Галлюциногены. История открытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:42, реферат

Краткое описание

Галлюциногены – одна из самых любопытных и, одновременно, наиболее странная группа наркотиков. Они представляют особый интерес из-за своей способности глубоко изменять сознание весьма причудливым образом. В то же время, с ними связано много неясного, потому что они чрезвычайно разнообразны и отличаются механизмом действия.

Содержимое работы - 1 файл

Психоделики.docx

— 22.75 Кб (Скачать файл)

История открытия

Галлюциногены –  одна из самых любопытных и, одновременно, наиболее странная группа наркотиков. Они представляют особый интерес  из-за своей способности глубоко  изменять сознание весьма причудливым  образом. В то же время, с ними связано  много неясного, потому что они  чрезвычайно разнообразны и отличаются механизмом действия. Первоначально  названные "фантастикой", на протяжении многих лет они претерпели дюжину различных переименований. Некоторые  исследователи использовали термин "психомиметики", потому, что считалось, будто бы они имитируют симптомы функциональных психических расстройств, таких как шизофрения. В настоящее  время их редко используют для  этой цели, потому что выяснилось, что, несмотря на любопытное сходство, эффекты  воздействия галлюциногенов очень  сильно отличаются от естественных психозов. В течение 60-х годов защитники  галлюциногенов называли их "психоделиками". Этот термин был введен одним из первых исследователей LSD Хамфри Осмондом. Осмонд определил психоделики как "расширяющие сознание", но обладает ли LSD и другие галлюциногены подобными свойствами в действительности – вопрос весьма спорный.

В конечном итоге  стало, принято называть эту группу наркотиков галлюциногенами, но и этот термин не совсем точен. Он фокусирует наше внимание на галлюцинациях и  других изменениях в восприятии и, действительно, вещества этой категории вызывают сенсорные  нарушения, называющиеся галлюциногенными. Однако, совершенно определенно, что  это не единственный их эффект. Галлюциногены  очень сильно влияют на настроение, процессы мышления, а также психическую деятельность. Галлюциногены изменяют практически все аспекты психологического функционирования, и выражение "измененное сознание" описывает действие этих наркотиков лучше всего.

 
 

Дополнительную сложность  представляет то, что существует более 90 видов растений и еще больше синтетических препаратов, которые  можно использовать для вызова подобных эффектов. Чтобы как-то ориентироваться  в этой сложной группе наркотиков, разделим их на 4 подгруппы на основании  их эффектов и механизма действия и рассмотрим каждую подгруппу отдельно.

Первой и исторически  самой важной группой являются серотонергические галлюциногены. Эта категория включает синтетическое вещество диэтиламид лизергиновой кислоты (LSD) и сопутствующие наркотики, такие как мескалин (добывается из кактуса пейота) и псилоцибин, содержащийся в некоторых грибах. Эти вещества вызывают ярко выраженные визуальные галлюцинации, а также другие изменения в сознании. Последние эксперименты заставляют думать, что, вопреки различной химической структуре, все они воздействуют на передачу серотонина в мозге.

Вторая группа галлюциногенов включает MDA и MDMA (экстази), относящиеся к метиловым амфетаминам. Как видно из названия, по химической структуре они являются амфетаминами (как и мескалин), но вызывают изменения в настроении и сознании и очень мало, или вообще не влияют на сенсорные ощущения. Предполагают, что подобно амфетамину и кокаину, они воздействуют на дофаминовые и норадреналиновые синапсы. Хотя, очевидно они так же влияют на серотонин.

Третья группа галлюциногенов называется антихолинергические галлюциногены, менее распространенные и включающие такие вещества как атропин и  скополамин, содержащиеся в мандрагоре, белене, белладонне и дурмане. Эти вещества погружают человека в гипнотический транс, после которого человек не помнит ничего или почти ничего. Вещества этого класса действуют на холинергические синапсы мозга.

