Особенности советской экономики в 60—80-е годы ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Последние годы правления Н. С. ХРУЩЕВА 1960—1964 гг. стали болезненными для населения страны и для Н. С. Хрущева. К этому времени совнархозы исчерпали свои положительные стороны и выявили недостатки. Они характерны для командно- административной системы: несогласованность действий отдельных районов; каждый старался выделиться; каждая область стремилась стать совнархозом, поскольку это было престижно и выгодно; нарушение связей между районами; падение темпов развития экономики и невосприимчивость к НТП. Резко, к тому же, увеличился бюрократический аппарат.

Содержание работы

1. Введение
2. Последние годы правления Н. С. Хрущева
3. Экономическая реформа под управлением Косыгина.
4. Особенности экономики.
5. Стагнация – снижение – застой.
6. Список использованной литературы

Содержимое работы - 1 файл

дубль на сайт.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

Западно-Сибирское месторождение  нефти дало стране огромное количество нефтедолларов, на которые докупались недостающие в стране товары.

Преобразования  продолжались, совершенствовалось планирование и руководство народным хозяйством. Создавались мощные объединения: агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные.

Производство  концентрировалось на крупных предприятиях, для развития регионов создавались ТПК. Было разработано 15 крупных научных проектов: БАМ, освоение Нечерноземья и т. д. Однако вся беда новых преобразований заключалась в том, что продолжал действовать экстенсивный метод развития народного хозяйства. Получение продукции за счет освоения новых полезных ископаемых, больших и зачастую не оправдываемых капиталовложений, раздувания производственных фондов, рост дотаций и т. д. приводило к дефициту рабочей силы. Например, металлорежущих станков в стране было в 1,4 раза больше, чем станочников. Все еще оставался незыблемым директивный метод управления, где во главу угла ставился план любой ценой.

Потребитель не оказывал влияния на производство, а производство не отвечало за качество. Шло отчуждение работника от средств производства. В условиях командно-административной системы было невыгодно думать об экономии и бережливости.

Экономика страны в 60—80-е гг. характеризовалась перманентным падением темпов роста. Несмотря на всю  половинчатость и недостаточность  реформы 1965 г., она несколько задержала темпы падения производства, но с начала 70-х гг. они стали резко снижаться. Официальная статистика не в полном объеме показывает снижение темпов, т. к. в это время получила широкое распространение практика приписок и фальсификаций на самом широком уровне.

Тем не менее  даже медленное, частичное реформирование промышленности дало неплохие результаты. Восьмая пятилетка (1965—1970 гг.), совпавшая  с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы. По официальным (завышенным) данным, валовой общественный продукт увеличился на 43 %, национальный доход - на 45 %, продукция промышленности выросла на 50 %. Происходившее три предыдущих пятилетки снижение темпов роста производства было приостановлено.

Однако возможности  экстенсивной формы расширенного воспроизводства уменьшались в результате сокращения прироста важнейших производственных ресурсов - трудовых, сырьевых, энергетических. Так, структура экспорта СССР была на уровне слаборазвитых стран уже в то время.

 От пятилетки  к пятилетке происходило падение основных экономических показателей. Уравниловка на производстве привела к падению престижа сложного, квалифицированного труда, ликвидировала стимулы роста квалификации и производительности. И в середине 80-х гг. уже свыше 50 млн человек в промышленности, на транспорте, в строительстве были заняты ручным трудом, характерным для индустриальных технологий. Так, в промышленности ручным трудом было занято 39,4 % всех работников, в строительстве - 56,4 %, в сельском хозяйстве - около 70 %. Продолжавшийся количественный рост работников материального производства отражал низкий уровень производительных сил, не соответствующий требованиям времени.

Одной из отличительных  черт рассматриваемого двадцатилетия  было достаточно быстрое увеличение населения страны. Если в 1970 г. оно насчитывало немногим более 240 млн человек, то к 1980 г. составляло порядка 260 млн человек. Причем удельный вес населения среднеазиатских республик интенсивно возрастал. В 1970 г. рабочие составляли 57,4 % населения, служащие - 12,1 %, колхозное крестьянство - 20,5 %, а в 1987 г. соответственно 61,8, 16,2 и 12,0 %.

