Принудительные меры медицинского характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:55, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследование порядка применения принудительных мер медицинского характера, имеющих фундаментальное значение в реализации принципов законности, справедливости и гуманизма, для повышения эффективности в профилактике общественно опасных деяний и преступности на теоретическом, законодательном и правоприменительном уровнях.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть понятие принудительных мер медицинского характера, основания и цели их применения;

- определить виды принудительных мер медицинского характера;

- рассмотреть порядок продления, изменения и прекращения применения, принудительных мер медицинского характера;

- изучить систему гарантий прав человека при применении принудительных мер медицинского характера;

- проанализировать проблему правового статуса лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера;

- исследовать деятельность защитника как участника уголовного судопроизводства в обеспечении прав человека при применении принудительных мер медицинского характера;

Содержимое работы - 1 файл

дипломная.docx

— 102.12 Кб (Скачать файл)

Уголовный кодекс РФ содержит ст. 97 "Основания применения принудительных мер медицинского характера". Основания применения принудительных мер в ст. 97 УК записаны достаточно четко и определенно.7 Основания для назначения принудительных мер, указанных в ч. 1 ст. 97 УК, могут применяться не только при направлении в психиатрический стационар лиц, представляющих по своему психическому состоянию общественную опасность, но и при осуждении к мерам уголовного наказания, когда осужденные не представляют опасности, с применением иных медицинских мер. Это касается и лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, а также вменяемых с психическими аномалиями, совершивших преступления, в отношении которых дело прекращено или вынесен оправдательный приговор. В отношении этих лиц суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о их лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, установленном законодательством РФ о здравоохранении.

Прежде всего, указано  на совершение общественно-опасного деяния в состоянии невменяемости. Эти  лица в силу болезненного состояния  психики не способны осознавать фактический  характер и общественную опасность  своих действий (бездействия) либо руководить ими. Применение наказания к лицам, признанным невменяемыми, было бы несправедливым и нецелесообразным, т.к. своих целей  наказание в данном случае не достигает.

Невменяемость и вменяемость  относятся к правовым понятиям, но они вовсе не являются предпосылкой виновности или невиновности лица. В действительности эти правовые категории лишь характеризуют субъекта, его способность или неспособность  нести уголовную ответственность. Поэтому при выяснении вменяемости  или невменяемости следователи  и судьи должны анализировать не вопросы, относящиеся к субъективной стороне и ее доказанности или недоказанности, а в соответствии с законом данные о личности субъекта и его поведении во время (в момент) совершения деяния.

Невменяемость, как она сформулирована в ст. 21 УК РФ, исключает уголовную ответственность лица, совершившего общественно опасное деяние, если она установлена в предусмотренном законом порядке. Основанием для такого решения является заключение судебно-психиатрической экспертизы, которое наряду с другими данными дела первоначально оценивается следователем, а окончательно - в решении, принимаемом судом. При оценке заключений судебно-психиатрической экспертизы о совершении общественно опасного деяния в состоянии невменяемости существенно значение характера заболевания и связи мотивации с психическим расстройством, которое констатируется у лица, совершившего это деяние.

Уголовный закон исходит  из двух критериев невменяемости: медицинского (биологического) и юридического (психологического).8 Лишь совокупность этих критериев определяет невменяемость лица, так как каждый из них в отдельности характеризует только медицинскую или только юридическую сторону психического отношения лица к совершенному общественно опасному деянию. Медицинский (биологический) критерий невменяемости имеет в виду наличие у лица хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния. Психологический (юридический) критерий невменяемости включает отсутствие у лица способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) (интеллектуальный признак) либо отсутствие способности руководить ими (волевой признак).

Для признания лица невменяемым  с точки зрения психологического критерия достаточно одного из этих признаков. Интеллектуальный признак свидетельствует о том, что лицо, совершившее то или иное действие (или бездействие), не понимало фактических обстоятельств содеянного или не могло осознавать его общественное значение. Волевой признак психологического критерия невменяемости состоит в неспособности лица руководить своими действиями. Это самостоятельный признак, который и при отсутствии интеллектуального признака может свидетельствовать о наличии невменяемости.