И, наконец, четвертая  группа включает фенциклидин (РСР или ангельская пыль) и такое соединение как кетамин. Их часто называют диссоциативными анестетиками из-за их способности вызывать обезболивание в ходе операции, в то время как пациент не теряет сознания полностью. Предполагают, что РСР действует на рецептор, влияющий на активность нейромедиатора глутамин. LSD – характерный представитель этого класса, хотя вещества, вызывающие подобные эффекты, использовались задолго до синтеза LSD.  LSD-подобные галлюциногены можно обнаружить во множестве растений. Галлюциногенные свойства этих растений были открыты и использованы главным образом индейцами Центральной и Южной Америки (за исключением ибогаина, который был открыт и использован первобытными племенами Африки). Цели, которым служили эти галлюциногенные растения, реконструированы историками и антропологами и заслуживают небольшого рассмотрения. Когда испанские конкистадоры начали исследовать и колонизировать Мексику, а также другие части Центральной и Южной Америки, они столкнулись с новыми цивилизациями, обычаи и религия которых были им не знакомы. Среди этих обычаев было использование галлюциногенных растений в религиозных церемониях. Одним из первых описал их Фернандо Хернандес, придворный врач испанского короля. В 1577 году он изучал растения, используемые ацтеками, и отметил употребление кактуса пейота, псилоцибиновых грибов и семян вьюнков. Хотя эти растения содержат различные вещества, все они обладают ярко выраженным галлюциногенным действием. Поэтому индейцы относились к этим галлюцинациям как к оракулам, способным предсказывать будущее и разгадывать тайны, помогать в принятии решений, а также помогать лекарю или шаману в лечении больных. Галлюциногенные компоненты семян вьюнков (эргин и изоэргин) похожи на LSD, но менее действенны и, кроме того, они вызывают сильную тошноту и рвоту – факторы, которые ограничили их использование в настоящее время. Ацтеки и майя называли псилоцибиновые грибы "теонанактл", что означает "тело богов" и, как можно догадаться по названию, эти грибы считались священными. Изображения грибов, обнаруженные при раскопках цивилизации майя, датируемые ранее 1 тыс. до н.э. наводят на мысль, что использование священных грибов является древней практикой.

Испанский писатель де Сахагун в 1500 г. так описал использование грибов ацтеками:

 
 

Эти грибы вызывали у них отравление, вызывали видения  и возбуждали в них страсть... Они  ели грибы с медом, и, когда  они становились достаточно возбужденными  благодаря действию грибов, принимались  танцевать, в то время как некоторые  пели, а иные плакали... Некоторые  индейцы, которые не хотели петь, сидели в своих жилищах задумавшись. Другим чудилось, что они умерли и поэтому они плакали; некоторые видели, как их едят дикие звери; другим представлялось, что они стали пленниками; кому-то виделось, что он стал богат и имеет много слуг; были и такие, которым казалось, что они совершили прелюбодеяние, и им проломили за это головы...

Возможно, это первое описание разнообразного действия галлюциногенов на людей. Использование семян вьюнка и священных грибов сохранилось  на сегодняшний день кое-где в  Мексике в ритуалах лечения и гадания.

 
 
 
 
 
 
 

В Южной Америке  для тех же целей использовали другие растения. Галлюциногены хармалин и хармин находятся в коре виноградной лозы Banisteriopsis caapi и В. Inebrians. Эти растения известны аборигенам западной области Амазонии в Бразилии, Колумбии, Перу, Эквадоре, Боливии, под именем Аявазка или Каапи. Местные названия напитков, изготовляемых из коры этих растений – яг, пинде, дала. Эти растения используются в церемониях лечения, обрядах посвящения. Аборигены утверждают, что они придают им телепатическую силу, но этому нет научного подтверждения. Также в Южной Америке (Бразилия, Колумбия, Венесуэла) из-за своих галлюциногенных свойств используются различные виды дерева Вирола (Virola calophylla, V. callophylloidea, и V. theiodora). Порошок коры этих деревьев содержит мощный галлюциноген диметилтриптамин (DMT). Порошок Виролы употреблялся некоторыми амазонскими племенами в погребальных ритуалах, в ходе которых его съедали вместе с истолченными костями умерших.   

