Личность Людовика XI: мифы и реальность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 09:49, реферат

Краткое описание

Правление Людовика XI ознаменовано политическими интригами не самого благовидного рода, целью которых было объединение раздробленной Франции и ликвидация самостоятельности крупных феодалов. В этом королю сопутствовала бóльшая, чем его предшественникам удача: он считается основателем абсолютной монархии во Франции.
Набожный, жестокий и осторожный, Людовик был яркой личностью, которая привлекала (и привлекает) к себе внимания современников и потомков. Историки часто сравнивают Людовика XI с первым русским царём Иваном IV Грозным. Современники прозвали его «Всемирным пауком».

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..……. 2
Глава I. Дофин Людовик ……………………………………….………. 3—15
Глава II. Король Людовик XI …………………………………………. 15—26
§ 1. Вступление на престол. Борьба с «Лигой общественного
блага» ……………………………………………………………………… 15—19
§ 2. Борьба с Карлом Смелым. Бургундские войны …………….. 19—22
§ 3. Последние годы короля ………………………………………. 22—27
Глава III. Личность Людовика XI: мифы и реальность …………... 27—35
Заключение …………………………………………..…………………... 36—37
Список литературы ……………………………………..………………. 38

Содержимое работы - 1 файл

Реферат Людовик XI.docx

— 92.61 Кб (Скачать файл)

Людовик XI проявил в переговорах в Сент-Мере политическую мудрость и осторожность. Отдав другим членам Лиги более мелкие земли, а также раздав щедрой рукой золотые монеты, король в итоге фактически развалил коалицию. Теперь каждый мечтал лишь об одном — скорее закончить эту войну и вступить хозяином на вновь приобретённых землях. Король всё чётко рассчитал, ибо «он предпочитал дипломатические средства… ради этого он щедрой рукой раздавал деньги, земли и доходные должности, что ослабляло оппозицию вернее, нежели победы на полях сражений»11

Людовик, в отличие от отца, имел далеко идущие планы и  не собирался, как Карл VII, делить власть с кем-то ещё. Он собирался править  один.

Теперь, когда «Лига общественного блага» фактически развалилась, Людовик начал тщательно готовиться к ответному удару, ибо уничтожать своих врагов он теперь, наученный горьким опытом, предпочитал                          поодиночке, выждав для этого удобный момент (вот уж чего, а терпения ему было не занимать).

Благодаря интригам, которыми он так славился, Людовик рассорил своего брата, — герцога Беррийского,  — с герцогом Бретонским Франциском, вторгся в Нормандию и очень быстро овладел ею. Напрасно герцог Беррийский взывал о помощи Франциска — тот был очень обижен на своего бывшего союзника. В итоге герцог бежал. Людовик не стал преследовать и убивать своего родного брата.

Окончив все дела с братом и вернув Нормандию, король Франции незамедлительно вторгается ещё к одному из членов бывшей Лиги — «обиженному» на брата герцогу Бретонскому Франциску II. Моментально захватив Бретань, а также попутно все пограничные имения герцога, Людовик XI принуждает его к миру и подписанию новых положений по мирному договору. По этому договору герцог не только лишился приобретений, полученных по Сент-Мерскому договору, но и был поставлен в ленную зависимость от французской короны, а так же был обязан разорвать все отношения с Бургундией.

Людовик XI очень тонко выбрал момент для нанесения удара: самый его главный и мощный враг — Бургундия, — не могла помешать ему громить её союзников, так как сама в это время вела тяжёлую осаду восставшего Льежа.

Но у Людовика XI оставался пусть единственный, но всё ещё сильный противник — Бургундия.  

§ 2. Борьба с Карлом Смелым. Бургундские войны

История западноевропейского Средневековья  была обрамлена двумя трагическими событиями, связанными с Бургундией. Первое из них — гибель Бургундского королевства на заре Средних веков, второе — печальный закат Бургундского герцогства в конце эпохи.

В середине ХV в. в состав этого герцогства, помимо собственно Бургундии, входили земли Фландрии, Брабанта, Голландии, Люксембурга и др., с их богатыми городами, процветающей торговлей и зарождающимися мануфактурами. 

Но последним бургундским герцогам был чужд дух укреплявшегося бюргерства. Они стремились сделать своё владение великолепным оплотом рыцарской  культуры, несмотря на то, что европейское рыцарство переживало свой закат. Оно утратило своё значение как военное сословие, что ярко проявилось в годы Столетней войны. Рыцарские идеалы и кодекс поведения вытеснялись из жизни, на смену им приходили практичность, трезвый расчёт и жажда накопительства. Рыцарский турнир  перестал быть поединком чести и превратился в пышное театрализованное представление.

Бургундские герцоги, несмотря на эти  перемены, сделали свой двор центром рыцарской культуры, придав ему особый блеск и изысканность.

