Брак и развод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

Брак, как нравственно-правовые отношения между мужчиной и женщиной, на протяжении веков складывался под влиянием прежде всего веры. Именно вера определяла особенности брачных отношений народов России.

Содержимое работы - 1 файл

браки в российской империи.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)

 

     Запрещалось вступать в новый  брак во время существования  прежнего.

 

    3.3.4. Количество предыдущих браков.

 

     Запрещалось вступать в четвертый  брак.  Вступление в третий  брак мирянам не  запрещалось,  но священник своей властью налагал церковную епитимию. Третий брак запрещался псаломщикам.

 

 

 

3.3.5. Особые  случаи.

 

     Запрещалось вступать в брак  с безумными и сумасшедшими (безумными  считались лица, не имевшие здравого  рассудка от рождения; сумасшедшими считали тех, безумие которых произошло от случайных причин).

 

     На основании  церковных постановлений  запрещались браки монашествующих  и посвященных в иерейский  или диаконский сан после   его  принятия.  Лица,  стремившиеся  к священнослужительской степени, должны были сочетаться браком до совершения над ними рукоположения, а сочетавшиеся браком после совершения над ними рукоположения исключались из духовного звания.  Не могли получить священнослужительскую степень и  быть  в списке священного чина второбрачные, женатые на вдове или на разведенной с мужем по причине ее супружеской неверности. Чтецам и певцам-церковнослужителям  (а тем более соискателям священнослужительской степени) не разрешалось брать в жены иноверных.  Происхождение  невесты  от родителей не духовного звания не являлось препятствием к браку.

 

     В православной церкви  могли быть священнослужителями и неженатые, но они должны были быть старше 40 лет и вести безупречную жизнь. Вступать в новый брак запрещалось лицам, прежний брак которых был расторгнут судом по нарушению ими супружеской верности или по  неспособности их к брачному сожитию.

 

     Нижним чинам,  состоявшим на действительной обязательной  службе, запрещалось вступать  в  брак.  Им он был разрешен после ухода в запас или ухода в отставку.  Не запрещались браки нижним чинам, находившимся на службе в отдаленных военных округах,  вдовцам,  имевших детей и унтер-офицерам, продолжавшим службу сверх обязательного срока.

 

     Запрещалось вступать  в брак арестантам,  содержащимся  в исправительным арестантских  отделениях;  в течение курса   обучения  студентам духовных  академий и университетов,  питомцам ведомства Воспитательного дома до увольнения из него, за исключением сельских учителей, вступать в брак  которым  разрешалось после совершеннолетия с разрешения своего начальства.

 

 

 

3.4. Об оглашении и обыске.

 

     Желающий вступить  в брак должен предварительно сообщить приходскому священнику о своем имени, фамилии, состоянии (сословии) и чине, а также об имени,  фамилии и состоянии (сословии) невесты. После получения этих сведений и испытания жениха и невесты в знании основных истин христианской веры,  происходило оглашение, а если невеста принадлежала к другому приходу,  то в ее приходской церкви оглашение также происходило.  Смысл оглашения, т.е. опрос присутствовавших в церкви прихожан, состоял в выяснении препятствий к браку. Оглашение проводилось трижды.

 

     Все, кто имел сведения  о препятствиях к браку,  обязаны  были дать знать об этом  священнику не позже сделанного  в  церкви  последнего  из  трех оглашений.  Если жених  или невеста принадлежали к  другому христианскому вероисповеданию,  то оглашение производилось в приходской иноверческой церкви  и о результатах оглашения инославное духовное лицо сообщало официальным документом приходскому православному священнику. С 1900 г. это предбрачное свидетельство отменили.

 

     Если после оглашения никаких препятствий к браку не  оказывалось, то священнослужители составляли брачный обыск с точным соблюдением его формы. Если препятствие к браку объявлялось во время венчания, то священник останавливал  обряд и сообщал об этом местному архиерею,  который, если не мог разрешить препятствия к браку,  передавал их на рассмотрение Св. Синоду. Оглашение имело силу в течение двух месяцев после совершения последнего из трех оглашений,  так что,  если в этот период брак не совершен,  то при сохранении желания вступить в брак,  жених и невеста должны были пройти через повторное оглашение.  Хотя епархиальный архиерей имел власть разрешить венчание и без повторения оглашений. Набор документов для вступающих в брак менялся: так, с 1906 г. не требовалось обязательного  предоставления  исповедного свидетельства.  От разведенных требовалась копия указа Св.  Синода о расторжении прежнего брака (с 1888 г.).

 

 

 

3.5. Браковенчание.

