Газовый конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:31, реферат

Краткое описание

Изучение литературы по общей ситуации в России и Украине с точки зрения межгосударственных взаимоотношений. Изучение современной периодики и научной литературы по геополитическим, экономическим и военно-стратегическим вопросам. Сравнительный анализ различных точек зрения на вышеизложенные вопросы.

Содержимое работы - 1 файл

Газовый конфликт и ее влияние на политические отношения РФ и Украины.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Россия и Украина  являются крупнейшими государствами  не только Европы, но и всего мира. Они занимают значительную совокупную территорию, на которой проживает  свыше 200 млн. человек. Оба государства  обладают весомым хозяйственным  и военным потенциалом. Не случайно Россия и Украина играют заглавную роль в экономической и политической жизни на постсоветском пространстве. Вполне понятно, что от характера взаимоотношений этих двух государств во многом зависит стабильность ситуации в Центральной и 
Восточной Европе.

Отдельное изучение отношений России и Украины в  последние десятилетие 
XX века представляется актуальным с точки зрения построение на их опыте дальнейшей схемы отношений между двумя государствами.

Особый характер отношений России и Украины определяется также тем, что экономики двух стран теснейшим образом переплетены. Разрыв хозяйственных связей России и Украины сказался самым отрицательным образом на состоянии экономики каждого из этих государств, а в конечном счете и на жизненном уровне их граждан.

Говоря о российско-украинских отношениях, нельзя не упомянуть о  глубочайших духовных и культурных связях народов наших стран. Оба  наши народа вышли из одного «исторического дома» - Киевской Руси, на протяжении столетий они делали общую судьбу. Все эти фундаментальные факторы диктовали необходимость максимально ответственного, дальновидного подхода к строительству отношений между Россией и Украиной. С первых дней создания 
СНГ Россия поставила перед собой стратегическую цель – развивать всестороннее взаимовыгодное сотрудничество с Украиной, поддерживать дружественные отношения с близким славянским народом этой страны. Но на этом этапе наше правительство столкнулось с непониманием украинской стороны, ее незаинтересованности и, в какой-то степени, агрессии в нашем направлении. Первые годы после провозглашения независимости Украины характеризовались политикой демонстративно дистанцированных отношений с 
Россией, причем не смотря на роковую экономическую зависимость от нее. 
Российская политика и общественность реагировали на это с раздражением и вербальной агрессивностью. С момента распада СССР, в котором Украина играла одну из главных ролей, самыми сложными в российско-украинских отношениях стали проблемы вокруг Крыма, Севастополя и Черноморского флота. 
При этом в последнее время все острее ставилась проблема статуса города- героя Севастополя, напрямую связанная с разделом ЧФ.

Сегодня стало  совершенно очевидным, что внешнеполитическая обстановка, в которой находиться Украина после обретения независимости, сложилась не в итоге поиска тщательно взвешенной стратегии развития, а скорее в результате попыток практической реализации популярных политико-экономических мифов, созданных в атмосфере всеобщей эйфории национального освобождения. В соответствии с декларациями Украины о геополитическом значении южного морского фасада она стремиться к сотрудничеству в Черноморском бассейне, в частности, к оживлению своих отношений с Турцией. Также для Украины большое значение имеет перспектива создания альянса с Грузией, Азербайджаном и 
Молдовой: он сулит определенные возможности разнообразить ее источники снабжения энергоносителями – за счет импорта из Азербайджана и доходов от их транзита через украинскую территорию. Как видно, Украина не рассчитывает на помощь, и тем более на сотрудничество с Россией. Все ее интересы направлены исключительно на Запад.

Именно из-за потенциальной угрозы со стороны  России, по мнению многих украинских идеологов, Украине необходимо как можно  быстрее заменить 
«прозрачные» границы с Россией на настоящие государственные. Усиливать армию, национальную гвардию, службу национальной «безпеки», начать реализацию программы переподготовки офицерских кадров всех силовых структур и вообще пересмотреть кадровую политику государства (т.е. изгнать из государственных органов всех русских). Тем самым вина за состояние российско-украинских отношений заведомо возлагается на одну Россию, а политические конфликты объясняются «происками Москвы». После многолетнего вялого и нерезультативного диалога Кучма - Ельцин объективно накопилось много проблем.

Цель данной работы – исследование проблем во взаимоотношениях России и 
Украины в последнее десятилетие двадцатого века. Работа включает в себя 4 раздела, первый из которых посвящен Российско-Украинским взаимоотношениям, в целом, второй раскрывает проблемы Крымского полуострова и плавно перетекает в третий, где речь идет о статусе города Севастополь. Четвертый же освещает вопрос по проблеме раздела Черноморского флота.

В процессе работы нами поставлены и достаточно полны  раскрыты следующие задачи:

( Изучение литературы  по общей ситуации в России  и Украине с точки зрения  межгосударственных взаимоотношений.

