Виды принудительных мер медицинского характера и их исполнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2011 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В последние несколько лет наметился устойчивый интерес к исследованию эффективности действующего уголовного законодательства и судебной практики по применению принудительных мер медицинского характера (ПММХ). И это не случайно, так как за прошедшее десятилетие число лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, а также лиц, заболевших психическими расстройствами после совершения преступления, остается достаточно большим.

Содержание работы

1. Общая характеристика принудительных мер медицинского характера:


1.1. Понятие принудительных мер медицинского характера………………………………6


1.2. Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера……..9


1.3. Лица, к которым могут быть применены принудительные меры медицинского характера………………………………………………………………………………………13



2. Виды принудительных мер медицинского характера и их исполнение:


2.1. Виды принудительных мер медицинского характера………………………………….17


2.2. Порядок исполнения, продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера…………………………………………………………….…………………………22



Заключение…………………………………………………………………….27


Список используемой литературы………………………………………….29


Решение задач …………………………………………………………………31

Содержимое работы - 1 файл

Уголовное право.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

Вместе  с тем превентивная цель принудительных мер медицинского характера является важной характеристикой желаемого результата, который должен быть итогом медицинского воздействия. Такая же цель стоит перед уголовным наказанием, однако некоторые отличия между ними существуют. Принудительные меры лишены такого свойства наказания, как кара. Они не выражают отрицательной оценки от имени государства и суда общественно опасных действий лиц, а в соответствие со ст. 98 УК РФ направлены на их излечение или улучшения их психиатрического состояния. В отличие от наказания суд, назначив принудительные меры медицинского характера. Не устанавливает их продолжительности, так как не в состоянии определить срок, необходимый для излечения или улучшения состояния здоровья лица.

Нельзя  согласиться с тем, что частнопредупреждающая цель принудительных мер медицинского характера не вполне корректна с теоретических позиций, а с точки зрения практики вообще не достижима.4 Не следует понимать превентивные (предупреждающие) цели узко - достижение исправления или перевоспитания. Давно уже пора обратить внимание на криминологическую характеристику лиц, совершивших общественно опасные деяния. В рамках существовавших школ уголовного права такая характеристика была выработана давно посредством выделения конкретных типов преступников. Современный российский законодатель невольно использует характеристику преступных типов хотя бы уже по тому, что установил пожизненное лишение свободы, которое, несомненно, выполняет частнопредупреждающую функцию, лишая возможности, так называемого «привычного» преступника продолжать преступную деятельность. То же положение относится и к мерам медицинского характера, так как субъект содержится в соответствующем учреждении до тех пор, пока не будет констатировано его излечение или такое улучшение его психического состояния, благодаря которому он становится безопасным для общества. И хотя принудительные меры медицинского характера направлены главным образом на улучшение состояния конкретного индивида, тем не менее, онтологическая суть терапевтического воздействия заключается в обеспечение безопасности общества, на чем построены все социальные, правовые, в том числе и медицинские программы.

Улучшение психического состояния лица предполагает частичное исчезновение синдромов психических расстройств. При этом достигается стойкая ремиссия ( временное ослабление признаков болезни), которая не означает излечение лица, но дает ему возможность осознавать социальную значимость собственного поведения, купирует агрессию и исключает опасность лица для общества.

Основания и цели применения принудительных мер  медицинского характера. 

Уголовный кодекс РФ содержит ст. 97 "Основания  применения принудительных мер медицинского характера". В связи с этим в юридической литературе высказывается мнение, что в законе "даны четкие предписания об основаниях и порядке применения принудительных мер медицинского характера"5.. Однако действующее уголовное законодательство по существу не формулирует, что является основанием применения принудительных мер медицинского характера. В ст. 97 УК дан перечень лиц, к которым суд может применить принудительные меры медицинского характера (ч. 1); указаны условия применения этих мер (ч. 2); имеется ссылка на уголовно-исполнительное законодательство и другие федеральные законы, в соответствии с которыми определяется порядок исполнения принудительных мер медицинского характера (ч. 3), а также содержится положение о том, какие меры медицинского характера применяются к лицам, не представляющим общественной опасности (ч. 4).

