Квалификация преступлений против собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:53, контрольная работа

Краткое описание

Верховный Суд Украины 06.11.2009 г. издал новое Постановление N 10 “О судебной практике по делам о преступлениях против собственности”. Необходимость издания Пленумом такого Постановления назрела очень давно. Напомним, что до настоящего времени, касательно преступлений против собственности, действовали постановления Пленума от 25.09.1981 г. N 7 “О практике применения судами Украины законодательства в делах о хищениях государственного и коллективного имущества”, а также от 25.12.1992 г. N 12 “О судебной практике по делам о корыстных преступлениях против частной собственности”. Понятно, что такое распределение было неуместным даже до вступления в силу современного Уголовного кодекса, а после его введения – тем более. С принятием нового Постановления, оба предыдущих утратили силу.

Содержимое работы - 1 файл

квалификация преступлений против собственности.docx

— 27.69 Кб (Скачать файл)

Квалификация  преступлений против собственности

Верховный Суд Украины 06.11.2009 г. издал новое  Постановление N 10 “О судебной практике по делам о преступлениях против собственности”. Необходимость издания Пленумом такого Постановления назрела очень давно. Напомним, что до настоящего времени, касательно преступлений против собственности, действовали постановления Пленума от 25.09.1981 г. N 7 “О практике применения судами Украины законодательства в делах о хищениях государственного и коллективного имущества”, а также от 25.12.1992 г. N 12 “О судебной практике по делам о корыстных преступлениях против частной собственности”. Понятно, что такое распределение было неуместным даже до вступления в силу современного Уголовного кодекса, а после его введения – тем более. С принятием нового Постановления, оба предыдущих утратили силу.

Верховным Судом  конкретизировано, что является предметом  преступлений против собственности. Это  – имущество, которое имеет определенную стоимость и является чужым для  виновного лица: имущество (движимое и недвижимое), денежные средства, ценные металлы, ценные бумаги и т.п., а также  права на имущество и действия имущественного характера, электрическая  и тепловая энергия.

Разграничение видов  преступлений существенно не отличается от изложенного в предыдущих Постановлениях. Более детально расписаны отличия по вымогательству от иных преступлений.

Кража (ст. 185 УК) – это хищение, осуществляя которое, виновное лицо считает, что делает это незаметно для пострадавшего или других лиц. Грабеж (ст. 186) – это открытое хищение чужого имущества в присутствии пострадавшего или других лиц, которые понимают противоправный характер действий виновного лица, а тот в свою очередь сознает, что его действия замечены и расцениваются именно как хищение. Различая кражу и грабеж, следует исходить из направленности умысла виновного лица и данных о том, сознавал ли потерпевший характер совершенных виновным лицом действий. В связи с этим хищение надлежит квалифицировать как кражу не только тогда, когда оно осуществляется в отсутствие потерпевшего, но и в присутствии посторонних лиц, которые не сознают факта похищения имущества и не могут дать ему надлежащей оценки (психически больные, малолетние). Похищение является тайным и в том случае, когда оно происходит даже в присутствии потерпевшего лица, если виновное лицо не знает об этом или считает, что делает это незаметно для него. Тайным является и тогда, когда похищение совершается в присутствии лица, которому поручено имущество, но оно находится в таком состоянии, которое исключает возможность сознавать значение происходящего (сон, бессознательность, опьянение). Действия, начатые как кража, но выявленные потерпевшим или другими лицами и, несмотря на это, продолженные виновным лицом с целью завладения имуществом, надлежит квалифицировать как грабеж, а в случае применения насилия или высказывания угрозы его применения – как грабеж или разбой.

Под насилием, которое не является опасным для жизни или здоровья потерпевшего при грабеже, следует понимать умышленное причинение легкого телесного повреждения, которое не вызвало кратковременного расстройства здоровья или незначительной потери трудоспособности, а также совершение других насильственных действий (нанесение ударов, побои, незаконное лишение свободы) при условии, что они не были опасными для жизни или здоровья в момент причинения. Такие насильственные действия, совершенные во время грабежа, полностью охватываются частью второй статьи 186 УК и в дополнительной квалификации по другим статьям УК не нуждаются.

