Сравнительный анализ права хозяйственного ведения и права оперативного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 03:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является анализ гражданско-правовых норм, касающихся права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Для достижения поставленной цели были поставлены задачи, а именно: - Изучение понятий права хозяйственного ведения и права оперативного управления; - Изучение субъектов и объектов указанных прав; - Отграничение указанных прав друг от друга. Для раскрытия темы была определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, подразделяющихся на параграфы, и заключения. Название глав и параграфов отображают их содержание.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления, как особая разновидность вещных прав 4
§ 1.1. Особенности ограниченных вещных прав юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника 4
§ 1.2. Хозяйственное ведение и оперативное управление как особые вещные права 7
Глава 2. Реализация государственными и муниципальными органами права хозяйственного ведения и права оперативного управления 17
§ 2.1 Реализация государственными и муниципальными органами права хозяйственного ведения 17
§ 2.2 Реализация государственными и муниципальными органами права оперативного управления 29
Заключение 44
Библиографический список 45

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая по Гражданскому праву.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

Собственник устанавливает также и порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя его с самим предприятием (пункт 2 статьи 297 ГК РФ), что отличает его возможности от аналогичных возможностей по отношению к обычному унитарному предприятию, где он лишь «вправе получить часть прибыли» от использования унитарным предприятием его имущества.

Казенные предприятия  отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, а не только денежными  средствами (пункт 5 статьи 115 ГК РФ), ибо они все-таки являются производственными предприятиями, постоянно участвующими в имущественном обороте. Однако при недостатке у них имущества для погашения требований кредиторов Российская Федерация несет по их долгам дополнительную (субсидиарную) ответственность, что исключается для обычных унитарных предприятий – субъектов права хозяйственного ведения.

В составе имущества, находящегося у учреждения на праве  оперативного управления, может быть два вида имущества:

1) имущество, закрепленное  за учреждением собственником,  а также имущество, приобретенное за счет средств, выделенных ему по смете;

2) доходы, полученные  учреждением от деятельности, приносящей  доходы, предусмотренной его учредительными  документами, и приобретенное  за счет этих доходов имущество,  учитываемые на отдельном балансе.

Правовой режим указанных  видов имущества в части возможности  распоряжения им различен.

Согласно норме пункта 1 статьи 298 ГК РФ, учреждение вообще лишено права распоряжения имуществом первого вида, что находится в противоречии с понятием права оперативного управления, содержащегося в статье 296 ГК РФ. Более правильным было бы предоставление учреждению права распоряжения данным имуществом с согласия собственника, как это сделано в отношении казенного предприятия.

Согласно норме пункта 2 статьи 298 ГК РФ, учреждение вправе самостоятельно распоряжаться имуществом второго вида, если, разумеется, таковое у него имеется. В этом случае правовой режим данного имущества значительно приближен к режиму, свойственному праву собственности.

Статья 298 ГК РФ конкретизирует содержание права оперативного управления на закрепленное за учреждением имущество, в чьей бы собственности это учреждение ни находилось.

По общему правилу  учреждение даже с согласия собственника не может распоряжаться (сдавать  в аренду, предоставлять в залог, продавать и т.п.) имуществом, как закрепленным за ним собственником, так и приобретенным за счет средств, выделенных собственником по смете. Оно вправе использовать только денежные средства, выделенные по смете, причем в строгом соответствии с их целевым назначением.

Из общего правила  существует ряд исключений. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона РФ от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшее учебное заведение вправе выступить в качестве арендодателя закрепленного за ним имущества. В частности, государственные и муниципальные высшие учебные заведения вправе сдавать такое имущество в аренду без права выкупа с согласия ученого совета высшего учебного заведения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе18. При этом получение какого-либо согласия собственника на эти действия не требуется.

Иной характер носит  право учреждения на доходы, полученные от разрешенной в соответствии с  учредительными документами деятельности, а также на имущество, приобретенное на эти доходы. Такое имущество учитывается на отдельном балансе учреждения и не может быть изъято у него решением комитетов по управлению имуществом или других государственных или муниципальных органов, в том числе, когда оно используется не по назначению. Эта норма по объему и характеру правомочий приближает данное право к праву хозяйственного ведения.

ГК РФ исключает возможность заключения каких-либо договоров между собственником имущества и учреждением о передаче последнему государственного (муниципального) имущества в оперативное управление. В соответствии со статьёй 14 Закона о некоммерческих организациях учредительными документами для учреждения могут служить лишь решение собственника о его создании и устав. Поэтому попытки отдельных комитетов по управлению имуществом вновь, уже после вступления в силу ГК РФ, навязать практику заключения подобных договоров с учреждениями являются противозаконными.

Учреждение вправе отказаться заключить такой договор, а если он все же был заключен - обратиться в суд с иском о признании условий договора, ограничивающих его правоспособность, ничтожными.

