Уголовная ответственность за фальшимонетничество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Интеграция России в мировую экономическую систему и либерализация внутригосударственных рыночных отношений привели к резкому росту преступлений в сфере экономики, в частности, изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг, которые одновременно затрагивают интересы, как отдельных граждан, юридических лиц, так и государства в целом. Фальшивомонетничество опасно и само по себе, и как способ криминального перераспределения национального богатства. Прямой вред от него заключается в том, что реальные элементы ВВ

Содержимое работы - 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 99.76 Кб (Скачать файл)
 

                                                 Введение           
 
       Интеграция России в мировую экономическую систему и либерализация внутригосударственных рыночных отношений привели к резкому росту преступлений в сфере экономики, в частности, изготовления, хранения, перевозки или сбыта поддельных денег или ценных бумаг, которые одновременно затрагивают интересы, как отдельных граждан, юридических лиц, так и государства в целом. Фальшивомонетничество опасно и само по себе, и как способ криминального перераспределения национального богатства. Прямой вред от него заключается в том, что реальные элементы ВВП (товары, услуги) обмениваются на «денежные» знаки, пустые по своему содержанию. В случае фальсификации ценных бумаг государственного займа возникают заемные денежные обязательства государства перед мнимым инвестором. Экономическая и политическая сферы страдают, взаимозависимо: снижение доверия к денежным знакам на внутреннем и внешнем рынке приводит к снижению уровня управляемости макроэкономическими процессами и искусственному увеличению внешнего государственного долга России. В социальной сфере подделка денег и ценных бумаг способствует падению авторитета органов государственного управления и правоохранительных органов, что вызывает социальное напряжение в обществе и долгосрочные криминальные последствия.         Важен и тот факт, что современному фальшивомонетничеству покровительствуют коррумпированные чиновники, обеспечивающие безопасность данной преступной деятельности на всех ее этапах: изготовлении, доставке, реализации.

              
        Международное движение национальных денежных единиц различных стран, развитие международной специализации преступных организаций на отдельных стадиях, операциях этого преступного бизнеса - изготовления, накопления, хранения, транспортировки, реализации, привели к тому, что фальшивомонетничество на современном этапе своего развития носит характер транснационального бизнеса. Часто подделка денег сопровождает наркобизнес, торговлю оружием и людьми, международный терроризм, что само по себе делает данное негативное явление особенно опасным.  

 
        В последние годы на рынке поддельных денег все чаще стали появляться большие партии «суперподделок», качество которых свидетельствует о том, что они изготавливаются либо самим государством, либо при его прямой поддержке, на том же оборудовании, что и настоящие банкноты. Для изготовления высококлассных подделок необходима машина металлографической печати - очень дорогостоящий агрегат, который невозможно разместить в обычной квартире, более этого, такую машину у изготовителя может приобрести только государство. Эксперты отмечают, что «суперподделки» изготавливаются на бумаге и с использованием специальной краски, которую продают исключительно национальным банкам. Происхождение подделок может быть разным - от стран «третьего мира» до бывших союзных республик. Масштабы фальшивомонетничества представляют реальную угрозу для нормального функционирования государственной денежной системы. 

 
        Актуальность данного исследования определяется не только распространенностью и стабильным ростом фальшивомонетничества, но и его высокой латентностью, которая может быть обусловлена следующими причинами: 1),данное преступление характеризуется длительной и тщательной подготовкой, высоким уровнем профессионализма, конспирации, что затрудняет его выявление; 2) нежелание физических и юридических лиц сообщать правоохранительным органам о фактах совершения преступления как из-за опасения самим оказаться под подозрением в его совершении, так и по причине неверия в возмещение причиненного им материального ущерба (виктимологический аспект); 3) сложившаяся практика, когда работники правоохранительных органов не регистрируют «малозначительные» случаи фальшивомонетничества (при обнаружении фальшивки малого номинала, низкого качества), мотивируя свое бездействие тем, что усилия, потраченные на расследование такого деяния, не «окупятся» - ущерб слишком мал или его нет вообще. 

 
        Целью данной работы является исследование уголовно-правовых аспектов фальшивомонетничества. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: 

 
        1. Проследить историю возникновения института фальшивомонетничества и развития уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. 

 
        2. Провести сравнительно-правовой анализ зарубежного уголовного законодательства в области регламентации уголовной ответственности за фальшивомонетничество. 

 
        3. Рассмотреть объективные и субъективные признаки состава преступления, предусмотренного статьей 186 УК РФ. 

 
        4. Охарактеризовать квалифицирующие признаки состава преступления, предусмотренного статьей 186 УК РФ. 

 
        5. Провести отграничение фальшивомонетничества от смежных составов преступлений. 

 
        Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере применения уголовно-правовой нормы, устанавливающей ответственность за изготовление, хранение, перевозку или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. 

 
        Предметом исследования выступают уголовно-правовые нормы действующего законодательства, предусматривающие ответственность за фальшивомонетничество. 