Рубеж 70 -80 е

На рубеже 70—80-х  гг. в мире начинается новый этап научно-технической революции (НТР), получивший название «микроэлектронная  революция». С этого момента уровень развития той или иной страны определяется уже не количеством выплавленной стали, добытого угля, а использованием микроэлектронной техники. По этому показателю СССР отставал не только от западных, но и новых индустриальных стран (Южной Кореи, Тайваня) на десятилетия. Экономика продолжала развиваться экстенсивно, в ее основе по-прежнему находились устаревшие, традиционные отрасли производства продукции, в которых Советский Союз уже к 1970 г. был «впереди планеты всей».

СССР производил больше всех в мире стали, чугуна, кокса, железной и марганцевой руды. Устаревшие отрасли требовали колоссальных природных ресурсов - электроэнергии, металла, которые, к тому же, использовались нерационально, поэтому сырьевой сектор работал с перегрузками. Ресурсы страны все больше истощались. Лишь небольшую часть советской экономики составляли наиболее современные высокотехнологичные производства, которые полностью работали на военные заказы, а в производстве современной бытовой техники СССР также отставал на десятилетия. В 70-е гг. экономика страны была предельно милитаризована, «работала» в основном на военно-промышленный комплекс (ВПК). В общем объеме продукции машиностроения производство военной техники составляло более 60 %, а доля военных расходов в валовом национальном продукте - около 23 %.

Чрезмерная  военная нагрузка на народное хозяйство  привела к колоссальным диспропорциям. Из-за огромной разницы издержек в  разных отраслях экономики покупательная  способность рубля также была различной (в «оборонке» она равнялась 4—6 долларам США, в других отраслях - значительно ниже). В стране практически не было единой денежной системы, а поэтому не срабатывали бюджетные методы регулирования экономики.

Госплан не мог  реально поддерживать баланс инвестиций и материальных ресурсов. Планируемые цифры увеличения добычи нефти, угля, производства электроэнергии были по существу фикцией.

Министерства  и ведомства, распоряжающиеся ресурсами, а с 1965 г. наделенные и государственной  властью, стали крупной экономической  силой, монопольно господствующей в своей отрасли. Практически они подчинили себе государственный аппарат. В 70-е гг. министерства предпочитали строить новые предприятия, а не переоснащать действующие. Следствие такой политики - в стране ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины работников материального производства - свыше 50 млн.

 В годы  девятой пятилетки (1971—1975 гг.) экономический  рост фактически прекратился.  Видимость благополучия народного  хозяйства, сохранявшаяся все  70-е гг., обеспечивалась за счет «нефтяного допинга». Именно экспорт нефти, цены на которую на мировом рынке выросли в эти годы почти в 20 раз, позволял стране относительно безбедно существовать, решая продовольственную, космическую и другие комплексные программы. Главным образом за счет экспорта невосполнимых природных ресурсов в 60—70-е гг. шло интенсивное освоение восточных районов страны, формировались и развивались крупные народнохозяйственные комплексы – Западно - Сибирский, Саянский, Канско-Ачинский.

Со второй половины 70-х гг. начала меняться организация промышленного производства. Появились производственные и научно-производственные объединения (НПО). Практическим результатом подобных мер стал лишь гигантизм. Желаемого же слияния науки и производства не произошло. Зато в эти годы быстро и успешно шло слияние, переплетение официальной экономики с теневой - разного рода полузаконной и незаконной производственной и торговой деятельностью, в которую были втянуты целые предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись многими миллиардами. К началу 80-х гг. стала очевидной неэффективность попыток ограниченного реформирования советской системы. Страна вступила в период глубокого кризиса.

В 70-е годы были сделаны достаточно большие капиталовложения в социальную сферу - самые большие в абсолютном выражении за все предшествующие годы. Наибольшее продвижение было достигнуто лишь в одной сфере - жилищном строительстве. С 1970 по 1985 гг. в СССР было построено более 31 млн квартир. Жилье получило более 157 млн человек. Тем не менее очередь на жилье не только не сокращалась, но и продолжала расти. Однако каждый год государство выделяло до 5 млрд руб на обслуживание уже построенного жилищного фонда. Вопрос о повышении жизненного уровня стал главной задачей. Проблема виделась в росте денежных доходов населения. Большая часть советского общества стала накапливать сбережения. Но одновременно нарастал разрыв между денежной массой и обеспечением ее товаром. Дифференциация усиливалась в связи с увеличением гарантийного минимума колхозникам и повышением минимальной заработной платы до среднего уровня. Как следствие, возник дефицит, что привело к легальному и нелегальному повышению цен на товары. Однако это лишь усилило дифференциацию общества.

