Умственная рабтаспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:25, реферат

Краткое описание

В течение жизни явления старения проявляются на всех уровнях организма: на молекулярном уровне, на уровне клеток, тканей, органов, функциональных систем и на уровне организма в целом. При этом регуляторные и компенсаторные механизмы утрачивают свою эффективность, и соответственно изменяется адаптация организма к условиям деятельности. Это положение мы взяли в основу своей работы, концентрируя внимание на взаимоотношениях возраста, умственной работоспособности и физической работоспособности.

Содержимое работы - 1 файл

45.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

      Иные  результаты получены Нааg G. (1987) — в  лонгитудинальных исследованиях, проведенных на людях повторно через 30-40 лет, он не выявил снижения интеллектуальных способностей. В 55-60 лет наблюдался даже второй максимум отдельных проявлений творческой активности. В возрасте старше 60 лет за десятилетний промежуток констатированно снижение оценок по шкале Векслера (на 2,6 в 60-69 лет и на 7,3 — в 70-79 лет) невербальных (моторных) функций, а на 8-м десятилетии — снижение как вербальных, так и невербальных функций.

      Высокий уровень образования уменьшает  степень негативной корреляции снижения интеллекта с возрастом (Александрова М. Д., 1974, Борисова Л. Н., 1990). В последние годы предлагается разделение интеллекта по типам "кристаллизованный" и "флюидный". Кристаллизованный интеллект представляет собой способность человека использовать собранную информацию для выработки собственного мнения и решения проблем. Этот тип интеллекта развивается на протяжении всей жизни здоровых людей. В отличие от этого флюидный интеллект, который заключается в способности видеть и использовать новые абстрактные взаимосвязи и образы„ при старении снижается. Анализ флюидного интеллекта у здоровых и больных лиц (паркинсонизм, начальные формы церебрального атеросклероза) пожилого и старческого возраста показал, что изменения этого типа интеллекта преимущественно определяются возрастом, а не патологией (Cronin-Golomb А., 1987).

      Интенсивность инволюции психофизиологических функций  зависит от уровня интеллектуальной одаренности. Некоторые особенности  интеллекта могут коррелировать  с высокой продолжительностью жизни. Широко известны факты долгожительства многих выдающихся деятелей науки и культуры, которые сохраняли в глубокой старости достаточно высокий уровень интеллекта. Среди факторов, определяющих интенсивность онтогенетической эволюции интеллектуальных функций, важнейшее значение имеют степень активности человека, его жизненный путь, совершенствование профессиональной и познавательной деятельности (Маньковский Н. Б., Кузнецова С.М.,1991).

        Взаимоотношения между интеллектуальными  функциями и биоэлектрической активностью мозга исследовались многими авторами, но до сих пор нет общепринятой точки зрения по данной проблеме. По мнению некоторых авторов (Аibert М. е1 а1., 1987), параллельные нарушения в структурах и функциях (по данным компьютерной томографии и электроэнцефалографии) подтверждают, что нелинейные изменения в когнитивной сфере могут быть результатом избирательных изменений в мозге, которые происходят в разном темпе в течение всей жизни. Наряду с этим в других работах отмечается непосредственная корреляция между увеличением дельта- и тета — активности у лиц пожилого возраста и изменением интеллектуальных функций. Woodruff D. (1982) установил корреляции между степенью изменения психики и замедлением фоновой цикличности мозга. Он считает, что наличие медленных волн (преимущественно в левой височной области) и амплитудных асимметрий более чем на 50% являются коррелятами психических особенностей при старении. Nakano Т. et al. (1985) утверждают, что изменения ЭЭГ отражают прогрессивное снижение ментальных функций при старении в возрасте свыше 60 лет. В этой работе показано, что в психологических тестах у лиц с возрастным ухудшением ЭЭГ — показателей выявлено снижение ментальных функций и рост тета — активности.

        Биэлектрическая активность головного  мозга является информативным показателем местных и общих патологических и физиологических перестроек функционального состояния и уровня метаболических и гемодинамических процессов в центральной нервной системе. В процессе старения происходят изменения структуры и уровня электрогенеза мозга, которые отражают состояние гомеостатических механизмов саморегуляции и программы переработки информации в старости (Маньковский Н. Б., Кузнецова С. М., 1991).

        Большинство авторов, изучающих  биоэлектрическую активность мозга при старении, отмечают замедление основных ритмов ЭЭГ и перераспределение их пространственной топографии.

        Снижение частоты ритмов ЭЭГ,  после 70 лет, связанное с общим  снижением уровня функциональной  активности центральной нервной  системы, установлено Кратиным Ю. Г., Гусельниковым В. И. (1971). Егоров И. С. (1973) отмечает, что у лиц старше б0 лет (без клинических признаков патологических отклонений в деятельности нервной системы) наблюдается замедление частоты ритмов, гиперсихронизация альфа-ритма с появлением веретенообразных волн, возрастание числа медленных волн и некоторое снижение реактивности электроэнцефалограммы.

