Вещи как объекты гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – ознакомиться с сущностью вещей как объекта гражданских правоотношений.
Цель данной работы определила ряд задач:
 рассмотреть понятие вещей как объекты гражданских прав;
 изучить классификации вещей.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие вещей как объекты гражданских прав 5
2. Классификация вещей 9
2.1 Юридическая классификация вещей 9
2.2 Движимые и недвижимые вещи 11
2.3 Делимые и неделимые вещи 14
2.4 Иные виды вещей 21
Заключение 25
Список использованных источников 26

Содержимое работы - 1 файл

Вещи как объекты гражданских правоотношений. Классификация вещей.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Вещи представляют собой, во-первых, непосредственно материальные объекты внешнего мира, чем отличаются от других видов объектов гражданских прав, которые в своем непосредственном виде выступают в качестве идеальных объектов. Во-вторых, вещи - статичные объекты (в отличие от, например, динамичных работ и услуг), по своей природе они являются результатом природных или социальных процессов (тогда как, например, информация является характеристикой и этих процессов, и самих вещей). В-третьих, вещи способны непосредственно удовлетворить материальные потребности человека (что не по силам ни одному другому объекту гражданских прав).

Предметы, не обладающие полезными качествами либо полезные свойства которых еще не открыты людьми, а также предметы, недоступные людям на данном этапе цивилизации (например, космические тела), объектами гражданско-правовых отношений не выступают. Иными словами, статус вещей приобретают лишь материальные ценности, то есть материальные блага, полезные свойства которых осознаны и освоены людьми В-четвертых, вещи имеют денежную оценку.

Естественные свойства вещей могут обусловить различное правовое регулирование отношений людей по поводу вещей. Поэтому юридическая классификация вещей часто основана на их естественных свойствах. Вместе с тем придание вещам того или иного правового значения зависит и от их общественной функции, которая изменяется со временем и определяется задачами современного периода. Основным признанием вещей считается удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, а также государственных и муниципальных образований. Вещи, недоступные человеку и обществу для использования в указанных целях, например небесные тела, не могут признаваться объектами гражданских прав.

Итак, в данном пункте мы рассмотрели юридическую классификацию вещей как объектов гражданских правоотношений. Мы определили, что перечень объектов гражданских прав объединяется в четыре группы, это:

             имущество;

             действия;

             результаты интеллектуальной или творческой деятельности;

             нематериальные блага.

Мы пришли к выводу, что статус вещей приобретают только материальные ценности, то есть материальные блага, чьи полезные свойства осознаны и освоены людьми. Таким образом, естественные свойства вещей могут обусловить правовое регулирование отношений людей по поводу вещей.

В следующем пункте мы обратимся к движимым и недвижимым вещам.

2.2 Движимые и недвижимые вещи

Важное юридическое значение имеет деление вещей на движимые и недвижимые (ст. 130 ГК). К недвижимости закон относит земельные участки, участки недр и все вещи, прочно связанные с землей, т.е. неотделимые от нее без несоразмерного ущерба их хозяйственному назначению (жилые дома и другие здания и сооружения, многолетние насаждения и леса, обособленные водные объекты и т.п.). К недвижимым вещам закон может отнести и иное, аналогичное по сути имущество.[9] Так, жилищное законодательство относит к объектам недвижимости квартиры и иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания (ст. 1 Закона об основах федеральной жилищной политики).

Поскольку такие объекты неотрывны от места их нахождения, а сделки с ними могут совершаться и в другом месте, приобретателям и другим участникам оборота необходимо точно знать правовое положение конкретного объекта (например, не находится ли этот дом или земельный участок в залоге, имеются ли у кого-либо права пользования им и т.д.), так как это влияет на цену и другие условия сделок. Узнать все это можно по результатам специальной государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с нею, которая предусмотрена законом ст. 131 ГК.

Такая регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством (публичной властью) возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимость и служит единственным доказательством существования зарегистрированных прав. Эти права могут быть оспорены только в судебном порядке.

