Инностранные инвесторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Национальные интересы весьма широкое понятие, которое охватывает целый комплекс экономических, политических и военных проблем. К. числу ключевых элементов обеспечения национальных интересов можно отнести обороноспособность, неуязвимость к внешней опасности, внутриполитическую стабильность, динамичный экономический рост. Очевидно, что механизм привлечения и использования иностранных инвестиций составляет лишь небольшую часть указанных проблем. Однако роль его весьма существенна, если учесть возможность приобретения иностранными инвесторами значительной собственности в

Содержимое работы - 1 файл

kursovik.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Но в целом роль предприятий с иностранным участием в инвестициях и выпуске промышленной продукции пока не соответствует, ни потенциальным возможностям иностранного капитала, ни российским потребностям. В 1995 г. их доля составила в (%): в капиталовложениях - 2,8, общей промышленной продукции страны - 3, в том числе в пищевой - 5,7, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной - 5,2, топливной - 5, химической и нефтехимической - 4,3 легкой - 3,9, в машиностроении и металлообработке - лишь 2,3.

В ближайшие годы можно ожидать увеличения иностранных прямых инвестиций. Ряд крупных проектов начинает реализовываться в автомобилестроении, в производстве газоперекачивающих турбин, авиационных двигателей, безалкогольных напитков и пива, в табачной, целлюлозно-бумажной и некоторых других отраслях. Сферой особенно крупных инвестиций может стать разведка и добыча нефти и газа на шельфе Сахалина, в Сибири, на севере европейской части страны. В большинстве случаев речь идет о проектах, основанных на разделе продукции между сторонами. Они предусматривают осуществление инвестиций в общей сумме около 100 млрд. долл. в течение 15-20 лет. Значительная часть этих сумм пошла бы на закупку оборудования и материалов у российских предприятий, в том числе у простаивающих ныне военных заводов. Однако для этого наряду с общим улучшением инвестиционного климата необходимо внести поправки в действующее законодательство, чтобы закон о разделе продукции мог начать "работать" в полную силу, чтобы была гарантирована стабильность налогового режима.


6. Банковский капитал.

Очевидно, что этот вид иностранных инвестиции сулит немалые выгоды:
поступление дополнительных финансовых ресурсов, привнесение новейших технологий банковских операций, повышение надежности, культуры и скорости обслуживания клиентов, улучшение связи с мировыми финансовыми рынками. Но в отличие от большинства других отраслей допуск иностранных инвестиций в эту сферу в России с самого начала подлежал контролю (необходимость получения лицензии Центрального банка). И это не было дискриминацией, поскольку такой же порядок существовал для учреждения банков российскими деловыми кругами. Точно так же не носило дискриминационного характера требование к потенциальным инвесторам иметь высокую деловую репутацию.

На начальном этапе реформ законодательство не содержало каких-либо ограничений для деятельности банков с иностранными инвестициями, например, запрета на обслуживание резидентов - основного участка банковской работы, размеров номинального капитала, числа филиалов и т.п. Соответственно к лету 1993 г. около десятка крупных иностранных банков получили лицензии на право создания своих филиалов в России, в том числе и на обслуживание резидентов. Но затем лицензионный режим в отношении иностранцев претерпел изменения.

Одним из наиболее очевидных результатов реформ стало развитие частных коммерческих банков. К середине 1996 г. их число возросло почти с нуля до 2,5 тыс. Но по размерам своего акционерного капитала, объему привлекаемых ресурсов, числу филиалов, кредитоспособности, технике и опыту работы они, естественно, уступали банкам ведущих стран Запада. Содействие коммерческим банкам в укреплении их позиций, налаживании цивилизованных методов работы с клиентами, повышении их финансовой устойчивости стало одной из главных задач Центробанка. Но были приняты и протекционистские меры.

В марте 1993 г. установлен лимит иностранного участия в банковском капитале страны в размере 12%. Иностранные, а также совместные банки, в капитале которых иностранная доля превышала 50%, могли обслуживать лишь нерезидентов. У нескольких европейских банков, еще не приступивших к работе, были изъяты выданные ранее лицензии на обслуживание российских юридических и физических лиц. Жесткий режим дал свои результаты.

К концу 1995 г. в России имелось около 160 банков с иностранным участием. Однако только в 12 из них доля иностранного капитала составляла 100%, еще в 6 - более 50%. В остальных контрольные пакеты принадлежали российской стороне. Показательно. что в числе банков со 100%-ным участием иностранного капитала не было многих известных западных банков. Да и общая доля в капитале банков с иностранными инвестициями так и не достигла 12%-ной квоты, составляя примерно 10%. В общей численности банков в России она была еще меньше - около 6%.

