Бенджамин Франклин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:55, доклад

Краткое описание

Очередное обострение конфликта вспыхнуло во время Семилетней войны, которая в США велась между Англией и Францией за колониальные владения и называлась «Французская и индейская война». В 1757 г. Франклин в качестве уполномоченного Пенсильвании представил в британский парламент «Доклад», в котором убедительно показал, что владельцы колонии неоднократно грубо нарушали хартию, утвержденную основателем колонии У. Пенном в 1701 г. Они, в частности, отказывались нести совместно с колонией расходы на ее оборону, существенно возросшие с началом военных действий.

Содержимое работы - 1 файл

Бенджамин Франклин был не только выдающимся просветителем.docx

— 58.25 Кб (Скачать файл)

Бенджамин Франклин был не только выдающимся просветителем, старейшиной американской науки, но и первым американским дипломатом. Дипломатическая деятельность, которой Франклин отдал более двадцати лет своей жизни, четко распадается на периода. Первый был связан с пребыванием в Англии в качестве дипломатического агента колонии Пенсильвании, а затем и ряда других колоний, второй — с пребыванием во Франции в связи с переговорами о заключении договоров с Францией и Парижского мирного договора, а также с деятельностью на посту первого посланника США во Франции.

Франклин помимо интенсивной  научной деятельности и многолетней работы в качестве типографа и издателя был не чужд и политике. С 1736 г. по 1751 г. он являлся клерком Генеральной Ассамблеи Пенсильвании, а в 1751-1764 гг. регулярно избирался депутатом этого законодательного собрания колонии. Колония находилась в длительном конфликте со своими владельцами Пеннами, которые не желали нести какие-либо расходы, связанные с развитием Пенсильвании.  Очередное  обострение  конфликта вспыхнуло во время Семилетней войны, которая в США велась между Англией и Францией за колониальные владения и называлась «Французская и индейская война». В 1757 г. Франклин в качестве уполномоченного Пенсильвании представил в британский парламент «Доклад», в котором убедительно показал, что владельцы колонии неоднократно грубо нарушали хартию, утвержденную основателем колонии У. Пенном в 1701 г. Они, в частности, отказывались нести совместно с колонией расходы на ее оборону, существенно возросшие с началом военных действий. Франклин не только резко осуждал позицию владельцев, но и доказывал, что эти расходы должны производиться за счет метрополии. «Доклад», естествен-но, не привел к желаемому результату, но Генеральная ассамблея решила все же обратиться с петицией к королю и в феврале  1757 г. назначила Франклина своим агентом в Англии.

Институт колониальных агентов  — своеобразный рудимент американской дипломатической службы, то, что  в США называется Foreign Service. Эти агенты, англичане или американцы, издавна представляли интересы отдельных колоний в Великобритании, действуя скорее как, современные лоббисты в конгрессе1.

Решение о назначении Франклина, несомненно, отражало признание его  заслуг в борьбе за права Пенсильвании. Но, кроме того, Генеральная Ассамблея  колонии учитывала тот факт, что  Франклин как никто другой из его  земляков пользовался широкой известностью в Старом Свете. Признанием научных  заслуг было избрание Франклина в  апреле 1756 г. членом Королевского научного общества. Как справедливо писал  его лучший биограф Карл Ван Дорен  «репутация Франклина как ученого пришла в Лондон раньше его самого»2.

Первым шагом Франклина, предпринятым по совету его британских друзей, стала встреча с владельцами колонии. Ее итогом стал составленный Франклином по просьбе Пеннов письменный документ с изложением всех разногласий между владельцами и Генеральной Ассамблеей. Доку-мент был передан на заключение юристов, которые изучали его более года. В ноябре 1758 г. собственники колонии получили, наконец, заключение, но намеренно не ознакомили с ним Франклина, направив его прямо в адрес  Генеральной  Ассамблеи  Пенсильвании.  Губернатор  колонии  У. Денни был вынужден уступить требованиям колонистов, но собственники опротестовали действия своего губернатора перед короной. Власти метрополии не поддержали собственников, которые в отместку смогли лишь сместить Денни со своего поста. Как видим, дипломатическая деятельность занимала весьма незначительную часть времени Франклина. Все остальные часы он с большим удовольствием посвящал научной работе, в частности опытам в Кембридже, изобретательству, знакомством с родиной своих предков. Во время посещения Шотландии он встречался с Дэвидом. Юмом, Адамом Смитом, лордом Кеймсом. Не оставлял Франклин и попыток установить контакты в высших сферах метрополии.

