Жизнь и творческий путь Серафимовича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

В истории предоктябрьской литературы Серафимович занимает видное место. Начав литературную деятельность в 80-е годы в духе демократических традиций семидесятников, он вскоре прочно и навсегда связал себя с социалистическим освободительным движением и явился одним из первых зачинателей пролетарской литературы. В поколении писателей-современников Серафимович по общему направлению своего творчества ближе всего стоял к Горькому, был самым ранним соратником основоположника социалистического реализма. Творчество Серафимовича зрело и совершенствовалось в связи с развитием революционной борьбы русского народа. После Октября Серафимович создал одно из первых классических произведений советской литературы — «Железный поток».

Содержимое работы - 1 файл

руск.лит.4кур.осень.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

      Жизнь и творческий путь Александра Серафимовича.

      Вступление.

       В истории предоктябрьской литературы Серафимович занимает видное место. Начав литературную деятельность в 80-е годы в духе демократических традиций семидесятников, он вскоре прочно и навсегда связал себя с социалистическим освободительным движением и явился одним из первых зачинателей пролетарской литературы. В поколении писателей-современников Серафимович по общему направлению своего творчества ближе всего стоял к Горькому, был самым ранним соратником основоположника социалистического реализма. Творчество Серафимовича зрело и совершенствовалось в связи с развитием революционной борьбы русского народа. После Октября Серафимович создал одно из первых классических произведений советской литературы — «Железный поток».  

       
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1

    1. Детство и юность.

        Александр Серафимович Попов (Серафимович — псевдоним) родился 7 (19) января 1863 года в станице Нижне-Курмаярской Донской области, в семье военного чиновника, занимавшего должность казначея в казачьем полку. В гимназические годы (1874—1883), проведенные в станице Усть-Медведицкой, будущему писателю пришлось пережить, как говорит он сам, «непроходящую, незамирающую бедность», которая постигла семью после смерти отца. Вынужденный зарабатывать гроши уроками, мальчик близко познакомился с бедственным положением трудовых низов.

    В классической гимназии эпохи реакции умственное развитие Серафимовича-гимназиста формировалось  главным образом под влиянием внешкольного чтения. Из писателей, которых читал он в эти годы, наиболее сильное и длительное впечатление оставил Л. Толстой, в частности его «Война и мир».

        До станицы доходили отзвуки народовольческих террористических выступлений против самодержавия, возбуждавшие у Серафимовича интерес и сочувствие к народническому движению. С большим увлечением читает Серафимович произведения Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Писарева. Общение с передовой демократической мыслью подорвало веру юноши в старые идеалы, которые ему ревниво внушались в домашнем и школьном воспитании.

        «К третьему классу закачался бог... За ним рухнул царь, и черная ненависть к строю стала переполнять душу», — так формулирует писатель итог своего умственного развития, совершившегося в гимназический период к моменту поступления на физико-математический факультет Петербургского университета .

        В университете Серафимович принимает активное участие в общественной жизни студенчества, знакомится с революционером Александром Ильичем Ульяновым, примыкает к студенческому кружку, изучавшему «Капитал» Маркса. В университетские годы произошел поворот интересов Серафимовича от народничества к марксизму, хотя в ту пору он еще не выработал научных марксистских убеждений.

       В 1887 году, будучи студентом четвертого курса, Серафимович написал воззвание к населению, в котором пытался разъяснить смысл неудачного покушения на Александра III, совершенного группой террористов во главе с Александром Ульяновым. За воззвание Серафимович был арестован и сослан на три года в город Мезень Архангельской губернии.  

      2

    2. Ссылка. Начало литературной  деятельности.

        В Мезени, живя с группой политических ссыльных, Серафимович близко сошелся с рабочим-революционером ткачом Петром Анисимовичем Моисеенко, сосланным за организацию знаменитой морозовской стачки. Моисеенко не был человеком теоретически образованным, но он обладал замечательными качествами революционера-практика, убежденного в силе и конечном торжестве организованной борьбы пролетариата. Встреча с ним благотворно повлияла на развитие общественных взглядов Серафимовича.

        В ссылке начинается литературная деятельность Серафимовича. В 1889 году газета «Русские ведомости» напечатала первый его рассказ «На льдине», который свидетельствовал о крупном даровании и богатом жизненном опыте молодого автора.