Кражу и грабеж следует  считать законченными с момента, когда виновное лицо изъяло имущество  и имело реальную возможность  распоряжаться или пользоваться им. Если лицо, которое противоправно  завладело имуществом, такой реальной возможности не имело, его действия следует квалифицировать исходя из обстоятельств дела, как оконченное или неоконченное покушение на совершение соответствующего преступления. Оконченным покушением на кражу являются действия лица, которое похитило имущество, но сразу было разоблачено. Когда виновное лицо уже получило реальную возможность  распорядиться или пользоваться противоправно изъятым имуществом, но применяет насилие исключительно  для того, что бы избежать задержания, его действия не могут расцениваться, как грабеж, соединенный с насилием. В зависимости от способа изъятия  имущества они могут квалифицироваться  как кража или грабеж. Применение насилия в таком случае создает  отдельный состав преступления и  нуждается в отдельной квалификации в зависимости от тяжести последствий  и причиненного потерпевшему физического  вреда.

При разбое (статья 187 УК) – под нападением следует понимать умышленные действия, направленные на немедленное изъятие чужого имущества путем применения физического или психического насилия, указанного в части первой этой статьи. Разбой считается законченным с момента нападения, соединенного с насилием, опасным для жизни или здоровья лица, или с угрозой применения такого насилия, независимо от того, завладело виновное лицо имуществом пострадавшего или нет.

Если незаконное проникновение в жилье, иное помещение  или хранилище соединенное с совершением кражи, уголовная ответственность за которую, учитывая стоимость похищенного, законом не предусмотрена, содеянное надлежит квалифицировать по статье 162 УК.

При вымогательстве (ст. 189 УК) угроза может касаться как  самого потерпевшего, так и его  близких родственников. Близкими родственниками, в соответствии с п. 11 ст. 32 УПК являются родители, жена, дети, родные братья и сестры, дед, баба, внуки. Вымогательство является оконченным преступлением с момента предъявления требования, соединенного с угрозами, насилием, повреждением или уничтожением имущества, независимо от достижения поставленной виновным лицом цели.

Опасное для жизни  или здоровья насилие (касательно ст. 187 и части 3 ст. 189 УК) – это умышленное причинение пострадавшему легкого  телесного повреждения, которое  повлекло кратковременное расстройство здоровья или незначительную потерю трудоспособности, средней тяжести  или тяжкое телесное повреждение, а  также другие насильственные действия, которые не привели к указанным  последствиям, однако были опасными для  жизни или здоровья в момент их совершения. К ним нужно относить, в частности, и насилие, повлекшее потерю сознания или имевшее характер истязания, удавление за шею, сбрасывание с высоты, применение электротока, оружия, специальных орудий и т.п.. Применение к потерпевшему без его согласия наркотических средств, психотропных, отравляющих или сильнодействующих веществ (газов) с целью завладения его имуществом, следует рассматривать как насилие. И в зависимости от того, было ли оно опасным для жизни или здоровья, или не было, следует квалифицировать такие действия по части второй статьи 186 УК или по соответствующей части статьи 187 УК. Если же применение таких средств было опасным для жизни или здоровья пострадавшего, но не повлекло причинения легкого телесного повреждения, ставшего причиной кратковременного расстройства здоровья или незначительной потери трудоспособности, средней тяжести или тяжкого телесного повреждения, содеянное надлежит квалифицировать как разбой только при условии, если виновное лицо сознавало возможность причинения любого из этих последствий. Указанное касается и случаев применения наркотических средств, психотропных, отравляющих или сильнодействующих веществ (газов) во время вымогательства (ст. 189 УК).

Умышленное причинение в ходе разбоя или вымогательства телесных повреждений охватываются статьей 187 или 189 УК и в дополнительной квалификации по другим статьям УК, предусматривающим ответственность  за преступления против здоровья, не нуждаются. Однако, если во время разбоя или вымогательства было умышленно причинено тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть пострадавшего, или его было умышленно убито, действия виновного лица следует квалифицировать за совокупностью преступлений – по части четвертой статьи 187 или статьи 189 УК и части второй статьи 121 или пункта 6 части второй статьи 115 УК. Соответственно, при причинении пострадавшему во время разбоя или вымогательства смерти по неосторожности, действия виновного лица следует квалифицировать по совокупности преступлений – по соответствующей части статьи 187 или 189 и статье 119 УК.

В случае совершения разбоя бандой, при квалификации действий членов банды судам следует руководствоваться  разъяснениями, которые содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 23.12.2005 г. N 13 “О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, совершенных устойчивыми преступными объединениями”.

