Развитие фоторепортажного искусства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 21:03, курсовая работа

Краткое описание

Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию. Ее историю многие сравнивают с увлекательным романом, действие которого разворачивается в декорациях различных исторических эпох и национальных культур. В своем стремлении к созданию точных изображений всего того, что нас окружает, человечество прошло долгий путь от примитивных наскальных рисунков до современной цифровой фотографии.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….. 3
1
История рождения фотографии…………………………………. 7
2 Развитие фоторепортажного искусства в России…………….. 13
2.1 Репортаж и путешествия………………………………………... 13
2.2 Репортаж и этнография………………………………………….. 14
2.3 В ногу со временем…………………………………………………. 15
2.4 Первый русский фоторепортер…………………………………... 16
2.5 Первые фотоателье……………………………………………….. 18
3 История фотоаппарата в России……………………………….. 23
3.1 Развитие фотоаппаратостроения в России до 1917 года........... 24
3.2 Этапы развития советского фотоаппаратостроения после 1917года……………………………………………………………. 34
Заключение………………………………………………………….. 42
Хронология событий из истории фотографии …………………. 47
Список использованной литературы……………………………...

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая по истории ФОТО.doc

— 704.00 Кб (Скачать файл)

    Новое направление в творчестве Наймушина  дал владелец аптекарского магазина, известный в ижевском поселке  человек Феликс Антонович Генц, который  решил предложить своим клиентам в купе к рекламным препаратам и почтовые карточки с видами Ижевска. Немецкая фирма «Шерер и Набгольц» дала согласие на сотрудничество. Компаньоном аптекаря и выступил Д.Я Наймушин.

    Вторая  фотография была открыта в 1873 году. Владельцем салона был Глеб Пономарев. Салон назывался «Люкс», и единственный в городе имел фирменный паспорту. Будучи увлеченным человеком,  он не только работал в своем салоне непосредственно, но и дал согласие в 1899 году участвовать в экспедиции ученых-этнографов, чтобы запечатлеть на фотографиях жизнь и быт простого народа. Он фотографировал национальные костюмы и обряды. Его рукам принадлежат замечательные зарисовки национального татарского праздника в деревне Кузебаево. В 1913 году к нему обратились с просьбой сделать снимки для литературного журнала – «И снова в путь», но состояние его здоровья оказалось критическим, он ослеп. Свое дело мастер передал сыну Николаю Глебовичу, который был известным фотопортретистом в Ижевске. Доказательством этому служат его многочисленные женские и детские портреты, сценки из жизни, А также фотоальбомы. До нашего времени дошел единственный фотоальбом, изготовленный в 1912-13 гг., посвященный женской гимназии, одного из самых крупных учебных заведений в поселке Ижевский завод начала XX века. Сама гимназия находилась на Береговой улице, возле плотины, и размещалась в трех корпусах. В ней учились преимущественно дети рабочих. В 1907 году в одном из классов из 30 человек 22 были дочерьми рабочих, 3 – дворян и чиновников, 1– духовного звания, 4 – других сословий. После получения аттестата зрелости они имели право работать учителями. Такие альбомы предназначались для вручения преподавателям и выпускницам в честь окончания гимназии. Каждая страница разрисована и украшена стилизованными рисунками и на их фоне расположены портреты и фотографии с видами Ижевска. На первых страницах помещены портреты членов попечительского совета, комитета по устройству гимназии, здесь же портреты фабрикантов и заводчиков, дававших деньги на развитие гимназии. Среди них портрет Ситникова И.Н., художника-самоучки, автора памятника А.Ф. Дерябину. На каждом листе заставки с видами гимназии, здание арсенала, Александро-Невского собора. Этот альбом является историческим памятником огромной ценности и был найден научным сотрудником Республиканского краеведческого музея Ольгой Евгеньевной Широковой.