 
        Методологической основой данного исследования является диалектико-материалистический подход к познанию социальных процессов и явлений. В процессе исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы и приемы: сравнительно-правовой, исторический, системно-структурный, статистический.

 

 

 

 

 

Глава 1. Уголовная ответственность  за фальшивомонетничество.

1.1. История развития законодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности.

Российское  законодательство на протяжении всей истории своего развития предусматривало ответственность за преступления в сфере экономической деятельности.

Уложение  о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в редакции 1885 г., а также  Уголовное уложение 1903 г. содержали  достаточно широкий перечень статей с описанием конкретных составов рассматриваемых преступлений, которые включались в различные разделы Особенной части.

Так, разд. 7 Уложения о наказаниях "О  преступлениях и проступках против имущества и доходов казны" включал главу "О нарушении уставов монетных", которая состояла из двух отделений: 1. "О подделке и уменьшении достоинства монеты, противозаконном переливе, привозе и вывозе оной" и 2. "О подделке государственных кредитных бумаг". За подделку "монеты золотой, серебряной, платиновой и медной российского чекана, хотя бы и в настоящем оной достоинстве", виновные подвергались лишению всех прав состояния и ссылке "в каторжную работу" на срок от восьми до десяти лет (ст. 556).1

Особо предусматривалась ответственность  лиц, которые принимали какое-либо участие в подделке монеты или же заведомо делали, доставляли или покупали штемпели, формы и другие орудия "для сей подделки" (ч. 1 ст. 559 Уложения о наказаниях). При этом среди статей об ответственности за подделку монеты содержалась норма поощрительного характера.

В главе второй отделения первого  Уложения о наказаниях содержались также нормы об ответственности лиц, которые, зная достоверно о подделке монеты, но без всякого в том участия, не довели о том до сведения правительства (ст. 560); об ответственности за переплавку российской монеты (ст. 561); за обрезание монеты и всякое другое с умыслом отнятие у нее настоящего веса (ст. 565); за посеребрение или позлащение или натирание ртутью или другим веществом какой-либо монеты, с намерением дать ей вид большей ценности (ст. 566); за выпуск в обращение заведомо поддельной монеты со знанием подделывателей (ч. 1 ст. 567); за передачу случайно полученной фальшивой монеты, по удостоверении в фальшивости ее, другому лицу, под видом настоящей (ч. 2 ст. 567) и т.д.2

В главе второй Уложения о наказаниях отделения второго предусматривалась ответственность за подделку государственных кредитных билетов, билетов государственного казначейства, а равно и всяких билетов кредитных установлений, имеющих в общем обращении достоинство денег (ст. 571).3 При этом дифференцировалась ответственность в зависимости от способа подделки - механическими средствами или посредством рисования. Так, за подделку самой бумаги и рисунков механическими средствами, а равно и за превращение на банковских билетах настоящего достоинства их в высшую сумму, виновные подвергались наказанию, указанному в санкции ст. 556 Уложения за подделку монеты российского чекана - лишение всех прав состояния и ссылка на каторжную работу сроком от восьми до десяти лет (п. 1 ст. 571).4 Менее сурово преследовалась подделка означенных бумаг на простой бумаге посредством рисования. За такую подделку виновные подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжную работу сроком от шести до восьми лет (п. 2 ст. 571).5

При определении постепенности наказаний  за подделку государственных кредитных бумаг законодатель принимал в соображение большую или меньшую степень искусства в подделке и степень опасности, которой подвергается государственный кредит вследствие выпуска поддельных билетов. На этом основании способ подделки рисунка имел преимущественное значение, потому что от большей или меньшей скорости выполнения и степени совершенства в изображении на каждом отдельном листе рисунка зависит, с одной стороны, возможность заготовления большого количества фальшивых билетов, а с другой - большая вероятность удобного и безнаказанного сбыта их.

В ч. 1 ст. 576 Уложения о наказаниях оговаривалась ответственность лиц за выпуск в обращение заведомо фальшивых государственных кредитных билетов, билетов государственного казначейства и всяких иных билетов кредитных установлений, имеющих в общем обращении достоинство денег. Такие лица подвергались наказанию как сообщники в подделке государственных кредитных бумаг.6

Назначая  наказание виновному в сбыте, как сообщнику подделки, по правилам ст. 576 Уложения, закон рассматривал, тем не менее, данное деяние как самостоятельное  преступление.

