Инностранные инвесторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Национальные интересы весьма широкое понятие, которое охватывает целый комплекс экономических, политических и военных проблем. К. числу ключевых элементов обеспечения национальных интересов можно отнести обороноспособность, неуязвимость к внешней опасности, внутриполитическую стабильность, динамичный экономический рост. Очевидно, что механизм привлечения и использования иностранных инвестиций составляет лишь небольшую часть указанных проблем. Однако роль его весьма существенна, если учесть возможность приобретения иностранными инвесторами значительной собственности в

Содержимое работы - 1 файл

kursovik.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

В 90-х годах на мировых финансовых рынках сложился избыток спроса на инвестиции. Структура международных финансовых потоков для России и ее топливно-энергетического комплекса неблагоприятна. Объем предложения внешнего финансирования в добывающую промышленность развивающихся стран имеет объективно обусловленную тенденцию к снижению. Именно в этой, сужающейся группе потенциального инвестиционного предложения энергосырьевой комплекс России, нуждающийся в структурной и технологической перестройке и крупномасштабном ее финансировании, будет вести конкурентную борьбу за иностранные инвестиции.

Очевидно, что большинство ориентированных на энергетику фирм и финансовых институтов, в первую очередь нефтяной бизнес, будучи заинтересованными в стабильных внешних условиях для хозяйственной деятельности, предпочитают осуществлять свои зарубежные капиталовложения в странах традиционной нефтегазодобычи с устоявшейся экономико-правовой средой. Поэтому основные финансовые потоки в этой сфере продолжают идти в такие регионы, как Ближний и Средний Восток, Юго-Восточная Азия, Американский континент. Западные инвесторы предпочитают не подвергаться тому дополнительному риску, который связан для них с вхождением на совершенно новый, до недавних пор практически полностью закрытый для иностранных инвесторов российский нефтяной рынок, институциональная среда на котором далеко не всегда формируется в соответствии с тенденциями развития мирового рынка.

Энергетический сектор России в силу ряда причин крайне привлекателен для иностранных инвесторов.

В первую очередь - это огромная ресурсная база наших недр. Далее, издержки добычи углеводородов в нашей стране являются далеко не худшими по мировым стандартам. Квалификация и опыт работников в энергетике очень высоки, при сравнительно небольшой, по мировым меркам, зарплате. Безусловно, мощной притягательной силой обладает конверсионный потенциал военно-промышленного комплекса страны для производства нефтепромыслового оборудования. Таким образом, действует целая система противоположно направленных факторов, которая, с одной стороны, обусловливает заинтересованность потенциальных инвесторов в осуществлении капиталовложений в российскую энергетику. С другой стороны, существует столь же объективная группа факторов, которые удерживают инвесторов от крупных вложений.

Перераспределения финансовых потоков в пользу России можно было бы ожидать только после того, как в стране будет создан не менее благоприятный инвестиционный климат, чем в странах традиционной добычи нефти и газа. При "выравнивании" характеристик инвестиционной среды в России и других местах традиционной нефтегазодобычи определяющим для потенциальных инвесторов при выборе страны приложения капитала могут стать два основных фактора производства - труд и земля. Это может сыграть решающую роль для России, где сохраняются благоприятные природные условия в виде перспективной нефтегаз сносности российских недр и относительно высокой конкурентоспособности российских трудовых ресурсов. Однако, учитывая инерционность финансовых потоков на рынке долгосрочных инвестиционных проектов, выравнивание институциональных условий функционирования капитала в России и других странах окажется недостаточным для перераспределения финансовых потоков. Для этого, вероятно, потребуется создание в России не равных, а существенно более привлекательных условий в сравнении с основными конкурентами на мировом рынке инвестиций.

Пока же существует много неясных вопросов для иностранных инвесторов в отношении возможности капиталовложений в российский нефтегазовый сектор. Опросы, проведенные среди представителей американского и канадского бизнеса в первой половине 1993г., дали следующие результаты.

По мнению канадских экспертов, заметным тормозом на пути реальной инвестиционной активности и потенциального интереса к России является чрезвычайно высокий уровень налогообложения субъектов предпринимательской деятельности. Инвесторов, как правило, беспокоят три аспекта этой проблемы:

множественность налогов и других обязательных платежей, общее число которых, увеличиваясь, год от года, достигло в настоящее время как минимум 47 видов, взимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях, плюс местные налоги;

. высокие налоговые ставки индивидуальных платежей и совокупных изъятий. Так, доля налогов в цене сырой нефти в конце 1993г. составляла, по расчетам специалистов Минэнерго, 59%, 2/3 которых приходилось на долю "специальных" налогов, т.е. взимаемых с предприятий только энергосырьевых отраслей;

"антиэкономический" характер налогообложения, когда в большинстве случаев его объектом является не чистая прибыль, а валовая выручка предприятий, или же когда предприятию устанавливаются платежи в виде фиксированных денежных отчислений с единицы натуральной продукции, что зачастую приводит к ситуациям, когда сумма издержек и налоговых изъятий превышает 100%.