( Изучение современной  периодики и научной литературы  по геополитическим, экономическим  и военно-стратегическим вопросам.

( Сравнительный анализ различных точек зрения на вышеизложенные вопросы.

Хронологические рамки исследования определены, как  уже говорилось, последним десятилетием XX века.

В работе мы используем ме 
 
 

"Газовый конфликт  и ее влияние на политические  отношения РФ и Украины"

 

1. Предыстория конфликта

После распада Союза Советских Социалистических Республик Украина, через территорию которой проходил крупный газопровод в Европу, оказалась в двойственном положении: с одной стороны независимое государство, с другой — братская страна на постсоветском пространстве. Отсюда у Украины сохранились исторические льготы на покупку и транзит природного газа.

Однако реалии рыночной экономики брали свое. Первый российско-украинский газовый конфликт разразился 20 февраля 1993 года, когда глава Газпрома Рэм Вяхирев пообещал прекратить поставки газа на Украину в связи с задолженностью по оплате. Конфликт был быстро улажен и отключения не состоялось[1]. Энергетическая зависимость Украины от России проявляется в двух объективных экономических составляющих: хронической задолженности Украины перед российскими компаниями-экспортерами нефте- и газопродуктов и электроэнергии, и несанкционированного забора нефти и газа из российских экспортных трубопроводов, включая реэкспорт Киевом части отобранного газа. До 1998 года «Газпром» поставлял на Украину газ в оплату за транзит («бесплатный» газ) и так называемый экспортный газ, за который предполагалась оплата. Система одновременных поставок «платного» и «бесплатного» газа создавала массу возможностей для злоупотреблений. Уровень платежей не превышал 38%. 

С 1998 года «Газпром»  стал поставлять на Украину только газ в оплату за транзит, а экспортом  «платного» газа занялась «Итера», которую  позже сменили «Eural Trans Gas» и  «РосУкрЭнерго». Разделение потоков  «платного» и «бесплатного» газа сразу обнажило проблему несанкционированных отборов, которые раньше были скрыты в объемах «бесплатного» газа. Интересно, что от разделения потоков выиграли и «Газпром», и «Итера». У «Газпрома» отпала необходимость получения по счетам от ненадежного импортера и появились дополнительные доходы от продажи услуг по транспортировке газа. «Итера» сняла сливки с украинского рынка, продавая газ только платежеспособным покупателям. Неплатежи стали проблемой украинской газовой компании.

«Газпром» постоянно снижал объемы газа в оплату за транзит от 30 млрд. куб. м в конце 1990-х годов до 26 млрд. в 2004 г. и 21 млрд. в 2005 г. Конкретные объемы были предметом соглашений между газовыми монополиями России и Украины. Цены и тарифы на транзит носили формальный характер и определялись в большей мере налоговыми соображениями сторон. С 1998 г. применялись цена в $50/тыс. куб. м и тариф в $1.0937/тыс. куб. м на 100 км. При этих показателях расходы «Газпрома» на транзит примерно равнялись расходам украинской стороны на закупку оговоренного объема газа. Денежных отношений между сторонами не было, и они возникли только в 2004 г., когда «Газпром» начал продавать дополнительно 6 млрд. куб. м по $80 для компенсации реэкспорта газа, проводимого компанией «РосУкрЭнерго». Причины этого реэкспорта и увода части прибыли «Газпрома» в Швейцарию не совсем понятны. Отметим только, что без реэкспорта не было бы необходимости поставлять на Украину дополнительный газ. Мы надеемся, что реэкспорт будет ликвидирован, и поэтому не учитываем эти 6 млрд. в дальнейших рассуждениях. Со своей стороны, кампании-неплательщики ссылались на решение украинских властей о введении двухпроцентного таможенного сбора за газ, который не был заложен в бюджет кампаний. При этом, оптимизацию системы управления экономикой руководство Украины, как правило, подменяет серийным ведением бартерных сделок. Например, в 1999 году Киевский судостроительный-судоремонтный завод спустил на воду сухогрузный теплоход типа «река-море» стоимостью около 7 млн. долл., который должен был быть переданным «Газпрому» в счет погашения долга Украины за ранее поставленный газ. (Строительство этого судна финансировал «Нефтегаз» Украины).

2004

Следующий виток противостояния был связан с Оранжевой революцией в Украине  в 2004 году, которая обозначила проевропейский вектор украинской внешней политики. В России эти перемены были встречены очень холодно. Стало ясно, что времена «льгот» (цена в 50$/тыс. м³) для бывшей братской республики закончилось. К тому же обе стороны как будто искали конфликта.

2. Переговоры 2005 год.