 

     Местом совершения  православного брака являлась  церковь. Венчание вне церкви  допускалось лишь с особого в каждом случае разрешения архиерея.

 

     Представление о браке,  как о таинстве, предполагало  обязательное участие в обряде  священника.  Именно приходских  священник был законным совершителем  брака. Венчание военнослужащих  совершалось полковыми священниками. Венчать  не имели права монашествующие (за исключением случаев бракосочетания во время морских плаваний).

 

     Бракосочетание совершалось   в  присутствии двух или  трех свидетелей, диакона и церковнослужителей  по правилам и  обрядам  православной церкви. Посаженные  отец и мать играли определенную роль в браке,  они выбирались из наиболее почетных родственников или знакомых четы  вступающих в брак; при отсутствии у новобрачных родителей они благословляли их иконами перед отправлением их дома в церковь для венчания.  Их сажали на  самое почетное место в доме (отсюда и название - "посаженные"). Они имели право советовать и руководить семейными делами новобрачных. Обычай иметь при каждом браке посаженных отца и мать и для жениха, и для невесты очень древний и пришел в Россию из  Византии,  где посаженный отец назывался "отцом по духу".

 

     Венчание второбрачных  совершалось по особому чину.  Если один из вступающих в  брак был первобрачным,  то  венчание совершалось также   по чину первобрачных.  Каждый брак венчался отдельно; венчание нескольких браков одновременно не разрешалось. Сразу же после венчания брак записывался в приходскую метрическую книгу. Священник собственноручно должен был сделать отметки в паспортах или других документах о том, с кем именно, когда и в какой церкви совершено венчание.

 

     По уставу  церкви  венчание  полагалось совершать  после литургии. Были ограничения  во времени венчания:  в церковные  посты  -  с  кануна Рождественского  поста и во все дни праздника,  т.е. с 14 ноября (старый стиль) до 6 января;  от недели мясопустной до Фомина воскресенья; весь Петров пост,  т.е. от первого воскресенья после Троицына дня до 26 июня; весь Успенский пост,  т.е. с 1 по 15 августа; накануне однодневных постов среды и пятницы,  т.е. по вторникам и четвергам; накануне воскресного дня и двунадесятых праздников,  так как, на основании 90  прав. VI Вселенского  собора, церковное празднование каждого дня начинается с вечера предшествующего дня.  Не запрещалось, но не было принято совершать венчание накануне особо чтимых праздников:  Покрова Пресвятыя Богородицы - 1 октября,  Казанской Божией Матери - 22 октября, Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - 29 августа,  Святого Иоанна Богослова - 26 сентября,  святителя Николая Чудотворца -  9  мая;  накануне храмовых и  других чтимых местных приходских праздников,  а также дней восшествия на престол царей и их  коронования;  накануне  же  тезоименитств и рождений членов царствующего дома венчания не запрещались.

 

     Обручение с XVIII в. проводилось одновременно с венчанием[1].

 

 

 

3.6. О браках незаконных и недействительных.

 

     Законными и действительными  не признавались:  а)  брачные   союзы, совершенные по  насилию   или в сумасшествии одного  или обоих новобрачных; б) брачные  союзы лиц,  состоящих в близком ,  т.е.  в запрещенных церковными правилами степенях, кровном или духовном родстве или свойстве; в) брачные союзы лиц,  состоящих в других супружеских союзах, законно не  расторгнутых  духовным  начальством  их вероисповедания;  г) брачные союзы лиц, которым по расторжении брака запрещалось вступать в новый; д) брачные союзы лиц, не достигших возраста, определенного церковью для вступления в брак,  или же имеющих от роду более 80 лет, или вступившие в четвертый брак;  е) брачные союзы монашествующих, а также

 

посвященных уже в иерейский  или диаконский сан,  если они  пребывают  в этом сане; ж) брачные  союзы лиц православного исповедания  с нехристианами, если последние  после вступления в брак не  приняли  крещение  (с 1900 г.).      Дела о

 

законности и незаконности браков решали суды духовного ведомства. Если дела относились и к уголовному праву, и к церковному, то приговор уголовного суда предшествовал духовному.  На вступивших в заведомо противозаконный  брак не распространялась сила законов о давности.

 

     После признания незаконности  и недействительности браков  в метрических и обыскных книгах  делались отметки об этом и  об  осуждении  кого-либо из  супругов на постоянное безбрачие.

 

     Духовные лица,  совершавшие  незаконные и недействительный  браки, строго наказывались за это: их заключали в монастыри на срок от 3 до 6 месяцев и даже исключали из духовного звания.