В соответствии с комплексным подходом "в основании  применения принудительных мер медицинского характера можно выделить три  элемента, совокупность которых является достаточной для применения мер медицинского характера, а отсутствие хотя бы одного из них исключает применение этих мер: факт совершения лицом общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, либо преступления, наличие у этого лица психического заболевания либо алкоголизма, либо наркомании и необходимость лечения такого лица вследствие его психического состояния, вызывающего опасность причинения им вреда себе или окружающим".6

Аналогичный вывод делают авторы Комментария  к Уголовному кодексу. Они предлагают отнести к основаниям применения принудительных мер медицинского характера три обстоятельства:

1. совершение лицом преступления (общественно опасного деяния);

2. наличие у лица, его совершившего, психических аномалий различной степени тяжести;

3. такой характер психических аномалий, который связан с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц.

Разные  авторы ведут речь о юридических  и медицинских показателях общественной опасности психически больного лица, совершившего преступление либо общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом. Важнейшим основанием применения принудительных мер медицинского характера является общественная опасность психически больного лица, совершившего уголовно-противоправное деяние. Общественная опасность такого лица характеризуется двумя критериями: юридическим (совершение деяния, предусмотренного уголовным законом) и медицинским (наличие психического расстройства, делающего такое лицо опасным для себя либо для других).

Общественная  опасность психически больного лица представляет собой пролонгированное состояние. Это означает, что общественная опасность лица выходит за рамки  совершенного им деяния, то есть предшествует деянию, совпадает со временем его  совершения, но главное, существует как потенциальный фактор после совершения деяния. Первая стадия, предшествующая совершению уголовно-противоправного деяния, протекает незаметно от окружающих либо манифестирует в виде психических отклонений вялотекущего или внезапного характера. Вторая стадия, совпадающая со временем совершения опасного деяния, протекает наиболее остро и проявляется в отклоняющемся социально опасном поведении. Третья посткриминальная стадия психического заболевания может иметь дальнейшее неблагоприятное развитие. Последнее обстоятельство свидетельствует о потенциальной общественной опасности психически больного лица, то есть о вероятности совершения им новых преступлений. В связи с этим законодатель указывает, что "принудительные меры медицинского характера назначаются только в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя либо для других лиц" (ч. 2 ст. 97 УК).

Для применения принудительных мер необходимо установить, что лицо совершило деяние, предусмотренное УК. Речь идет о совершении этого деяния в состоянии невменяемости. При отсутствии в деянии признаков состава преступления либо совершении лицом малозначительного деяния, или недоказанности совершения деяния данным лицом дело должно быть прекращено, а следовательно, нет оснований для назначения принудительных мер медицинского характера.

Так, Определением Судебной коллегии по уголовным делам  Верховного Суда РФ от 10.04.1997 обоснованно  отменено Определение Ульяновского областного суда в отношении Васина (дело направлено на новое рассмотрение). Васин совершил ряд общественно опасных деяний. На основании п. "г" ч. 1 ст. 99 УК ему было назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением, так как он страдает реактивным истерическим психозом. Однако суд, в нарушение ст. ст. 20, 408 УПК РСФСР, судебное разбирательство провел поверхностно, не проверил обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о доказанности совершения данным лицом общественно опасных деяний, а, следовательно, и о применении к Васину принудительной меры медицинского характера.

Если  суд установит, что лицо все же представляет угрозу окружающим или  самому себе, больному оказывается медицинская помощь органами здравоохранения.

При этом для решения вопроса о выборе средств уголовно-правового воздействия  необходим учет признаков состава  уголовно-противоправного деяния, но еще в большей степени требуется  учет свойств личности, ее социальной опасности, то есть признаков, находящихся за рамками состава общественно опасного деяния. 

