Экономические реформы в эпоху Перестройки и расспада СССP

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является показать объективную закономерность возникновения и нарастания кризиса в экономике России в ходе проводимых рыночных реформ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………….3
Глава 1 Экономические реформы в эпоху «перестройки»………..4
Глава 2 Экономические реформы после распада СССР………….11

2.1 «Шоковая терапия» Е.Т. Гайдара…………………………………11
2.2 Приватизация………………………………………………………...14
2.3 Рыночные реформы в России с 1993 по 1997 годы………………...17
Глава 3 Результаты экономических реформ…………………………26
3.1 Итоги экономических реформ «Перестройки»…………………...26
3.2 Итоги реформ 90-х годов 20 века……………………………………27
Заключение……………………………………………………………………30
Библиографический список.................................................................33

Приложение…………………………………………………………………...34

Содержимое работы - 1 файл

Экономические реформы в эпоху Перестройки и расспада СССР.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

     Еще одним негативным последствием реформы  стал рост уровня криминализации экономики, не в последнюю очередь связанный  с представленной директорату возможностью самостоятельного использования средств предприятий при одновременном ослаблении системы централизованного контроля за их расходованием. Средства предприятий, а также часть государственных средств перекачивались в кооперативы, создававшиеся при государственных предприятиях. Эффект от этой финансовой схемы получали члены кооператива, а предприятие и государство лишались значительной части средств.

     Таким образом, несмотря на внешние признаки, движение к рынку фактически не происходило. Новые идеи были обозначены, но последовательной их реализации не получилось. Права предприятий оказались существенно лимитированы и ограничены. Руководствуясь контрольными цифрами, государственными заказами, долговременными научно обоснованными экономическими нормативами и лимитами, а также заказами потребителей, предприятие разрабатывало и утверждало свои планы, заключало договоры. В сфере материального обеспечения большая часть ресурсов распределялась по-прежнему – по централизованно определенным лимитам. Применение провозглашенных договорных или свободных рыночных цен сдерживалось различными инструкциями и постановлениями, а иногда просто объявлялось «спекуляцией», полученная дополнительная прибыль изымалась в бюджет.

     Некоторое расширение прав предприятий в самофинансировании без соответствующего повышения их ответственности способствовало усилению материально-финансовой несбалансированности, расстройству денежного обращения. Все это ускоряло спад производства. Усилилась тенденция к натурализации хозяйственных связей. Производителей интересовали не цена и рентабельность их продукции, а возможность получить в обмен за нее определенные виды продукции и услуг.

     Росли товарные запасы на складах, увеличивались  неплатежи. Обычной стала практика проведения взаимозачетов долгов по окончании года. Предприятия получали краткосрочные кредиты Госбанка под восполнение оборотных средств и выплату зарплаты. Продолжалось нерациональное финансирование огромного числа дорогостоящих строительных объектов. Многие предприятия, став убыточными, по-прежнему обеспечивались платежными средствами, в том числе для выплаты заработной платы.

Глава 2. Экономические реформы после распада СССР

2.1 «Шоковая терапия» Е.Т. Гайдара 

В ноябре 1991 года заместителем председателя правительства  РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов был назначен молодой экономист Егор Гайдар. В правительстве и вокруг него образовалась тесная группа единомышленников, определявшая курс проводимых экономических реформ. В дальнейшем ее стали называть «командой Гайдара». Ядро группы составляли Александр Шохин, Петр Авен, Алексей Головков, Анатолий Чубайс, Андрей Нечаев.

Гайдар  вошел в правительство, когда  экономическая ситуация в стране была катастрофической. Дефицит бюджета  приблизился к 30% валового национального продукта.

По данным, которые приводит известный экономист  Евгений Ясин в своей книге  «Российская экономика: истоки и  панорама рыночных реформ», в стране наблюдалось сокращение потребления  населением продуктов питания практически по всем основным их видам. Продажа колбасы, которая была своего рода символом благополучия в советском «развитом социализме», снизилась за 1991 год на 24% (с 1835 до 1393 тыс тонн). Тот же показатель по молокопродуктам составил 41% (с 21,5 до 12,7 млн тонн). Если товарные запасы в розничной торговле (на конец года) в днях товарооборота в 1985 году составляли 93 дня, то в 1990 году этот показатель снизился до 44, а в 1991 году - до 39 дней.

