Бенджамин Франклин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:55, доклад

Краткое описание

Очередное обострение конфликта вспыхнуло во время Семилетней войны, которая в США велась между Англией и Францией за колониальные владения и называлась «Французская и индейская война». В 1757 г. Франклин в качестве уполномоченного Пенсильвании представил в британский парламент «Доклад», в котором убедительно показал, что владельцы колонии неоднократно грубо нарушали хартию, утвержденную основателем колонии У. Пенном в 1701 г. Они, в частности, отказывались нести совместно с колонией расходы на ее оборону, существенно возросшие с началом военных действий.

Содержимое работы - 1 файл

Бенджамин Франклин был не только выдающимся просветителем.docx

— 58.25 Кб (Скачать файл)

Положение Франклина в  Лондоне становиться все более и более тяжелым, за ним ведется слежка, его собственная корреспонденция подвергается перлюстрации. В подобной ситуации Франклин ставит перед законодательными собраниями колоний вопрос об отзыве с поста дипломатического агента. Но просьба не была удовлетворена. Дело в том, что в мае 1774 г. Виргиния предложила созвать конгресс представителей всех колоний.  3 сентября Франклин писал: «Наши друзья посоветовали мне остаться до тех пор, пока не станут известны результаты работы конгресса»11. I Континентальный конгресс заседал в Филадельфии с 5 сентября по 26 октября 1774  г. Конгресс принял  «Декларацию прав и жалоб»,  «Ассоциацию», санкционировавшую прекращение торговых отношений с метрополией, ряд других документов, способствовал сплочению колоний, началу процесса осознания ими себя как единой американской нации. Критическая ситуация, сложившаяся в колониях, побуждала Англию к решительным действиям по наказанию мятежников.

Было ясно, что Франклину  могут грозить серьезные неприятности. Его взгляды вызывали все большее  недовольство среди британских правящих кругов, арест казался неминуемым. В этой ситуации Франклин 21 марта 1775 г. тайно покинул британские острова  и 5 мая прибыл на родину. Ордер на его арест был выдан 13 мая 1775 г.

За  годы  пребывания  в  Англии Франклин  получил бесценный  опыт практической дипломатии, умения вести переговоры, отстаивать свою позицию, идти, если надо на компромиссы  по второстепенным вопросам. Вместе с  тем он привнес в традиционную дипломатию новые элементы: активную пропагандистскую деятельность, как  на страницах периодической печати, так и в зале заседаний Палаты общин, в университетских аудиториях и лондонских салонах.

В Филадельфии Франклин сразу  же был избран членом Континентального конгресса и с головой окунулся в его работу. Достаточно сказать, что с мая 1775 г. по октябрь 1776 г. он избирался членом тридцати четырех комитетов конгресса, не считая того, что был еще генеральным почтмейстером Пенсильвании, президентом комитета безопасности и конституционного конвента своего штата12. Особо следует отметить, что Франклин был членом комитета по составлению Декларации независимости и одним из 56 членов конгресса подписавших этот документ.

Дипломатический  опыт Франклина  был немедленно  востребован на родине. Уже в конце 1775 г. Континентальный конгресс образовал комитет, «единственной целью» которого была «переписка с друзьями в Великобритании, Ирландии и других частях света»13. Фактически вся деятельность этого комитета, известного как комитет секретной корреспонденции, оказалась сосредоточенной в руках Франклина. Это дало основание известному американскому исследователю А. Деконде считать его «первым должностным лицом Америки, непосредственно ответственным за внешние сношения», как бы предшественником государственного секретаря14.

Американские колонии, провозгласившие 4 июля 1776 г. свою независимость, нуждались в помощи в своей борьбе против метрополии. Существенное значение для них имели отношения с Францией и Испанией, являвшимися главными соперниками Великобритании в борьбе за колониальные владения. Восстание американских колоний отнюдь не вызывало симпатий у французского двора, но жажда реванша за поражение в Семилетней  войне  оказалась  сильнее.  Состоявшийся  неофициальный  обмен мнениями убедил Версаль в стремлении американцев отстаивать свои права и с оружием в руках бороться за них до победы. Американцы со своей стороны убедились в благожелательной позиции Франции и необходимости дальнейших контактов. Еще до принятия Декларации независимости в Париж прибыл агент конгресса. Избранный на этот пост Сайлас Дин стал первым американским дипломатическим представителем за рубежом.

