Ядерный терроризм как вызов мировому сообществу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 04:31, реферат

Краткое описание

В России терроризм превратился в реальный жизненный фактор. Его основными источниками являются этнические конфликты, в особенности война в Чечне, рост преступности, падение производственной и экономической дисциплины. Все более заметными становятся угрозы ядерным объектам. В список недавних событий входят, например: Угроза взрыва на Игналинской АЭС после вынесения судом Литвы смертного приговора одному из лидеров преступной группировки (ноябрь 1994 г.). (Взрывное устройство обнаружено не было). Угроза взрыва в цехе с реакторами на заводе ремонта подводных лодок, сделанная сотрудником предприятия по причине многомесячной задержки зарплаты (1). Размещение чеченскими экстремистами контейнера с радиоактивным изотопом цезий-137 в Измайловском парке в Москве (ноябрь 1995 г.). (К выводу о возможности ядерного терроризма против российских объектов со стороны чеченских боевиков пришли также эксперты отдела анализа угроз министерства энергетики США).

Содержимое работы - 1 файл

Ядерный и радиационный терроризм.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

        В России терроризм  превратился в реальный жизненный  фактор. Его основными источниками  являются этнические конфликты, в особенности  война в Чечне, рост преступности, падение производственной и экономической  дисциплины. Все более заметными  становятся угрозы ядерным объектам. В список недавних событий входят, например: Угроза взрыва на Игналинской АЭС после вынесения судом Литвы смертного приговора одному из лидеров преступной группировки (ноябрь 1994 г.). (Взрывное устройство обнаружено не было). Угроза взрыва в цехе с реакторами на заводе ремонта подводных лодок, сделанная сотрудником предприятия по причине многомесячной задержки зарплаты (1). Размещение чеченскими экстремистами контейнера с радиоактивным изотопом цезий-137 в Измайловском парке в Москве (ноябрь 1995 г.). (К выводу о возможности ядерного терроризма против российских объектов со стороны чеченских боевиков пришли также эксперты отдела анализа угроз министерства энергетики США).  
        Проблемы международного и внутреннего терроризма актуальны для многих стран с развитой ядерной энергетикой. Серьезными индикаторами служат взрывы в доме правительства в городе Оклахома-Сити (1995 г.) и в нью-йоркском Центре всемирной торговли (1994 г.) в США. Во Франции, в ходе волны промышленных протестов (декабрь 1995 г.), саботажниками была засыпана соль во второй охлаждающий контур третьего энергоблока АЭС Блэйс. (Угроза терроризма во Франции, как свидетельствует недавняя серия терактов в подземном метрополитене в Париже, определяется действиями экстремистов из среды алжирских иммигрантов). Применение отравляющих веществ религиозной сектой Аум Синрике (март 1995 г.) в Токийском метро указывает на реальность использования террористами оружия массового поражения. 
        В отличие от России, проблема ядерного терроризма в странах Запада была осознана в 70-х годах. К настоящему времени в этих странах сложилась эффективная, эшелонированная система защиты ядерных объектов и материалов, накоплен значительный опыт борьбы с терроризмом. В России, где до начала 90-х годов проявления терроризма практически отсутствовали, работы в этом направлении начались сравнительно недавно.

1.Ядерный и радиационный терроризм, ядерное оружие

 

К сожалению, нельзя закрывать глаза на тот  факт, что терроризм становится атрибутом повседневной жизни всех стран — и процветающих, и живущих в крайней нищете. Взрываются автобусы и самолеты, торговые центры и дискотеки.

В кинобоевиках сюжет с бандитами, захватившими ракеты с ядерными боеголовками и  шантажирующими правительство, обыгрывается довольно часто. Как вариант, злодеи нападают на объект, представляющий опасность в случае разрушения — бактериологическую или химическую лабораторию, ядерный реактор. На самом деле в реальной жизни охрана таких объектов достаточно надежна, и вмешательства Стивена Сигала или «крепкого орешка» Брюса Уиллиса не потребуется.

Каков же принцип  действия атомной бомбы? При делении  атомного ядра выделяется энергия, и  испускаются частицы, которые, бомбардируя  другие ядра, приводят к их делению, которое, в свою очередь, высвобождает новые частицы. Происходит цепная реакция, в ходе ее высвобождается огромная энергия, и при определенных условиях происходит взрыв. Чтобы атомная бомба взорвалась, ее компоненты должны присутствовать в достаточном количестве, это количество называется критической массой. Атомная бомба в принципе должна содержать два контейнера с радиоактивным материалом, которые соединяются, образуя критическую массу.