Впервые УК РФ закрепляет цели принудительных мер медицинского характера. В соответствии со статьей 98 к ним относятся: излечение лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК. Исходя из содержания данной статьи эти цели можно разделить на медицинские и правовые (юридические).7 Цель медицинского характера определяется альтернативно: "излечение" либо "улучшение психического состояния" психически больных лиц. Целью правового характера является предупреждение совершения ими новых общественно опасных деяний.8

Очевидна  иерархия указанных целей: медицинские  цели являются ближайшими задачами, а правовые - перспективными. Подобное разграничение целей имеет важное методологическое значение, необходимое для более глубокого уяснения социального назначения института принудительных мер медицинского характера. Реализованные медицинские цели служат средством достижения правовых целей.

Несмотря  на нормативное закрепление целей  принудительных мер медицинского характера  в УК РФ, в науке уголовного права  в настоящее время нет единства мнений относительно целей этих мер.

В юридической литературе отмечается, что перечень целей, закрепленный в ст. 98 УК РФ, является неполным. В учебниках по судебной психиатрии указывается, что принудительные меры медицинского характера, с одной стороны, направлены на лечение психически больных, а с другой - имеют цель защитить общество от общественно опасных действий, совершаемых этими лицами по болезненным мотивам.9

Рядом ученых высказывается предложение  отнести к целям принудительных мер медицинского характера "проведение мер социальной реабилитации" (выработка у больных навыков жизни в обществе) в той мере, в какой это возможно в условиях медицинских учреждений, осуществляющих принудительное лечение.10 Предлагается выделять и такую цель, как "обеспечение безопасности больного для самого себя".

Определяя цели принудительных мер медицинского характера, соединенных с наказанием, следует учитывать, что они являются "этапом" в достижении целей уголовной ответственности. Таким образом, при достижении целей уголовной ответственности наказание является основным, а принудительные меры медицинского характера - дополнительным средством ее реализации. Признавая, что наказание направлено на достижение единственной цели - предупреждение преступлений, представляется, что целями принудительных мер медицинского характера являются излечение лиц или улучшение их психического состояния.

Таким образом, цели принудительных мер медицинского характера гармонично сочетают интересы лица, страдающего психическим расстройством, и интересы общества. Достижение цели предупреждения совершения новых общественно опасных деяний тесно связано с излечением лица или улучшением его психического состояния, иными словами, достижение двух последних может служить гарантией достижения первой цели. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Лица, к которым могут  быть применены принудительные меры медицинского характера. 

Уголовный закон называет три категории  лиц, страдающих психическими расстройствами, к которым могут быть применены  принудительные меры медицинского характера (п. п. "а", "б", "в" ч. 1 ст. 97 УК): 

а) совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости; 

б) у которых после  совершения преступления наступило психическое  расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; 

в) совершившие преступление и страдающие психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. 

К первой категории  закон (ч. 1 ст. 97 УК) относит лиц, которым суд может назначить принудительные меры медицинского характера в связи с совершением ими общественно опасных деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК, в состоянии невменяемости.

Невменяемые - это лица, совершившие общественно опасные деяния в состоянии психического расстройства хронического, временного, стационарного либо иного болезненного состояния психики, вследствие которого такое лицо не могло действовать осознанно либо руководить своими действиями во время совершения опасного деяния.

Формула невменяемости (ст. 21 УК) включает в  себя два критерия: юридический и медицинский. Юридический (психологический) критерий характеризует степень расстройства сознания и воли лица во время совершения им общественно опасного деяния. Юридический критерий отражает два момента: когнитивный (интеллектуальный) признак невменяемости и волевой признак. Когнитивный признак невменяемости законодатель определяет как неспособность "осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия)"; волевой признак невменяемости обозначен как неспособность "руководить ими". В юридической и судебно-психиатрической литературе когнитивный признак традиционно именуется интеллектуальным как имеющий отношение к интеллекту. Это связано с тем, что речь идет о функционировании познавательных (когнитивных) способностей интеллекта индивида. В случае невменяемости имеет место явная патология познавательных способностей: лицо не может отдавать отчет в своих действиях, то есть осознавать их фактический характер и социальную значимость.

Информация о работе Виды принудительных мер медицинского характера и их исполнение