Надвигалась угроза голода. Нормы отпуска продуктов  по карточкам в большинстве регионов к концу 1991 года составляли: сахар - 1 кг на человека в месяц, мясопродукты - 0,5 кг (с костями), масло животное - 0,2 кг. Часть продовольствия поступала в виде гуманитарной помощи стран Запада.

При потребности  в продовольственном зерне 5 млн тонн в месяц в январе 1992 года ресурсов в наличии было 3 млн тонн. По расчетам Росхлебопродукта, дефицит зерна по импорту составлял 17,35 млн тонн. Ситуация осложнялась тем, что были практически исчерпаны и валютные резервы.

В конце  ноября 1991 года Гайдар изложил план первоочередных действий правительства по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе.

Приступить  к проведению запланированных реформ удалось лишь к началу 1992 года.

Со 2 января цены на подавляющее большинство  товаров (за исключением хлеба, молока, спиртного, а также коммунальных услуг, транспорта и энергоносителей) были освобождены, а регулируемые - повышены. Введен 28-процентный налог на добавленную стоимость.

Кроме либерализации цен были временно отменены ограничения на импорт, установлен нулевой импортный тариф. Именно свободный импорт в начале 1992 года сыграл роль катализатора в развитии частной рыночной торговли.

29 января 1992 года президент РФ Борис  Ельцин подписал Указ «О свободе  торговли». В соответствии с  этим указом предприятиям независимо  от форм собственности и гражданам  было предоставлено право осуществлять  торговую, посредническую и закупочную деятельность без специальных разрешений. Исключение составляла торговля оружием, взрывчаткой, ядовитыми и радиоактивными веществами, наркотиками, лекарственными средствами и др. Все это привело к постепенному насыщению потребительского рынка и росту товарных запасов в розничной торговле.

Вместе  с тем в экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит  наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, инфляция.

В своих  выступлениях накануне либерализации  Гайдар говорил о предстоящем  первоначальном повышении цен на 200-300%. В действительности же в январе 1992 года их рост по сравнению с предыдущим месяцем составил 352%.

В конце  февраля была оглашена новая программа правительства; в Международный валютный фонд был направлен официальный меморандум об экономической стратегии российского руководства, предусматривавший жесткие меры по ограничению бюджетного дефицита и освобождению цен на энергоносители.

В апреле 1992 года на VI Съезде народных депутатов  России экономическая политика правительства  подверглась резкой критике. 11 апреля Съезд принял Постановление «О ходе экономической реформы в Российской Федерации», в котором: отметил целый ряд проблем в экономике: спад производства, разрушение хозяйственных связей, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности, нехватка денежной наличности; предложил президенту России внести существенные коррективы в тактику и методы осуществления экономической реформы с учетом замечаний и предложений.

13 апреля  Гайдар заявил об отставке  правительства, мотивируя ее тем,  что принятое на Съезде постановление  о ходе реформ фактически означает  несогласие депутатов с экономическим  курсом, проводимым правительством, а предусматриваемые им дополнительные бюджетные расходы не позволят воплотить в жизнь этот курс без катастрофических для экономики последствий.

В этой ситуации был найден компромисс: съезд  принял Декларацию о поддержке экономических реформ, в которой были смягчены нормы принятого Постановления о ходе экономической реформы.

После VI Съезда начала разрабатываться «Среднесрочная экономическая концепция правительства», которая предусматривала снижение доли регулируемых цен и объемов  государственных закупок, развертывание массовой приватизации, доведение цен на энергоносители до общемирового уровня лишь в течение 2 лет.

Фактически, под давлением депутатов и  директоров государственных предприятий, финансовая политика стала менее  жесткой. В сочетании с существенной для России сезонностью некоторых экономических процессов, неурегулированностью финансовых отношений со странами СНГ, приведшей к одновременному функционированию многих центров эмиссии рубля, неподконтрольностью правительству Центрального банка России, это привело к окончанию периода относительной финансовой стабильности и развитию нового инфляционного витка в конце лета - начале осени 1992 года.