Другой  тип — гораздо более мощная водородная бомба, в которой энергия  выделяется не при делении, а при слиянии ядер. Поражающими факторами ядерного оружия являются: мгновенное радиационное, световое и тепловое излучение, ударная волна, а также последующее облучение за счет прохождения радиационного облака и выпадения радиоактивных осадков. Нейтронные бомбы с более эффективным излучением, но ограниченной силой взрыва приводят к гибели людей, но наносят минимальный ущерб зданиям и сооружениям.

В наши дни вероятность применения ядерных  взрывных устройств ничтожна. В кустарных  условиях бомбу не создать, а попадание ее в руки экстремистов практически исключено. Специфика ядерного оружия заключается в том, что его надо не только купить, но и обслуживать. Для этого нужны не только деньги, но и специально подготовленные люди, уникальные технологии, дорогостоящие сооружения. Да и взорвать ее будет едва ли возможно. Современные боезаряды имеют много степеней защиты, а из ядерных материалов, добытых из бомбы, сделать в подполье примитивное, но действующее ядерное взрывное устройство совсем непросто.

Террористы  пугают людей применением так  называемой «грязной» бомбы —  взрывного устройства, начиненного  не гайками и болтами, а радиоактивными веществами, которые после взрыва рассеются. Такие действия правильнее назвать радиационным терроризмом  — использованием радиоактивных веществ для облучения людей. Взрыв «грязной» бомбы, скорее всего, не приведет к большому числу жертв (тротил нанесет больший ущерб, чем радиационная составляющая), но если он произойдет в густонаселенном городе, он может привести к панике среди тысяч и даже миллионов человек.

Больших разрушений с помощью такой бомбы  вызвать нельзя, зато можно «запачкать»  радиоактивными веществами достаточно большую территорию.

Цель  применения ядерного оружия — мгновенное уничтожение большого количества людей; главным поражающим фактором «грязной» бомбы является страх. Поэтому «грязная» бомба является оружием «чистого» террора.

Если  вдруг предположить, что угрозы реализованы  и произошло радиоактивное заражение, надо применять те же меры по защите здоровья, что и при радиационных авариях.

2.Как осуществляется контроль радиационной обстановки?

Мы чувствуем  температуру, ощущаем влажность, различаем  громкость звуков и яркость света. Но радиацию мы не воспринимаем; действие излучения можно уловить лишь с помощью специальных приборов — дозиметров. В больших городах на табло часто можно прочитать не только данные о температуре воздуха или атмосферном давлении, но и об уровне радиации.

Все атомные  станции России, многие другие предприятия  ядерного комплекса охвачены системой АСКРО, что расшифровывается как «автоматизированная система контроля радиационной обстановки». Десятки датчиков этой системы расположены на территории санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения радиусом до 30 километров вокруг станции. В населенных пунктах, расположенных вблизи АЭС, информационные табло, входящие в систему АСКРО, показывают уровень радиационного фона в режиме реального времени. Данные системы АСКРО объективны и достоверны благодаря тому, что радиационный мониторинг территорий проводится в автоматическом режиме.

При работе в нормальном режиме система позволяет  следить за соблюдением норм радиационной безопасности. В аварийном режиме оперативное получение данных позволяет  оценить радиационную обстановку, дать прогноз развития ситуации, определить необходимые меры для защиты населения.

Доступность данных о радиационной обстановке помогает опровергать слухи о повышении  радиационного фона, возникающие  время от времени, как это произошло, например, во время аварии атомной  подводной лодки «Курск» — благодаря действующей АСКРО в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также доступности данных АСКРО Ленинградской АЭС. <

Датчики проводят измерения в ежеминутном  интервале, накапливают результат  и каждый час передают информацию на центральный пункт. Так они работают в нормальном режиме. В случае повышения радиационного фона в 30-километровой зоне наблюдения на 0,1 мкЗв/час будет дан сигнал «Аварийная готовность», а при мощности дозы свыше 20 мкЗв/час ситуация будет рассматриваться как «Аварийная обстановка».

Данные  радиационного мониторинга передаются в Кризисный центр концерна «Росэнергоатом», где круглосуточно дежурят специалисты, готовые при необходимости оказать  АЭС поддержку при возникновении  нештатных ситуаций, а также в  Ситуационно-кризисный центр Федерального агентства по атомной энергии.  