Государственной регистрации подлежат вещные права, а также права аренды и доверительного управления и сделки с земельными участками, участками недр или обособленными водными объектами, лесами и многолетними насаждениями, зданиями, сооружениями, жилыми помещениями, предприятиями и кондоминиумами как имущественными комплексами. Регистрация осуществляется учреждениями юстиции по регистрации прав на недвижимость в Едином государственном реестре и удостоверяется выдачей свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимость. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимость, имеют открытый характер и могут быть предоставлены любому лицу по любому объекту недвижимости. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд. С другой стороны, отсутствие обязательной государственной регистрации некоторых тесно связанных с землей объектов, например незавершенного строительства, порождает сомнения в их юридической природе как недвижимости. Таким образом, к недвижимым по общему правилу относятся вещи, прочно связанные с землей не только физически, но и юридически, поскольку их использование по прямому назначению невозможно в отсутствие каких-либо прав на соответствующий земельный участок. Государственную регистрацию прав на недвижимость, имеющую гражданско-правовое значение, не следует смешивать с кадастровым и иным техническим учетом (инвентаризацией) отдельных видов недвижимости, имеющей фискальное или иное публично-правовое значение. Такая регистрация или учет осуществляются наряду с государственной регистрацией прав на недвижимость (п. 2 ст. 131 ГК), однако не имеют правопорождающего значения и не влияют на действительность совершенныхсделок.[10]

Государственная регистрация недвижимых вещей и сделок с ними составляет основную особенность их правового режима. Эта особенность вызвана прежде всего юридическими причинами, а не только естественными свойствами данных объектов оборота. В связи с этим закон распространяет режим недвижимости на некоторые объекты, «движимые» в естественно-физическом смысле, например на воздушные и морские суда и космические объекты (они подлежат государственной регистрации в особых реестрах в соответствии со специальными правилами).

Действующий гражданский закон в большинстве случаев не требует нотариальной формы сделок с недвижимостью наряду с их государственной регистрацией, ибо это без необходимости усложнило бы процедуру их совершения и привело бы к неоправданным дополнительным затратам для участников. Вместе с тем во многих ситуациях он предусматривает и иные особенности правового режима недвижимости в сравнении с движимыми вещами (например, при обращении взыскания на заложенное имущество, при определении объема правомочий унитарных предприятий на закрепленное за ними имущество публичного собственника и др.).

Не относятся к недвижимости (и, следовательно, не требуют регистрации своего правового состояния) вещи, хотя и обладающие значительной ценностью, но не связанные с землей и не признаваемые в качестве недвижимости законом. Например, при продаже «дома на снос» объектом сделки в действительности является не дом, а совокупность стройматериалов, из которых он состоит, и которая сама по себе не имеет связи с землей. Все это - движимые вещи. Как указывает закон, движимыми признаются любые вещи, не отнесенные им к недвижимости (п. 2 ст. 130 ГК). Законом может быть установлена государственная регистрация сделок с определенными видами движимых вещей (п. 2 ст. 164 ГК), например с некоторыми ограниченными в обороте вещами. В этом случае она имеет правопорождающее значение и влияет на действительность соответствующих сделок (хотя и не превращает движимые вещи в недвижимые, ибо последние должны быть признаны в этом качестве законом). Ее также не следует смешивать с технической регистрацией некоторых движимых вещей, например автомототранспортных средств или стрелкового оружия в соответствующих органах внутренних дел. Такая регистрация может влиять лишь на осуществление гражданских прав (например, запрет эксплуатации автомобиля владельцем, не зарегистрированным в этом качестве в органах Государственной автомобильной инспекции), но не на их возникновение, изменение или прекращение (в частности, на право собственности на автомобиль) [11],[12]

Итак, в данном пункте мы ознакомились с движимыми и недвижимыми вещами. Мы выяснили, что к недвижимости по закону относятся земельные участки, участки недр и все вещи, которые связанны с землей, т.е. неотделимые от нее без несоразмерного ущерба их хозяйственному назначению.

Мы пришли к выводу, что государственная регистрация недвижимых вещей и сделок с ними составляет основную особенность их правового режима. Мы выяснили, что к недвижимости не относятся вещи, хоть и обладающие значительной ценностью, но не связанные с землей и не признаваемые в качестве недвижимости законом.

