Исполнительное производство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 22:11, реферат

Краткое описание

Изучение вопросов организации и осуществления испол­нительного производства в гражданском процессе имеет важ­ное значение. Исполнительное производство представляет со­бой установленный законом порядок принудительной реали­зации актов юрисдикционных органов, имеющий своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом ин­тересов

Содержание работы

Введение
I. Характеристика исполнительного производства в системе гражданского процессуального права
1. Организация и осуществление исполнительного производства в гражданском процессе.
2. Проблемы исполнительного производства в современной России.
3. Французская модель исполнения: позитивный правовой опыт для России.
4. Исполнительная процессуальная форма в исполнительном праве стран СНГ (на примере республики Армения)
II. Стадия исполнения как заключительная и обязательная стадия гражданского процесса.
1. Понятие и особенности исполнительного производства.
2. Деятельность судебных приставов-исполнителей
3. Субъекты стадии исполнения судебных актов
4. Исполнительные документы
5. Исполнительные действия, совершаемые субъектами в стадии исполнения.
III. Исполнение судебных актов по отдельным категориям дел.
1. Исполнение судебных актов по гражданским делам
2. Исполнение судебных актов по трудовым делам
3. Исполнение судебных актов по семейным делам
Заключение
Список использованных источников

Содержимое работы - 1 файл

исполпроизводство.doc

— 378.50 Кб (Скачать файл)

Были задеты  проблемы судоустройства России и судебного прецедента Выступили и в отношении несовер­шенства установленного в ГПК РФ правила, когда судья в надзорной инстанции решает вопрос при­нять или не принять дело к производству.

Не был оставлен без внимания выступающих появившийся в гражданском судопроизводстве в результате реформы 1995 года новый вид исполни­тельного документа — судебный приказ. Это един­ственный судебный акт одновременно оканчива­ющий производство по делу и названный в ст. 7 Фе­дерального Закона «Об исполнительном производ­стве» в качестве исполнительного документа как ос­нования возбуждения исполнительного документа. Все другие акты суда, выносимые в порядке граж­данского и арбитражного судопроизводства (судеб­ные решения, определения, постановления), ис­полнительными документами в смысле Федераль­ного Закона «Об исполнительном производстве» не являются, для их Принудительной реализации че­рен Федеральную Службу судебных приставов необ­ходимо получение (направление на исполнение) исполнительного листа.

Осветили и сущность судебного приказа как формы реали­зации судебной власти. Было про­анализирована история развития приказного про­изводства, охарактеризован судебный приказ как постановление суда, которое является одной из форм реализации судебной власти в гражданском процессе.

Отдельные вопросы исполнительного произ­водства в свете проходившей Гражданское процессуальное право России. /Учебное пособие/.М.,2005

судебной реформы были также освещены. Были приведены и про­анализированы интересные статистические данные по отдельным характеристикам исполнительного производства в России на современном этапе, озву­чена позитивная критика отдельных моментов про­екта Исполнительного кодекса РФ.

Был затронут вопрос о проблемах, связанных с примирением сто­рон в исполнительном производстве.

Затем были подведены итоги работы над проектом первого кодифицированного источника российского исполнительного права. Лучшим подтверждением результативности этой работы явился сам проект, изданный к началу работы конференции.

Участники высокого форума предложили массу своих рекомендаций и предложений по наиболее важным вопросам в целях совершенствования ар­битражного, гражданского процессуального и ис­полнительного законодательства. На конференции было принято решение продолжить обсуждение проекта Исполнительного кодекса РФ.

 

3. Французская модель исполнения: позитивный правовой опыт для России

 

В последнее время российскими специалистами — представителями гражданской и арбитражной процессуальной науки, равно как и практическими деятелями, в том числе представителями органов судебной власти, широко обсуждается вопрос о статусе российских судебных приставов-исполнителей; идет поиск путей дальнейшего развития Федеральной службы судебных приставов для целей формирования оптимальной и реально функционирующей системы исполнительного производства в России.

В качестве одного из предложений такого развития Службы все чаще звучит предоставление судебным приставам-исполнителям в России статуса негосударственной, или небюджетной, либеральной, профессии. Такое предложение поступает, прежде всего, от тех специалистов, которые так или иначе знакомы с подобной организацией службы судебных исполнителей в отдельных европейских странах. В частности, наиболее ярким примером здесь может служить французский опыт исполнительного производства, которое выгодно отличается от российского своей реальной эффективностью.