    Когда и у Николая Глебовича отказали глаза, он просил многих взять богатейшую коллекцию негативов, но желающих не нашлось. После смерти Н.Г. Пономарева, его аппаратура перешла к дочери Марии, а в качестве подарка один из фотоаппаратов был передан А. Хасамутдинову, а портрет и второй фотоаппарат Пономарева – в Национальный музей. Позднее Мария, ретушер-художница, в 1932 году пришла в бывшую наймушинскую фотографию, где её мастерство не было перенято.

    Третья  фотография была открыта в 1888 году Гирфаном Сагитовым, и находилась на углу пересечения нынешних улиц К.Либкнехта и Пушкинской.

    Смотришь  на фотографии прошедшей эпохи и  удивляешься нашему народу. Чем только не занимались наши прадеды, добывая  средства к существованию. На базаре нанимались стекольщиками, нося с собой длинные аршины, замазку и стекла. Здесь же можно было увидеть пильщиков, которые ходили по домам, неся на спинах «козы» с дровами. Продавцы горячего сбитея носили ароматный напиток в медном баке под толстым одеялом, а в лубяной корзине лежала теплая выпечка. За торговыми ядами или на телегах люди сидели в глубоком молчании, непременно с трубкой в зубах. Даже старухи дымели самодельными трубками. Сбывали на ижевском базаре изделия из лыка, бересты, зерно, крупы, муку, торговали лаптями. В альбоме В.В. Толстой был найден снимок 115-летнего деда Семена из деревни Чумайтло, который на глазах у покупателей сам делал лапти и тут же продавал. До нашего времени дошли фотографии о развитии в Ижевске транспорта, архитектуры, портреты участников зрелищ и т.д. Об этом обо всем мне рассказала книга И. Кобзева «Ижевские картинки», которая, на мой взгляд, является одной из лучших книг по истории города и его жителях.

    Прошел  XX век. Какими мы пришли в новое тысячелетие, сумели ли сохранить то, что дали прошедшие поколения, в том числе и в сфере искусства фотографии. Все, что когда-то было новым, непривычным, со временем приобретает контуры реального, повседневного явления. Можно много говорить о достоинствах и возможностях фотографии, но все-таки «бытовая» фотография по праву может быть названа доброй и близкой знакомой каждого из нас. Благодаря её памяти, мы имеет возможность сохранить на снимках моменты собственной жизни, познакомиться с людьми, оставшимися в далеком прошлом, смотреть на любимые лица, отдаленные расстоянием и временем. Сегодня в нашем городе десятки фотоателье. Но есть среди них одно, которое является мастерской фотографа – профессионала, чье имя Ахат Хисамутдинов. Внутри салона тепло и уютно, клиенты чувствуют себя легко и свободно, попав в это мир удивительного творчества. А вот и сам мастер. Невысокого роста, с добрыми внимательными глазами, уверенными движениями. Более 30 лет он занимается профессионально фотографией. Кроме того, это увлеченный коллекционер, собирающий фотоаппараты, книги о фотографиях и фотографах, имеющих огромную историко-краеведческую ценность. Именно этому человеку принадлежала идея создания в Ижевске Союза фотографов, который с огромными трудностями завоевал себе право считаться творческим союзом. Всех членов этого Союза объединяет одно – любовь к искусству фотографии и беспокойство за судьбу многочисленных работ, имеющих огромную художественную ценность, за судьбу оставшихся после смерти фотографа фотоархивов. Фотография действительно нуждается в создании своего центра, с выставочным залом, с архивом, со своим музеем.

    Еще одним известным в городе фотографом является Алексей Помосов. Его первая профессия – врач-дерматолог. 13 лет  он проработал в поликлинике Автозавода. Как фотограф умеет делать все, но из того, что умеет, предпочитает психологический портрет. Его профессиональным кредом является заповедь: «Снимай не все, что увидел, печатай не все, что снял, показывай не все, что напечатал». Впервые дебютировал в 1983 году в Тарту на выставке «Женщина в фотоискусстве». Часть работ была отправлена в Москву к 150-летию фотографии. На выставке в Челябинске «Театральная фотография» получил третью премию. Здесь же произошел неприятный инцидент, а именно – из пяти представленных работ, четыре было украдено, видимо воры по достоинству оценили талант нашего мастера. Его портреты просты и изысканы, излучают душевную красоту5.