И в  марте 2005 года вновь назначенный  председатель ГАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко предложил «Газпрому» пересмотреть тарифы на транзит российского  газа в Европу по территории Украины. 29 марта Украина предложила повысить с 2006 года тарифы на транзит до 1,75—2 $/тыс. м³ на 100 км. В ответ 6 июля 2005 года «Газпром» согласился поднять тариф, однако увязал это с повышением цены на газ c 50 $ до среднеевропейского уровня (160—170 $/тыс. м³). Вице-премьер Украины Анатолий Кинах категорически отверг российское предложение, настаивая на продлении существующего c 2003 года режима договорённостей по газу с Россией до 2013 года. Неуступчивость украинской стороны повысила к декабрю жесткость российских требований. Попытка Украины договорится о прямых поставках газа из Туркмении минуя Газпром провалилась. Конфликт вышел на правительственный уровень. 23 ноября Ющенко в телефонном разговоре с российским премьером Фрадковым подтвердил неприемлемость российских требований для Украины. А 21 декабря 2005 года советник президента РФ по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал отношения между Россией и Украиной «газовой войной». Президент Украины заявил, что цена 230$ за 1000 кубометров газа является неприемлемой для украинской стороны. В ответ Газпром с 1 января 2006 года прекратил поставки природного газа на Украину, продолжив, однако, экспортировать газ через украинскую территорию. Сразу же прозвучали обвинения, что Украина «приступила к несанкционированному отбору газа», предназначенному европейским потребителям. Представители украинского Нафтогаза обвинения отвергли.  Перемирие наступило через три дня. В ночь на 4 января 2006 года был подписан договор между Газпромом и Нафтогазом сроком на пять лет (до 1 января 2010). В договоре было указано, что посредническая миссия переходит компании «РосУкрЭнерго», а цена за газ составляет 95 $/тыс. м³ (на первое полугодие 2006, в дальнейшем цена меняется по взаимному согласованию сторон). Компромиссная цена стала возможной благодаря «смешению» дорогого российского и дешевого туркменского газа в трубе для Украины. Также Газпром обещал платить Украине 1,60 $/тыс. м³ на 100 км за транзит газа в Европу. Но этому договору не суждено было закончит газовую войну. В том числе из-за того, что экспортная цена туркменского газа продолжала оставаться на уровне 65 долл. за 1 тыс. куб. м.

3. Новый  конфликт 2006 год

 В  феврале в газовой войне Украины  и России неожиданно открылся  туркменский фронт. Это произошло  когда президент Туркмении Ниязов  внезапно объявил о повышении цены на газ (хотя всего два месяца назад был заключен договор с Украиной о поставке). 18 февраля 2006 года в Ашхабаде состоялись украинско-туркменские переговоры по газу, туркменская сторона обвинила Киев в задержке платежей и пригрозила прекратить поставки. Жесткость туркменской стороны была отчасти обусловлена давлением Газпрома, глава которого прибыл в туркменскую столицу накануне. «Газпром» не продает на Украину газ в том смысле, как это делает Туркменистан. Российский газовый монополист оплачивает услуги по транзиту газа по территории Украины.  На протяжении многих лет ставка украинского транзитного тарифа была установлена на уровне, позволяющем Украине купить на выручку от транзита оговоренный объем газа. Транзитный тариф соответствовал цене на газ, поставляемый в оплату услуг по транзиту, - т.е. стоимость газа, поставленного ОАО «Газпром» в оплату за транзит равнялась выручке НАК «Нафтогаз Украины» от продажи «Газпрому» услуг по транзиту.

После 2000 года поставки газа в оплату за транзит были определены в объеме 26 млрд. куб. м в год по цене $50 за тыс. куб. м. Транзитный тариф был установлен в размере $1.0937/тыс. куб. м на 100 км. На брифинге 7 июня 2005 г. заместитель Председателя Правления ОАО «Газпром» А.Н. Рязанов сказал следующее: "Да, цена действительно невысокая. Но при этом я считаю, что это очень выгодная для нас сделка, когда цена транзита по Украине составляет 1,09 доллара и поэтому цена газа – 50 долларов."  (http://www.gazprom.ru/articles/article16998.shtml).

2008 год

А в конце 2008 года начался новый виток газового конфликта. В результате которого с 1 января прекратилась подача газа для  Украины, а с 5 января уменьшилась  подача для европейских потребителей. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. После достижения договорённостей о ценах и подписания 19 января в Москве соответствующих контрактов, 20 января поставки газа для Украины и транзит в Европу возобновились. Положительным итогом конфликта можно считать переход России и Украины на прозрачные принципы в торговле газом и устранение посредников.

2009 год.

В августе 2009 года газовый конфликт между Россией и Украиной приобрел новый оборот. 10 августа 2009 года вице-премьер Российской Федерации Игорь Сечин заявил, что Россия не намерена выдавать кредит Украине на закупку российского газа. В начале августа представители европейских банков подтвердили возможность выделения кредита Украине на закупку газа в размере 1.7 миллиарда долларов.[19] 

Информация о работе Газовый конфликт