Приведем историческую справку:

Французская система исполнения исторически была построена на частноправовых началах с сохранением контроля государственных учреждении. Судебные исполнители, начиная с эпохи средних веков, постоянно пользовались так называемым «свободным режимом», что было обусловлено независимым от государства, автономным статусом данной профессии. Причиной данного обстоятельства было то, что действия судебных исполнителей, связанные с уплатой высоких пошлин, служили регулярным источником существенных поступлении в государственную казну. Кроме того, во Франции исторически существует так называемая «продажа должностей», когда та или иная должность (в том числе и место судебного исполнителя) переходят к преемнику за определенную плату. Но прежде данные должности продавались королевской властью, в том числе и по причине компенсации огромных расходов на финансирование военных действий. После покупки должности профессионалы в сфере исполнения получали «свободный статус», когда суверен уже не мог самостоятельно передать ту или иную должность кому-либо по своему усмотрению. Только сам судебный исполнитель был вправе выбрать и подготовить своего преемника и, после выплаты определенной компенсации со стороны последнего (в размере, соответствующем имущественной стоимости конторы судебного исполнителя), оставлял должность выбранному им лицу, если тот отвечал определенным требованиям, установленным законом.

Предшественниками современных судебных исполнителей Франции являлись сержанты. Их появление объяснялось необходимостью существования служащих для обращения в суды различных систем (королевской, церковной, феодальной и коммунальной), правильного составления ходатайств от имени истцов и исполнения решений судов. Причем указанные должностные лица, наряду со служащими, для обеспечения внутреннего порядка во время судебных заседаний (приставами) выступали в качестве особого символа королевской власти и всегда пользовались особым покровительством и защитой. Покушение на них приравнивалось к оскорблению королевской власти, а правосудие было безжалостным к тем, кто совершал насильственные действия в отношении приставов. Так, Муленское постановление 1566 года и Амбуазский эдикт 1572 года провозгласили, что «оскорбление и побои сержанта будут рассматриваться как преступления против короля, которые могут караться смертной казнью».

Со временем судебные исполнители получили тот статус представителей «либеральной» (или «свободной») профессии, которым они обладают по настоящее время. Тем не менее, они наделены некоторыми полномочиями государственной власти, выступая в данном случае в качестве государственных должностных лиц. В то же время все оказываемые услуги, приравненные к понятию государственной службы, независимо от того, кем они оказываются, подлежат тарификации. И в этом случае соответствующие тарифы устанавливаются государством. Порядок и условия вознаграждения за услуги, оказываемые судебным исполнителем, определяются характером этих услуг.

 

Современный статус судебных исполнителей Франции:

 

Законодательные акты, принятые в ходе реформы исполнительного производства 1991-1992 годов (Закон от 9 июля 1991 г. и Декрет о порядке его применения от 31 июля 1992 г.), доверили задачу осуществления исполнительного производства и применения обеспечительных мер «лицам, уполномоченным на исполнение» (agents d'exueution). К ним, прежде всего, относится судебный Исполнитель (huissier de justice), который обладает полномочиями только в сфере частного права, не имея ни права, ни возможности вмешиваться в сферу действия права публичного. Кузнецов Е.Н. Исполнительное производство Франции.СПб.: Издательский Дом С.-Петербурб.гос.ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб.гос.ун-та, 2005

 

Судебные исполнители определяются в современной французской доктрине, с одной стороны, как должностные лица, уполномоченные осуществлять уведомления об актах (signification) (которые они сами порой и составляют) и принудительное исполнение исполнительных документов путем обращения взыскания на имущество должника.

С другой стороны, можно встретить другое определение: «Судебные исполнители — это должностные лица, возникшие в результате слияния профессий сержантов (sergents), имеющих полномочия в сфере уведомления об актах и исполнения, и исполнителей (huissiers), оказывающих свои услуги в заседании суда»5(речь, очевидно, идет об аналоге судебных приставов-исполнителей по обеспечению установленного порядка деятельности судов в Российской Федерации).

Тем не менее, можно сказать, что эти определения являются неполными, поскольку, согласно французской доктрине, наиболее четко и полно по данному вопросу высказался Министр юстиции Франции: «Судебные исполнители являются officiers public (должностными лицами, наделенными полномочиями удостоверять юридические акты, как, например, нотариус, секретарь суда) и officiers ministiiriels (должностными лицами, осуществляющими определенные публичные функции, как нотариус, адвокат, секретарь торгового суда. Они являются должностными лицами, осуществляющими определенные публичные функции, что выражается в содержании их полномочий. На этом основании судебные исполнители подчинены особому режиму, установленному законом, который определяет условия пригодности к исполнению служебных обязанностей, их полномочия и территориальную компетенцию, способы осуществления полномочий, режим дисциплинарной ответственности, предусматривающий механизм коллективной гарантии и обеспечения в отношении своих клиентов, и условия получения вознаграждения за выполнение своих функций.