Ограниченная вменяемость  не является промежуточным состоянием между вменяемостью и невменяемостью. Речь идет о вменяемости, которая  ограничена тем, что лицо не в полной мере осознает фактический характер и общественную опасность своих  действий либо не в полный мере обладает способностью руководить своими действиями вследствие психического расстройства. Отсюда следует, что признание лица совершившим преступление в условиях ограниченной вменяемости не связано  непосредственно с медицинским  и юридическим критериями невменяемости.

Это означает, что признанию  лица, имеющим ограничение вменяемости  должно предшествовать признание его (во всяком случае, экспертами-психиатрами) вменяемым. Далее, после установления у вменяемого лица психического расстройства следователь и суд должны выяснить степень влияния этого расстройства на его поведение при совершении преступления, опираясь на заключение судебно-психиатрической экспертизы и на материалы дела, собранные  на предварительном следствии и  в судебном заседании.

При таком основании применения принудительного лечения, как психическое  расстройство после совершения преступления, делающее невозможным назначение и  отбывание наказания, возможны два  варианта: 9

  1. когда после совершения преступления у лица наступило психическое расстройство, которое оказывается неизлечимым. К такому лицу применяется принудительное лечение, как и в отношении лица, совершившего общественно опасное деяние в состоянии невменяемости;
  2. когда у лица после совершения преступления наступило временное психическое расстройство, например, оно оказалось в состоянии алкогольного психоза либо впало в реактивное состояние в связи с возбуждением уголовного дела и угрозой наказания. Как и при первом варианте, производство по уголовному делу приостанавливается; если болезненное состояние лица затягивается, ему назначается в установленном порядке принудительное лечение. При выздоровлении лица постановление о приостановлении дела отменяется, оно расследуется и рассматривается в общем порядке.

Согласно ст. 81 УК РФ лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими, освобождается от наказания, а  лицо, отбывающее наказание, освобождается  от дальнейшего его отбывания.

В основе освобождения лица от наказания в данном случае лежит  не только гуманизм, но и невозможность  достижения целей и задач наказания, поскольку в силу характера и  степени психического расстройства лицо не способно осознавать не только общественную опасность своего поведения, но даже фактические обстоятельства дела и руководить ими.

Принудительные меры медицинского характера, связанные с исполнением наказания, применяются к лицам:10

- совершившим преступление  и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

-     совершившим преступление и признанным нуждающимся в лечении от алкоголизма или наркомании;

В соответствии с ч. 1 ст. 104 УК РФ принудительное лечение указанных лиц осуществляется по месту отбывания лишения свободы, а в отношении к осужденным к иным видам наказания, больных алкоголизмом и наркоманией - в учреждениях органов здравоохранения. Этим лицам может быть назначено принудительное лечение, но только при вынесении судом обвинительного приговора с назначением наказания. В случае вынесения обвинительного приговора с освобождением осужденного от наказания принудительное лечение не может быть применено.

При исполнении наказания  в виде лишения свободы принудительное лечение в зависимости от характера  и тяжести психического расстройства (степени деградации личности, страдающей алкоголизмом или наркоманией) и  других обстоятельств может осуществляться по месту нахождения исправительного  учреждения амбулаторно или в  больнице либо в психиатрическом  стационаре, находящемся вне исправительного  учреждения. Время пребывания такого лица в лечебном заведении засчитывается в срок отбывания наказания. По истечении срока наказания в виде лишения свободы до выздоровления осужденного, которому было назначено принудительное лечение, соединенное с наказанием, это лицо подлежит освобождению из исправительного учреждения. В тех случаях, когда освобождаемый не представляет по своему психическому состоянию опасности для общества, он продолжит лечение по решению органов здравоохранения по месту жительства.

