Жизнь и творчество Спиранский А.Д.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:09, доклад

Краткое описание

Алексей Дмитриевич Сперанский родился 12 января 1888 г. в Вятской губернии в семье чиновника,в которой было еще четверо детей. Младшая сестра много лет проработала бок о бок с Алексеем Дмитриевичем и была его близким помощником и другом. Среднее образование А. Д. Сперанский получил в 1-й классической гимназии Казани. Учился он, по словам сестер, очень легко и по всем предметам получал только отличные оценки.

Содержимое работы - 1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 22.53 Кб (Скачать файл)

Сперанский А. Д.

Начало пути

 Алексей Дмитриевич  Сперанский родился 12 января 1888 г.  в Вятской губернии в семье  чиновника,в которой было еще четверо детей. Младшая сестра много лет проработала бок о бок с Алексеем Дмитриевичем и была его близким помощником и другом. Среднее образование А. Д. Сперанский получил в 1-й классической гимназии Казани. Учился он, по словам сестер, очень легко и по всем предметам получал только отличные оценки.

А. Д. Сперанского послу учился на медицинском факультете Казанского университета. Учился он прекрасно и кончил университет со званием “Лекарь с отличием” .Начиная со студенческих лет, анатомия и хирургия были его любимыми науками, которым он посвятил многие годы своей жизни.

С начала первой мировой  войны А. Д. Сперанский был призван  на военную службу и направлен  в армию в качестве старшего ординатора-хирурга.Окончил войну он в должности главного врача перевязочного отряда Как хирург он достиг очень больших успехов, самостоятельно выполняя сложнейшие операции, производимые в то время

Оосвободившись от воинской службы, А. Д. Сперанский вернулся в Казань и (будучи уже квалифицированным хирургом) снова возвратился к занятиям анатомией в университете, где его избрали старшим прозектором кафедры нормальной анатомии.

В конце 1919 г. его назначили  главным врачом этого госпиталя, а еще через год в жизни  А. Д. Сперанского произошло очень  важное событие: он стал профессором  кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии медицинского факультета Иркутского университета.

 Научные исследования  в области анатомии сразу же составили ему известность среди советских и зарубежных анатомов и антропологов. Работы, касающиеся вопросов о строении и эволюции крестца человека, поражали глубиной анализа, широкими биологическими обобщениями, силой логики и смелостью выводов. И сейчас, по прошествии более чем 40 лет, они читаются с захватывающим интересом..

Позже у него были внутренние переживания, связанные с постепенной потерей интереса к избранным специальностям (анатомии и хирургии) , и разочарование в научных основах медицины в целом, но и сознание —— невозможности самому что-либо изменить в создавшемся в медицине положении.

Поэтому ему пришлось начинать все с самого начала — учиться, завоевывать положение, находить понимание и поддержку. Чему, где и у кого учиться — для него это было ясно. Ответы на волновавшие его вопросы Сперанский мог получить только у физиологии, а высшим уровнем физиологии были исследования И. П. Павлова. Позже он ехал в Петроград, к Павлову.

Рядом с Павловым

Там он занимался педагогической работе в области анатомии.Вскоре он получил согласие И. П. Павлова на работу в его лаборатории.Хотя Сперанский и пришел к Павлову, не имея обширных знаний в области физиологии он лучше многих понимал значение его исследований для общей теории медицины, для врачебного дела в целом.

А. Д. Сперанский работал  в лаборатории Павлова не покладая рук. Вместе с К. М. Быковым он провел физиологические наблюдения над  собакой с перерезанным мозолистым телом и впервые описал условно-рефлекторную деятельность мозга, полушария которого были разобщены. Впервые он же попытался дать физиологическое объяснение такой существенной особенности поведения некоторых экспериментальных животных, как трусость, установив, что в основе ее лежит быстрое распространение торможения в коре головного мозга этих животных.

 Постепенно А.  Д. Сперанский становился все  более видной фигурой в лаборатории И. П. Павлова и как-то естественно, незаметно для окружающих, сделался одним из его ведущих сотрудников.

 Но вот новое  задание Павлова. Нужно выяснить, почему у собак после операций  удаления отдельных, даже небольших,  областей коры головного мозга  так часто развиваются эпилептические  припадки, от которых многие из  них погибают. Действительно ли  причиной этого являются послеоперационные  рубцовые изменения, чисто механическое  воздействие, оказываемое рубцом  на соседние нежные ткани мозга,  или здесь действуют другие  механизмы? 