Но, начиная с 1994 г. в политике России наметилась тенденция к ослаблению ограничений. Одной из причин стали возражения со стороны Европейского союза. Вопрос о российских ограничениях превратился в предмет длительного обсуждения в ходе подготовки нового крупномасштабного соглашения между ЕС и Россией - Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Оно было подписано в 1994 г. Исходя из готовности содействовать России в создании рыночной экономики, Евросоюз согласился с ее правом применять к смешанным и иностранным банкам лимиты максимального участия в совокупном капитале, ограничивать число филиалов и круг операций с резидентами. Но это право стало не безусловным, а договорным. В течение 5 лет Россия может сохранить (но не уменьшать) долю иностранного капитала в совокупном банковском капитале страны. В дальнейшем она обязана рассмотреть вопрос о ее увеличении. Лицензии европейским банкам, отобранные в 1993 г., были восстановлены с 1 января 1996 г.: отменены ограничения, введенные в 1993 г., хотя сохраняются некоторые более жесткие требования к деятельности банков с иностранным участием.

На политику России в отношении допуска иностранных банков стали воздействовать и новые внутренние факторы. Главным из них явилось укрепление российских банков, значительное увеличение их совокупного капитала, образование довольно большого числа "серьезных" банков уже и по мировым масштабам. В частности, 8 из них вошли в список 1 тыс. крупнейших банков мира. Свою роль сыграло и овладение ими современными методами ведения банковских операций, расширение числа зарубежных контрагентов, возможность обеспечения надежного обслуживания российских деловых кругов. Выявилось преимущество российских банков - более низкая стоимость обслуживания. Особенно нужно отметить, что у них возникла экономическая необходимость в создании собственных филиалов и дочерних банков за рубежом, в установлении более тесных форм сотрудничества с иностранными банками.

К началу 1996 г. свои филиалы за рубежом открыли 11 российских коммерческих банков. Еще 34 создали там свои представительства. Обращает, однако, внимание отсутствие филиалов в основных банковских центрах, например, в Лондоне или Нью-Йорке. Связано это с ограничительной политикой Великобритании и США. Опираясь на свое внутреннее законодательство, они пока не допускают учреждения филиалов или дочерних российских банков под предлогом отсутствия у них устоявшейся репутации. слишком короткого срока существования и исходя из сложившегося у них "имиджа" российских банков как нередко отмывающих "грязные деньги".

Трудности в открытии филиалов и создании дочерних банков российские банки встречают не только в Великобритании, но и в других странах Европейского союза. Все это говорит о том, что им придется приложить еще немало усилий, чтобы стать полноправными членами мирового банковского сообщества. В последние годы Россия ведет активную борьбу за облегчение доступа своих товаров на западные рынки и ликвидацию остатков дискриминационных ограничений периода холодной войны. Создание нормальных условий для доступа российских банков на западные рынки должно стать важным элементом этого курса при расширении сотрудничества с мировым банковским сообществом, в том числе и в России.

 

7. Портфельные инвестиции.

До недавнего времени в России понятие "портфельные инвестиции" включало в себя лишь небольшие пакеты акций предприятий (не более 10%), приобретенные иностранными инвесторами внутри страны. Повышению эффективности этой формы притока капитала содействовали разрешение иностранным инвесторам участвовать в приватизации государственных предприятий, хотя и с рядом ограничении, становление российского фондового рынка, организация торговли акциями примерно 200 крупнейших российских предприятий. Пришли в Россию и начали систематические интервенции на фондовом рынке многие известные американские, английские и другие инвестиционные фонды, специализирующиеся на портфельных вложениях в акции.

Вместе с тем термин "портфельные инвестиции" стал приближаться к более широкому понятию, принятому в международной практике. Основанием для этого послужил выход некоторых наиболее устойчивых российских предприятий в поисках иностранных инвестиций за пределы страны и размещение ими своих акций (или их заменителей) на фондовых рынках зарубежных стран, прежде всего в США, а также использование ими общепринятой в мире системы американских депозитарных расписок (АДР). Право выпуска АДР дает Комиссия США по ценным бумагам и валюте на основании обращения той или иной фирмы после изучения информации о положении ее дел. Затем акции депонируются в согласованном американском банке, а расписка (АДР) поступают на фондовые рынки, представляя соответствующее количество акций.

Первой из российских фирм этой возможностью воспользовалась крупнейшая нефтяная компания - "ЛУКойл". В конце 1995 г., пройдя необходимые процедуры, она привлекла путем выпуска АДР иностранные средства в размере 285 млн. долл. За ней последовал менее известный, но устойчиво работающий "Северский трубный завод". К середине 1996 г. готовились к выпуску АДР или уже начали соответствующие процедуры еще около десятка крупных российских фирм.

Завоевание международного авторитета позволило некоторым российским предприятиям приступить к привлечению средств с мировых фондовых рынков и путем выпуска на них своих облигаций. В частности, с помощью одного из французских банков начал размещение на мировом рынке своих краткосрочных облигаций на сумму около 100 млн. долл. московский "Столичный банк сбережений".

