Убийство в состоянии аффекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы, с учетом изложенного, будет являться формирование полноценного представления об убийствах, совершенных в состоянии аффекта.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие убийства, совершенного в состоянии аффекта…………5
§ 1. Аффект: понятие и значение…………………………………………….5
§ 2. Виды и стадии аффекта………………………………………………….13
Глава 2. Объективные и субъективные признаки убийства,
совершенного в состоянии аффекта…………………………………………16
§ 1. Объект преступления…………………………………………………….16
§ 2. Объективная сторона преступления…………………………………….18
§ 3. Субъективная сторона……………………………………………………28
§ 4. Субъект преступления……………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………38

Содержимое работы - 1 файл

cтатья 107.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

     В УК РСФСР 1960 г. признак внезапности  означал, что сильное душевное волнение должно возникать неожиданно, без  разрыва во времени между обстоятельствами, его вызвавшими и последовавшими за ним, либо умышленным убийством, либо умышленным тяжким или менее тяжким телесным повреждением. Если убийство, хотя и в состоянии сильного душевного волнения, вызванного противозаконными действиями потерпевшего, происходит спустя более или менее значительное (продолжительное) время после этих противозаконных действий потерпевшего, оно не может квалифицироваться по ст. 104, поскольку у виновного имелась реальная возможность трезво и всесторонне взвесить все последствия своего поведения.

     Вместе  с тем, незначительный разрыв во времени  между убийством и противоправными  или аморальными деяниями потерпевшего не исключает возможности квалификации совершенного убийства по ст. 107 УК РСФСР.

     Как известно, аффект – кратковременное сильное душевное волнение. Состояние сильного душевного волнения формируется у лица очень быстро. Такое состояние возникает как внезапно для самого человека, так и для окружающих. Доказательство наличия аффекта есть внезапность его возникновения. Это его органическое свойство. Видимо, поэтому УК РФ, так же как и предыдущий УК, обязательным признаком аффекта считает его внезапность.

     Поскольку сильное душевное волнение может  быть вызвано лишь действиями потерпевшего, указанными в ст. 107 и ст. 113 УК РФ, то необходимо установить связь между деянием потерпевшего и аффективной реакцией. Состояние сильного душевного волнения должно быть внезапно возникшим. Внезапность его возникновения тесно связана с возникновением мотива.

     Внезапно  возникшему сильному душевному волнению предшествует одна из следующих описанных в законе ситуаций:

  • Насилие, издевательство, тяжкое оскорбление, иные противоправные или аморальные действия (бездействие) потерпевшего. Здесь состояние аффекта формируется под воздействием разового и очень значимого для виновного события. Например: супруг, внезапно возвратившийся из командировки, обнаруживает воочию факт супружеской измены.
  • Длительная психотравмирующая ситуация, возникающая в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. Аффективная реакция формируется в результате длительного «накопления» отрицательных эмоций, которое приводит к эмоциональному напряжению. Для возникновения аффекта в этом случае достаточно очередного факта противоправного или аморального поведения.

          По смыслу закона аффект возникает  в связи с определенными действиями  или бездействием потерпевшего. Но в практике встречаются  случаи, когда внезапно возникшее  сильное душевное волнение вызывает  противоправное или аморальное поведение нескольких людей. При этом для развития аффективной реакции необходима совокупность действий (бездействия) двух или более лиц, то есть поведение одного из них, в отрыве от поведения другого, могло и не явиться поводом для возникновения аффекта.

          По мнению О.Д. Ситковкой «аффектогенная, конфликтная ситуация может быть  создана не только потерпевшим,  но, но и другим человеком, находившимся  на месте преступления. Известны  и случаи, когда аффективные действия  были направлены на постороннее лицо, случайно оказавшееся поблизости. По нашему мнению, привязать уголовно-правовое понятие аффекта только к случаям эмоциональной разрядки в отношении лица, создавшего ситуацию, значит ограничить следователя и суд в индивидуализации ответственности с учетом данного обстоятельства, если причиной аффекта были действия третьего лица».