    Трудно  переоценить значение фотографии сегодня. Она стала незаменимой в этнографии, географии, археологии, астрономии, металлографии, биологии, истории и других науках. Она стала всемогущим средством познания. Она стала неотъемлемой частью нашей прошлой и настоящей жизни, с нашими горестями и радостями, со всем, что присуще человеку, независимо от его пола и социального положения в обществе. Всем фотографам ушедших времен и ныне творящим слова глубокой благодарности за то, что они смогла остановить «прекрасное мгновенье» бытия. 
 

  1. Развитие  фоторепортажного искусства  в России

    Фоторепортаж  появился как жанр в конце XIX столетия, вместе с появлением моментальной фотографии, но истоки его следует искать ранее. Бытует неправильное мнение, что фотография начиналась с портретов. Однако первые снимки были сделаны с видов улиц и натюрмортов. Очень скоро светопись стала использоваться путешественниками для изображения экзотики и диковинных мест. Лишь через несколько лет после многих усовершенствований и распространения петцвалевских светосильных объективов фотография овладела и завладела портретной съемкой.

    1. Репортаж и путешествия.

    В 1840 году известный путешественник Григорий Силыч Карелин (однофамилец знаменитого нижегородского фотографа) сделал попытку применения фотографии для создания альбома «Типов и видов». Ранее, еще в 1836 году, он совершил большое путешествие на Каспий и к отчету представил альбом акварелей с видами Каспийского края. Четыре года спустя он отправляется в Восточный Казахстан и на Алтай. Перед отъездом из Москвы, узнав об успехах дагерротипии, заказывает первому московскому дагерротиписту А. Грекову фотоаппарат и все необходимое для съемки. Пока не удалось отыскать достоверных известий о применении в экспедиции Карелина дагерротипии, но сам факт попытки таких действий красноречив и интересен.

    Одним из первых в России фотографов-путешественников следует признать патриарха русской фотографии С. Левицкого. Молодой Левицкий увлекался химией и служил по особым поручениям в Министерстве внутренних дел. В 1843 году его назначили секретарем и переводчиком в экспедицию на Кавказ, которую возглавлял академик-химик Ю. Фрицше. Под руководством академика Левицкий быстро овладел процессами дагерротипии, и Фрицше доверил ему съемочный аппарат. Вернувшись в Петербург, Левицкий через оптика Шредера переслал в Париж несколько удачных дагерротипов Кавказских гор. Так начиналась карьера впоследствии единственного в мире Фотографа их императорских величеств Франции и России.

    Вероятнее всего, первым русским изданием фотографов-путешественников стал альбом «Фотографические виды Иерусалима и его окрестностей. Издание Яныша. С.-Петербург. 1859» — из десяти фотографий, отснятых Г. Янышем в составе экспедиции П. Севастьянова по святым местам. Всего из экспедиции было привезено до 3500 снимков с изображениями православных местностей и текстов старинных православных рукописей. Полностью, страница за страницей, была сфотографирована Птолемеева география6.

    1. Репортаж и этнография.

    К концу 1850-х годов повсеместно  распространился мокроколлодионный  фотопроцесс. Повысились светочувствительность  материалов и светосила объективов. Были сделаны первые попытки съемки движущихся объектов и заготовка светочувствительных материалов впрок. Усилился интерес к фоторепортажу. Повсеместно создавались этнографические фотоальбомы. Однако способы полиграфического размножения фотографий (полутоновых рисунков) еще только разрабатывались, поэтому альбомы издавались ограниченными тиражами. 
В эти же годы, не без влияния фотографии, усилился интерес к этнографии — изучению народов и племен, населяющих Россию. Золотой медалью Русского географического общества был награжден Н. Второв за альбом под названием «Материалы для этнографии Воронежской
губернии, собранные К. Александровым-Дольником и Н. Второвым».