Франклин еще в начале 1762 г. счел свою миссию законченной, но отплыть на родину смог только осенью. В Филадельфии его ждала торжественная встреча. Генеральная Ассамблея объявила ему благодарность и наградила 5 тыс. ф. ст. Вместе с тем сторонники Пеннов не сложили оружия. В ходе  очередных выборов в Генеральную  Ассамблею  они  обвинили Франклина  в  различных  грехах,  в  том числе растрате  общественных средств, и при помощи различных фальсификаций смогли его забаллотировать. Когда Франклин в феврале 1763 г. отчитался перед Генеральной Ассамблеей в своих расходах, то выяснилось, что в Англии он потратил денег меньше, чем ему было ассигновано. Ассамблея постановила отблагодарить Франклина «как за успешное выполнение его долга по отношению к колонии, так и за многочисленные важные услуги, оказанные им Америке в целом».

Генеральная Ассамблея продолжала борьбу против собственников колонии, намереваясь теперь лишить их права назначения губернаторов. 26 октября 1764 г. Ассамблея решила обратиться к короне с новой петицией и сочла необходимым вновь назначить Франклина своим дипломатическим агентом в Англии. Отправляясь в Лондон, Франклин рассчитывал пробыть там несколько месяцев, но, оказалось, что его миссия растянулась на десять лет.

В Лондоне со всей очевидностью стало ясно, что борьба с владельцами Пенсильвании все более уходит на второй план. Главными становились общеколониальные проблемы. По завершении Семилетней войны Англия продолжила  политику,  противоречившую  объективному  ходу  развития колоний и процессу складывания новой нации. Метрополия целенаправленно подавляла развитие в колониях промышленности и торговли, стремясь сохранить их в качестве источника дешевого сырья и рынка сбыта британских промышленных товаров. Вся торговля колоний жестко регламентировалась  Навигационными  актами.  Ограничивалось  или запрещалось промышленное производство различных товаров. Резко негативно восприняли в колониях принятый в октябре 1763 г. запрет колонистам переселяться за Аллеганские горы, ущемлявший интересы плантаторов и земельных спекулянтов, фермеров и колонистов, мечтавших об участке земли. Стоит, наверное, отметить, что эта проблема также занимала внимание Франклина. Начиная с 1766 г. на протяжении всех последующих лет своего пребывания в Англии, он весьма активно занимался делами земельной компании «Grand Ohio» или «Vandalia», получившей 1 200 тыс. акров земель в бассейне рек Висконсин, Огайо, Уобаш и Миссисипи.

Дальнейшему обострению отношений  способствовали действия метрополии по налогообложению колоний. Американские колонисты являлись подданными британской короны, но, будучи не представленными  в парламенте, твердо придерживались принципа «никакого налогообложения  без представительства». Поэтому  Акт о гербовом сборе, принятый парламентом 22 марта 1765 г., вызвал в колониях массовое недовольство и беспорядки, сопровождался  бойкотом английских товаров. Противники Акта из 9 колоний провели в октябре 1765 г. в Нью-Йорке конгресс, принявший  «Декларацию прав и жалоб».