В следующем пункте мы обратимся к делимым и неделимым вещам.

2.3 Делимые и неделимые вещи

В соответствии со ст. 133 ГК РФ делимой признается вещь, которая может быть разделена без изменения ее назначения, а неделимой - та, которая таким образом разделена быть не может (напр., зерно и уголь - вещи делимые, а телевизор и автомобиль - неделимые). Делимость приобретает правовое значение главным образом применительно к разделу общей собственности. Так, в случаях, когда общая собственность является долевой, любой из сособственников вправе требовать выдела своей доли в натуре. Однако если вещь неделима, она передается одному из них, а остальным выплачивается соразмерное вознаграждение в деньгах. Делимость (неделимость) вещи определяет долевой (солидарный) характер обязательства, возникающего по поводу этой вещи (см., напр., ст. 322 ГК)2 .

По мнению юристов действующее законодательство определяет неделимую вещь как вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения (абз. 1 ст. 133 ГК РФ). Из чего по правилам формальной логики следует, что делимая вещь - это вещь, раздел которой в натуре возможен без изменения ее назначения. Таким образом, легальным критерием, позволяющим отличить делимые вещи от вещей неделимых, выступает их способность служить своему первоначальному назначению после ее раздела в натуре, т.е., как пишет Ю.В. Петровичева, возможность «их целевого использования в соответствии с имеющимися у них (заданными им) свойствами». Именно такого толкования статьи 133 ГК РФ придерживаются судебные инстанции. Делимая вещь «разделяется в натуре так, что любая из ставших самостоятельными частей может быть использована по прежнему хозяйственному назначению, т.е. выполнять ту же функцию, что и вещь в целом». Добавим, что под указанным в настоящей статье назначением вещи необходимо понимать обычное хозяйственное назначение той или иной неделимой вещи. Впрочем, в литературе можно встретить и иные мнения по поводу того, какой признак делимости вещи установлен действующим законодательством. Так, Н.А. Шебанова считает, что «критерием признания вещи делимой или неделимой служит оцениваемая гражданским оборотом способность  или неспособность составных частей вещи приобретать самостоятельную ценность», т.е., продолжает автор, «юридически делимы только те из них (вещей. - Е.Е.), которые можно разложить на такие однородные части, общая ценность которых была бы не меньше ценности целой вещи. Эти части должны сохранять и продолжать существо целого, не теряя ценности, которой это целое обладало. Если подобное деление вещи невыполнимо, то вещь признается юридически неделимой». Похожей позиции придерживается М. Пискунова, называющая среди прочих критериев делимости вещи «сохранение частями материальной ценности вещи, в том числе удобства в пользовании». С некоторыми оговорками на ценность как критерий делимости вещей указывает также А.П. Сергеев. Но именно такого признака делимости вещи статья 133 ГК РФ как раз и не устанавливает. Определенной ценностью будут обладать и части неделимой вещи, если бы раздел таковой все же состоялся, напротив, назначение данной вещи ввиду этого было бы изменено. Думается, авторы указали на ценность под влиянием абзаца 2 п. 3 ст. 252 ГК РФ и официального разъяснения к нему, на которых далее мы обязательно остановимся. Пока же достаточно отметить, что в них говорится не столько о признаках неделимой вещи, сколько об особенностях раздела имущества, находящегося в долевой собственности, и выдела доли из него, что не одно и то же. Сам же вопрос о введении такого критерия видится нам отнюдь не праздным, о чем подробнее также будет сказано ниже. Конкретных правовых последствий признания вещи неделимой абзац 1 ст. 133 ГК РФ не устанавливает. Абзац 2 этой статьи лишь содержит отсылочную норму о том, что ее положения распространяются на случаи раздела и выдела доли из имущества, находящегося в долевой собственности, а также раздела имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. ст. 252 и 258 ГК РФ). Представляется, здесь есть все основания упрекнуть законодателя в излишнем лаконизме. Ведь очевидно, что исходя из действующей формулировки статьи 133 ГК РФ довольно сложно понять то, каким образом оба ее абзаца логически связаны между собой, и исходя из этого собственно определить ее смысл и сферу действия. Правовые же последствия квалификации вещи в качестве неделимой логически очевидны. Признание вещи неделимой влечет за собой определенные правовые последствия - часть ее не может быть предметом самостоятельных гражданских прав. Помимо этого законодатель, говоря о невозможности раздела вещи в натуре, прямо указал лишь на естественную неделимость вещи. По поводу же неделимости законной он ограничился отсылочный нормой абзаца 2 ст. 133 ГК РФ, а о неделимости договорной умолчал вовсе.