    В одном из журналов сообщалось, что  Второву пришла счастливая мысль  применить к этим исследованиям  фотографию и он успешно ею воспользовался. К представленным в 1857 году в Географическое общество исследованиям о составе населения Воронежской губернии Второв присоединил не только этнографическую карту, но еще целый альбом типов и костюмов этого края.

    Альбом  фотографий путешествия в Хиву и Бухару представил через год А. Муренко. Известный русский путешественник по Северу России И. Лопатин в экспедицию включил в качестве фотографа своего брата П. Лопатина. Многие из снимков П. Лопатина в перерисовке были приложены к отчету об экспедиции. П. Пятницкий фотографировал в экспедиции А. Гильфердинга по Боснии, Герцеговине и Сербии. Фотограф М. Настюков в конце 1860-х годов составил великолепный альбом монастырей и храмов вдоль «Главной улицы России» — реки Волги. Альбом снимков, форматом 24x30 см, назывался «От Твери до Казани» и прекрасно сохранился до наших дней. Особое внимание уделял фотографии академик П. Семенов-Тян-Шанский. В изданном под его редакцией многотомном описании, под названиями «Россия» и «Живописная Россия», помещено значительное количество фотографий различных местностей, народностей, занятий россиян, отснятых учеными и фотографами-профессионалами7.

    1. В ногу со временем.

    К 1880-м годам броможелатин и оптическая сенсибилизация в тысячу раз увеличили  светочувствительность фотоматериалов. Механики изобрели затворы, отсекающие выдержку в доли секунды, оптики произвели объективы-анастигматы огромной светосилы. Моментальная фотография окончательно утвердила жанр и метод фоторепортажа. Полиграфия пополнилась средствами фотомеханики — размножения полутоновых, а затем и цветных фотоиллюстраций: фототипия, фотолитография, фотогравюра и автотипия (цинкография), которые с многочисленными усовершенствованиями употреблялись до нашего времени. 
Начались и теоретические споры о фотоискусстве. Один из «духовных
отцов» пикториализма, Н.А. Петров, презрительно отзываясь о фоторепортерах, называл их «предметниками» или «прикладниками». Но быстро развивавшаяся, умножающаяся периодическая печать требовала от фотографов экзотики и сенсаций. Добыть такого рода снимки мог только фоторепортер.8

    1. Первый русский фоторепортер.

    Вполне  справедливо первым русским фоторепортером называют Максима Петровича Дмитриева, владевшего фотоателье в конце девятнадцатого и первой половине двадцатого века в Нижнем Новгороде. Дмитриев, сын дворовой женщины тамбовского помещика, был отдан богатому крестьянину в воспитанники, но с 14 лет подростку пришлось помогать разорившемуся приемному отцу. Через знакомых его устроили к мастеровым в Москву. Вскоре он оказался в учениках фотографа-путешественника М. Настюкова, затем попал к нижегородцу А. Карелину. Но что-то тянуло его в дорогу. Он вновь оказался в Москве, поочередно переходя из одного фотозаведения в другое: Дьяговченко, Конарский, Трунов на время становились его хозяевами и учителями. В 1886 году он вновь возвращается в Нижний Новгород, чтобы обосноваться там навсегда.  
В Нижнем Новгороде проявились все грани Дмитриевского таланта. Несмотря на большую конкуренцию среди фотографов, фотоателье Дмитриева приносило хорошую прибыль. Но напряженная работа над портретами не давала фотографу полного удовлетворения. Социальное неравенство общества звало фотографа на улицу. Кроме того, стоило лишь пройти по крутому спуску к пристаням, чтобы увидеть широкий плес Волги, жизнь на которой в те времена кипела и днем и ночью. 
Прежде всего «атаке» Дмитриева подверглись окрестности реки, ближайшие к городу. Встав пораньше, он впрягался в специально построенную тележку с фотоаппаратом, запасом пластинок и химикатов. Всего набиралось несколько пудов, которые приходилось катить на много верст. Но усталость исчезала, когда уже в ателье среди проявленных негативов попадались особо ценные, познавательные и художественные.

Информация о работе Развитие фоторепортажного искусства в России