К основаниям применения принудительных мер отнесено совершение преступления в состоянии, не исключающем вменяемости,11 если деяние совершено лицом, страдающим психическим расстройством. Имеются в виду лица с психическими аномалиями, признанные совершившими преступление в состоянии вменяемости. К ним относится неспособность лица в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. Такое психическое состояние лица устанавливается судебно-психиатрической экспертизой, в заключении которой также должна содержаться рекомендация о необходимости применения к нему принудительного лечения. Суд вправе не согласиться с мнением экспертов, но обязан в этом случае мотивировать свое решение. Исполнение данного вида принудительного лечения зависит от вида наказания. Согласно ст. 18 Уголовно-исполнительного кодекса РФ к осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, принудительные меры медицинского характера применяются учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний. В отношении же лиц, приговоренных к иным видам наказания, амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра осуществляется в учреждениях органов здравоохранения по месту жительства больного.

Здесь следует отметить, что наряду с применением принудительных мер медицинского характера по постановлению  суда в отношении вышеуказанных  лиц, законодатель в ч. 3 этой же статьи указал на необходимость применения обязательного лечения в местах лишения свободы таких лиц, страдающих токсикоманией, ВИЧ-инфицированных, а также в отношении осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полного курса лечения венерического заболевания, по решению медицинской комиссии. Исключив из ст. 97 и 99 УК РФ  указание о применении наряду с осуждением принудительной меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией по решению суда, законодатель Федеральным законом от 08.12.03 N161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" дополнил ч. 3 ст. 18 УИК положением, в соответствии с которым в отношении таких лиц должно применяться обязательное лечение по решению медицинской комиссии12.

Основанием применения к  лицам, совершившим преступление в  состоянии вменяемости и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма  или наркомании, принудительных мер  может служить также совершение преступления в состоянии ограниченной вменяемости, когда психические  аномалии вызваны алкоголизмом или  наркоманией. Такая дифференциация позволяет при назначении принудительного  лечения алкоголикам и наркоманам учесть степень изменения личности и избрать соответствующее основание  принудительного лечения.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении в редакции от 21 декабря 1993 г. №11 "О судебной практике по применению к осужденным алкоголикам и наркоманам принудительных мер медицинского характера" (с изменениями на 25 октября 1996 года) 13 обратил внимание судов на то, что вопрос о применении принудительных мер медицинского характера к алкоголикам и наркоманам не может быть решен без медицинского заключения, отвечающего на вопросы: является ли лицо алкоголиком или наркоманом, нуждается ли оно в лечении и нет ли противопоказаний к такому лечению; медицинское заключение подлежит оценке судом, несогласие с ним должно быть мотивировано в приговоре; при отсутствии в деле такого заключения суд обязан восполнить пробел в судебном заседании, а при невозможности сделать это решить вопрос о возвращении дела на дополнительное расследование.

Таким образом, к целям  применения принудительных мер следует  относить:14

  1. излечение или такое улучшение состояния больного, при котором он перестает представлять общественную опасность;
  2. обеспечение безопасности больного для самого себя;
  3. предупреждение совершения лицом нового общественно опасного деяния или преступления как во время лечения, так и после его завершения;
  4. проведение мер социальной реабилитации (выработка у больных навыков для жизни в обществе) в той мере, в какой это возможно в условиях медицинских учреждений, осуществляющих принудительное лечение.

Цель предупреждения новых  преступлений не привносит в рассматриваемые  меры элементов уголовной ответственности. Ее достижение основано на медицинских  показаниях, учете психического состояния  больного, который может представлять в силу своего заболевания опасность  для самого себя и других. Указанные  цели считаются достигнутыми, когда  наступает полное выздоровление  лица, подвергнутого принудительным мерам медицинского характера, либо такое улучшение его психического состояния, при котором лицо перестает  представлять опасность для себя самого и других.

Достижение целей применения медицинских мер является средством  предупреждения совершения общественно  опасных деяний и преступлений со стороны лиц, направленных на принудительное лечение. В отношении лиц, признанных ограниченно вменяемыми, алкоголиков  и наркоманов, которые отбывают наказание  за совершенные преступления, целью  применения принудительных мер является также способствование исправлению  и перевоспитанию этих категорий  осужденных. Назначение принудительных мер медицинского характера является правом, а не обязанностью суда.

Информация о работе Принудительные меры медицинского характера