Психические и поведенческие  расстройства в результате употребления галлюциногенов

Представители 
Галлюциогены (психоделики, психомиметики) – не вполне удачное обозначение группы веществ, насчитывающей свыше 100 природных и синтетических препаратов. Наиболее известные из природных – псилоцибин, получаемый из грибов, и мекалин, производимый из определенного типа кактуса; из синтетических – диетиламид лизергиновой кислоты (LSD), дипропилтриптамин (DPT) и 3,4-метилендиоксимемфетамин (MDMA, а также известный как экстази). Галлюциогены вмешиваются в метаболизм катехоламинов, допамина, ацетилхолина, серотонина и ГАМК, вызывая растормаживание деятельности затылочных областей мозга и лимбических структур. Для некоторых препаратов, возможно, имеются зоны специфически чувствительных рецепторов мозга. 
Псилоцибин издавна использовался в ходе религиозных ритуалов американских индейцев. Употребление галлюциогенов в значительной мере подвержено социокультурным вляниям. Наибольшая их популярность в США и Европе приходится на 60 – 70-е годы, когда они считались одним из символов молодежной субкультуры. 
Качество и продолжительноть субъективных ощущений при приеме зависят от типа препарата. Так, для действия MDMA более характерны аффективные изменения; наиболее широкий спектр перцептивных нарушений характерен для LSD. Эффект наступает в пределах часа после перорального приема и сохраняется 8 – 12 ч; действие других препаратов сохраняется от нескольких часов до нескольких часов и до нескольких дней.

Клинические проявления 
Психологические проявления в существенной мере определяются личностными особенностями пользователя, его ожиданиями и микросоциальными факторами, но LSD почти всегда дает глубокие нарушения восприятия, аффекта и мышления. В ряде случаев действие препарата субъективно воспринимается как манифестация психического заболевания и сопровождается паническими реакциями. Повышается интенсивность перцепции запахов и вкусов, цвета воспринимаются как более насыщенные, фактура и очертания предметов – как более четкие, углубляется эмоциональное восприятие музыки. Отмечается так называемая синестезия: цвета могут восприниматься звучащими, звуки – зримыми. Наблюдаются расстройства схемы тела, нарушения восприятия пространства и времени. Собственное “я” воспринимается растворенным в окружающем мире, отделенным от тела, парящим в мистическом экстазе. Среди галлюцинаций преобладают зрительные, часто в виде геометрических форм и фигур. Повышаются интенсивность и переменчивость эмоций. Могут ощущаться одновременно различные варианты аффекта. Более значимым становится невербальное восприятие, резко усиливается внушаемость. Общее повышение остроты восприятия может вызывать субъективное ощущение внутренних органов, всплывают давно забытые воспоминания. Обычно наблюдается углубление интроспекции, филосовских представлений, религиозных чувств, после чего остается ложное представление о повышении творческого потенциала собственной личности, кардиальных ее изменениях. 
Наиболее типичным осложнением является так называемое скверное путешествие (bad trip), сходное с панической реакцией при интоксикации каннабиоидами, обычно сопровождающееся психотическими симптомами длительностью несколько недель и дольше. Оно возникает у примерно 25% пользователей. Возможны также отставленные реакции длительностью 1 – 2 сут, возникающие вне приема препарата, провоцируемые стрессовым состоянием, приемом каннабиоидов. Иногда они могут вызываться произвольно. В ряде случаев галлюциогены провоцируют эндогенные психозы. Осложнением являются также тревожно-депрессивные синдромы с суицидальным поведением. Эти осложнения наиболее вероятны у людей с тревожными, неустойчивыми, шизоидными чертами личности и в предпсихотическом состоянии. 
Длительное пристрастие возникает редко в связи с отсутствием надежной эйфории и непредсказуемостью каждого эпизода интоксикации. Отсутствуют и физическая звисимость, синдром отмены. Толерантность развивается быстро, исчезая так же быстро, в течение 2 – 3 дней. 
Диагноз острой интоксикации ставится на основании общих для F1х.0, а также следующих критериев. 
1. Наличие в клинической картине не менее одного из следующих признаков: страх, тревога; зрительные, слуховые или осязательные иллюзии и галлюцинации при повышении остроты восприятия и сосредоточения; деперсонализация, дереализация; параноидные представления, идеи, отношения; аффективная неустойчивость; повышенная активность; импульсивное поведение; нарушения сосредоточения; снижение умственной продуктивности. 
2. Имеется не менее двух из следующих признаков: учащение, а также усиление сердцебиения; чередование профузного пота и чувства холода; тремор; помутнение зрения; расширение зрачков; нарушения координации.

Лечение 
При острой интоксикации обычно достаточно эмоциональной поддержки, ободрение, хотя при выраженной тревоге может понадобиться назначение анксиолитических средств; иногда – бутирофенов (фенотиазидов следует избегать, так как они могут потенцировать антихолинергический эффект).
 

Информация о работе Галлюциногены. История открытия