Угроза применения насилия при разбое заключается  в запугивании немедленным применением  физического насилия, опасного для  жизни и здоровья пострадавшего, а при грабеже – насилия, которое  не является опасным для его жизни  или здоровья. Угроза при вымогательстве имеет место тогда, когда виновное лицо, высказывая ее в какой бы то ни было форме (словами, жестами, демонстрацией  оружия и т.п.), желает, чтобы у  потерпевшего сложилось впечатление, что если он будет противодействовать виновному лицу или не выполнит его  требований, то эта угроза будет  реализована. Это касается и случаев, когда виновное лицо угрожает испорченным  оружием, макетом оружия и т.п., однако потерпевший воспринимает эти предметы как представляющие опасность для жизни или здоровья. Такая угроза может касаться как потерпевшего, так и его близких родственников и всегда содержит в себе требование имущественного характера относительно передачи имущества в будущем. Угроза совершить убийство, высказанная во время разбоя или вымогательства, полностью охватывается диспозициями статьи 187 и части второй статьи 189 УК и в дополнительной квалификации по статье 129 УК не нуждается.

При размежевании вымогательства от грабежа или разбоя следует  исходить из того, что при грабеже  и разбое насилие или угроза его  применения направлены на завладение имуществом в момент их применения. При этом угроза представляет собой  такие действия или высказывания, которые выражают намерение применить  насилие немедленно. Действия, состоящие  в насилии или в угрозе его  применения, направленные на получение  имущества в будущем, а также  требование передать имущество, объединенное с угрозой применить насилие  к потерпевшему или его близких  родственников в будущем, следует  квалифицировать как вымогательство. Если угроза насилия или само насилие были применены с целью завладения имуществом пострадавшего в момент нападения, но в связи с отсутствием у него имущества виновное лицо предъявило требование передать его в будущем, такие действия надлежит квалифицировать в зависимости от характера угроз или насилия – как разбой или как покушение на грабеж и одновременно по соответствующей части статьи 189 УК.

Угроза повредить  или уничтожить имущество существует только тогда, когда она касается имущества, принадлежащего потерпевшему или его близким родственникам, или имущества, находящегося в их ведении или под охраной. Умышленное уничтожение или повреждения  такого имущества во время вымогательства полностью охватывается частью второй, третьей или четвертой статьи 189 УК, кроме случаев его уничтожения  или повреждения путем поджога, взрыва или другим общеопасным способом, которое при наличии для этого оснований дополнительно квалифицируется по части второй статьи 194 УК.

Очень часто возникают  вопросы при размежевании вымогательства и преступления, предусмотренного статьей 206 УК (противодействие законной хозяйственной  деятельности), а еще чаще с преступлением, предусмотренным статьей 355 УК (принуждение  к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств). При этом Пленум разъясняет, что следует исходить из того, что  при вымогательстве виновное лицо руководствуется  корыстным умыслом на завладение не принадлежащим ей имуществом или  правом на такое имущество, или желает совершения в ее пользу действий имущественного характера. Если виновное лицо, применяя соответствующие угрозы или насилие, имеет целью принудить пострадавшего прекратить заниматься хозяйственной деятельностью или ограничить ее, заключить соглашение, или не выполнять заключенное соглашение, выполнение (невыполнение) которого может причинить материальный вред или ограничить законные права или интересы того, кто занимается хозяйственной деятельностью, содеянное следует рассматривать как противодействие законной хозяйственной деятельности и квалифицировать по ст. 206 УК.

Применение угроз  или насилия с целью принуждения  потерпевшего к выполнению или невыполнению гражданско-правового обязательства  надлежит квалифицировать по соответствующей  части статьи 355 УК. При этом следует  иметь в виду, что ответственность  по этой статье может наступать только тогда, когда лицо принуждают к выполнению (невыполнение) существующего обязательства, возникшего на основаниях, предусмотренных  действующим законодательством. Предметом такого обязательства могут быть деньги, имущество, услуги, результаты творчества и т.п.. Требование выполнить (не выполнять) обязательство, возникшее на основаниях, не предусмотренных действующим законодательством, или несуществующее обязательство, или обязательство с неопределенным предметом, а так же использование факта существующего обязательства для завладения имуществом, правом на имущество, или для совершения действий имущественного характера, которые этим обязательством не предусмотрены, надлежит квалифицировать – как вымогательство.

Хищение электрической  или тепловой энергии, путем ее самовольного использования, образовывает состав преступления, предусмотренного статьей 188-1 КК, если такими действиями причинен значительный вред, т.е., если он в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а в крупных размерах – если он в двести пятьдесят и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан. Ущерб определяется по методикам, установленным компетентными органами.

Информация о работе Квалификация преступлений против собственности