Стороны в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа по дисциплине "Гражданский процесс" написана на тему: "Стороны в гражданском процессе". В работе раскрывается основное понятие сторон в процессе их процессуальные права и обязанности в гражданском судопроизводстве. Затрагивается вопрос надлежащей стороны, замена ненадлежащей стороны и процессуальное правопреемство. Также уделяется внимание ситуации при которой в процессе выступают несколько истцов или несколько ответчиков, законодатель в таких случаях использует специальный юридический термин – процессуальное соучастие. Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность это две процессуальные категории, которые тесно взаимосвязаны с материальным и процессуальным правом. Эти категории являются одними из наиболее важных в гражданском процессе, т.к. дают основания к разделу субъектов материального права на имеющих и не имеющих возможность участвовать в гражданском процессе. Учитывая всю важность данных категорий в работе уделяется особое внимание процессуальной правоспособности и дееспособности.

Содержание работы

Введение
Понятие сторон в гражданском процессе.
Процессуальные права и обязанности сторон.
3. Надлежащая сторона в деле.
4. Процессуальное правопреемство.
5. Процессуальное соучастие.
6. Гражданская процессуальная правоспособность и гражданская процессуальная дееспособность
Заключение
Список используемой литературы:

Содержимое работы - 1 файл

storon.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

      Граждане  правоспособны в равной мере независимо от их возраста, пола, расы, психического состояния и других критериев. Поэтому практическое значение имеет условие наличия процессуальной правоспособности только для коммерческих и некоммерческих организаций. Оно устанавливается путем проверки устава либо положения организации и факта ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Следовательно, не могут выступать в качестве стороны и иного лица, участвующего в деле, участники договора о совместной деятельности (простое товарищество), поскольку простое товарищество не является юридическим лицом. Участники договора о совместной деятельности могут выступать по спорам, связанным с их деятельностью, в качестве соистцов или соответчиков. Не могут выступать в самостоятельном качестве в суде филиалы и представительства, которые вправе участвовать в гражданском процессе только в пределах полномочий, которыми они наделены органом, утвердившим положение о филиале или представительстве.

      От  имени Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, а также муниципальных  образований в гражданском процессе соответственно выступают органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их компетенции (п.1 ст. 125 ГК РФ). Такой же порядок установлен для органов исполнительной власти всех уровней  и местной администрации. В качестве условия наделения их гражданской процессуальной правоспособностью выступает компетенция органов власти либо управления, которой они обладают в соответствии с актами, определяющими правовой статус этих органов, с момента создания и до прекращения их деятельности. Например, комиссии по делам несовершеннолетних, административные комиссии не являются юридическими лицами, но наделяются гражданской процессуальной правоспособностью в силу их компетенции.

      Приведенные положения относятся и к общественным объединениям. В соответствии со ст. 18 Федерального закона "Об общественных объединениях» общественное объединение считается созданным с момента принятия решения о его создании, утверждении его устава, формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов. Государственная регистрация общественного объединения необходима только для приобретения последним прав юридического лица. Но в любом случае, и при отсутствии прав юридического лица, общественное объединение вправе участвовать в суде по делам, связанным, например, с приостановлением их деятельности либо ликвидации.

      Встречающиеся порой в научной литературе суждения о том, что для органов государственного управления при защите интересов  других лиц основанием участия при  защите интересов других лиц основанием участия в гражданском процессе является непосредственно их компетенция, сомнительны.1 Факт рождения  для граждан, наличие прав юридического лица для организаций либо компетенции для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных образований представляют собой различные условия наделения указанных субъектов гражданского процессуального права процессуальной правоспособностью, являющейся единым основанием для участия в гражданском процессе. Данные положения вытекают из содержания ст. ст. 31, 33, 42 ГПК и ст. ст. 124 – 126 ГК РФ.

      Правовой  статус субъектов гражданского процессуального  права связывается также с  наличием гражданской процессуальной дееспособности (ст. 32 ГПК). Под ней  понимается способность осуществлять свои права в суде и поручать ведение дела представителю. Гражданская процессуальная дееспособность принадлежит гражданам, достигшим совершеннолетия, и юридическим лицам.

