таксон в таких позиции и ранге может иметь только одно номенклатурно корректное название, при выборе которого фильтром выступают 5 следующих действий:

      1. признание публикации эффективной, если нет необходимости в дальнейшем обсуждении названий;

      2. считать публикацию как имеющую силу; при этом также нет необходимости в дальнейшем обсуждении названий;

      3. проведение типификации; названия могут быть исключены в силу их принадлежности другим грибам (как корректные названия или синонимы);

      4. оценка законности названий, внесенных в список как синонимы;

      5. оценка приоритетности названий, внесенных в список в качестве синонимов.

      Чтобы признать публикацию о названиях эффективной, необходимо опубликовать её в журнале, книге и довести до читателей или, по крайней мере, до ботанических учреждений в порядке обмена, продажи или презėнта.

      Чтобы признать публикацию действенной, названия вновь описываемых таксонов одновременно должны отвечать следующим требованиям: иметь корректную форму, быть описанными на латинском языке (их диагнозы), быть принятыми самими авторами и соответствовать любым подходящим специальным постановлениям, содержащимся в Коде; иметь чёткое определение ранга (категории) с указанием образца и места его консервации, быть зарегистрированным. Заменённые названия должны быть сопровождены полными библиографическими деталями с указанием места публикации и цитированием заменённого названия или базионима (базинима, базонима), то есть имя- или эпитетнесущего сионима, на котором основывается новый перенос или новая комбинация. Не опубликованные названия (nomen invalidum) не обсуждаются.

Информация о работе Царство Грибы