Франклину было поручено передать ее парламенту. С точки зрения англичан события в Северной Америке были бунтом, и Франклину, таким образом, предстояло отстаивать интересы бунтовщиков. В палате общин в начале 1766 г. Франклина подвергли форменному допросу, который Эдмунд Берк сравнил с «экзаменом, устроенным школьниками учителю»3. Большинство задававшихся вопросов касались налогообложения, и Франклин подтвердил, что платить гербовый сбор, даже в уменьшенном размере американцев можно принудить только силой оружия. Кроме того парламентариев интересовала численность населения колоний, состояние мануфактур, внешней торговли, почтовой службы, отношение колонистов к метрополии и другие самые разнообразные вопросы. Говоря о будущем отношений колоний и метрополии, Франклин без обиняков заявил, что силовое разрешение противоречий не приведет к желаемому результату. Попытки запугать американского представителя оказались бесплодными. Франклин держался с чувством собственного достоинства, отвечал спокойно, но твердо, со знанием дела и умело отстаивал интересы своих сограждан. Стенографический отчет его выступления занимает около тридцати страниц4. Текст выступления Франклина был напечатан в Лондоне, затем перепечатан в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии и других городах.

 18 марта 1766 г. парламент был вынужден отменить Акт о гербовом сборе, и не малую роль в этом решении сыграло выступление Франклина. Данное решение, однако, сопровождалось принятием Акта о верховенстве, утверждавшего практически неограниченную власть английского парламента над колониями. Кризис, вызванный Актом о гербовом сборе, привел к расколу американского общества на патриотов — противников политики Англии и лоялистов. Эти события стали начальным этапом освободительного движения в Северной Америке, переросшего в Войну за независимость. Совместная борьба объединяла колонии, способствовала дальнейшей политизации масс.

В этот период Франклин фактически оказался дипломатическим представителем большинства английских колоний в Лондоне. Вскоре некоторые из них решили официально возложить на него эти функции. Так в 1768 г. поступила Джорджия, в 1769 г. Нью-Джерси, а в 1770 г. Массачусетс. Говоря об этом факте, К. Ван Дорен подчеркивал: «Если бы начало революции задержалось или она бы не произошла, он стал бы генеральным  агентом  всех  колоний в  Англии. Фактически  он и был таковым. Франклин был послом Америки еще до того, как она получила право послать такового»5.

Свою деятельность как  дипломатического агента колоний Франклин по-прежнему совмещал с научной и литературной деятельностью. В 1766, 1767 и 1769 гг. он предпринял поездки в Германию и Францию. Был принят в Версале королем Людовиком XV, а в Париже встречался с выдающимися французскими учеными и мыслителями. Подобные поездки давали необходимую разрядку, позволяли встречаться с людьми, знакомыми прежде только по переписке, устанавливать новые связи.

Метрополия упорно продолжала следовать прежним курсом, способствовавшим дальнейшему обострению англо-американского конфликта. В конце 1767 г. вступили в силу Акты Тауншенда, вводившие таможенные пошлины на ряд ввозимых в колонии из метрополии товаров. Они привели к бойкоту английских продукции, роспуску законодательных собраний ряда колоний и были отменены в апреле 1770 г. кроме пошлины на чай. Последняя была оставлена как подтверждение права метрополии облагать колонии налогами. В марте  1770 г. в Бостоне произошло вооруженное столкновение между английскими солдатами и местными жителями, в ходе которого было убито несколько горожан. «Бостонская бойня» была в полной мере использована патриотами в пропагандистских целях, стала вехой на пути к независимости.

16 декабря 1773 г. в бухте  Бостона произошло «бостонское  чаепитие»: группа патриотов,  замаскированных под индейцев, проникла  на три судна с грузом чая  Ост-Индской компании и выбросила  за борт 342 тюка чая стоимостью 18 тыс. ф. ст. Парламент ответил  принятием серии «Репрессивных  актов». В Америке они получили  название «Нестерпимых» и были  встречены решительным протестом. 

