Аудио- и видео записи как современные доказательства в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - дать краткую характеристику аудио- и видеозаписям как новым средствам доказывания в гражданском процессе, обозначить проблемы, возникающие в ходе использования их при рассмотрении и разрешении гражданских дел, и предложить варианты их устранения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Аудио- и видеозаписи как средства доказывания………………….5
1.1. . Выделение аудио- и видеозаписей в качестве самостоятельных
Доказательств………………………………………………………………...5
1.2. Место аудио- и видеозаписи в системе доказательств……………….11
2. Исследования аудио- и видеозаписи в гражданском процессе…....15
2.1. Основания применения аудио- и видеозаписи в качестве доказательств………………………………………………………………...15
2.2. Воспроизведение аудио- и видеозаписи………………………………21
2.3. Хранение и возврат аудио и видеозаписи……………………………..23
Заключение………………………………………………………………….25
Библиографический список…

Содержимое работы - 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

      Второе  обстоятельство - необходимость защиты общественных интересов и принятие мер против возможной идентификации  посторонних лиц.

        Понятие "общественные интересы" не определено российским законодательством, следовательно, вопрос о возможности скрытой записи в связи с общественной необходимостью будет решаться судом в каждом конкретном случае.

      Третье  обстоятельство – решение суда о  демонстрации материалов. В последнем  случае, когда допускается распространение материалов, сделанных скрытой записью, речь идет только о демонстрации, т.е. о публичном исполнении.

      Кроме того, необходимо иметь в виду, что  в ст. 185 ГПК предусмотрено применение тех же мер по охране тайны частной  жизни при воспроизведении аудио- и видеозаписей в судебном заседании, что и при оглашении переписки и телеграфных сообщений граждан. Однако в данном случае в гражданском процессе могут быть применены положения, ограничивающие действие принципа гласности и применяемые по ходатайству лица, участвующего в деле. Очевидно, что предусмотренные ГПК меры не являются гарантией тайны частной жизни лиц, не участвующих в деле, даже если их голоса и (или) изображения зафиксированы на аудио-  и видеозаписи. В связи с этим, представляется необходимым объединение усилий, законодателей, представителей науки с целью разрешения указанной проблемы.

        Представляется необходимым подчеркнуть  необоснованность бытующего мнения, что фонограммы на цифровых  носителях не принимаются судами  в качестве доказательств. Желая не утратить важную информацию, но, не зная возможности экспертизы, граждане зачастую сами перезаписывают на стандартную аналоговую компакт-кассету или CD-диск фонограмму, полученную исходно в цифровом виде. Такая копия на аналоговом носителе иногда приобщается к материалам дела под видом оригинала. В дальнейшем при производстве судебной фоноскопической экспертизы факт перезаписи устанавливается, выявляются признаки цифровой обработки или определяется несоответствие между параметрами фонограммы и техническими характеристиками якобы использованного магнитофона, условиями и обстоятельствами производства звукозаписи. Если факт перезаписи не был надлежаще процессуально оформлен, то по результатам экспертного исследования могут возникнуть сомнения в подлинности и достоверности записанной на фонограмме информации. Это, в свою очередь, может явиться поводом для признания фонограммы недопустимым доказательством и исключения ее из числа доказательств по делу10.

      Нужно также иметь в виду, что действующее законодательство не содержит норм, запрещающих приобщать к материалам гражданского, арбитражного или уголовного дела фонограммы на цифровом носителе записи. Например, в диспозиции п. 2 ст. 89 ГПК РФ указано, что иные документы и материалы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К ним могут относиться материалы фото- и киносъемки, аудио- и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном Кодексом. В ст. 77 ГПК РФ "аудио- и видеозаписи" прямо указана возможность приобщения фонограммы на любом носителе: лицо, представляющее аудио- и видеозаписи на электронном или ином носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи.

      Расширение  перечня средств доказывания за счет включения в него аудио- и видеозаписей на практике дает возможность использовать их в качестве способа фиксации совершаемых нотариальных действий в наиболее важных случаях, а затем, в случае возникновения спора, - при доказывании в суде. Записываться может не только ход нотариального действия, но и предшествующие ему беседа, ответы на вопросы лиц, обратившихся к нотариусу. Однако общим условием допустимости таких средств в качестве доказательств в суде является получение предварительного согласия на использование аудио- и видеозаписи от участников нотариального действия. Об использовании данных средств при совершении нотариального действия желательно указать в самом акте. При представлении данных доказательств в суд нотариус обязан указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи11.