       Серафимович взялся за перо художника, движимый желанием рассказать о тяжелом труде крестьян-поморов, живущих в условиях напряженной борьбы с суровой северной природой и под гнетом жестокой кулацкой эксплуатации. Наиболее сильное и яркое воплощение получила в рассказе борьба человека со стихией, сам процесс труда бедняка-помора, промышляющего опасной и тяжелой охотой за морским зверем на ледяных полях. Но хотя зависимость труженика от кулака-подрядчика показана бегло, рассказ все же намечал в зародышевом виде основную социальную тенденцию всего дореволюционного творчества писателя — «упор на бедняков, на выявление эксплоатации их богатеями».

    Успех первого произведения определил  окончательный выбор будущей  профессии Серафимовича. «Появление в печати, — говорит он, — было огромной и неожиданной радостью, и судьба моя решилась: я уж ничем не мог быть, как писателем».

      Годы, проведенные Серафимовичем на севере, определили содержание ряда дальнейших рассказов, написанных в ссылке («На плотах», «В тундре», «Песня») и позднее («У холодного моря», «Лесная жизнь», «Гуси»).

       В 1890 году Серафимович вернулся в родную Донскую область, где первые два года провел под гласным надзором полиции в станице Усть-Медведицкой. Получив затем право передвижения, он подолгу живет в Мариуполе, Новочеркасске, Ростове-на-Дону и предпринимает ряд поездок в другие места в целях широкого изучения жизни населения края. В очерках и рассказах этого времени (1890—1902) Серафимович дал правдивую и разностороннюю картину бедственного и

    3 

    бесправного положения народных низов — крестьян, рабочих, ремесленников, городской  бедноты.

       В «Заметках обо всем», печатавшихся в московской газете «Курьер» (1902—1903), Серафимович описывал главным образом трудовой быт городской бедноты. Свой основной вывод Серафимович формулировал так: «Существует страшный закон: чем тяжелее, чем неприятнее, чем изнурительнее труд, тем он хуже оплачивается. И не только хуже оплачивается, но и происходит в условиях, в обстановке, тем более тяжелых и разрушительных для здоровья. Отчего? На это нет ответа. Это — одна из жестоких бессмыслиц строя. И это всегда и везде». В одном из наиболее классово заостренных фельетонов, озаглавленном «Золотой телец», Серафимович описывает «город чистых буржуа» — Ростов-на-Дону, где «все покупается: любовь, дружба, знакомства, человеческие отношения». Показав далее, как миллионеры душат эксплуатируемый народ, писатель заключал: «Иного невозможно, впрочем, и ожидать, раз вершителями судеб города является кучка буржуа чистой воды и раз все остальное население отодвинуто от общественного управления. Ростов-на-Дону является типом, портретом вообще русского города, только портретом неподкрашенным, голым».

     Серафимович-фельетонист часто возвышался до обобщений, выражавших необходимость открытой социальной борьбы.

       Газетная работа оставила свои следы в творчестве Серафимовича, обусловив его некоторые как слабые, так и сильные стороны. Перегруженность мелкой срочной газетной работой сокращала время, необходимое для художественного совершенствования произведений. Это заметно сказалось на его очерках и рассказах, написанных до 1905 года.

      Но в общем итоге длительная работа в качестве газетного фельетониста-обозревателя была для Серафимовича хорошей школой, положительно повлиявшей на всю его литературную деятельность, на характер его тематики и манеру письма. Сотрудничество в газете обогащало писателя жизненным опытом, развивало наблюдательность, вырабатывало лаконичность стиля, учило быстро реагировать на окружающее.  

       
     

    4

    3. Писатель и социальные реалии жизни.

       В первых рассказах Серафимовича наблюдается некоторая близость к традициям народнической демократической литературы. Она проявляется в настойчивом стремлении рассказать о «безвестном» человеке-труженике, прежде всего крестьянине, затерянном среди глухих окраин России, изнуренном тяжелой борьбой за существование. Как и народники, Серафимович наблюдает и показывает бытовые стороны трудовой народной жизни. Его рассказ характеризуется сдержанностью изобразительных средств, тяготением к лаконичности, к беглой записи фактов. «Я от семидесятников родился, — говорил Серафимович, — их традициями был начинен, и я боялся яркости в красках».