Наибольшее беспокойство вызывает у инвесторов порядок применения экспортного тарифа, введенного 1 января 1992г., величина которого, устанавливаемая как фиксированная ставка и составляющая сегодня 30 экю/т нефти, находится на уровне 1/3 от мировой цены. Особые проблемы введение экспортного тарифа вызвало у совместных предприятий, зарегистрированных до января 1992г., в период отсутствия в России экспортных квот. До принятия в первом чтении в июне 1994г. Закона "О нефти и газе" понятие "стабильность лицензионных соглашений" в общепринятом на Западе смысле в российском законодательстве отсутствовало. Поэтому введение экспортного тарифа не освободило от его уплаты предприятия, созданные до этого момента, что автоматически означало для них увеличение затратной сметы на 1/3 от мировой цены.

Инвесторы не удовлетворены состоянием российского правового режима. Они считают, что затянулась работа над законом, регулирующим деятельность в нефтегазовом комплексе. Требует также корректировки Закон "О недрах", в котором, в частности. необходимо легализовать прямые переговоры в дополнение к тендерам и аукционам, а также предусмотреть урегулирование споров в международном арбитраже, а не только в соответствующих российских инстанциях.

Канадские эксперты полагают, что процесс проведения переговоров по новым нефтяным проектам с участием иностранного капитала по-прежнему чрезмерно забюрократизирован. Самое главное, что отсутствует четкое разделение полномочий между центром, региональными и местными властями, а также руководством самих нефтедобывающих предприятий и объединений. Серьезное беспокойство вызывает проблема функционирования нефте- и газотранспортной системы, которая требует урегулирования на межгосударственном уровне.

Представители американских деловых кругов также указывают на широкий круг вопросов, остающихся неясными для иностранных предпринимателей в связи с возможностями инвестиций в российскую нефтегазовую промышленность.

Действующее в России правовое регулирование иностранных инвестиций разработано явно недостаточно. Во многих отношениях остается неясным распределение полномочий между центральными и местными органами государственной власти и управления. Отсутствует четкая информация о том, кто правомочен заключать контракты, а кто нет. Закон "О недрах" и Положение "О порядке лицензирования пользования недрами" хотя и упоминают в общей форме о концессиях, контрактах о разделе продукции и других общепринятых в мировой практике производственных соглашениях, не регламентируют их условий и порядка заключения. Это несоответствие в отношении «production sharing», устраняется сейчас подготовкой соответствующего пакета законов и нормативных документов.

Особенно актуальна в связи с долгосрочным характером инвестиций в разработку месторождений нефти и газа проблема правовых и финансовых гарантий. В этой связи дополнительную и весьма типичную для американских экспертов озабоченность вызывал тот факт, что членство России в Международном агентстве гарантирования инвестиций не утверждено парламентом, а также то, что Россия до сих пор не является членом Международной финансовой корпорации. Все это, по мнению экспертов, сужает возможности для предоставления гарантий.

В целом инвестиционный климат в России характеризуется неопределенностью и нестабильностью таких важных факторов, как налоговая система, режим внешнеторговых операций, валютное регулирование. При этом, так же как и канадские эксперты. американские специалисты отметили дестабилизирующую роль для инвестиционной деятельности американских фирм в России порядка введения и применения экспортного тарифа. Неожиданное его принятие в январе 1992г. поставило на грань банкротства несколько СП с участием американского капитала, а принятое в июле 1992г. распоряжение правительства об освобождении от уплаты этого тарифа СП. зарегистрированных до 1 января 1992г., "не выполняется, что создает у компаний неуверенность в завтрашнем дне".

На активность американских фирм отрицательно влияли и выходившие в свет акты исполнительной власти, которые содержали в себе различные "существенные нарушения российских законов". Список такого рода актов, приводимых американскими экспертами, достаточно широк.

 

1.2. Оценки рискованности инвестиций на территории России.

Устранение перечисленных проблем, список которых, безусловно, не является исчерпывающим, послужил бы мощным фактором стабилизации и уменьшения рискованности инвестиционного климата в России, который пока характеризуется как западными, так и отечественными экспертами повышенной степенью риска для потенциальных инвесторов.