           С приведенным утверждением вряд  ли можно согласиться, так как  состояние аффекта, по смыслу  закона, может вызвать лишь противоправное, аморальное поведение именно потерпевшего. Поэтому неверно, что потерпевшим при совершении преступления в состоянии аффекта может быть лицо, не участвующее в созданной ситуации, способной вызвать состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения или не пытавшееся вмешаться в происходящее. Если же потерпевший совместно с другими лицами своими действиями (бездействием) спровоцировал у виновного аффективную реакцию, то в этом случае он уже не является посторонним лицом. При этом, как уже указывалось, действия (бездействие) нескольких лиц по отдельности могут и не привести к возникновению аффекта. Далее следует заметить: поскольку у лица в состоянии аффекта возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения и руководить им ограничена, а не утрачена полностью, то, видимо, субъект в состоянии отличить источник своих эмоциональных переживаний от постороннего человека, который не сделал ему ничего плохого и не пытался вмешаться в ситуацию. В случае, когда виновный, находясь в состоянии аффекта и «разобравшись» с обидчиком, нападает на лиц, попытавшихся вступиться за потерпевшего, причиняет им тяжкий или средней тяжести вред здоровью или же убивает их и при этом продолжает находиться в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, вопрос об ответственности должен решаться с учетом того, что преступление было совершено в состоянии аффекта. Так как виновный уже находится в состоянии аффекта, то потерпевшим в этом случае может быть не только лицо, непосредственно своим поведением спровоцировавшее подобное состояние, но и человек, который решил вмешаться в ситуацию. Для лица, действующего под влиянием внезапно возникшего сильного душевного волнения, правомерное поведение заступающегося может показаться еще одним «негативным выпадом» в его адрес. Ведь, как известно, аффект может исчисляться секундами и продолжаться минуты. Рассматриваемое состояние обычно длится небольшое количество времени, так как при его переживании расходуется очень большая энергия. Вместе с тем аффект – не мгновенная вспышка, а длящееся состояние, которое не заканчивается автоматически, после «обезвреживания» лица, вызвавшего своим поведением внезапно возникшее сильное душевное волнение. И если аффект может длиться минуты, то значит, у лица на всем протяжении сильнейшего эмоционального напряжения возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения и руководить им ограничена. Именно последнее обстоятельство обуславливает смягчение наказания за преступления, совершенные под воздействием аффекта. Поэтому необходимо учитывать не только направленность аффекта, а еще и продолжительность нахождения лица в данном состоянии.

           На основании изложенного можно  сделать следующий вывод: состояние  аффекта может быть вызвано  только теми действиями (бездействием), которые указаны в УК. А потерпевшими могут быть не только лица, спровоцировавшие состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения.

           Далее хотелось бы отметить  следующее: если преступление  совершено в состоянии физиологического аффекта (рассмотрим это подробнее чуть ниже), но отсутствует хотя бы один из вышеописанных признаков, то действия виновного нельзя квалифицировать по ст. 107 или ст. 113.

           Таким образом, аффект в уголовном  праве – это внезапно возникшее  сильное душевное волнение, вызванное противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, сложившейся в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

           Аффект – особое психическое состояние лица, которое не исключает вменяемости, но снижает уровень сознательно-волевой регуляции его поведения.

           Аффект оказывает влияние на  психику человека, но в то же  время внезапно возникшее сильное  душевное волнение не является психическим расстройством. Разумеется, речь идет о так называемом физиологическом аффекте, потому что патологический аффект относится к временному психическому расстройству.

           Внезапно возникшее сильное душевное  волнение – это состояние, которое хотя и ограничивает возможность осознавать фактический характер и общественную опасность своего поведения или руководить им, все же не относится к психическим расстройствам и психическим аномалиям.

           Общим для аффекта, психического расстройства и психических аномалий является то, что все эти понятия имеют важное уголовно-правовое значение, специфическое для каждого из этих факторов. 

           § 2. Виды и стадии аффекта

           В психологии и психиатрии общепризнанным считается деление аффектов на патологический и физиологический.

     Физиологический аффект характеризуется эмоциональной вспышкой высокой степени и взрывного характера. Он выводит психику человека из обычного состояния, тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, в известной степени нарушает избирательный момент в мотивации поведения, затрудняет самоконтроль и критическую оценку своих поступков, лишает человека возможности твердо всесторонне взвесить последствия своего поведения. В состоянии аффекта способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими, в значительной степени понижена, что является одним из оснований для признания совершенного в таком состоянии преступления менее общественно опасным по сравнению с преступлением, совершенным при спокойном состоянии психики.

