Сравнительная характеристика морфологических классификаций существительного в древних восточногерманских и западногерманских языках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 11:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение развития имени существительного в древне восточногерманских и западногерманских языках

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……..……………………………………………………………… 3

Глава I. Общая характеристика восточногерманских и западногерманских языков. Понятие «категории» и сравнение категорий существительных в данных языках

1.1 Понятие категории существительного и их классификация

1.2 Категории существительного в древне восточногерманских и западногерманских языках. Их сравнительная характеристика.
Глава II. Сравнительная характеристика морфологических категорий существительного в древних и современных западногерманских и восточногерманских языках

2.1 Сравнительная характеристика морфологических категорий существительных в древних и современных западногерманских и восточногерманских языках

2.2 Морфологические особенности существительных в древних и современных германских текстах

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..

Содержимое работы - 1 файл

кусовик.docx

— 110.50 Кб (Скачать файл)

    Изучим  особенности морфологических категорий существительного восточногерманских языков на примере готского языка. Готское существительное характеризуется наличием грамматических категорий рода, числа и падежа. Склонение готских существительных достаточно разветвленное и разделяется на типы в зависимости от словообразующего суффикса. В соответствии с этим выделяются следующие типы:

  1. Склонение существительных с основой на гласный
  2. Склонение существительных с согласными основами
  3. Группа корневых существительных без словообразующего суффикса.
  4. К одному и тому же типу склонения могли принадлежать имена существительные разных родов. На фоне продуктивных классов (а, о,i основы) мало продуктивны были корневое склонение, классы на –nd/- r. За исключением существительных с r-основами (термины родства), с nd-основами (имена деятеля), с ein-основами (абстрактные имена), словоизменительные ряды не были связаны с лексическим значением входивших в них слов.

    Склонение существительных обнаруживает связь с категорией одушевленности/неодушевленности не только посредством семантического состава имен, формирующих каждую группу, но также и по ряду формальных признаков. Как и в других древнегерманских языках, в готском языке принцип деления по основам сосуществует с делением по родам. Имена существительные распределяются по трем родам – мужскому, женскому и среднему. В германских языках намечается тенденция к объединению классов слов по родовому признаку. Поэтому существительные разных грамматических родов начинают получать разное падежно-числовое оформление .

    Естественно, лексическое значение существительных в какой-то мере отражает былое индоевропейское состояние, когда к одушевленным именам относилось все живое, растущее, а также социально значимые вещи.

    Выделить  общие восточногерманские признаки в области морфологии значительно  труднее, так как слишком скудны вандальские и бургундские материалы. Однако и здесь можно наметить единичные общие черты: например, окончание -a в вандальских и бургундских именах собственных, идущих по слабому склонению типа Dagila, Varica, Athala, Gibica, Vulfila, совпадает с готским окончанием именительно падежа единственного числа слабого склонения типа guma "человек", тогда как в других германских языках развитие этого окончания было иным.

    Характеристику  древних западногерманских языков мы начнем с анализа древнеанглийского языка и его морфологических категорий. Древнеанглийский язык являлся западногерманским языком и, следовательно, похож на древнефризский и древнесаксонский языки. По сравнению с современным английским древнеанглийский морфологически более богат и напоминает современный исландский, а его орфография более непосредственно отражает произношение. В системе существительных в древнеанглийском языке представляет собой довольно сложную и не во всем последовательную систему, в которой сочетаются различные элементы, отчасти унаследованные от более ранних состояний языка, отчасти появившиеся в силу новых тенденций его развития. В системе существительных древнеанглийского языка выражаются такие же категории, как и в готском языке, а именно категории:

    1) рода;

    2) числа;

    3) падежа.

    Категория рода является категорией постоянного признака: она выражается не через изменение форм слов, а через именную классификацию; каждое существительное относится к одному из трех родов. 
 