В подготовленном американской исследовательской группой "Business Risk International" списке из 132 государств, "опасных" для инвестиций, СССР накануне своего распада в 1991г. занимал 58-е место. В рейтинг-листе стран, привлекательных для инвестиций, публикуемом журналом "Euromoney", в 1992г. Россия занимала 129-е место из 169, а в 1993г. - уже 149-е место. По мнению экспертов Торгово-промышленной палаты, Россия по сумме рисков (политический, финансовый и др.) располагается в интервале между 120-м и 140-м местом в мире. По оценке агентства "Economist Intelligence Unit", в первом квартале 1994г. коэффициент инвестиционного риска России был очень высок и составлял 90. По этому показателю из обследованных стран Россия уступала только Ираку с наивысшим коэффициентом 100. Таким образом, налицо не только низкий уровень привлекательности России как места вложения капиталов, но и устойчивое ухудшение инвестиционного рейтинга России в мировой "табели о рангах".

Опрос британских директоров, проведенный службой Гэллапа для консультантов по безопасности "Control Risks Group", показал, что Россия считается самым трудным местом для создания и ведения бизнеса. "Трудным регионом" ее назвали 55% опрошенных по сравнению с 47% сказавших то же самое об Африке и 46% - о Южной Америке. В отчете, опубликованном по результатам опроса, говорится, что политическая нестабильность в России сохранится на протяжении всего 1994г., а наибольшая угроза безопасности иностранного бизнеса исходит от растущей преступности. Таким образом, Россия попала в одну группу с такими зонами высокого риска, как Ангола, Южная Африка, Заир, Колумбия, Гаити, Папуа Новая Гвинея, Турция, Западный берег реки Иордан и Сектор Газа.

Независимое отечественное информационное агентство ЮНИВЕРС проводит поквартальный мониторинг рискованности предпринимательского климата в России. По данным этого агентства, количественная оценка факторов риска лежит в зоне между средними и худшими возможными его значениями по каждой из трех оцениваемых категорий рисков (социально-политический, внутриэкономический и внешнеэкономический). Наметившееся в последние полгода некоторое улучшение предпринимательского климата, во-первых , не дает оснований пока говорить об этом как об устойчивой тенденции. Во-вторых, такое улучшение происходит в зоне худших количественных оценок привлекательности предпринимательского климата по сравнению со значениями, зафиксированными в ходе первого обследования агентства в середине 1992г.

В настоящее время Россия считается относительно рискованной областью для инвестиций как с точки зрения общего риска (вне связи с конкретной сферой приложения капитала), так и риска, связанного с реализацией конкретных проектов в отдельных отраслях. В силу этого компании рассчитывают получить дополнительную премию за риск. При принятии фирмами решений об инвестициях обычно осуществляется расчет rate of return для каждой из инвестиций, который сравнивается с альтернативными вариантами. Проекты с высокой степенью риска требуют соответствующего rate of return на вложения.

Инвестиционная привлекательность российского ТЖ. Несмотря на низкий инвестиционный рейтинг России в целом и повышенную рискованность инвестиционных проектов в энергосырьевых отраслях, потенциальная притягательность нефтегазового сектора остается чрезвычайно высокой для иностранных инвесторов. По результатам регулярно проводимого английской группой Simon-Robert son опроса западных нефтяных компаний, Советский Союз, занявший 10-е место в обзоре 1990г. в списке стран с потенциально привлекательным для инвестиционной деятельности нефтегазовым сектором (в опросе приняли участие 58 компаний), переместился в этом списке на 2-е место в 1991г. (66 компаний) и удержался на нем (уже как СНГ) в обзоре 1992г. (72 компании), уступив в обоих последних случаях первую строчку списка только Индонезии.

В свою очередь, при анализе реальной ситуации необходимо определить минимально приемлемую для иностранных компаний норму прибыли на вложенные ими инвестиции в освоение российских месторождений. Основой прогнозных расчетов служит общая оценка степени благоприятности инвестиционного климата в принимающей стране. В данном случае фирма принимает во внимание как факторы объективного свойства, характерные для принимающей страны (размеры месторождении, продуктивность скважин, геологический риск, необходимые инвестиции и эксплуатационные расходы), так и субъективные факторы, зависящие от политических и экономических особенностей страны в рассматриваемый период (политический риск. финансовый риск, потребности в доходах, уровень технологии, стимулы для инвестиций, налоговая политика, отношение к инвестициям и разработкам, осуществляемым инофирмой).

По мнению фирмы "Shevron", большинство западных финансовых профессионалов сегодня рекомендовали бы rate of return на любые инвестиции в России/СНГ, значительно превышающую 25% вследствие следующих повышенных рисков:

      политический риск;

      экономический риск;

      законодательный риск;

      риск деловой обстановки;

      риск инфляции;

Информация о работе Инностранные инвесторы