Уровни облучения и нормирование

Защита  человека от вредного воздействия радиации обеспечивается системой нормативов, основанных на современных знаниях  и представлениях о характере  биологического действия ионизирующего излучения. По мере накопления знаний о действии радиации величина допустимых доз неуклонно снижалась. В 1920 году доза 100 рентген или 1 Зв (в тысячу раз больше, чем принято сейчас!) считалась вполне безопасной. Первые международные рекомендации по предельно допустимым уровням облучения были даны в 1934 году и составляли 200 мР в сутки (около 2 мЗв) для внешнего облучения, в 1958 году был предложен предел дозы общего облучения — 50 мЗв/год для профессионалов и 5 мЗв/год для населения. Наконец, в 1990 году были рекомендованы значения, действующие и по настоящее время, в том числе и в России, — 20 мЗв/год для профессионалов и 1 мЗв/год — для населения. Современные нормативы основаны на далеко не бесспорном допущении о том, что отдаленные последствия облучения (рак, генетические нарушения) не имеют порога и могут проявиться при любой, даже самой малой дозе.

В 1953 году в Советском Союзе были опубликованы первые «Санитарные правила и  нормы при работе с радиоактивными изотопами», которые, с учетом достижений науки и практики, постоянно дополнялись и совершенствовались.

В наши дни основной дозовый предел для  населения равен 1 мЗв/год, что сопоставимо  с уровнем фонового излучения. Для  сравнения, проводя у телевизора по 3 часа в день, в течение всего года можно набрать дозу, равную одной тысячной этой величины; перелетая из Москвы в Нью-Йорк — треть годовой дозы. За одну рентгенодиагностическую процедуру пациенты получают эффективные дозы, равные: 0,6 мЗв при флюорографии; 1,3 мЗв — при рентгенографии; 5 мЗв — при рентгеноскопии, 3 мЗв — при компьютерной томографии.

Если  опасную для жизни дозу сравнить с высотой Останкинской башни, то предел для профессионального облучения  будет соответствовать росту  человека, а предел дозы для населения  — толщине кирпича.

Допустимые  нормы облучения человека тесно  связаны с оценкой риска возникновения  отрицательных последствий. При  определении допустимых доз облучения  в первую очередь опираются на данные по канцерогенному риску, т.е. риску  развития злокачественных опухолей, поскольку генетические нарушения возникают при более высоких дозах. Предельно допустимые уровни облучения ни в коем случае нельзя рассматривать как границу, за которой наступает болезнь. В случае их превышения возможно лишь некоторое  

Увеличение риска.

Вопросами нормирования ионизирующих излучений  в России занимается Научная комиссия по радиационной защите. Отечественные  нормативы соответствуют международным  нормам, а по сравнению с некоторыми странами — даже более жесткие.  

Факторы зашиты.

Есть  три фактора, снижающие радиационное воздействие: защита (экранирование), пространство и время. Они обусловливают защитные мероприятия в случае радиационной аварии.

Одной из характеристик ионизирующего  излучения является проникающая  способность. Так, для защиты от альфа-частиц может хватить плотной одежды или полиэтиленовой пленки; для защиты от бета-частиц нужен более толстый слой материала. Чтобы ослабить гамма-излучение в 2 раза, необходим слой защиты из бетона толщиной 12 см, из железа — толщиной 3 см, из свинца — толщиной 1 см.

Стены домов, земляные сооружения и даже специальные  костюмы спасут от одних типов  ионизирующих излучений и ослабят  действие других. Укрытия являются эффективной мерой коллективной защиты при значительном радиоактивном  загрязнении. Специально подготовленные укрытия должны быть оборудованы системой вентиляции, иметь запас воды. Находясь в них, необходимо соблюдать правила поведения, выполнять распоряжения старших. Покинуть укрытие можно после того, как будет принято соответствующее решение. В обычных домах сразу после аварии надо плотно закрыть окна и двери. Необходимо защитить продукты и воду от попадания радиоактивной пыли, периодически делать влажную уборку. Желательно не выходить на улицу, а если это неизбежно, надо применять индивидуальные средства защиты.

Индивидуальные  средства защиты призваны защитить в  первую очередь кожу и органы дыхания. Если нет противогаза или респиратора, можно сделать тканевые маски  или ватно-марлевые повязки. Защитить кожу поможет обычная одежда: пальто, плащ, мужской костюм, комбинезон, ватная куртка и брюки. Для защиты рук можно использовать перчатки и рукавицы, а для защиты ног — резиновые сапоги, любую закрытую обувь. Женщинам лучше надеть брюки.

Чем дальше находится источник радиоактивного излучения, тем меньше его воздействие. Это надо помнить при выборе места защиты от радиации. Лучше всего укрыться в подвалах зданий и сооружений. В самом здании более защищенными будут средние этажи. На первых этажах дополнительное облучение будет вызвано частицами, выпавшими на землю, а на верхних — загрязнившими крышу.

Информация о работе Ядерный терроризм как вызов мировому сообществу