    Значение  рода в английском языке передается, как правило:

    1. лексическим значением слова

    2. личными местоимениями -he, she, it;

    3. суффиксами: -ess, -ine, -er, -ette;

    4. составными существительными

      Категория рода -мужской, женский, средний - была некогда присуща существительным древнеанглийского периода. Например, mona-луна, steorra-звезда были мужского рода, bricg - мост, tigol - кирпич – женского рода, scip - корабль, eage – глаз – среднего рода. В древнеанглийском языке существует также группа существительных, которые в зависимости от контекста могут обозначать либо мужчин, либо женщин, и могут замещаться либо местоимением he, либо - she, например: president, professor, friend и др. Такие существительные  выделяются в особую группу -  существительные общего рода. Для них категория рода является категорией переменного признака. Категория рода проявляется в противопоставлениях форм мужского, среднего и женского рода, требующих, соответственно, ту или иную форму указательных местоимений: se, thaet, seo. Часто это противопоставление ничем не оправдано. Так, boc - "книга" женского рода, wifmann - "женщина" мужского, а maegden - "девушка" среднего. В древнеанглийском языке есть целый разряд существительных, относящихся ко всем трем родам и принадлежащих полностью или частично к этому типу склонения.    

      В древнеанглийском языке существовало пять групп склонений существительных:

    - склонение существительных мужского рода

    - склонение существительных среднего рода

    - склонение существительных женского рода

    - склонение на -an

    - неправильные склонения

    У существительных среднего рода форма  винительного падежа всегда совпадает  с формой именительного падежа. Такое  положение характерно и для других индоевропейских языков. Например, в латинском языке у существительных среднего рода второго склонения эти падежи совпадают: в единственном числе форма будет oppidum - город, во множественном oppida. У существительных среднего рода 3-го склонения, например, в единственном числе opus - дело, во множественном - opera. Это систематическое совпадение, вероятно, объясняется тем, что первоначально, в дописьменную эпоху, существительные среднего рода, ввиду того, что они обозначали неодушевленные предметы, не могли выполнять в предложении функцию подлежащего, а потому и не имели форму именительного падежа. Позднее, когда стало возможным употреблять функции подлежащего и существительные среднего рода, потребовалось для них форма именительного падежа. Для этой цели была употреблена та форма, которая первоначально выражала только винительный падеж. В пользу такого объяснения говорит в особенности то обстоятельство, что в латинском языке именительно-винительный падеж единственного числа существительных среднего рода 2-го склонения выражается окончанием -um, которое в системе склонения существительных мужского рода того же склонения выражает винительный падеж, например, hortum от hortus - сад, lupum от lupus - волк.

      Древнеанглийский имеет несколько падежей: именительный, винительный, родительный, дательный и творительный (последний имел особую форму только у местоимений и прилагательных). В древнеанглийском языке совпадение формы винительного падежа с именительным падежом характерно для некоторых существительных мужского рода. Во множественном числе формы именительного и винительного падежей совпадают у существительных всех родов.

    К числу существительных с основой  на -а относятся слова мужского и среднего рода. Различие между мужским и средним родом проявляется только в формах именительного и винительного падежа множественного числа. В существительных мужского рода эти формы оканчиваются на -as; в словах среднего рода окончание зависит:

    1) от количества слогов в слове;

    2) от долготы или краткости корневого  слога.

    Односложные существительные с кратким корневым слогом принимает в именительном и винительных падежах множественного числа окончания -u. Односложные существительные с долгим корневым слогом не имеют в этих падежах никакого окончания. Двусложное существительное среднего рода с кратким корневым слогом не имеют в именительном и винительном падежах множественного числа никакого окончания; а двусложные с долгим корневым слогом принимают в этих падежах окончания -u. Эти варианты зависят, по-видимому, от ритмических условий. Родительный падеж множественного числа с долгим корневым слогом иногда принимает окончание -na вместо -ena. Независимо от рода, существительное в родительного падежа множественного числа будет оканчиваться на - (r)a, в дательном падеже множественного числа на –um. При этом исключением являются существительные в родительном падеже единственного числа и винительном падеже множественного числа на –an, которые будут заканчиваться на -(e)na в родительном падеже множественного числа. 
Сравним готский и древнеанглийский языки как представителей древних восточногерманских и западногерманских языков. Главными отличиями в морфологических особенностях существительных в этих языках являются следующие черты:

  1. В готском языке мы наблюдаем 4 группы склонений в отличие от древнеанглийского языка, где существует 5 групп склонений.
  2. В отличие от готского в древнеанглийском языке кроме 3 лиц существовали и существительные относящиеся ко всем трем родам.
  3. В то время как в готском существовало 4 падежа, в древнеанглийском использовались 5 падежей.

    Следовательно морфологическая классификация существительных в древнеанглийском сложнее чем в готском.

    Общие черты, объединяющие готский с западногерманскими языками, численно значительно более  ограничены, чем общие черты с древними северогерманскими языками, кроме того одни из них охватывают готский и все западногерманские языки, другие – готский и только часть племенных языков этой группы.

    К разряду общих признаков могут быть отнесены следующие черты:

    1. Наличие общего суффикса абстрактных  имен существительных: готск. -assus/-nassus, др-в.-нем. -nussi, -nissi, др.-англ. -ness; ср.: готск. ibnassus "равенство", ufarassus "излишество", gudjinassus "священничество" и др-в.-нем. warnissi "истина", fulnissi "разложение", "гниение", др.-англ. ēhtness "преследование".

    2. Образование форм родительного  и дательного падежей числительных 4-19 по образцу основ на -i-.

    Более существенны общие черты, связывающие  готский с южными немецкими диалектами:

    1. Оформление окончания род. пад.  ед. ч. -a- основ: в готск. dagis, др.-в.-нем. tages "дня"; окончания -is/-es восходят к *-is, тогда как окончание -as в рун. Gōdagas (= род. пад. им. собств. *GōdagaR), так же как и окончание -æs, встречающееся в др.-англ. рукописях, восходит к форме *-as. Гласные * i /*а в этих окончаниях представляют собой разную ступень аблаута основообразующего суффикса.

    2. Оформление окончания род. пад.  -n- основ: в готск. gumins "мужа", южн.-нем. gomin; окончание восходит к *-ins, тогда как в др.-исл. guma, др.-англ. gu m an окончание восходит к *-ans. И в данном случае готский и южнонемецкие диалекты объединяются одинаковой ступенью аблаута гласного.

    Перечисленные выше явления отнюдь не исчерпывают  всех признаков, объединяющих готский  язык с языками западногерманской  группы. Но и среди описанных выше признаков имеются явления, связанные  с различными периодами в истории  германских языков.  
 
 

Глава II. Сравнительная  характеристика морфологических  категорий существительного в древних и  современных западногерманских и восточногерманских языках

     2.1 Сравнительная характеристика морфологических  категорий существительных в  древних и современных западногерманских  и восточногерманских языках

     Некоторые из грамматических систем германских языков подвepглись в процессе исторического развития значительному упрощению, утратив большую часть флексий. Всего дальше пошли по пути английский и, особенно, африкаанс — последний полностью утратил род и падеж существительного, изменение глагола по лицам и числам. Напротив, немецкий, фарерский и, особенно, исландский отличаются большим богатством морфологии. В этих языках сохраняются три грамматических рода, четыре падежа (правда, в фарерском родительный падеж употребляется лишь в книжном стиле). Для основной же массы германских языков характерно упрощение родовой системы и системы склонения.

     Тенденция к аналитизму наиболее четко проявляется  в именном склонении. Категория падежа в большинстве языков представлена оппозицией общего и родительного (притяжательного) падежей (в английском, датском, шведском, норвежском, нидерландском, фризском), четырехпадежная система сохранилась только в немецком, исландском, фарерском языках, а в африкаансе формальные показатели падежа отсутствуют. Падежные отношения выражаются в большинстве языков преимущественно порядком слов и предложными конструкциями.