Следует отметить, что Декларация независимости была «в значительной степени внешнеполитическим заявлением»15, без которого трудно было надеяться на получение помощи из Европы. Условия, на которых американские политики рассчитывали получить эту помощь, были оговорены в «Плане договоров», одобренном конгрессом 17 сентября 1776 г. Этот «план» представлял собой примерный образец договора о дружбе и торговле. Предложения о заключении военного союза, в первую очередь, естественно с Францией, в него включены не были, хотя неоднократно обсуждались в конгрессе. «План» должен был составить основу для переговоров с правительством Франции, но его авторы, несомненно, имели в виду и другие державы, В итоге он послужил «моделью» практически для всех договоров о дружбе и торговле, заключенных США до конца XVIII века16. Принятие «Плана» повлекло за собой решение направить в Париж дипломатическую миссию в составе Б. Франклина, С. Дина и А. Ли.

Франклин прибыл в Париж  в начале декабря 1776 г. и поселился в Пасси — одном из самых известных пригородов французской столицы. Он обладал такими же полномочиями, как и его коллеги по миссии, но его авторитет и влияние были таковы, что все единодушно считали его «первым среди равных». Популярность во Франции всемирно известного ученого была невероятной, о нем говорили в великосветских салонах и в университетских аудиториях, в кабачках и лавках, в книжных магазинах и армейских казармах. «Слава Франклина более чем превосходила славу Лейбница или Ньютона, Фридриха или Вольтера; а его репутация более почитаема, чем репутация любого из них или их всех… Его имя было хорошо знакомо властям и народу, королям, придворным, знати, духовенству и философам так же как плебеям до такой степени, что едва ли найдется крестьянин или горожанин, камердинер, кучер или ливрейный лакей, горничная или судомойка, которые не знали бы о нем и не считали бы его другом человечества», — констатировал прибывший в Париж в 1778 г. Джон Адамс17. Высокая сутулая фигура, облаченная в простой квакерский наряд, в высокой бобровой шапке и с палкой в руке повсюду была в центре внимания. Очень скоро стало модным украшать интерьеры гостиных портретами и бюстами Франклина, носить медальоны, браслеты, пудреницы и табакерки с его изображениями. Имели успех кружки, кувшины и даже и «vase de nuit», украшенные портретом знаменитого американца. «Публика столь им занята, — доносил в шифрованном послании от 4(15).12.1776 посланник России в Париже князь И.С. Барятинский, — что ни о чем ином более теперь и не говорят». Сообщая далее о «сенсации, каковую он произвел» в Париже, посланник отмечал, что по «общему мнению» дипломатического корпуса,  «Франклейнов сюда приезд» произведет «важный евенемент»18 (от франц. йvйnement — событие). Франклин прекрасно осознавал, какое воздействие на общественное мнение оказывает его личность, и умело этим пользовался. Он был, как мы сегодня сказали бы, прекрасным специалистом в области «паблик рилейшнз».