Осенью  правительство вновь подвергалось критике с требованиями восстановить регулирование цен и увеличить прямое вмешательство государства в происходящие в народном хозяйстве процессы.

В декабре 1992 года VII Съездом народных депутатов  Егор Гайдар не был утвержден на пост председателя Совета министров. После  утверждения главой правительства  Виктора Черномырдина Гайдар был отправлен в отставку.

2.2 Приватизация

   О таком этапе рыночных реформ  в России как приватизация  следует рассказать отдельно. Первое, положившее начало приватизации, событие произошло в 1989 году, когда  Съездом КПСС был утвержден закон “О приватизации и денационализации государственной собственности”. Но, из-за огромного бюрократического аппарата ничего не получилось: в частное владение перешло очень малое количество государственных предприятий. Но в 1991 году, благодаря известным событиям, все резко переменилось. Россия встала на демократический путь, путь реформ, а всякое демократическое государство основывается на частной собственности, переход к которой от государственной возлагает на себя правительство, выполняющее всю программу приватизации. Причем с завершением приватизационной программы реформа частной собственности не завершается, но получает мощный старт, потому что только после первичной приватизации начинается формирование системы прав собственности, и открываются возможности, чтобы реализовать экономически эту систему.

   Российскую приватизационную модель  можно разделить на три этапа.

1. Этап  внеэкономического закрепления  новых прав собственности.

   Годом старта крупномасштабной  реформы экономической системы  на основе разработанного приватизационного законодательства стал 1992 год. Годы 1993-1994 стали годами первого этапа приватизации с наращиванием критической массы количественных преобразований, а годы 1995-1996 - годами второго этапа с переходом к новой модели, основанной на качественных, внутриструктурных, а не количественных изменениях.  Программа приватизации, разработанная в 1992 году, стала основополагающим документом для осуществления масштабной приватизации в 1992-1994 годах и одновременно компромиссом между платной для активной части и безвозмездной, (ваучеры выдавались всем), для остальной части населения. Этот компромисс обусловил многие недостатки российской приватизационной модели, следствием которых стали многие противоречия на стыке первого и второго этапов приватизации: противоречие между формально устраненной диспропорцией разных типов собственности и реально сохранявшемся доминировании государства как регулятора отношений прав собственности; противоречие между однозначной необходимостью остановки спонтанного процесса приватизации и реальной ролью спонтанной приватизации как подготовительной фазы для реализации приватизационных программ;

историческое  и логическое противоречия между  предпосылками и итогами

приватизации  в переходной экономике; противоречие в рамках соответствующей политики государства, когда одни и те же органы выступают одновременно как законодатели легальных операций и инициаторами спонтанного процесса с присутствующими нелегальными отношениями; противоречие между сохраняющимся хаотическим вмешательством государства в экономику и сферу отношений собственности и растущей потребностью в целенаправленном регулировании экономики государством. Однако все: и критики, и сторонники чековой модели, срок действия которой истек 30 июня 1994 года, признают количественный успех программы массовой приватизации. Итоги же за рамками количественных оценок до сих пор являются причиной дискуссий аналитиков. Бесспорно одно: на решение о начале массовой приватизации реформаторов побудили, во-первых, низкая платежеспособность населения, во-вторых, нулевой интерес иностранных инвесторов, в-третьих, необходимость максимальных темпов легального процесса для остановки спонтанного процесса, и ряд менее важных причин. Каков же главный итог массовой приватизации в России? Для этого важно знать, что с окончанием массовой приватизации заканчивается и первый этап приватизационной программы. Если говорить о перспективах развития новой системы прав собственности, то важнейшим итогом стало формирование новых правовых и экономических механизмов и институциональных структур. В частности, это: корпоративный сектор экономики; биржевые и внебиржевые рынки ценных бумаг; социальный слой, который можно назвать слоем собственников. Если говорить об основных нерешенных задачах в рамках массовой приватизации, то это реструктурирование предприятий и привлечение инвестиций.

Информация о работе Экономические реформы в эпоху Перестройки и расспада СССP