      Коммерческим  и некоммерческим организациям гражданская  процессуальная дееспособность принадлежит  с момента их наделения правом юридического лица, а государственным органам и органам местного самоуправления – с момента их создания. Таким образом, для указанных организаций и органов гражданская процессуальная правоспособность и процессуальная дееспособность возникают одновременно, в связи с чем в качестве основания их участия в гражданском процессе можно рассматривать такую интегрирующую юридическую категорию, как гражданская процессуальная правосубъектность.

      Изложенное  показывает тесную взаимосвязь категория  правоспособности и дееспособности в материальном и процессуальном праве. Условия наделения процессуальной правоспособностью, равно как и правила определения процессуальной дееспособности, должны быть достаточно гибкими, обеспечивая всем заинтересованным лицам доступность судебной защиты.

      Гражданская процессуальная правоспособность и  дееспособность реализуется путем  совершения лицами, участвующими в  деле, процессуальных действий. Граждане реализуют свою процессуальную правоспособность и дееспособность самостоятельно либо через своих представителей. Организации, а также государственные органы и органы местного самоуправления реализуют процессуальную правоспособность через свои коллегиальные либо единоличные органы также с соответствующим подтверждением полномочий представляющих их лиц.

      Практическое  значение установление наличия гражданской  процессуальной дееспособности имеет  только для граждан. Можно выделить несколько уровней или этапов наступления процессуальной дееспособности. 

Полная процессуальная дееспособность.

      Полная  процессуальная дееспособность наступает  по общему правилу по достижении совершеннолетия, т.е. 18 лет. До достижения этого возраста процессуальная дееспособность  возникает  в том случае, если несовершеннолетний вступает в брак с разрешения местной администрации. В соответствии со ст. 21 ГК РФ приобретенная в результате заключения брака гражданская, а также гражданская процессуальная дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения 18 лет.

      Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – судом. Лица, признанные в результате процедуры эмансипации полностью дееспособными в гражданском праве, соответственно приобретают в полном объеме и гражданскую процессуальную дееспособность до достижения 18 лет. 

Частичная гражданская  процессуальная дееспособность.

      В соответствии с ч.2 и 3 ст. 32 ГПК права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет защищаются в суде их родителями, усыновителями или попечителями, однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних. В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых, колхозных и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда.

      Как видно, по общему правилу права несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет защищаются их законными представителями. Вместе с тем если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то соответственно они наделяются возможностью самостоятельной защиты своих прав и интересов. Например, в соответствии со ст. 13 Федерального закона «О Сельскохозяйственной кооперации» членам производственного кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет. Аналогичное положение установлено и ст. 7 Федерального закона «О производственных кооперативах».Соответственно несовершеннолетние с 16 лет вправе самостоятельно выступать в суде при возникновении споров, вытекающих из членства в кооперативах.

      На  основании ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет являются частично дееспособными и, следовательно, по спорам, возникающим из реализации ими своих гражданских прав, которые они могут осуществлять самостоятельно, вправе обращаться в суд за судебной защитой, например если спор связан с распоряжением заработком, стипендией, иным доходом, осуществлением авторских прав. В соответствии со тс. 173 КЗоТ прием на работу допускается с 16 лет, а в исключительных случаях – с 15 лет. С согласия родителей, усыновителей или попечителя допускается прием на работу для выполнения несовершеннолетними легкого труда с 14 лет. Поскольку такие лица наделяются трудовой правосубъектностью, то соответственно они должны обладать и процессуальной дееспособностью для защиты их интересов в суде. По трудовым спорам лиц, не достигших 18-летнего возраста, судам следует извещать комиссию по делам несовершеннолетних, а также обсуждать вопрос о привлечении к делу родителей, усыновителей и попечителей несовершеннолетних (Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР N 7 от 20 июня 1973 г. "О некоторых вопросах, возникших при применении судами РСФСР законодательства о труде молодежи" с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Пленума N 4 от 18 июня 1975 г., N 7 от 20 декабря 1976 г., N 11 от 20 декабря 1983 г., N 2 от 27 августа 1986 г., N 10 от 23 августа 1988 г. - Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам, "Спарк", с. 193).

      Согласно  п.3 ст.62 СК несовершеннолетние родители имеют право требовать по достижении ими  возраста 14 лет установления отцовства в отношении своих  детей в судебном порядке.