  Снижение – стагнация - застой

С 1970г. началось снижение основных экономических показателей. К концу 70-х годов обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7% в восьмой пятилетке

(1965-1970) до 3,8% в  одиннадцатой (1981-1985). Соответственно  с 6,8% до 3% упали темпы роста производительности труда.

Серьезную тревогу  вызывал разрыв между приростом  мощностей и невысоким уровнем  отдачи капитальных вложений. Положение  особенно ухудшилось во второй половине 70-х годов.

Наряду с  внедрением новой техники нормой стали "долгострой", неполное освоение нового оборудования, медлительность в достижении проектных показателей. Падение темпов экономического роста принимало затяжной характер. Производительность труда на советских предприятиях оставалась ниже уровня развитых стран. Большой урон народному хозяйству наносили потери в промышленности и сельскохозяйственном производстве, потери при хранении и перевозке готовой продукции.

Велики были потери и в сельском хозяйстве. Потери при транспортировании крупного рогатого скота составляли 3-12 %, свиней - до 11%. В поле на элеваторах и при транспортировке терялось до 30% урожая. Значительный урон сельскому хозяйству нанесла жестокая засуха 1975 года, когда сбор зерна уменьшился на 40 млн. тонн по сравнению со среднегодовым сбором предыдущего пятилетия, сократилось поголовье скота.

Негативные  процессы отражались и на социальной сфере. Медленно улучшались жилищные условия, все чащи стали возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинского обслуживания, образования. Но несмотря на негативные явления в экономике уровень жизни в СССР все еще повышался до середины 70-х годов, а затем более чем пятилетие не снижался. Росла заработанная плата основные категорий трудящихся, прежде всего низкоквалифицированных, увеличились общественные фонды потребления, делались серьезные, правда недостаточные, финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых.

Таким образом, застойные явления в экономике  и социальной жизни, усилившиеся  в 70-х годах, к середине 80-х годов подвели страну к предкризисной ситуации.

Возникновение предкризисного состояния нашего общества можно объяснить как объективными, так и субъективными причинами. К объективным относятся особенности  развития нашей страны в 70-е годы. Здесь свою роль сыграла сложная демографическая ситуация, удаление источников сырья и энергоносителей от традиционных районов их использования, обострение экономических проблем, неблагополучная мировая экономическая коньюктура, возраставшее бремя расходов на поддержание военно-стратегического паритета и на помощь союзникам.

Особенности и  итоги предыдущих лет развития страны также способствовали складыванию  предкризисного состояния.

Такие процессы, как, например, чрезмерная централизация  управления экономикой, огосударствление кооперативной формы собственности обозначались и набрали силу гораздо раньше. Но в 70-е годы, вместе с ростом масштабов производства они стали проявляться более отчетливо.

Диагноз положения, в котором оказалось развитие нашего общества - застой.

И совсем необычной  в такой сложной ситуации была реакция руководства страны. Пытаясь  скрыть провалы в экономике и  во внутренней политике, руководство  страны развернуло в стране массовые празднества, на организацию которых  требовались многомиллионые суммы. Превращались в традицию соревнования в честь различных юбилеев. В соревнованиях, начинающихся как бы снизу, а на деле распространявшихся командно- бюрократическими методами, принимало участие все большее число людей. Сами соревнования становились все более формальными.

Наступала эра  массовых награждений орденами и  медалями за действительные, а чаще липовые заслуги и успехи и  в то же время - обесценивания званий, наград, знаков отличия. В целом период 60 - 80 годов в экономике Советского союза можно условно разделить на этапы: реформа – развитие - стагнация – кризис - застой.

 

6. Использованная  литература 

1. История России /под  ред. М. Н. Зуева. М.: Новая  волна, 2000.

2. История СССР /под ред.  Кукушкина. М.: Просвещение, 1988.

3. Тимошенко В. А. История российского налогообложения. Саратов, Сателлит, 2001.

4. Берхин М. Б., Федосов  И. А. История СССР. М.: Просвещение. 1984.

5. Брежнев Л. И. Воспоминания. М.: Изд-во политической литературы, 1983.

6. Дмитриенко В. П., Есаков  В. Д., Шестаков В. А. История отечества - XX век. М.: Дрофа, 1995.


Информация о работе Особенности советской экономики в 60—80-е годы ХХ века