Учреждение в соответствии с прямым указанием пункта 1 статьи 298 ГК РФ вообще лишено права распоряжения, в том числе и отчуждения любого закрепленного за ним имущества, если только речь не идет о денежных средствах, расходуемых им по смете в строгом соответствии с их целевым назначением (а также о сделках дарения вещей, совершаемых с согласия собственника имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 576 ГК РФ). Таким образом, учреждение по общему правилу даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним как движимое, так и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Кредиторы учреждений могут  требовать обращения взыскания  не на все имущество этих юридических лиц, а только на находящиеся в их распоряжении денежные средства. При недостаточности последних для погашения обязательств к дополнительной (субсидиарной) ответственности привлекается собственник-учредитель. Таким образом, можно говорить о том, что имущество учреждений, за исключением имеющихся у них денежных средств, забронировано от взыскания кредиторов. Это ограничение имущественной базы ответственности учреждений является прямым следствием весьма ограниченного характера предоставленных им как некоммерческим организациям прав участия в имущественном обороте.

Особенностью правового положения учреждения как финансируемой собственником некоммерческой организации является возможность осуществления им «приносящей доходы» (т.е. предпринимательской) деятельности в соответствии с учредительными документами, т.е. с закрепленным в них разрешением собственника. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в «самостоятельное распоряжение» учреждения и учитываются им на отдельном балансе (пунктом 2 статьи 298 ГК РФ). Данное правило закона обусловлено широко встречающимися в практике недостатками финансирования собственниками, прежде всего публичными, всех необходимых потребностей созданных ими учреждений. Этим и вызвана необходимость более широкого участия учреждений – несобственников в имущественном обороте в роли, весьма близкой к роли унитарных предприятий. В связи с реализацией указанной возможности учреждение получает два вида имущества, закрепленных за ним на разном правовом режиме и даже по-разному оформленных. Одна часть имущества учреждения, полученная им от собственника по смете, находится у него на праве оперативного управления. Другая часть, «заработанная» самим учреждением и учитываемая на отдельном балансе, поступает в его «самостоятельное распоряжение», которое, по сути, является правом хозяйственного ведения.

Это означает, что данным имуществом учреждение самостоятельно отвечает по долгам, возникшим в  связи с его участием в приносящей доходы деятельности. В таких отношениях не должны применяться ограничения, касающиеся возможности обращения взыскания по долгам учреждения только на его денежные средства, но отсутствует и субсидиарная ответственность учредителя-собственника. Объектом взыскания кредиторов учреждения здесь, следовательно, может быть любое имущество, полученное учреждением от участия в указанной деятельности и обособленное прежде всего для этих целей на отдельном балансе.

В пункте 1 статьи 299 ГК РФ содержится диспозитивная норма права, в соответствии с которой право хозяйственного ведения или право оперативного управления возникает у унитарного предприятия или учреждения с момента передачи ему имущества, являющегося объектом указанных прав, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Понятие передачи имущества дается в статье 224 ГК РФ. Как видно из приведенной нормы, заключение договора между собственником и обладателем права хозяйственного ведения или права оперативного управления в отношении передаваемого имущества не предусматривается, хотя и не исключается, если на то будет проявлена воля со стороны собственника имущества. Определен момент возникновения права хозяйственного ведения или права оперативного управления при создании унитарного предприятия или учреждения. По общему правилу, имущество становится предметом названных прав не с момента принятия собственником решения о его закреплении, а с момента передачи имущества предприятию или учреждению.

В пункте 2 статьи 299 ГК РФ предписывается, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления распространяются на плоды, продукцию и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также на имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям. При этом применяется порядок, установленный для приобретения права собственности. Изложенное позволяет сделать общий вывод о том, что унитарные предприятия и учреждения лишены права быть собственниками какого-либо имущества, находящегося в их владении, пользовании и распоряжении. На практике факт закрепления государственного или муниципального имущества на балансе унитарного предприятия или учреждения признается передачей имущества и создает презумпцию наличия у этих юридических лиц одного из рассматриваемых прав. Аналогичное правило должно действовать в отношении учреждений, создаваемых иным собственником. При этом необходимо учитывать следующее:

а) из законодательного или  иного правового акта либо из решения  собственника может следовать, что  имущество предоставлено предприятию (учреждению) временно с условием последующего возврата собственнику либо для передачи другому лицу, либо для иных целей, не связанных с закреплением данного имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В этом случае момент перехода имущества предприятию (учреждению), а также характер прав на него определяются законодательным (иным правовым) актом или решением собственника;

б) норма носит диспозитивный  характер. Это означает, что законом, иными правовыми актами или решением собственника может быть установлен иной момент перехода имущества в хозяйственное ведение или оперативное управление организации.