С приездом Франклина переговоры активизировались. Он настаивал на официальном  признании  США  и  более  активной  помощи  со  стороны Франции. Версаль, как и  ранее, предпочитал придерживаться выжидательной  тактики,  финансируя  закупки  оружия  и  военного  снаряжения  для США через подставную фирму, организованную П.О. Кароном де Бомарше19. Неудачи американской армии, падение столицы, располагавшейся в Филадельфии, заметно охлаждали пыл сторонников американских повстанцев. С другой стороны, французское правительство опасалось, что Великобритания тем или иным путем сможет достичь перемирия с восставшими и объединиться с ними против Франции. В этой сложной ситуации в начале декабря 1777 г. в Париже стало известно о капитуляции у Саратоги армии английского генерала Дж. Бургойна. Этот успех американцев, как доносил конгрессу Франклин, вызвал «такую всеобщую радость Франции, как если бы это была победа ее собственных войск над ее собственными врагами»20. Уже через два дня после этого известия министр иностранных дел Франции граф де Верженн с санкции Людовика XVI заявил Франклину о готовности признать независимость США и подписать с ними союзный договор. Победе при Саратоге традиционно придавали исключительное значение, считая, что именно она предопределила решение Франции заключить с США союз и вступить в войну с Великобританией. В последние десятилетия прошлого века американские ученые довольно убедительно доказали, что поколения историков преувеличивали дипломатические последствия этой победы. Основными причинами вступления Франции в войну в 1778 г. были завершение ее перевооружения и дальнейшее ухудшение отношений с Лондоном, нежели «внезапное» известие о Саратоге. Эта новость, как писал американский историк Дж. Далл, просто прибыла « в подходящее для Франции время»21. Переговоры о заключении договора  начались  8  января  1778  г.  В  американской  делегации  первую скрипку играл Франклин. Французская сторона во главе с графом де Верженном предложила подписать договор не только о дружбе и торговле, но и об оборонительном союзе. Первый из них базировался на «Плане договоров» 1776 г., второй был составлен французским правительством. Переговоры проходили успешно, и уже 6 февраля 1778 г. оба договора были подписаны. Франция признавала независимость США, обязывалась поддерживать их претензии на колониальные владения Англии в Северной Америке  и  Бермудские  острова,  а  Соединенные  Штаты —  притязания Франции на английские колонии в Вест-Индии. Стороны обязались не заключать сепаратный мир с Англией и продолжать войну до тех пор, пока независимость США не будет признана мирным договором. Особая, секретная статья союзного договора оговаривала право Испании присоединиться к обоим договорам22. Спустя несколько дней после подписания договоров Франклин, не имея еще возможности открыто объявить о происшедших событиях, прибегнул в письме в Лондон к своему давнему коллеге по научным исследованиям и члену парламента Дэвиду Хартли к такой метафоре. «Америка… была послушной и добродетельной дочерью. Бессердечная мачеха выгнала ее на улицу, оклеветала ее и покушалась на ее жизнь. Весь мир знает о ее невиновности и держит ее сторону, все ее друзья надеются вскоре увидеть ее счастливо вышедшей замуж… Я верю, что она станет такой же хорошей и послушной женой какой она была дочерью, что муж будет любить и почитать ее и что семья, из которой она была столь безжалостно изгнана, будет долго сожалеть о ее потери»23. 20 марта 1778 г. в присутствии всего двора и дипломатического корпуса Франклин был принят в Версале Людовиком XVI. Во взаимоотношениях двух стран начался новый этап.

Подписание франко-американских договоров стало крупным успехом  молодой американской дипломатии и  лично Франклина. В ходе длительных и сложных переговоров он добился международного признания США и во многом способствовал изоляции Англии. Франклин сумел установить хорошие отношения с послами ряда государств, аккредитованными при французском дворе, и помог привлечь на сторону США общественное мнение Европы.

В июле 1778 г. в Филадельфию  на одном из кораблей эскадры адмирала Ш.Г. Д’Эстена прибыл первый полномочный представитель Франции в США К.А. Жерар. В ходе первой встрече с президентом конгресса Г. Лоуренсом французский дипломат отметил, что его дипломатический ранг будет соответствовать рангу американского представителя в Версале. Решение конгресса принять Жерара как полномочного посланника предопределило статус американских дипломатов во Франции. 14 сентября 1778 года  конгресс  избрал  Франклина  полномочным  посланником  США  во Франции. Это решение также положило начало традиции, согласно которой США вплоть до 1893 г. ставили во главе своих дипломатических миссий за рубежом полномочных посланников.

Франклину приходилось напряженно трудиться. Достаточно сказать, что  с 1778 г. по 1782 г. ему приходилось решать все вопросы, связанные с финансовыми  отношениями двух стран: займы и выплаты по ним, поставки оружия, боеприпасов и т.п. Штат американской дипломатической миссии в Париже был немногочисленным, не было ни консульской службы, ни торгового представительства. Дж. Адамс в сентябре 1779 г. писал президенту конгресса Т. Маккину, что Франклину не смотря на преклонные годы приходиться быть одновременно  «послом, секретарем, адмиралом, торговым  агентом»,  исполнять функции «военного комитета,  комитета финансов, уполномоченного по делам военнопленных и т.д.», поддерживать «необъятную переписку и знакомства». Должное исполнение каждой из этих «важных обязанностей» требует «всего времени самого энергичного человека в расцвете сил», утверждал Адамс, подчеркивая «чрезвычайную необходимость» назначения в помощь миссии секретаря и консулов24.