Бургундского герцога Карла  Смелого можно назвать последним  рыцарем средневековой Европы. Он рос в утончённой праздничной  атмосфере бургундского двора. Карл обучался рыцарским искусствам и  участвовал в турнирах.  Он любил  рыцарские романы, сам сочинял  баллады и поэмы, прекрасно играл  в шахматы и танцевал. Карл говорил  на нескольких языках, интересовался  науками, читал латинские трактаты. Он был высок ростом, превосходил  своих сверстников в ловкости и силе. Карл обладал характером решительным и отважным, порой  был великодушен. Вместе с тем  ему были присущи вспыльчивость, упрямство и надменность. С юности отличаясь непомерной гордостью, будущей глава Бургундии сравнивал себя с Александром Македонским.

Бургундский герцог считался вассалом французского короля. Карл Смелый, однако, не желал ни в чём подчиняться  французской короне. Он хотел создать  независимое государство и стать  его королём. Это привело к  его противостоянию с королём  Франции Людовиком ХI, который направил свои силы на завершение объединения страны.

Трудно представить себе людей  более непохожих, чем Карл Смелый и Людовик ХI. Бургундский герцог выглядел живым воплощением рыцарства, французский король был его противоположностью. Осторожный, скрытный, коварный, Людовик ХI рассчитывал каждый свой шаг.

Людовик XI своей объединительной политикой, интригами, коварством вызывал недовольство крупных французских феодалов, которые не желали ему подчиниться, оказаться в сетях «паука».

Летом 1467 г. Филипп Добрый умер. Герцогом Бургундским становится граф Шароле — Карл Смелый.

Желая воинскими успехами закрепить  своё торжество над              Людовиком XI, Карл Смелый вторгся во владения французского короля. Подчас действия бургундского герцога были непродуманными. Он начинал битвы, не имея чёткого плана.

В своём герцогстве Карл Смелый становился всё более деспотичным правителем. Он не слушал ничьих советов, стал груб с придворными, забывая о рыцарской  учтивости. Посватав свою единственную дочь Марию за сына императора Священной  Римской империи Максимилиана I Габсбурга, Карл замыслил стать королём. Император сначала поддержал бургундского герцога в этом намерении.  Однако заносчивый Карл ухитрился поссориться и с императором. Его королевским притязаниям был положен конец.

Тем временем Людовик ХI, заверяя Карла Смелого в своей дружбе,  интриговал против герцога Бургундии. Сам король, непосредственно не ведя  военных действий против Карла Смелого, подговаривал против него лотарингцев и швейцарцев. Дело в том, что бургундский герцог хотел захватить Лотарингию и Эльзас (часть которых принадлежала Габсбургам),  тем самым объединив свои разрозненные владения. Со швейцарцами же у бургундцев были давние противоречия. Враги Карла Смелого заключили между собой «вечный мир». Объединённые силы лотарингцев и швейцарцев выступили против Бургундии. Так начались Бургундские войны (1474—1477), спровоцированные Людовиком ХI.

Узнав о выступлении против него «альпийских коровников» (как называли швейцарцев), Карл Смелый пришёл в ярость. Со своей рыцарской армией он подошёл  к Грансону и занял там хорошо укреплённые позиции. Швейцарская же армия состояла из простолюдинов. Начав атаку, бургундцы были удивлены, что швейцарцы, собравшись в каре, пали на колени, предваряя сражение молитвой. Рыцарям даже показалось, что так они просят у них пощады. Но при первой же попытке атаковать ряды противника бургундцы натолкнулись на непреодолимый строй швейцарских копий. Швейцарцы сражались самоотверженно. На рыцарей обрушился запасной швейцарский отряд. Бургундцы и их полководец бежали с поля боя, оставив победителям богатые трофеи. Простолюдины же не поняли ценности того, что им досталось. Рассказывали, что один швейцарец продал за грош алмаз Карла Смелого, который затем стал украшением тиары (головного убора) римского папы.

В бургундском герцоге горела жажда  мщения. Он набрал итальянских и  английских наёмников и выступил в поход против швейцарцев. И вновь  победа была на стороне швейцарцев. Карл Смелый отправился в Нидерланды, чтобы там собрать средства для  продолжения войны. Но ему было отказано в поддержке. Карл несколько месяцев  просидел в одном из своих замков. Людовик ХI лицемерно справлялся о его здоровье, в то же время, подстрекая лотарингского герцога Рене и швейцарцев к военным действиям против Бургундии. Решающая битва произошла в 1477 г. близ столицы Лотарингии Нанси. Немногочисленное войско Карла Смелого было разбито. Обнажённое израненное тело бургундского герцога с объеденным волками лицом нашли во рве с водой. Его опознали по боевым шрамам врач и слуга.

Герцогство Бургундия вскоре было разделено между Францией и Священной Римской империей. Вхождение бургундских земель в состав Франции стало важнейшим шагом на пути создания централизованного государства. Так был повержен главный враг Людовика XI — Карл Смелый.

 

§ 3. Последние годы короля

Победа над Бургундией — это был несомненный успех Людовика XI.