Франклин в Лондоне  поддерживал действия своих земляков не только методами традиционными для дипломатии. Будучи прирожденным публицистом, обладавшим едким пером сатирика, Франклин за годы пребывания в Англии напечатал десятки статей и памфлетов в таких популярных изданиях как «London Chronicle», «The Gentlemen’s Magazine», «The Citizen»,  «Public Advertiser»,  «Public Ledger» и многих других, использовал десятки псевдонимов6. Особо следует выделить два памфлета, опубликованных в сентябре 1773 г. в «The Public Advertiser». В первом из них «Как из великой империи сделать маленькое государство» резкой критике подвергся антиамериканский курс правительства лорда Норта. Франклин доказывал, что сама метрополия повинна в постепенном разрушении Британской империи. В памфлете «Эдикт прусского короля» он сатирически преобразил английские законы, касавшиеся североамериканских колоний в законы Пруссии, направленные против ее провинции Англии. Подобные памфлеты,  статьи  в  газетах,  наряду  с  обширной  перепиской,  которую Франклин вел с многочисленными представителями научных, политических и торговых кругов Англии и стран континентальной Европы, личные контакты содействовали ознакомлению с позицией американских патриотов из первых рук.

Зимой 1772-1773 гг. возникло так  называемое «дело с письмами Хатчинсона». Суть его такова. Поздней осенью 1772 г. Франклину удалось познакомиться с оригиналами писем, отосланных в июне 1768 г. — октябре 1769 г. в Лондон верховным судьей Массачусетса Т. Хатчинсоном и его родственником секретарем колонии Э. Оливером, которые в 1770 г. стали соответственно губернатором и заместителем губернатора Массачусетса. В письмах говорилось о необходимости проведения более жесткой политики в отношении колоний. Кроме того, стала ясна и личная заинтересованность губернатора и его сыновей во ввозе в колонии чая «Ост-Индской компании»,  спровоцировавшей  «бостонское  чаепитие».  Франклину эти письма были представлены в качестве примера того, что действия метрополии в определенной степени инспирируются из самих колоний. Франклин не колеблясь, послал 2 декабря 1772 г. подлинники писем спикеру Палаты представителей законодательного собрания Массачусетса Т. Кашингу с просьбой ознакомить с их содержанием ряд влиятельных местных политиков, но ни в коем случае не копировать и не публиковать их7. Однако один из лидеров патриотов С. Адамс после ознакомления с письмами передал их для публикации. Разразился грандиозный скандал. Законодательное собрание Массачусетса приняло 25 июня 1773 г. резолюцию с требованием от короля смещения со своих должностей Хатчинсона и Оливера. Франклину предстояло передать петицию по назначению. В Лондоне в Гайд-парке в связи с пропажей писем состоялась дуэль двух джентльменов. В итоге Франклин опубликовал  25 декабря  1773 г. в  «The London Chronicle» заявление, перепечатанное затем и в других столичных газетах. В нем говорилось о том, что именно он переслал письма в Бостон и что вся ответственность за происшедшее лежит на нем. При этом, правда, отмечалось, что это не были «частные письма»8. Через два дня ему пришлось предстать перед 36 лордами — членами Комитета Тайного совета по делам колоний. На Франклина обрушилось множество обвинений, в том числе и в нарушении тайны частной переписки. 31 января 1774 г. английское правительство сместило его с должности исполняющего обязанности заместителя генерального почтмейстера всех британских колоний в Северной Америке, которую он занимал с 1753 г.

1774 г. стал кульминацией  деятельности Франклина как представителя всех американских колоний. В конце 1774 — начале 1775 гг. он по собственной инициативе вел затяжные секретные переговоры с видными представителями британского истеблишмента, ибо члены правительства предпочитали открыто с ним не встречаться. Пытаясь предотвратить эскалацию конфликта, не допустить окончательного и бесповоротного разрыва отношений между колониями и метрополией Франклин в декабре 1774 г. составил «Советы для разговора по поводу условий, которые могут, возможно, привести к прочному Союзу между Британией и колониями»9. Неоднократные встречи с лордом Чатамом, лордом Хайдом, адмиралом Р. Хау, банкиром Д. Барклейем и другими политиками оказались, однако, безуспешными.  Франклин  имел все  основания  писать,  что  он долго  и усердно «стремился предохранить от разрушения эту прекрасную и благородную китайскую вазу — Британскую империю», подчеркивая, что, в случае если она разобьется «на абсолютное воссоединение частей едва ли можно когда-либо надеяться»10.

Информация о работе Бенджамин Франклин