     Категория числа двучленная (единственное —  множественное), но формально выражено только множественное число, причем наибольший набор показателей отмечен  в немецком и норвежском языках, наименьший — в английском. В скандинавских языках форма множественного числа существительных определяет также тип склонения. Трехродовая классификация существительных (мужской, женский, средний род) сохранилась в 5 из 11 германских языков (в немецком, норвежском, исландском, фарерском, идише), в шведском, датском, нидерландском, фризском представлены 2 рода — общий и средний, в английском и африкаансе категории рода нет.

     Для существительного в современном  фризском языке характерны род, число, падеж. Имеются два числа, два грамматических рода — общий и средний, выявляющиеся с помощью определённого артикля, потому что других внешних признаков для его определения во фризском языке нет. Также, существует два падежа — общий и родительный. Употребление родительного падежа в данном языке достаточно ограничено.

     Морфология  современного нидерландского языка  также достаточно проста. В современном нидерландском склонение практически полностью утрачено. Существительное характеризуется категориями рода, числа, падежа и определенности/неопределенности. Грамматических родов фактически два— общий, в котором слились существовавшие ранее мужской и женский, и средний. Словари по традиции до сих пор различают три рода, но в разговорной речи в Нидерландах  различие между мужским и женским родом утрачено: независимо от того, к мужскому или женскому роду слово принадлежало ранее, существительные конкретные заменяются большей частью местоимением hij (мужской род), абстрактные — чаще местоимением zij (женский род). Внешних примет рода нет: waard 'селезень' — общий род, paard 'лошадь' — средний род. Категория проявляется в словах, согласующихся с существительным — артиклях, прилагательных, местоимениях. В книжном стиле возможно использование форм родительного падежа у существительных, исторически относившихся к женскому роду и употребленных во множественном  числе, например, de geschiedenis der Nederlandse taal «история нидерландского языка», где der — форма родительного падежа определенного артикля женского рода, наряду с обычным de geschiedenis van de Nederlandse taal; сравним с de dag der dagen дословно переводящееся как «день дней' то есть «самый знаменательный день», где der— форма родительного падежа артикля множественного числа. Основной же способ выражения отношения существительного к другим словам — порядок слов и предлоги: zij vertelde de leraar de hele geschiedenis «она рассказала учителю всю историю». Основной способ образования мн. ч. — присоединение показателя -(е)п (в разговорной речи [-(э)]!): boek 'книга' — boeken, mens 'человек' — mensen, linde 'липа' — linden. При этом имеют место орфографические чередования: oor 'ухо' — oren, mol 'крот' — mollen, reus 'великан' — reuzen, duif 'голубь' — duiven. При помощи окончания -s образуются формы мн. ч. от двух- или многосложных существительных, преимущественно оканчивающихся на сонант или гласный: leger 'армия' — legers, molen 'мельница' — molens, ra 'рей' —raas/ra's. Довольно много колебаний: eigenaar 'владелец' — eigenaren, eigenaars, premie 'премия' — premiën, premies. Иногда возможна дифференциация значений: vaders 'отцы' — vaderen 'предки', letters 'буквы' — letteren 'литература', redens 'отношения' — redenen 'причины' . Несколько существительных среднего рода образуют множественное число с помощью показателя -eren: kind 'дитя' — kinderen, ei 'яйцо' — eieren и др. Есть нерегулярные образования с чередованием количества (и качества) гласного: dag 'день' — dagen, pad 'тропа' — paden, stad 'город' — steden, schip 'корабль' — schepen, lid 'член' — leden и другие.

Информация о работе Сравнительная характеристика морфологических классификаций существительного в древних восточногерманских и западногерманских языках