Судебные исполнители вправе удостоверять некоторые юридические акты. Но, кроме того, они являются officiers public еще и потому, что им предоставлены определенные прерогативы в осуществлении публичного, государственного принуждения в отношении недобросовестных должников. Однако в настоящее время, в отличие от статуса судебного исполнителя до реформы 1991-1992гг, он не может помогать сторонам или быть их представителем перед судьей по исполнению в случае возникновения спора.

А) Полномочия судебного исполнителя: монополия в сфере принудительного исполнения

Судебные исполнители выступают как основные субъекты исполнительного производства Франции, наделенные властными полномочиями. Их правовой статус сочетает элементы, как независимого практикующего лица, так и государственного служащего. При исполнении судебных решений на первый план выступают черты государственного служащего в статусе исполнителя. Однако судебный исполнитель обладает многообразными функциями. Так, судебный исполнитель выступает, с одной стороны, как свободный профессионал. Во Франции, в отличие от ряда других стран, органы государственного управления не располагают всеми прерогативами, которые обычно принадлежат государству. Эту особенность можно, в частности, видеть на примере делегирования судебным исполнителям функции исполнения решений по гражданским делам, выносимых различными судебными органами. Таким образом, инициатива по исполнению препоручена во Франции судебным исполнителям. Именно они обладают монополией в рамках данной функции.

Так, статья 18 Закона от 9 июля 1991г., послужившего началом реформы исполнительного производства Франции (далее по тексту — Закон), гласит, что «процедуры принудительного исполнения и меры обеспечительного характера могут осуществлять только судебные исполнители, обладающие полномочиями на исполнение». Эта монополия, касающаяся исполнительного производства, ими разделяется только с судебными исполнителями Казначейства (agents huissier du Trtisor), при соблюдении определенных условий (Декрет от 18 декабря 1996 г. №96-1112).

Правовые нормы, тем не менее, не предоставляют судебному исполнителю права подменять собой взыскателя в решении некоторых вопросов — осуществлять ли преследование должника в рамках исполнительного производства, предоставляются срок для добровольного исполнения. Согласно ст. 22 Закона судебный исполнитель несет ответственность за злоупотребление процедурами обращения взыскания на имущество должника.

Основное правило в сфере принудительного исполнения Франции, заложенное ст.1 Закона гласит: «Любой кредитор может, на условиях,  предусмотренных законом, принудить своего... должника к исполнению его обязанностей».

Иначе говоря, взыскатель располагает свободой выбора в отношении использования процедур исполнения в отношении имущества должника, а также выбора судебного исполнителя среди тех, кто одновременно осуществляют свои функции на конкурентной основе на одной территории. Результатом этих положений является не только то, что стороны могут свободно выбрать судебного исполнителя, но и то, что на практике этот выбор принадлежит в основном адвокату или судебному поверенному конкретного суда (avoue — профессиональному представителю сторон в судебном процессе в апелляционных судах по гражданским и торговым делам).

Для предоставления судебному исполнителю полномочий на взыскание с конкретного должника определенной суммы долга не требуется заключения договора поручения. Само предоставление судебного решения или иного акта судебному исполнителю означает возникновение его полномочий (ст. 507 Нового ГПК Франции; Декрет от 31 июля 1992 г., ст.2). Он обязан осуществлять свои функции и оказывать содействие взыскателю (Закон, ст. 18, абз. 2). Однако данные полномочия могут осуществляться судебным исполнителем только на определенной территории, тщательно разграниченной исполнительными органами власти.

Судебный исполнитель как должностное лицо, обладающее монополией в сфере принудительного исполнения, полностью независим от органов власти в вопросах исполнения судебных решений. Над ним нет вышестоящих инстанций или какой-либо другой власти, если не считать ответственности за профессиональные нарушения и за дисциплинарные проступки перед соответствующей Палатой.

Современный судебный исполнитель Франции выступает как представитель негосударственной, либеральной профессии в самом полном значении слова. Он ведет дела подобно руководителю предприятия, что выражается, например, в найме на службу достаточно многочисленного и высококвалифицированного технического персонала, выполнении управленческих, организационных функций. На практике зачастую несколько судебных исполнителей, действующих на одной территории (которая разграничивается по территории действия определенного суда — например, суда Большой инстанции Парижа), объединяются и действуют в рамках одного бюро (office). И нередко данная профессия носит «семейный» характер, когда в одном бюро в качестве судебных исполнителей работают родственники.

Судебный исполнитель, с другой стороны, является должностным лицом, так как он официально наделен своей должностью и поэтому обладает монополией в своей деятельности. Его территориальная компетенция ограничена районом деятельности суда Большой инстанции той местности, где находится его офис.

Информация о работе Исполнительное производство