     Патологический  аффект представляет собой временное расстройство психики. При нем наступает глубокое помрачение сознания, и человек утрачивает способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Лицо в таких случаях признается невменяемым и не подлежит уголовной ответственности.

     Критерий  их разграничения зависит не от того, у кого он возник, а от того, насколько  выражены симптомы аффекта, имеются  ли нарушения сознания, истощение и другие признаки, характеризующие качественное отличие патологического аффекта от физиологического. И тот, и другой вид аффекта развиваются по трем основным стадиям: подготовительной, стадии активных аффективных действий (взрыва) и заключительной. Однако за внешним сходством динамических особенностей двух видов аффекта стоят существенно различные интимные механизмы возникновения и развития этих состояний.

     Подготовительная  стадия. Патологический аффект возникает в ответ на неожиданный сильный раздражитель, а в некоторых случаях — без повода. В то время как физиологический аффект возникает в ответ на сильный аффектогенный раздражитель или в результате аккумуляции аффективных переживаний.

     В стадии взрыва для патологического аффекта характерно сумеречное состояние сознания, происходит полное помрачнение сознания не на реальных травмирующих переживаниях, а на замещающих представлениях. При патологически суженом сознании вся психологическая деятельность субъекта концентрируется не на действительно окружающих его людях и объектах, а на представлениях, имеющих бредовую окраску. Болезненные переживания, как правило, связаны с ловлей бандитов, шпионов, разных врагов, сводятся к ощущению преследования и большой опасности для жизни. Отсюда возникают агрессивные, субъективно защитные действия лица. В то время как для физиологического аффекта характерно лишь сужение сознания, которое концентрируется на реальных травмирующих переживаниях, а не на представлениях о них, как при патологическом аффекте.

     В заключительной стадии патологический аффект приводит к истощению нервной системы, т.е. связан с огромным внутренним напряжением, значительной тратой сил. У лица появляется вялость, общая расслабленность при безразличном отношении к содеянному и окружающему, т.е. состояние близкое к прострации. Для состояния физиологического аффекта не является характерными столь выраженные истощение и прострация, для него в большей степени свойственны чувства облегчения, раскаяния, вялость.

     Однако  основное и наиболее существенное различие этих состояний заключается, прежде всего, в степени их воздействия на сознание человека, переживающего аффект, поэтому именно анализ сознательной сферы является важным основанием для разграничения патологического и физиологического аффектов.8

     Для решения вопроса о том, совершено ли деяние в состоянии физиологического или патологического аффекта, необходимо назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. 
 
 

Глава 2. Объективные и  субъективные признаки убийства, совершенного в состоянии аффекта.

         § 1. Объект преступления

     Родовым объектом данного преступления являются общественные отношения, охраняющие права  и свободы личности как человека и гражданина.

     Видовым объектом  данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека.

     Непосредственным  объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни человека. Однако в рассматриваемом случае объектом посягательства является жизнь ни какого-нибудь человека, а человека, который играет в структуре преступного деяния отнюдь не последнюю роль. Такая роль, которую уголовный закон (ст.107 УК РФ) отводит поведению потерпевшего как обстоятельству, вызывающему состояние «оправданного» аффекта виновного в процессе совершения преступления, обязывает более глубоко, чем по любой другой категории дел, исследовать личность самого потерпевшего. Именно на жизнь этого субъекта посягает виновный, причиняя ему смерть.

     Аффект, в состоянии которого совершается  данное преступление, непосредственно связывается с определенным неправомерным или аморальным поведением потерпевшего. Такие действия (бездействие) должны быть совершены лицом, на жизнь которого посягает преступник, именно такие действия (бездействие) потерпевшего являются необходимым обязательным условием возникновения аффекта виновного в рассматриваемом преступлении.

     Соответствующее поведение потерпевшего в таких  ситуациях снижает степень вины преступника, так как оно инициирует состояние аффекта, в котором  виновный совершает убийство. Именно поэтому убийство в состоянии аффекта относится к привилегированным, менее опасным видам преступлений против жизни.

Информация о работе Убийство в состоянии аффекта