       Недаром появление Серафимовича в литературе было тепло встречено прежде всего крупнейшими писателями народнического направления — Гл. Успенским и В. Короленко. Они высоко оценили Серафимовича и оказали ему поддержку. В письмах 1891 года к редактору «Русской мысли» В. А. Гольцеву Гл. Успенский настойчиво рекомендовал Серафимовича, напечатавшего к этому времени всего лишь три рассказа («На льдине», «В тундре», «На плотах»), называя его «большим художественным талантом», «даровитейшим» и «отличнейшим писателем».

       Однако уже в первых, северных рассказах Серафимовича («На льдине», «В тундре», «На плотах»), которые несколько однотипны с литературой народнического направления, заметно проявились черты нового общественного мировоззрения писателя. Глубокое сострадание к судьбе бедного труженика не склоняло Серафимовича к идиллическому смягчению мрачных картин народного быта. В его рассказах нет народнической идеализации социального уклада и душевного строя мелкого собственника, мотивов классового примирения, иллюзий о возможности чисто морального преодоления классовых противоречий. Поэтому, уточняя отношение Серафимовича к традициям семидесятников, следует сказать, что он ближе всего стоял к самому беспощадному реалисту народнической школы —  Успенскому, который в конце 80-х годов задумывал писать «Очерки влияния капитала». Понимание «неминуемых» последствий капитализма, к которому подходил Успенский в процессе мучительных и тщетных поисков гармонической цельности взглядов мелкого земледельца, было исходной точкой движения Серафимовича. Он начал с очерков, показывающих влияние капитала на труд.    

      Серафимович пришел в литературу в то время, когда на политическую арену выступал рабочий класс России, когда идеализированная народниками мужицкая

    5

    община  быстро распадалась под влиянием растущего капитализма и утопические

     доктрины о крестьянском социализме обнаружили свою полную несостоятельность перед марксистским учением. Нарастание революционного движения в стране, а также знакомство Серафимовича с марксизмом в университете и в ссылке — все это помогало писателю оценивать социальные явления жизни с точки зрения интересов пролетариата.

      Идейное развитие Серафимовича шло в тесной связи с политическим ростом рабочего класса. Большую роль в его творчестве сыграл 1905 год. Поэтому произведения более раннего периода (1889—1904) требуют особого рассмотрения.

       Серафимович — писатель широкого социального охвата. Он писал о людях разных классов, групп, профессий. Но представителей господствующих классов и интеллигенции он касался о ранние годы сравнительно мало. Центральной фигурой подавляющего большинства произведений этих лет является человек труда, пролетарий и полупролетарий города и деревни. Своего основного героя — труженика — писатель ищет и находит повсюду: на суше и на море, на земле и под землей, в лесах севера и в знойной степи юга, на заводе и на пашне, в большом городе и заброшенном степном поселке («На льдине», «В тундре», «На плотах», «В камышах», «На заводе», «На берегу», «На реке», «На море», «Под землей», «В станице» и т. д.).

       Перед взором читателя проходит галерея людей самых разнообразных профессий. Примечательна следующая особенность: Серафимович мало интересуется домашним бытом, он исследует трудовой быт, наблюдает и описывает человека, взятого в производственный момент, непосредственно на рабочем месте: рабочего у доменной печи («Никита»), шахтера в зарубке («Под землей», «Маленький шахтер»), наборщика у станка («Инвалид»), машиниста на паровозе («Машинист»), рыбака на море («Прогулка», «Месть»), крестьянина в поле («Степные люди»), мелкого чиновника в канцелярии («Преступление»), аптекарского работника в аптеке («Рабочий день», «Дежурство») и т. д. Труженик за работой на хозяина-эксплуататора, сам тяжкий процесс подневольной работы и ее печальные материальные и духовные последствия — вот центр наблюдений раннего Серафимовича.

      Национальные трудовые черты русского народа, его упорство в работе, его неистребимая уверенность в том, что «терпение и труд все перетрут», его уменье трудиться нашли в Серафимовиче своего талантливого изобразителя. Кроме

Информация о работе Жизнь и творческий путь Серафимовича