Специально  оговаривалась ответственность  лиц за подделку гербовой бумаги и гербовых марок (ст. 579), а также за выпуск или перевод заведомо поддельных гербовой бумаги или марок (ст. 580).7

Множество статей с описанием составов преступлений в сфере экономической деятельности содержалось в гл. 2, 12, 13 и 14 разд. VIII Уложения "О преступлениях  и проступках против общественного  благоустройства и благочиния". Так, в главе второй "О нарушении  постановлений для обеспечения народного продовольствия" содержались нормы об ответственности должностных лиц за неимение в запасных магазинах, или нарочно устроенных для того ямах, или в скирдах хлеба в достаточном, согласно существующим постановлениям, количестве (ст. 901). Специально оговаривалась ответственность лиц, обязанных проверять запасные магазины и книги и наблюдать, чтобы прием, раздача и хранение хлебных запасов были производимы на законном основании, за всякое по сей части упущение и слабый контроль, а тем более за допущение каких-либо злоупотреблений и за участие в оных (ст. 910). В соответствии со ст. 913 Уложения о наказаниях наступала ответственность за стачку, сделку или другое соглашение торгующих к возвышению цен на предметы продовольствия. Лица, обязанные по закону иметь попечение об отвращении недостатка в предметах продовольствия или доносить о замеченном ими недостатке начальству, за неисполнение этого подвергались денежному взысканию (ст. 914).8

В гл. XII Уложения о наказаниях содержались  составы преступлений, регламентирующие ответственность за нарушение постановлений о кредите. В частности, предусматривалась ответственность за подделку билетов комиссии погашения долгов, государственного банка и контор его и вообще всех государственных установлений (ст. 1149), за подлог при займе из государственных или общественных и частных кредитных установлений (ст. 1151), за открытие частного банка без дозволения правительства или без соблюдения предписанных законом для этого правил (ст. 1152). Специально оговаривалась ответственность чиновников и должностных лиц государственных кредитных установлений, общественных и частных банков за нарушение банковской тайны (ст. 1157).9 За подделку билетов банков общественных и частных, учрежденных с разрешения и утверждения правительства, виновные подвергались лишению всех прав состояния и ссылке на каторжную работу сроком от шести до восьми лет.

В этой же главе Уложения о наказаниях рассматривались вопросы ответственности за злоупотребления, связанные с банкротством (ст. 1163-1168). Так, согласно ст. 1163 Уложения кто из лиц, производящих торговлю, будет предписанным для этого порядком изобличен в злонамеренном банкротстве, тот подвергался лишению всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ и отдаче в исправительные арестантские отделения на время от четырех до пяти лет.

Н.С. Таганцев, комментируя ст. 1163 Уложения о наказаниях, обращал внимание на то, что "для признания лиц торгового сословия банкротами злостными достаточно изобличения их в неведении установленных торговых книг, а вовсе не требуется скрытия или истребления ими книг или совершения каких-либо иных подлогов или скрытия от кредиторов части своего имущества".10

Специально  оговаривалась ответственность  лиц, производящих торговлю, за неосторожное банкротство. Согласно ст. 1165 Уложения, кто из лиц, производящих торговлю, был признан банкротом неосторожным, тот лишался прав торговли и, по требованию и усмотрению заимодавцев, заключался в тюрьму на время от восьми месяцев до одного года и четырех месяцев.

Особо предусматривалась ответственность  за злостное банкротство лиц, не производящих торговли. Закон признавал должником (банкротом) злостным, т.е. "таким, о ком доказано, что он, впавши в неоплатные долги, с умыслом, для избежания платежа их, перекрепил свое имение или передал его безденежно в другие руки, или же посредством подставных ложных заимодавцев, или иным способом скрыл действительно свое имение или часть его, во вред неудовлетворенных вполне заимодавцев" (ст. 1166 Уложения о наказаниях).11

В Уложении значительное место занимали также нормы, регламентирующие ответственность за нарушения правил о производстве торговли, за нарушения постановлений в торговых обществах, товариществах и компаниях, за нарушения уставов фабричной и заводской промышленности и др. Так, предусматривалась ответственность за употребление торгующим весов или мер, не имеющих установленных клейм, хотя бы эти меры и весы были верны. За эти нарушения виновный подвергался денежному взысканию и, сверх того, изобличенному в этом нарушении более трех раз воспрещалось производить торговлю (ст. 1175). Таким же взысканиям подвергался и тот, кто был изобличен в употреблении хотя клейменных, но неверных весов или мер, если он виновен лишь в недосмотре. Когда же такие весы или меры были им употреблены с умыслом для обмана, то он сверх денежного взыскания подвергался наказанию, определенному за обмер и обвес, и лишался навсегда права на торговлю (ст. 1176).12

Особо предусматривалась ответственность  за стачку торговцев или промышленников для возвышения цены не только на предметы продовольствия, но и на другие необходимой потребности товары или для непомерного понижения цены, в намерении стеснить действия привозящих или доставляющих эти товары, а через это препятствовать и дальнейшему в большем количестве их привозу. Зачинщики таких противозаконных соглашений подвергались: заключению в тюрьме на время от четырех до восьми месяцев; а прочие, только участвовавшие в них, приговаривались, смотря по степени участия: или к аресту на время от трех недель до трех месяцев, или к денежному взысканию. Когда же от такой стачки происходил действительный недостаток в товарах первой необходимости и это было поводом к нарушению общественного спокойствия, то зачинщики приговаривались: к лишению некоторых особенных прав и преимуществ и к заключению в тюрьме на время от одного года и четырех месяцев до двух лет; а прочие виновные: к заключению в тюрьме на время от четырех до восьми месяцев (ст. 1180).13

Информация о работе Уголовная ответственность за фальшимонетничество