Институциональная природа организованной преступности: с чего начинается мафия?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 23:06, сочинение

Краткое описание

В документах Секретариата ООН организованная преступность характеризуется как сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Это преступления, часто выходящие за пределы государственных границ, связанные не только с коррупцией общественных и политических деятелей, получением взяток или тайных сговоров, но также и с угрозами, запугиванием и насилием.

Содержимое работы - 1 файл

Эссе о мафии1.doc

— 33.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЭССЕ 
 

по тему:                          

  Институциональная природа организованной преступности: с чего начинается мафия? 
 

Подготовила:

Проверила:

    
 
 
 
 
 

                                                    

      При рассмотрении данной темы прежде всего имеет смысл привести определение организованной преступности.

      В документах Секретариата ООН организованная преступность характеризуется как  сложные уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах  организациями и другими группами, имеющими внутреннюю структуру, которые получают финансовую прибыль и приобретают власть путем создания и эксплуатации рынков незаконных товаров и услуг. Это преступления, часто выходящие за пределы государственных границ, связанные не только с коррупцией общественных и политических деятелей, получением взяток или тайных сговоров, но также и с угрозами, запугиванием и насилием.

      Если  принять во внимание, что становление  и развитие организованной преступности имеет множество особенностей в  различных странах, то можно задаться вопросом — чем это определяется? Это определяется социокультурными, экономическими, политическими факторами, а в ряде случаев и личными качествами конкретных ее лидеров. Вместе с тем, несколько упрощая ситуацию, можно выделить два основных пути развития организованной преступности в большинстве стран:

  • запрещенные виды деятельности (имущественные преступления, "отмывание" денег, незаконный оборот наркотиков, нарушение правил валютных операций, проституция, азартные игры, торговля оружием и антиквариатом, запугивание);
  • участие в законной экономической деятельности (прямое или с использованием таких паразитических средств как вымогательство).

      В обоих случаях используются преступные методы и поэтому костяк организованных преступных формирований составляют уголовно-преступные элементы.

      Известный исследователь организованной преступности Луиз Шелли, различает две основные модели становления и развития организованной преступности, которые условно могут  быть обозначены как "итальянская" и "американская".

      "Итальянская"  модель отражает особенности  развития ситуации в Сицилии  в XIX веке. В рамках этой модели  считается, что сицилийская мафия  смогла проникнуть во все сферы  экономической и политической  жизни Сицилии, потому что ее  расцвет совпал с развитием частной собственности, коллапсом феодализма и с индустриализацией региона. Если организованная преступность развивалась по итальянской схеме и проникла в основные социально-экономические и политические структуры общества, то бороться с ней крайне сложно.

      "Американская" модель отражает закономерности  развития организованной преступности  как это транснационального явления  в период накопления капитала. С этой точки зрения, лидеры  преступных группировок важны  для развития экономики. После накопления огромных богатств они превращаются в филантропов.

      Остановмся  же на конкретном примере. Изучив различные  ичточники, я приняла решение  взять в пример образование мафии  в России, так как данная страна более приближена к сравнению  с Казахстаном. Применительно к России точки зрения аналитиков различаются. Однако более обоснованной представляется "итальянскую" точка зрения. Во многом это связано с паразитизмом российской организованной преступности, которая в отличие от американские "каучуковых баронов" прошлого века, вывозят капитал за границу, лишая страну инвестиционных ресурсов. В пользу этой точки зрения свидетельствуют также прочные традиционные связи между политиками и деятелями теневой экономики.

      В развитии организованной российской преступности выделяют несколько периодов. К. Стерлинг считает, что тайные преступные организации, устроенные по типу сицилийской мафии, существовали в российском обществе еще в 15 веке.

      Д. Альбини и Р. Роджерс считают, что первый этап развития российской организованной преступности связан с существованием организации "воров в законе" (20 – 50 годы). Их деятельность можно охарактеризовать как корыстную преступность, еще не достигшую уровня преступных синдикатов, использующих мафия – метод.

      Второй  этап охватывает 60-е – конец 80-х годов, когда командно – административная система достигает пика своего развития и одновременно начинается ее упадок. В эти годы более изощренные формы принимает организованная корыстная преступность, появляются и первые преступные синдикаты, которые в годы застоя получают значительное распространение.

      Современный этап, связан с распадом СССР и существовавшей в нем экономико-политической системы. Стремительные социальные изменения  с закономерностью сопровождаются явлениями аномии, которая в свою очередь всегда ведет к резкому росту преступности. На этом этапе организованная преступность воплощается в наиболее современные формы, огромный вес приобретает синдикализированная (мафиозная) преступность, она существенно расширяет границы своей деятельности, перешагивает через национальные границы.