      Однако  по приведенным примерам наступления материальной правосубъектности с 14 лет следует иметь в виду, что до тех пор, пока ст. 32 ГПК не изменена в части снижения возраста наступления частичной процессуальной дееспособности, приоритет принадлежит правилам ГПК. В случае возникновения спора  права и интересы несовершеннолетних в возрасте от 14 до 15 лет должны защищать их законные представители, за исключением случаев, когда иное прямо не предусмотрено законом (п.2 ст.56, п3 ст. 62 СК). 

Ограниченная  гражданская процессуальная дееспособность.

        В соответствии с ч.2 ст. 32 ГПК  права и охраняемые законом  интересы граждан, признанных  органиченно дееспособными, защищаются  в суде их попечителями. Признание  граждан ограниченно дееспособными  возможно только в судебном  порядке и при условии, если они злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими веществами. Подобные граждане ограничиваются в дееспособности при совершении сделок, за исключением  мелких бытовых, при получении и распоряжении заработком, пенсией, иными доходами (ст. 30, 33 ГПК). Соответственно их интересы в суде представляют попечители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах граждан, признанных ограниченно дееспособными.

      По  остальным спорам неимущественного характера указанные граждане являются полностью дееспособными и без всяких ограничений могут выступать в качестве сторон либо иного лица, участвующего в деле, например, по делам о расторжении брака (не связанном с разделом имущества), по искам о защите чести и достоинства, установлении отцовства и другим делам неимущественного характера. 

Полная недееспособность.

      Полностью недееспособные граждане вообще не могут  выступать в качестве лиц, участвующих  в деле. К этой категории относятся  несовершеннолетние, не достигшие возраста 15 лет (с учетом новой редакции ст.32 ГПК), а также граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими и признанные по данным основания недееспособными судом. Их права и охраняемые законом интересы защищаются в суде законным представителеми: родителями, усыновителями, опекунами.

      Действия  недееспособного, в том числе  предъявленный им иск, могут получить силу лишь в случае подтверждения  их законным представителем. Законный представитель может подтвердить  все действия недееспособного или некоторые из них; не подтвержденные им действия лишены юридического значения (п. 8 ст. 129, п. 2 ст. 221 ГПК). Это касается лишь лиц, полностью недееспособных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

           Гражданский процесс по общему правилу возбуждается в связи с возникновением спора между различными участниками материально-правовых отношений, когда нет возможности урегулировать возникшие разногласия минуя юрисдикционные органы, а дело отнесено к судебной подведомственности.

     После возбуждения дела в суде спорящие лица становятся субъектами гражданских  процессуальных правоотношений и попадают в сферу регулирования гражданского процессуального права. Участники  обязательственных правоотношений начинают именоваться истцом и ответчиком или сторонами гражданского процесса. В каждом гражданском деле, рассматриваемом судом, только две стороны — истец и ответчик. Не имеет при этом значения количество лиц, участвующих на той либо иной стороне.

     Например, оспариваемое право 1 может принадлежать одновременно нескольким лицам на праве долевой собственности. Предъявляя иск в защиту своих интересов, все они являются одной стороной — истцом.

     Таким образом, в качестве сторон всегда следует  рассматривать субъектов спорного материального правоотношения. Система субъектов гражданского процесса и их процессуальное положение в качестве одной из сторон определяются характером их правового статуса в материальных правоотношениях.

     Наличие сторон характерно не только для искового производства, но и для производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, и для отдельных категорий дел особого производства (по делам о признании гражданина ограниченно дееспособным, по жалобам на нотариальные действия или отказ в их совершении). Хотя они именуются уже не истцом и ответчиком однако фактически их правовое положение в гражданском процессе определяется (за небольшим исключением) теми же правами и обязанности, как и для сторон искового производства. Так, по жалобам на действия административных органов или должностных лиц, рассматриваемых в порядке гл. 24 ГПК, лицо, обращающееся в суд активная сторона), именуется заявителем, а пассивная сторона выступает в качестве административного органа, должностного лица. 

     См.: Жеруолис И.А. Сущность советского гражданского процесса. Вильнюс, 1969. С. 153—155, 196—198; Добровольский А.А., Иванова C.A. Основные проблемы исковой формы защиты права. М., 1979. С. 134—136. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стороны в гражданском процессе