        В лонгитудинальных исследованиях  Белонога Р. П. (1980) показано, что  при старении проявляется тенденция  к уменьшению частоты альфа-ритма, причем ни в одном из случаев не была зарегистрирована частота выше 10 Гц.

       Keller W. et а1. (1985) считают, что в норме в ЭЭГ наблюдается снижение частоты альфа-ритма на 0,5 Гц в декаду после 60 лет, увеличение диффузной и фокальной медленной активности в левой височной области со снижением бета-ритма и реактивности на внешние стимулы. Karbowski К. (1985) установил, что снижение частоты основного ритма с возрастом составляет около 2 Гц в интервале 3-8 декады, и связал это с нарушением метаболизма мозга. Arenas А. et а1.(1986) изучали данные ЭЭГ у здоровых лиц старше 60 лет и нашли замедление темпоральной медленной активности.

      Иные  данные были получены Giaquinto S., Noife G. (1986), которые не отметили вышеупомянутых изменений в спектральном составе  ЭЭГ при старении. Доминирующим оставался альфа-ритм и сохранялось региональное его распределение. У женщин в большей степени был выражен бета-ритм и в меньшей дельта-ритм, а у мужчин наоборот.

      Большой вклад в изучение биоэлектрической активности мозга внесли Маньковский Н. Б. с сотрудниками (1985, 1991). По данным этих авторов, урежение альфа-ритма происходит после 60 лет, одновременно снижается ее амплитуда и индекс, но при этом авторы отмечают высокую морфофункциональную сохранность сложных кортикоретикулярных мозговых механизмов, генерирующих биоэлектрическую активность мозга. Что касается бета-ритма, то его возрастные изменения не носят количественных характерных сдвигов. Анализ частотной полосы в дельта-ритме, тета-диапазоне показал существование общих закономерностей для альфа-ритма и медленной составляющей ЭЭГ. Независимо от возраста обнаруживается снижение частоты всех этих ритмов в направлении от затылочно-теменных к передним областям головного мозга. Авторы полагают, что снижение частоты доминирующих ритмов ЭЭГ при старении человека в целом сохраняется и для медленных ритмов, и это является общебиологическим принципом старения.

        По данным Зенкова Л. Р., Ронкина  М. А. (1991), относительная стабильность  характеристик ЭЭГ взрослого  человека сохраняется приблизительно до 50 лет. С этого периода наблюдается перестройка спектра ЭЭГ, выражающаяся в уменьшении амплитуды и относительного количества альфа-ритма и нарастание количества дельта и тета-волн. Доминирующая частота после б0-70 лет имеет тенденцию к снижению.

      Таким образом, анализ литературы показывает, что среди возрастных изменений  ЭЭГ наиболее стабильным является замедление частоты альфа-ритма и усиление медленной активности. Первое обычно связывают с нарушением метаболических процессов, а второе — с гемодинамическими изменениями. К механизмам, влияющим на электрогенез мозга, относится также закономерность старения— снижение лабильности, способности воспринимать, перерабатывать и передавать информацию ( Фролькис В. В. с соавт., 1991).

      Влиянию двигательной активности на умственную работоспособность и электрогенез мозга посвящены единичные работы.

      Ohlsson М. (1977) изучала умственную работоспособность  у двух групп пожилых мужчин, ведущих активный и пассивный  образ жизни. Автор отмечает, что  физически активные испытуемые лучше выполняли большинство предложенных психологических тестов (на способность к концентрации внимания, логическое мышление, объем кратковременной памяти). Делается заключение о положительном влиянии физической активности на уровень переработки информации у пожилых людей.

      Spirduso W. (1980) постулировал механизмы, обеспечивающие  связь между длительной физической  тренировкой и сохранностью психомоторных  реакций и умственных способностей, которые заключаются в увеличении  под влиянием нагрузки окислительного метаболизма мозговой ткани и трофических влияний мышечных нагрузок на мозг при старении.

       Dutman Н. et al. (1984) определяли нейропсихологические  показатели у пожилых людей,  занимающихся аэробными упражнениями, силовыми упражнениями, и не занимающихся спортом. Авторы доказали, что только аэробные упражнения вызывали рост нейропсихологических функций, связывая этот факт с увеличением уровня мозговой метаболической активности.

       Molloy D. et а1. (1988) не нашли изменений  нейропсихологического статуса у пожилых и старых женщин после трехмесячных занятий легкими физическими упражнениями.

        Из всего изложенного можно  заключить, что возрастные сдвиги  в умственной работоспособности  и биоэлектрической активности  мозга, а также механизмы, влияющие  на их изменение в старости, изучены недостаточно. Противоречивость данных объясняется сложностью объекта исследования, разными методическими подходами, размерами выборок и особенно принципами формирования этих выборок.

Информация о работе Умственная рабтаспособность