В пункте 3 статьи 299 ГУ РФ устанавливается общее правило о том, что прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления производится по основаниям и в порядке, предусмотренным для прекращения права собственности. Помимо этого таковое может быть произведено и по решению собственника при условии, что оно имеет правомерный характер. Определен момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления после создания предприятия (учреждения), т.е. в процессе их хозяйственной деятельности. Этот момент определяется по общим правилам перехода права собственности. При этом имущество, приобретенное унитарным предприятием за счет своей прибыли, остается государственной (муниципальной) собственностью и не может безвозмездно передаваться в собственность трудового коллектива предприятия.

Право хозяйственного ведения  или оперативного управления имуществом прекращается по общим нормам о прекращении права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества по решению собственника (пункт 2 статьи 296 ГК РФ).

В случае приватизации предприятия  право хозяйственного ведения прекращается вместе с правом государственной  или муниципальной собственности. Выкуп приватизируемым предприятием занимаемого им нежилого помещения является основанием для прекращения права хозяйственного ведения государственного (муниципального) предприятия, на балансе которого помещение находилось.

 

Заключение

 

Итак, право хозяйственного ведения и право оперативного управления применимы как разновидность  вещных прав к имуществу, находящемуся в муниципальной (казенной) собственности.

На праве хозяйственного ведения имущество принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых Гражданским кодексом и иным действующим законодательством. Государственное предприятие владеет чужим имуществом, собственником которого является государство.

На праве оперативного управления имущество принадлежит казенным предприятиям, а также учреждениям в отношении закрепленного за ними имущества. В отличие от унитарных и казенных предприятий, учреждение может быть как государственной, так и негосударственной организацией, поскольку собственником учреждения может быть любое лицо.

Особое внимание надо обратить на то, что плоды, продукция  и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении  или оперативном управлении, а также имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, являются собственностью собственника предприятия (учреждения) и поступают лишь в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения.

Вещные права государственных  и муниципальных предприятий  подлежат защите наравне с правом собственности, в том числе и  от незаконных действий самого собственника.

Отличия права хозяйственного ведения и права оперативного управления заключаются в следующем:

Основные  характеристики

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления

Субъекты вещного права

Государственные и             
муниципальные унитарные       
предприятия (ст. ст. 114,     
294 ГК РФ)

Государственные и муниципальные    
унитарные предприятия (казенные    
предприятия) и учреждения          
(частные учреждения, бюджетные и   
автономные государственные или     
муниципальные учреждения)          
(ст. ст. 115, 120 ГК РФ)         

Собственник имущества

РФ, ее субъекты и             
муниципальные образования     
(ст. 114 ГК РФ) 

РФ, ее субъекты и муниципальные    
образования (ст. 115 ГК РФ), а     
также физические и юридические     
лица (ст. 120 ГК РФ)      

Правомочия субъектов  в отношении переданного им имущества 

Распоряжение движимым         
имуществом без согласия его   
собственника.                 
Распоряжение недвижимым       
имуществом с согласия         
собственника имущества (п. 2  
ст. 295 ГК РФ) 

Распоряжение имуществом с          
согласия его собственника.         
Если в соответствии с              
учредительными документами         
учреждению предоставлено право     
осуществлять приносящую доходы     
деятельность, то доходы,           
полученные от такой деятельности,  
и приобретенное за их счет         
имущество поступают в              
самостоятельное распоряжение       
учреждения (ст. 298 ГК РФ).        
Казенное предприятие               
самостоятельно реализует           
производимую им продукцию (п. 1    
ст. 297 ГК РФ) 

Права собственника в  отношении имущества

Собственник имеет право на    
получение части прибыли от    
использования имущества,      
переданного в хозяйственное   
ведение (п. 1 ст. 295 ГК РФ)

Собственник имущества  вправе       
изъять лишнее, неиспользуемое      
либо используемое не по            
назначению имущество и             
распоряжаться им по своему         
усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).   
Собственник вправе распределять    
доходы казенного предприятия       
(только для казенных предприятий)  
(п. 2 ст. 297 ГК РФ)  

Ответственность собственника

Если несостоятельность        
(банкротство) унитарного      
предприятия вызвана           
действиями собственника       
переданного ему имущества,    
то на него в случае           
недостаточности имущества     
предприятия может быть        
возложена субсидиарная        
ответственность по его        
обязательствам (п. 7 ст. 114  
ГК РФ)           

Собственник несет субсидиарную     
ответственность по обязательствам  
такого предприятия при             
недостаточности имущества (п. 5    
ст. 115 ГК РФ). Указанное правило  
не распространяется на             
учредителей автономного            
учреждения 

Информация о работе Сравнительный анализ права хозяйственного ведения и права оперативного управления