Еще более важно отметить решение России открыть для нерезидентов доступ на рынок государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Продажа этого типа ценных бумаг является главным средством неинфляционного финансирования дефицита бюджета. Из выпущенных Россией государственных ценных бумаг общей номинальной стоимостью на июнь 1996 г. в размере 14 трлн. руб. на ГКО приходилось 84%. Их достоинство состоит в том, что в нужный момент они позволяют быстро получить свободные денежные ресурсы с внутреннего российского рынка, недостаток же - в высокой стоимости.

Доходность по ГКО колеблется, но, как правило, превышает 60%, а в пиковые периоды может доходить и до 215% годовых и таких образом превращается в большое бремя для будущих бюджета. Для сравнения напомним, что коммерческие иностранные кредиты обходятся обычно в 9-12% годовых. Высокая доходность ГКО в сочетании с их надежностью ведет к тому, что некоторые коммерческие банки держат в этих облигациях до половины своих активов. Очевидно, что это отвлекает средства от производительного использования и усугубляет инвестиционные проблемы.

Одна из причин высокой стоимости ГКО для государства заключается в том, что этот рынок формально был закрыт для иностранных инвесторов, хотя отмечались факты их нелегальных операций через подставные российские фирмы. С февраля 1996 г. иноинвесторы официально допущены на рынок ГКО. Одновременно были приняты и некоторые меры предосторожности, чтобы исключить возможность дестабилизации рынка из-за резких колебаний спроса со стороны нерезидентов. Приобрести ГКО можно было только при посредстве российских загранбанков в Париже и Лондоне, на первичных аукционах, с обязанностью сохранять приобретенные бумаги до истечения их срока, без права перепродажи на вторичных рынках. Особенностью стало также ограничение уровня доходности (с помощью заключения специальных форвардных валютных соглашений с фиксированным курсом обратного обмена рублей) примерно тем уровнем, который существует для аналогичных операций на мировых рынках. Первоначально это было 25"',. в дальнейшем - 19% годовых.

Продажа ГКО нерезидентам за первый месяц операций составила 1,2 млрд. долл. Потом сумма начала снижаться. Потерпела неудачу попытка разместить ГКО на 0,5 млрд. долл. с помощью одного из известных западных инвестиционных банков.

В связи с этим в августе была упрощена процедура доступа нерезидентов на рынок ГКО. Теперь их можно приобретать в России через уполномоченные российские коммерческие банки (около 20). Нерезидентам разрешено принимать участие в торговле на вторичном рынке. Гарантируется свободный перевод прибылей. Но сохранился прежний, более низкий, чем для резидентов, уровень доходности. По существующим оценкам, новые меры должны были обеспечить приток иностранных средств в августе в размере 0,7 млрд., в сентябре - 1 млрд. долл. Одновременно приняты меры против нелегальных операций иностранных инвесторов.

Независимо даже от реакции на эти меры, очевидно, что избран правильный путь удешевления финансирования дефицита государственного бюджета. Он мог бы быть дополнен предоставлением аналогичных условий российским владельцам авуаров в инвалюте, в том числе мелким. При гарантиях надежности этих операций и их организации, например через систему Сбербанка РФ, государство, несомненно, могло бы привлечь многие миллиарды долларов, находящиеся на руках ("в чулках") у населения.

В целом, однако, использование ГКО для финансирования госбюджета при существующих ставках доходности на российском рынке чересчур обременительно. Было бы полезно постепенно уменьшать объем этих операций с российскими резидентами. О намерении такого рода было заявлено на заседании правительства РФ в июне 1996 г.

 

8. Сдвиги в структуре иностранных инвестиций.

Географическая структура. Структура иностранных инвестиций в РФ по странам сформировалась достаточно четко. Основными партнерами российских предприятий в СП являются фирмы из промышленно развитых стран. На них приходится 67,5% всех зарегистрированных на 1 февраля 1994г. СП и 83,2% инвестированного в них капитала. Наиболее активны по числу созданных СП компании США (872), Германии (674), Великобритании (361), Италии (320), Австрии (26), Финляндии (220). По доле в инвестициях наиболее заметны США (26,2%о общих инвестиций СП в РФ), Швейцарии (14,4%) и Австрии (14,3%).

Сравнительно меньшая доля СП приходится на партнеров из стран бывшего социалистического лагеря: 17,5% - по количеству и 4,5% - по величине инвестированного капитала.

Небольшие вложения приходятся на развивающиеся государства: 9,7% - по числу СП и 10,9% по величине вложенного капитала. Наименьшие число и вложения приходятся на страны, ранее входившие в состав бывшего СССР : 5,3 и 1,4% соответственно. Об этом, совсем новом для РФ феномене почти нет информации ни в прессе, ни в статистике, что крайне затрудняет его изучение.

Информация о работе Инностранные инвесторы