Влияние географических открытий на размещение и развитие производительных сил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение влияния географических открытий на размещение производительных сил России.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить природный потенциал России;
2. Рассмотреть влияние ресурсно-энергетического потенциала территорий на размещение производительных сил России;
3.Выявить историко-географические особенности заселения и хозяйственного освоения юга Западной Сибири.

Содержание работы

Введение 3
1. Природный потенциал России 4
2. Влияние ресурсно-энергетического потенциала территорий на размещение производительных сил России 6
3. Историко-географические особенности заселения и
хозяйственного освоения юга Западной Сибири 21
Заключение 30
Список литературы 32
Приложения 33

Содержимое работы - 1 файл

Эконом_география-открытия.doc

— 366.50 Кб (Скачать файл)

    Вышеописанные ландшафтно-социальные условия представляются благоприятными не только для процессов этнического взаимодействия, но и для экономического обмена, установления меридиональных, межзональных связей. Впрочем, интенсивность подобных связей зависела с одной стороны от периодических массовых субширотных миграций скотоводческих народов, нарушавших сложившиеся меридиональные связи, с другой - от взаимной напряженности спроса на ряд товаров. Как последний пример функционирующей контактной системы в регионе можно указать политико-экономический порядок, связанный с Сибирским юртом улуса Шейбани или т.н. Сибирским (Тюменским) ханством. Являясь взаимной периферией степного тюркского и среднеазиатского тюрко-иранского регионов культурно-политического мира Чингизидов, данная полития обеспечивала обмен пушнины на иранское серебро (спрос на которое подкреплялся религиозными представлениями угорских племен). Стоит отметить, что, при налаженных субмеридиональных связях, в данный период горная система Урала выступает в качестве естественного рубежа, барьера, обособляющего регион от влияния освоенного русскими Приуралья. Само возникновение основного населения юрта связано с миграциями в данный район в XII - XV веках кочевых и оседлых тюрок из степной зоны и Средней Азии - к связям с таежным севером. Столица ханства - Искер (он же Сибир, он же Кашлык), в восемнадцати километрах от современного Тобольска, была выдвинута в подтайгу - ближе к важнейшим торговым связям с лесным угорским населением.[7, c.90]

    Второй  этап: первичная русская  колонизация

    Русская колонизация Сибири, начавшаяся с  завоевания самой освоенной и  близкой к "основной" территории Московского государства ее части - Сибирского ханства, по ряду географических особенностей наследует предыдущему периоду. С одной стороны, новые общества адаптировали сложившиеся черты общественной географии региона (торговые связи, сферы влияния, поселенческие фокусы, этно-социальную структуру) для нужд его "цивилизации" в соответствии со сложившимися ранее паттернами. Так, например, столица Сибири на ближайшие 100-150 лет (Тобольск) возникла в непосредственной близости от прежней ханской ставки. Оценив выгоды положения Искера, русские основывают собственный город рядом с ним, взяв под контроль пушную торговлю Центральной Азии и выдвинув, в свою очередь, форпост к Степи и бухарским купцам. С другой стороны, подобная практика должна рассматриваться в контексте мощного процесса открытия и освоения новых земель и формирования на данной основе нового культурно-географического пространства, особой страны - Русской Сибири. Рассматриваемый регион оказывается в данном процессе "создания" и оформления Сибири базой, ядром, плацдармом со столичными функциями. Здесь до середины XVIII века был сосредоточен хозяйственный и демографический "центр тяжести" Сибири - наиболее плотно заселенный и освоенный район: на рубеже 17-18 веков в Верхотурском, Туринском, Тобольском и Тюменском уездах сосредоточилось 75% всего крестьянского населения Сибири, данный район стал ареалом сплошного русского заселения. Однако, значительными оказались и изменения: хотя контактность территории и использовалась русскими для торговли соседство со степью для "лесных", земледельческих групп было чревато конфликтами, что обусловило укрепление сначала северной, а затем и южной части контактной зоны крепостями, форпостами и засечными линиями. Излишняя для русских открытость контактной зоны степи обусловила барьерный характер большинства создаваемых элементов культурного ландшафта, нацеленных на функции военной защиты от степняков - крепости, остроги, засеки и т.п.