Наконец отметим также, что действие статьи 133 ГК РФ распространяется не только на указанные в ней случаи, но и на другие положения Гражданского кодекса РФ и иных нормативных актов (см. ниже), перечислять которые, конечно, хотя и не стоит, но указать на данное обстоятельство, безусловно, необходимо.

Рассмотрим естественную, законную и договорную неделимость вещи подробнее и как итог, с учетом отмеченных выше неточностей настоящей статьи, предложим ее новую редакцию.

Выделение категории неделимых вещей, - пишет М.М. Валеев, - представляет собой классический пример правового режима, опирающегося не столько на природные свойства вещи, сколько на потребности оборота», поэтому Гражданский кодекс РФ, «говоря о неделимых вещах, прежде всего опирается на экономический критерий». В самом деле, хотя законная неделимость вещи (неделимость по закону) иногда совпадает с ее естественной неделимостью, все же основная роль ее сводится к воспрепятствованию раздела вещи в экономическом плане. Правовой институт законной неделимости вещи известен российскому законодательству давно. Как пример из истории приведем Указ о единонаследии, который вводил запрет на раздел недвижимости, в объяснение чего в нем разъяснялось, что «разделением имений после отцов детям… великий есть вред в государстве нашем как интересам государственным, так и подданным и самим фамилиям падение». Недвижимость по данному Указу могла передаваться только целиком и соответственно исключительно одному наследнику, другим же наследникам предлагалось «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим» [13].

Тем самым данный Указ «завершил длительный процесс сближения правового режима поместий и вотчин, уравняв их в этом отношении и объединив в единой категории недвижимых вещей, к которым были отнесены также дворы и лавки. Одновременно он существенно ограничил имевшую место ранее свободу распоряжения недвижимостью, запретив, в частности, ее дробление при передаче по наследству». Здесь самое время остановиться и сделать следующее замечание: как было видно выше и как будет все более ясно далее, правильнее будет говорить не столько о законной неделимости вещи, сколько о законной неделимости имущества. Так, действующее законодательство понятий законной неделимости или неделимости вещи по закону не содержит, но в пункте 4 ст. 244 ГК РФ говорится об имуществе, которое не подлежит разделу в силу закона. Непосредственно же сами ограничения на раздел имущества по действующему законодательству многочисленны и многообразны.

Например, пункт 3 ст. 37 и п. 1 ст. 113 ГК РФ закрепляет презумпцию нераздельности (неделимости) имущества подопечного и унитарного предприятия соответственно. Кроме указанных в самой статье 133 ГК РФ случаев, она также применяется при разделе имущества, находящегося в совместной собственности (ст. 254), исполнении обязательства по частям (ст. 311), исполнении солидарного обязательства(ст. 322), установлении солидарной ответственности залогодателей (п. 2 ст. 353), установлении солидарной ответственности двух и более подрядчиков (п. 1 ст. 707), определении порядка пользования неделимой вещью, переданной по наследству(п. 2 ст. 1122), а также при определении преимущественного права на неделимую вещь при разделе наследства (ст. 1168). Заметим, что приведенный перечень не претендует на абсолютную полноту, просто в указанных случаях необходимость применения статьи 133 ГК РФ наиболее очевидна. Среди положений других нормативных актов, непосредственно связанных со статьей 133 ГК РФ, по которому часть имущества, раздел которого в натуре невозможен без изменения его назначения (неделимая вещь), не может быть самостоятельным предметом ипотеки. Так, суд обоснованно отказал в признании незаконным решения учреждения юстиции об отказе в государственной регистрации договора ипотеки, предметом которого являлась часть площади в принадлежащем залогодателю на праве собственности одном складском помещении.[14]

Информация о работе Вещи как объекты гражданских правоотношений