Данной победой он укрепил  своё государство как внутри, так  и его границы снаружи. За этой победой последовало окончательное  и уже бесповоротное обуздание феодальной знати, а междоусобные рыцарские войны во Франции уходят навсегда в прошлое. Им положен конец.

Всё это привело в итоге  к долгожданному миру, а соответственно и процветанию Франции.

Крупный государственный  деятель, Людовик понимал значение права чеканки монет. Под страхом  смертной казни король отнял это  право у феодалов. Теперь во Франции  оставалась только единая королевская  монета, отчеканенная на королевском  дворе.

Основной налог государства в 1460 г. составлял 1 млн. 200 тыс. ливров в год. В 1483 г. (в год смерти Людовика XI) доход государства вырос более чем втрое и составлял уже более 4 млн. ливров в год. Без сомнения, это произошло не только за счёт роста числа подданных, но и увеличения налогов на них, как прямых, так и косвенных. Но и подданные к тому времени повысили своё благосостояние. Тем более король, прежде чем что-то предпринять, очень тщательно изучал вопрос. И именно при Людовике XI во Франции возникли финансовые институты, то есть взимание налогов было поставлено королём на научную основу. Таким образом, финансовое положение короля более чем усилилось и укрепилось.

Отработанная Людовиком ещё во времена правления в Дофине система управления (теперь уже королевской власти) тоже была на очень высоком уровне. Надёжные люди управляли государством, и Людовик был спокоен.

Очень сильно выросла роль Парижского парламента. Начиная с                  1467 г. его члены стали назначаться не на год, как раньше, а пожизненно.  Помимо этого парламент превратился в высший суд по всем делам феодальной знати, и помимо этого стал ещё и важнейшей инстанцией по апелляциям в судебных делах.

Людовика очень интересовали экономические проблемы государства. Вникнув в них, он приглашает мастеров из Италии, Германии и других стран для создания во Франции шёлковой промышленности, горнорудного дела          и т. д.

Открывается ряд ярмарок  — оживает торговля, а с ней и сельское хозяйство, ремесло.

Покровительствуя наукам и искусствам, Людовик реорганизует Парижский университет.

Создаётся почта, ибо король лучше других понимает, что в дипломатии одно из самых важных (если не самое важное) — это скорость сообщения.

Помимо вышеперечисленных мероприятий расширяются и границы государства.

После завершения Бургундских войн Людовик XI приобрёл Анжу и Прованс. Несчастья подкосили Анжуйский дом, лишив короля Рене нескольких наследников. К 1473 г. сын Иоанн Калабрийский, зять Ферри Лотарингский, брат Карл дю Мэн скончались, внук Николай Калабрийский Рене Анжуйского скончались.

Рене хотел оградить свои княжества от чужих притязаний, а  главное — от присоединения к  французской короне. 22 июля 1474 г. он составил завещание, по которому передал Анжу и Прованс своему племяннику,               Карлу III дю Мэну, а герцогство Бар — своему внуку Рене II Лотарингскому. Людовик XI не мог этого допустить. Охваченный гневом, он заявил, что, поскольку прямого наследника нет, эти уделы должны перейти к нему. На самом деле он уже упредил события, назначив несколько чиновников в Анжу (он использовал каждую возможность, чтобы вмешаться в дела этого края). Через несколько дней после того как он ознакомился с завещанием, в конце февраля 1475 г., он торжественной хартией предоставил Анжеру (столице Анжу) право иметь городской совет. Король Франции объявил о конфискации Анжу и Барруа в свою пользу.

Рене Анжуйский, который во времена противостояния Людовика XI «Лигой общественного блага» сохранял верность королю и оказывал важные услуги на переговорах летом 1465 г., попытался сопротивляться и обратился за поддержкой к Карлу Смелому. Этого было достаточно, чтобы обвинить его в заговоре. По приказу короля на Рене Анжуйского начали собирать компромат. Для этого из тюрьмы освободили некоего Жана Брессена, который, в бытность свою секретарём в герцогстве Бар, донёс на короля Рене, якобы готовившего похищение Людовика XI. Никто ему тогда не поверил, справедливо усмотрев в этом гнусное сведение счётов, и никто не прислушался к его словам. Без всякого расследования его бросили в каменный мешок, где он пробыл тридцать девять месяцев, так ни с кем больше и не поговорив. Но в начале апреля 1476 г. его сделали главным свидетелем обвинения.

Карл Смелый, разбитый в  Швейцарии, был уже не опасен, и  угроза заговора, если таковая вообще существовала, стояла не так остро. Король отправил к Рене послов — архиепископа Вьенского, мэра Бордо и председателя тулузского парламента, чтобы ознакомить его со своими условиями. Рене принес присягу: он никоим образом не станет вредить королю и будет вести себя «как добрый дядюшка». Вслед за ним присягнули главные города Прованса и первые лица при его. Но Рене отказался признать конфискацию земель в пользу короля Франции и опубликовал письменный протест против «нововведений» в Анжу и Барруа.

Информация о работе Личность Людовика XI: мифы и реальность