    В то же время транзитные функции приобрел природный барьер Среднего Урала, через  который осуществлялись связи Сибирской "страны" с Россией. Пространственная динамика указанного периода связана с развитием и постепенным сдвигом на юг оборонительных и поселенческих структур территории, а также изменением маршрутов транзита через Урал и сменой ключевых городов, контролировавших данные маршруты. Первые русские пути за Урал пролегали по морю и в районе приполярной части горной системы. К моменту начала освоения появился альтернативный путь, контролировавшийся в недавнем времени столицей автохтонной политической системы северного Урала - Чердынью, взятой русскими в 1535 году. Город стоял на Вишере - притоке Камы, однако русские попадали сюда чаще с освоенных Печоры и Вычегды. С Вишеры и ее притоков можно было попасть в обско-иртышский бассейн - Лозьву и Сосьву. В принципе данный путь еще в 14-м веке московскими и новгородскими военными отрядами использовался для эпизодических набегов на племена Западной Сибири, теперь же он был взят русскими под свой контроль. По другую сторону Урала среди первых русских поселений оказались Лозьвинский городок (1598) и Пелым на Тавде, позволявшие осуществлять более полный контроль над указанным маршрутом. Тенденция смешения путей через Урал к югу оказалась устойчивой. Уже путь Ермака пролегал южнее - через Каму, Чусовую и Туру. Следование еще южнее, вдоль долины Туры оказалось удобным в условиях контроля русскими основных политических центров улуса Шейбани - Искера и Чимги-Туры (на месте нынешней Тюмени). Этот путь или Бабиновская дорога был закреплен Верхотурьем (1598) и Туринском (1600) - ниже по течению уже стояла Тюмень (1586). В период оформления Бабиновской дороги морской путь в Сибирь был ограничен, что было связано с неподконтрольностью морских путей в Арктику из Европы.

    Третий  этап: провинциализация, замирение и освоение Степи

    Разграничение силами государственного аппарата Российской империи русского земледельческого и тюркского кочевого мира с применением технологий членения пространства (крепости, засечные линии) и его массированного контроля (заселение крестьянами и казаками территорий, прилегающих к военным объектам, создание постоянной гражданской и военной администрации) началось в 18-м столетии. В первой его половине были основаны новые опорные пункты - Челябинск, Курган, Омск, Семипалатинск. На них опирались засечные Ишимская и Сибирская линии. С дальнейшим продвижением на юг - в середине 18 века связано основание Оренбурга, Троицкого, Петропавловска. Пути из европейской России через Урал в Сибирь вновь пролегли южнее - через Каму (Волго-камский регион к этому времени стал значительно более безопасным), Чусовую и Исеть. В ключевых точках пути появились новые города - Пермь, Екатеринбург, Ялуторовск.

    Середина 18 века связана с резко обострившейся  военной угрозой рубежам государства  на пространстве от Яика до Алтая, в связи с локальным усилением Джунгарии. Кроме активного создания засечных линии имперская администрация предпринимает ряд действий по дипломатическому противодействию актуальным на тот момент угрозам. Становятся тесными связи с казахскими жузами, постепенно перешедшими под российскую опеку. Процесс постепенно перетекает в мягкую экспансию в степь и заканчивается в середине 19 века установлением административно-территориального деления для степных территорий и преобразованием неспокойного пограничья во внутреннюю полупериферию.

    Успешное  развитие вышеупомянутых структур, а  также усложнение и дифференциация структуры сибирского пространства в целом обусловили усложнение культурного ландшафта рассматриваемого региона в следующий период его развития. С середины 18-го столетия прежний стык леса и степи был окончательно взят под контроль России, а сами степные пространства и народы утратили активную роль в хозяйственных и культурно-политических отношениях региона, превратившись в периферию - сферу влияния Российской империи. Военно-политическая граница лесостепи и степи приобрела характер одностороннего барьера, в итоге, в безопасную теперь лесостепь сместились коммуникации, социальная и административная инфраструктура, значительная часть сельскохозяйственного населения былого "центра тяжести Сибири". Сам регион утратил свое ключевое, столичное значение, превратившись в один из рядовых освоенных ареалов Западной Сибири. Средний Урал из пограничного (между двумя "странами" - Россией и Сибирью) района с рядом функций таможенного характера превращается во внутреннюю провинцию Российской империи с особым хозяйственным укладом (горно-заводским), что, как представляется, стало фундаментом формирования самостоятельной уральской хозяйственной зоны, позднее обособившейся в особый экономический и социо-культурный район.

    Четвертый этап: аграрно-промышленное освоение и переселенческое  движение

    Четвертый период начинается в конце XIX века со строительством Транссибирской железнодорожной магистрали, аграрной миграцией из европейской России, заселением Северного Казахстана, бурным ростом новых местных центров - Екатеринбурга, Челябинска и Омска. Ключевые в начале освоения Сибири ландшафтные зоны подтайги и южной тайги превращаются в "глухой угол", тупик местного пространства, расположенный здесь Тобольск остается лишь с хинтерландом территорий нижней и средней Оби и низовьев Иртыша. "Пустое" пространство степи и лесостепи расчерчивается сетями новых коммуникаций и центров, ареалами новых мигрантов. Очаги "старожильческого" культурного ландшафта инкорпорируются в новый аграрно-промышленный ландшафт.