      Видеозаписи могут использоваться как доказательства при доказывании преступлений и  нарушений в сети Интернет. Процесс  обследования сайта, послужившего плацдармом для нарушения прав и законных интересов, можно записать на видео, затем использовать эту запись как доказательство. В этом случае лицо, представляющее аудио- и видеозаписи на электронном или ином носителе либо ходатайствующее об их истребовании, также обязано указать, когда, кем и в каких условиях эти записи осуществлялись. 

2.2.Воспроизведение аудио- и видеозаписей.

      Особенности такого вида доказательств, как аудио- и видеозаписи, учитываются при  определении порядка их исследования в ходе судебного разбирательства. Вид носителя, его технические характеристики имеют значение для выбора оборудования, позволяющего донести до суда и других участников процесса зрительное и звуковое содержание исследуемого доказательства. Следует отметить, что видеозапись достаточно часто содержит и звуковое сопровождение. Воспроизведение аудио- или видеозаписи должно быть как можно качественнее и в равной степени доступно всем лицам, участвующим в деле, и иным участникам процесса, которых записи касаются. Если этого нельзя достигнуть непосредственно в зале судебного заседания, может быть использовано для этой цели специально оборудованное помещение. Решая эту проблему, суд вправе получить консультацию у специалиста.

      Перед воспроизведением записи целесообразно  получить краткое объяснение лица, по инициативе которого она была включена судом в число доказательств по делу, относительно содержания записи, конкретных фактов, сведения о которых можно получить при ее воспроизведении, тех ключевых моментов в записи, на которые следует обратить внимание при просмотре и прослушивании записи.

      В процессе воспроизведения может  возникнуть необходимость в повторном  просмотре (прослушивании) всей записи либо в повторении тех ее моментов, которые представляют особое значение для выяснения обстоятельств  дела. Возможна и постановка вопросов для уточнения содержания этих частей в записи.

      После окончания воспроизведения лица, участвующие в деле, дают объяснения относительно доказательственного  содержания прослушанного и просмотренного материала.

      В протокол судебного заседания вносятся данные о времени воспроизведения, указываются признаки этих источников доказательств. В случае если воспроизведение аудио- или видеозаписи и ее исследование производилось в специально оборудованном для этой цели помещении вне здания суда, об этом также делается запись в протоколе судебного заседания. В протоколе отражаются повторные воспроизведения, также все объяснения присутствующих при просмотре и прослушивании записи участников процесса.

        Если аудио- или видеозапись  содержит сведения личного характера,  то ее воспроизведение и исследование в открытом судебном заседании возможно лишь с согласия лиц, которых эти сведения касаются. Если такое согласие отсутствует, то воспроизведение аудио- или видеозаписи и ее исследование осуществляется в закрытом судебном заседании.

        Обращение к помощи специалиста, помимо технического обслуживания аппаратуры, посредством которой осуществляется прослушивание и просмотр аудио- или видеозаписи, возможно, в частности, в случае, когда носитель информации в силу некачественной записи либо своего производственного или временного дефекта не позволяет в обычных условиях получить определенное суждение о содержащихся в записи сведениях, для устранения чего требуется применение специальных приборов и технологий для усиления сигнала, выделения его из среды, затрудняющей четкое восприятие. Возможно получение от специалиста консультации относительно того, является ли запись первоначальной или производной. Однако если требуются более глубокие исследования относительно достоверности информации, содержащейся в записи, установления ее происхождения, определения отношения изображения или звука к конкретному лицу, выявления признаков фальсификации, что невозможно без специальных познаний, то должна быть назначена экспертиза. На необходимость проведения экспертизы может быть указано в консультации специалиста. 

2.3. Хранение и возврат носителей аудио- и видеозаписей.

      Порядок хранения аудио- и видеозаписей аналогичен порядку хранения вещественных доказательств. Носители аудио- и видеозаписей хранятся в суде. Суд принимает меры для сохранения их в неизменном состоянии(ст. 78 ГПК РФ).

      Слабое  свойство доказательств, закрепленных в электронной форме, состоит  в том, что аудио- и видеозаписи  с помощью существующих технических  приемов можно изменить, исказить их содержание. Это достигается путем стирания части информации на магнитной ленте или диске, переписи информации в ином режиме (замедленном или ускоренном), добавлении части записи и т.д. Искажение сведений на магнитных носителях бывает весьма профессиональным и трудно распознаваемым.