Достигнутые успехи не означали, однако, что Франклин мог почивать на лаврах. На родине он подвергался  серьезной критике. Оппоненты упрекали Франклина в галломании, в том, что он недостаточно часто и подробно информирует конгресс о своих действиях, в ущерб делам уделяет много времени научным контактам и развлечениям, настоятельно требовали его отзыва. Франклин, ссылаясь на свой возраст и состояние здоровья, просил освободить его от весьма обременительных обязанностей, но с благосклонностью  воспринял  отказ  конгресса.  Несомненно,  прав  Дж. Стурч, отмечавший, что одной из причин подобных антифранклиновских действий был его «огромный престиж во Франции, как в правительственных кругах, так и в общественном мнении. Эта уникальная популярность затемняла роль людей подобных Артуру Ли и Джону Адамсу»25. Последний прекрасно отдавал себе в этом отчет. «На д-ра Франклина как на самую значительную фигуру в американских делах устремлены глаза всей Европы», — отмечал Адамс, подчеркивая, что по сравнению с «давней огромной репутацией» Франклина «репутация Л[и] и его самого «находятся в периоде становления»26.

Военные действия проходили  с переменным успехом и обе  стороны были далеки от победы. В  подобной ситуации Испания, стремившаяся избежать вступления в войну против Великобритании, предложила в 1778 г.свое посредничество. Эта попытка, отвергнутая, правда, всеми участниками вооруженного конфликта, поставила на повестку дня проблему мирного урегулирования. В течение февраля — сентября 1779 г. конгресс обсуждал и согласовывал свои предложения для будущих мирных переговоров. Непременным условием их начала было признание независимости США. Затем следовали требования урегулирования границ, вывода британских войск, судоходства по р. Миссисипи. Конгресс решил не настаивать на включении в список непременных условий мирного урегулирования весьма существенной для США проблемы права рыболовства на побережье и банках Ньюфаундленда, но потребовал обязательного включения его в текст будущего торгового договора с Великобританией. После согласования всех положений были определены полномочия для американского представителя на будущих мирных переговорах, выработаны соответствующие инструкции, а на пост представителя США избран Джон Адамс27.

Намерение Адамс немедленно уведомить британское правительство  о своих полномочиях и готовности начать мирные переговоры шокировало Верженна.  Французского  министра  беспокоила  не  только  проявляемая Адамсом излишняя, на его взгляд, активность, но и содержание полномочий и инструкций американского дипломата. Адамсу сообщили, что время для переговоров с Лондоном «еще не пришло» и было рекомендовано не предпринимать никаких действий «в отношении английского правительства»28. Франция стремилась добиться изменения инструкций американским представителям на мирных переговорах с тем, чтобы поставить их под свой контроль, а также расширения состава мирной миссии. Для достижения поставленных целей использовались не только дипломатические, но и иные  приемы.  Достаточно  сказать,  что  Верженн  располагал  ключом  к шифру переписки конгресса с его представителями в Европе, а также личным шифрам американских дипломатов29. Действия французских дипломатов увенчались успехом. 15 июня 1781 г. конгресс изменил инструкции американским представителям на мирных переговорах. Новым в них было настоятельное требование «установить самые непосредственные и доверительные сношения по всем вопросам с министрами нашего благородного союзника короля Франции; не предпринимать в переговорах о мире или перемирии ничего без их ведома и согласия, руководствоваться, в конечном счете, их советом и мнением, стараясь всем своим поведением дать им почувствовать, как сильно мы полагаемся на влияние Его Величества для эффективной помощи во всем, что может быть необходимо для мира, безопасности и будущего процветания Соединенных Штатов Америки» 30.

Информация о работе Бенджамин Франклин