    Пространственный  контекст положения региона связан с растущей дифференциацией Сибирского пространства (оформляются новые макрорегионы, такие как Урал и Дальний Восток, растет дробность сибирского АТД, упраздняются генерал-губернаторства, объединявшие сибирские области и наместничества), и формированием Степной зоны (Степное генерал-губернаторство) как взаимной периферии Западной Сибири и русской Средней Азии. Резко на фоне сложившихся общественных структур Севера Сибири выделяется южная сибирская полоса, с растущим земледельческим населением и развивающимся капиталистическим укладом.

    Пятый этап: советская модернизация

    20-30-е  годы 20-го века характеризуются  появлением двух советских макропроектов - политического в виде Казахской автономии (с 1936-го года - союзной республики), к которой отошла степная часть региона. А также экономического в виде Уральского промышленного района, опиравшегося на индустриализацию Урала предыдущего периода, интегрировавшего в свою пространственно-экономическую структуру ряд зауральских территорий (Курган) и распространившего свое экономическое влияние почти на весь регион. Последний проект вновь изменил отношения центр-периферия внутри региона. Центр окончательно сместился на Средний Урал, северо-западная часть региона превратилась в периферию, что было подтверждено административно границами Уральской области (в нее вошел нынешний Тюменский Север). Последовавшая передача данной части периферии Омской области (с 1934 года включила почти всю нынешнюю Тюменскую область) отразила раздел региона между двумя крупнейшими центрами - Омском и Свердловском (Екатеринбургом).

    Послевоенные  годы, отмеченные освоением целины и созданием Западносибирского нефтегазохимического комплекса усложнили и вновь изменили ситуацию в регионе, повлияв на его территориальную структуру. Целинный комплекс Северного Казахстана сориентировался на Омск в качестве столицы, Западносибирский нефтегазохимический комплекс, в свою очередь, на Свердловск.

    Современное состояние

    В настоящее время регион представляет собой полигон раздела сфер влияния двух крупных российских городов - миллионеров. Юго-восточная часть региона, в том числе территории Северного Казахстана относятся к сфере влияния Омска, северо-западная часть тяготеет преимущественно к Екатеринбургу. Северный Казахстан, несмотря на его отделенность от российской части региона государственной границей пока вряд ли может быть вынесен из его состава. Наработанные связи еще сохраняют свое значение: это касается как трансграничных экономических контактов, так единой транспортной сети, связывающей описываемую территорию, в регионе еще действует поколение, миграционный опыт которого включает перемещения между Восточным Уралом, "Целиной" и северными районами Тюменской области. Природные, социальные и общеэкономические условия Северного Казахстана почти не отличаются от таковых в российской части региона. Пограничный и таможенный контроль стал серьезно влиять на экономические и социальные связи между двумя государствами лишь с конца 1990-х годов, т.е. данному влиянию еще нет и десяти лет.[8, c.102]

 

Заключение

       Исходя  из вышеизложенного, в курсовой работе можно сделать ряд выводов:

       1. Россия - одна из крупнейших по населению и самая большая по площади страна. Огромен ее политический, природный и культурный потенциал, трудно переоценить ее  влияние на Европу и на мир в целом.

       2. Наибольшие месторождения нефти  и газа связаны с мезозойскими  и третичными отложениями на  Северном Кавказе и палеозойскими  отложениями в Волго-Уральском  и Ухтинско-Печерском нефтегазоносных районах, а также в мезозойских отложениях на территории Восточной Сибири и Якутии. Железным рудам КМА и рудным месторождениям Карелии соответствует докембрийский фундамент. Крупные рудные запасы обнаружены и в палеозое Сибири и Урала. С уральским палеозоем связаны также месторождения бокситов, медных руд, асбеста, калийных солей, а также драгоценных и полудрагоценных камней. Апатитами богат также Кольский п-ов (протерозой), где также имеются медь и никель. На Северном Кавказе (мезозой) добывают вольфрам, молибден, свинец, цинк. На Дальнем Востоке (мезозой) - свинец, цинк, олово. Из других полезных ископаемых добывают (в основном, в мезозое) также золото, платину, серебро, ртуть.

       3. Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъекта Федерации - республик, краев, областей, национальных образований — в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и базируется на учете многочисленных, часто разнонаправленных, предпосылок и ограничений развития территорий.

       4. На востоке страны сконцентрировано более 86% разведанных запасов топливных ресурсов, 85% гидроэнергетического потенциала, большая часть лесных ресурсов страны, основные запасы руд цветных металлов, железных руд и сырья для химической промышленности. Слабая геологическая изученность большей части районов Восточной Сибири и Дальнего Востока страны позволяет рассчитывать на выявление новых месторождений различных ископаемых и на усиление ресурсной базы востока страны, как фактора развития производительных сил.

       5. Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, оно становится одним из главных факторов, определяющих территориальное развитие общественного производства.

Информация о работе Влияние географических открытий на размещение и развитие производительных сил