      В качестве гарантии против изменения  или уничтожения аудио- и видеозаписей, приобщенных к гражданскому делу в качестве судебных доказательств, установлена обязательность суда сохранять  их в неизменном состоянии. Это означает, что электронные носители информации должны быть запечатаны и храниться в суде в таких условиях, которые исключали бы доступ к ним лиц, участвующих в деле, представителей, посторонних лиц до момента исследования доказательств в судебном заседании.

      Порядок возврата носителей аудио- и видеозаписей более сходен с порядком возврата письменных доказательств. Подлинные записи, представленные в суд в качестве доказательств, возвращаются лицу, представившему их. В случае обжалования судебного постановления в апелляционном, кассационном порядке запись может не возвращаться до вынесения вышестоящим судом соответствующего судебного постановления.

      Как правило, доказательства возвращаются после вступления в силу судебного  постановления. Однако по общему правилу  указанные доказательства возврату не подлежат. Возвращение аудио- и видеозаписей производится только в исключительных случаях по ходатайству заинтересованного лица на основании определения

      Эти исключения касаются редких случаев, когда  первоисточник необходим и незаменим  для какой-либо деятельности. Предпочтительнее с помощью технических средств за счет лица, представившего и требующего аудио- и (или) видеозапись, с соблюдением гарантий неизменности первоисточника информации снимать с него копию.

      Процессуальное  оформление возврата из гражданского дела носителей аудио- и видеозаписей проводится вынесением судьей определения. Это определение может быть обжаловано любым лицом, участвующим в деле. В законе не указаны субъекты, имеющие право подать частную жалобу на определение судьи о возврате или отказе в возврате аудио- и видеозаписей. Поэтому должно действовать общее правило, закрепляющее права лиц, участвующих в деле (ст. 35 ГПК). 
 
 
 

Заключение.

      Аудио- и видеозапись - это вновь введенное  средство доказывания в гражданский  процесс. Такие доказательства также существовали и в ГПК РСФСР, но в отдельную группу средств доказывания они не выносились и относились к вещественным доказательствам. ГПК РФ не содержит определения данного средства доказывания, видимо, исходя из общеизвестности самих понятий "аудиозапись" и "видеозапись".

      ГПК особое внимание уделяет достоверности  доказательства в форме аудио- и  видеозаписи. Именно этим продиктовано положение о том, что лицо, представляющее аудио- и (или) видеозаписи на электронном  или ином носителе либо ходатайствующее об их истребовании, обязано указать, когда, кем и в каких условиях осуществлялись записи (ст. 77 ГПК).

      В ГПК РФ можно обнаружить несколько  статей, в которых речь идет об аудио- и видеозаписях, и только в одной  из них, а именно в ст. 185, предельно кратко описан порядок их исследования органом правосудия. Он подразумевает, что судья должен придерживаться следующих процессуально-правовых действий:

      а) при воспроизведении аудио- и  видеозаписей, содержащих сведения личного  характера, открытое судебное заседание назначается только с согласия заинтересованных лиц, в противном случае исследование записей происходит без соблюдения принципа гласности;

      б) воспроизведение аудио- или видеозаписей осуществляется в зале заседания  или ином специально оборудованном для этой цели помещении с указанием в протоколе судебного заседания признаков воспроизводящих источников доказательств и времени воспроизведения. После этого суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле; если это требуется, воспроизведение аудио- или видеозаписей повторяется полностью либо в какой-либо части;

      в) в целях выяснения содержащихся в аудио- или видеозаписи сведений суд вправе привлечь специалиста, а  в необходимых случаях назначить  экспертизу.

      Будучи  обязанным явиться в судебное заседание, ответить на поставленные перед ним вопросы, выполнить задание технического характера, специалист обладает также правом с разрешения председательствующего принимать участие в исследовании доказательства, задавать лицам, участвующим в деле, вопросы относительно исследуемого доказательства, а также вопросы свидетелям. Если в процессе выполнения своих обязанностей специалист придет к выводу, что ответ на поставленные перед ним вопросы требует знаний, которыми он не обладает, или необходимо проведение специального исследования на уровне эксперта, он вправе порекомендовать суду пригласить иного специалиста либо назначить экспертизу. В последнем случае он может оказать помощь в определении круга вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом, а также в подготовке материалов, представляемых на экспертизу. Консультация специалиста, в отличие от заключения эксперта, не является средством доказывания.

Информация о работе Аудио- и видео записи как современные доказательства в гражданском процессе