 

 

 

3.7. Развод, прекращение брака.

 

     Церковь традиционно  придерживалась взгляда на брак, как единобрачие. Таким  образом с религиозной точки зрения не могло быть и вопроса о прекращении брака и о разводе.  Исповедуя этот взгляд на брак,  церковь, однако,  не  могла  не считаться как с человеческими слабостями, так и со злой волей людей.  По сложившемуся к XIX в. в России брачному законодательству брак  прекращался со смертью одного из супругов и оставшийся в живых мог вступить при отсутствии препятствий в новый брак.

 

     Случаи, в которых  происходило расторжение брака,  можно разделить на 2 категории:

 

     а) если один из супругов приговаривался к наказанию, связанному с лишением всех сословных прав,  то брак расторгался по просьбе  другого супруга. Но  брак  считался  прекратившимся лишь после согласия на его расторжение другого супруга и по решению епархиального суда о  расторжении брака.

 

     В случае безвестного  отсутствия в течение 5 лет  (этот  срок  был установлен  по  закону) покинутый супруг мог  подать просьбу о расторжении  брака;

 

     б) дела о разводе  по искам одной из сторон. Эти  дела представляли собой случаи о расторжении браков по неспособности одного из  супругов к брачной жизни и об оскорблении одним из супругов "чистоты брака прелюбодеянием". По искам о расторжении по неспособности браки  расторгались не  ранее трех лет,  при этом должна была быть доказана добрачная физическая неспособность одного из супругов.  По искам  о  расторжении браков по прелюбодеяниям доказательствами,  подтверждавшими факты прелюбодеяний, признавались показания очевидцев-свидетелей,  факты рождения детей вне законного союза,  а также совокупность всех улик,  устанавливавших наличие преступления.

 

     Браки православных  с  иноверцами  по искам супругов  расторгались только по решению  епархиального суда и с утверждением  Св. Синода. Дела о расторжении  браков, совершенных по обрядам инославных исповеданий, в случаях присоединения впоследствии одного из супругов  к  православию, были подсудны духовному суду православной церкви (с 1887 г.).

 

 

 

3.8. Документы о браке и разводе.

 

     Венечные памяти (знаменные  грамоты) в брачно-семейном праве являлись разрешением для заключения брака.  Выдавались они архиереями, соборными протопопами и церковными старостами на имя приходского священника на  руки вступающих в брак и этим обстоятельством объясняется то, что они почти не откладывались в  учрежденческих  архивах  и  являются редким источником.

 

     При заключении браков  взималось венечная пошлина,  с целью  учета которой в   духовных  правлениях велись специальные  книги венечных пошлин. Существенным  недостатком этого источника  являлось отсутствие указаний на возраст новобрачных и даты совершения обряда. В остальном они могут восполнить лакуны метрических книг о браке.

 

     Свое  существование   венечные  памяти и книги венечных  сборов закончили с отменой  Екатериной II венечных пошлин в 1765 г.[2]

 

     Брачным обыском назывался  письменный   акт,  совершенный   причтом церкви перед венчанием  с целью  установления  неродства   вступающих  в брак. Акты эти  были введены в 1765 г.[3] Их форма,  восходящая к венечным памяткам (венечная память или знамя - так в Древней Руси  назывался указ или разрешение на венчание брака,  дававшийся на имя священника, совершавшего обряд) Древней Руси, определилась к 1837 г. В конце XIX - начале XX вв. у брачных обысков появилось второе название - предбрачные свидетельства. Эти документы включали следующие сведения о вступающих в брак лицах:  фамилии,  имена,  отчества, возраст, сословие чин, семейное положение.  Брачные обыски заносились в  шнуровые  (обыскные) книги, которые скреплялись печатями духовных консисторий.

 

     Кроме брачных обысков  или предбрачных свидетельств,  при вступлении в брак были  необходимы и другие документы.  Эти документы, как правило,  собирались в делах приходских  церквей под названием "брачные  документы". Однако в практике  небольших приходских церквей нередко можно встретить  брачные  документы  в обыскных книгах.  В больших городских приходах брачные обыскные книги и книги брачных документов велись  отдельно.

 

     Полный набор документов, прилагаемых к обыску был следующим:

 

    - прошение о вступлении в брак;

 

     - разрешение начальства (с подписью и печатью);

 

     - свидетельство или  удостоверение о разрешении на  вступление в брак жениху,  выданное купеческой или мещанской  управой,  если он принадлежал  к этим сословиям;

 

     - паспорта, если жених или невеста были из другого прихода;

 

     - метрическое свидетельство  о рождении;

Информация о работе Брак и развод