      По  мнению американских криминологов, несмотря на уникальные особенности развития России, "путь российской преступности" имеет ряд схожих черт с путем  сицилийской преступности. Прежде всего  это однотипная социальная основа для развития организованной преступности, в том числе и для мафиозных организаций. Традиционная как для Сицилии, так и для России отчужденность граждан от государственной власти, недоверие к ней обусловили такой тип социального взаимодействия, который принято определять как патронаж и клиентелизм. Это взаимодействие, частично легальное, но в большей степени нелегальное, основанное не на законе, а на кодексе особых неписанных правил, представляет собой неофициальный обмен властными, экономическими, информационными и другими ресурсами между патроном и клиентом, причем позиции патрона и клиента могут меняться.

      Время, предшествовавшее распаду Советского Союза может рассматриваться  как "период тренинга и созревания" современной мафиозной преступности.

      Важной  особенностью российской ситуации является то, что организованная преступность в России быстро выходит за традиционные границы и вторгается в сферы, криминализация которых создает  серьезную угрозу для международной  стабильности и безопасности.

      Российская  транснациональная организованная преступность не имеет специфического названия, как в США, Италии, Японии. Она является относительно молодой, но уже хорошо известна в мире. Российская транснациональная преступность зарождалась  в недрах той же теневой экономики СССР и в кругах партгосхозноменклатуры, которая имела возможность выхода за рубеж. Классическое становление транснациональной организованной преступности в России приходится на конец 80-х и начало 90-х годов. Способствовали расцвету российской организованной преступности либерализация внешнеэкономической деятельности, разрушение единого экономического пространства СССР, отсутствие эффективно охраняемых границ, ослабление государства и его институтов и сепаратистские тенденции в России, политическая нестабильность, обострение межнациональных конфликтов, коррупция.

      Во  время перестройки и стихийного перехода к рынку преступные организации  использовали открывающиеся транснациональные  возможности для контрабандного вывоза нефтепродуктов, золота, металлов, сырья, вооружения, валюты, антиквариата и произведений искусства в другие страны, контрабандного и беспошлинного ввоза товаров в Россию. Номенклатурные транснациональные преступные организации оказались вне конкуренции и за рубежом, и в своей стране. За рубежом потому, что они фактически создавались еще при бывшем СССР и располагали огромными, ни с чем не сопоставимыми ресурсами, которые они распродавали по бросовым ценам. А в своей стране потому, что в ней не было нормальных рыночных отношений и с ними никто не мог конкурировать, так как за ними непосредственно стояли партийные, государственные, хозяйственные структуры, а нередко КГБ и МВД 5.

      Россия  открыла уникальные возможности  для транснациональной организованной преступности. В. В. Лунеев называет основные факторы, способствующие развитию российской транснациональной преступности. Они укладываются в несколько "нет" и несколько "есть".

      В России до последнего времени не было необходимых законов о борьбе с организованной преступностью вообще, а с транснациональной в особенности; законов, преследующих за отмывание "грязных" денег; надежно работающей правоохранительной системы; жесткого валютного, финансового, банковского, налогового и иного экономического контроля, хорошо обустроенных границ и четко налаженной таможенной и миграционных служб; государственного осознания опасности "своей" и "чужой" транснациональной организованной преступности; политической воли для борьбы с ней.

      В России есть: огромные природные и  иные ресурсы; не поделенная государственная собственность; высокие технологии вооружений и средств массового уничтожения, включая химические и ядерные материалы; незаполненный рынок для незаконных товаров и услуг; беспрецедентная продажность должностных лиц и других государственных чиновников, в том числе и в системе уголовной юстиции; нищенское положение значительной части населения; масса выброшенных государством людей, в том числе и высококлассных специалистов, желающих выжить любым путем; боязнь властей, некоторых политических и общественных деятелей прослыть "авторитарными" и установить жесткий социально-правовой контроль над криминальной экономической деятельностью.

      Данное  эссе хочу закончить стихам неизвестного автора о мафии:

С чего начинается мафия?

С того, что взатяжку куpил.

С той пеpвой  политинфоpмации,

Котоpую ты пpопустил.

А может, она  начинается

С того, что “Муму” не пpочел,

С той самой  стаpушки, котоpую

Ты не до конца  пеpевел..

С чего начинается мафия?

С бескpайних  полей конопли,

С той самой  “Беpезки”, что доллаpы

С тpудом пеpеводит в pубли.

А может, она  начинается

С нехватки сальца и мясца,

С той светлой  доpоги в гpядущее,

Котоpой не видно  конца...

С чего начинается мафия?

С того, что пpилавки пусты,

С хоpоших и веpных  товаpищей,

Занявших большие  посты.

А может, она начинается

Статьей, что  хотят отменять?

С того, что ни Гдляну, ни Родине

У нас никогда  не отнять?!

А может, она  пpодолжается?..                     

Информация о работе Институциональная природа организованной преступности: с чего начинается мафия?