Задача оказалась  не из легких, и над решением ее Д. Д. Сперанскому пришлось немало потрудиться. Разработанная им форма эксперимента была простой и остроумной. Он предложил  “удалять” различные участки  мозговой коры у животных, не удаляя их. Этого можно было достигнуть, применяя метод локального замораживания  тканей. Таким путем представлялось возможным, не разрезая твердой мозговой оболочки, вызывать практически мгновенное холодовое выключение необходимых пунктов коры.

Результаты опытов оказались, однако, неожиданными.Наиболее интересное заключалось в том, что эпилептический приступ нередко возникал в самое ближайшее время после замораживания, когда еще не вступали в действие процессы, связанные с замещением соединительной тканью омертвевших (под влиянием замораживания) участков коры.  

 Но что же  в таком случае является источником  патологического раздражения районов  мозга, непосредственно ответственных  за возникновение судорожного  приступа и расположенных в  стороне от замораживаемых участков  коры?  

 Отвечая на этот  вопрос, Сперанский приходит к  выводу, который навсегда и коренным  образом изменяет его отношение  к общепринятым формам оценки  последствий различных экспериментальных  вмешательств, производимых в физиологических  и патофизиологических опытах: выключение  и является раздражением.

Тем временем незаметно  — в обстановке непрерывного труда  и творческого напряжения — пролетели 4 года.

 Как изменился  за эти годы Сперанский! Какими  плодотворными были они для  него. в 1927 г. переводят на работу в лабораторию И. П. Павлова на должность его старшего ассистента. При этом он получает право на самостоятельное ведение исследования. В том же году А. Д. Сперанский организовал и возглавил небольшую лабораторию при сывороточно-вакцинном отделе Института экспериментальной медицины, а годом позднее стал руководителем отдела патофизиологии этого института.

 С этого времени  и начинается самый яркий период  жизни А. Д. Сперанского. Все  предшествующее было только подготовкой  к нему.  

 Нервная система  в патологии 

В следующей обширной серии исследований экспериментальному анализу были подвергнуты последствия  хронического раздражения некоторых  районов центральной нервной  системы. Наиболее успешными оказались  опыты с наложением инородных  тел (в виде небольшого стеклянного  шарика или полукольца) на область  так называемого серого бугра  основания мозга. Сама по себе эта  операция, производимая на собаках, обычно заканчивалась благополучно. Однако по прошествии известного времени — от нескольких часов до нескольких дней — у оперированных животных начинали обнаруживаться разнообразные, быстро прогрессирующие патологические явления.

Собаки теряли аппетит, быстро худели, в полости рта и  на коже морды у них появлялись язвы, поражались зубы и глаза, развивался кровавый понос. Вскрытие погибших или забитых животных позволяло установить наличие у них обширных поражений в форме множественных кровоизлияний и изъязвлений по ходу желудочно-кишечного тракта, особенно значительных в области желудка, двенадцатиперстной кишки, в месте перехода тонкого кишечника в толстый и в прямой кишке. Кровоизлияния наблюдались также в легких, надпочечниках.

 Многочисленные  эксперименты подобного рода  позволили А. Д. Сперанскому  сделать два принципиально важных  заключения. Первое из них касается  проблемы взаимоотношения специфического  и неспецифического компонентов  в развитии патологического процесса. Стало совершенно очевидным, что  любой вызывающий болезнь агент во всех случаях оказывает на организм, на нервную систему неспецифическое действие

 В последующих  исследованиях было установлено,  что с помощью нервных воздействий  можно существенным образом менять  течение патологических процессов,  считавшихся ранее автономными,  таких как злокачественные новообразования  и аллергические реакции. 

 В такой же  мере демонстративно эта закономерность  проявилась и в отношении болезненных  процессов специфической природы.  Вот описание одного из интересных  наблюдений. У собаки в свое  время с помощью столбнячного  токсина был вызван так называемый  местный столбняк. Животное перенесло  эту болезнь и спустя месяц  выглядело совсем здоровым. В  числе других ему была произведена  операция наложения “шарика”  на область серого бугра. Очень  скоро у собаки вновь развился  столбняк, быстро прогрессировавший  и приведший животное к гибели. В этом случае наблюдалось  восстановление патологического  процесса в отсутствие специфического  агента, первоначально его вызвавшего.  

 Этот феномен  — восстановление погасших патологических  процессов и защитных реакций  в активной форме под влиянием  нервного раздражения — А.  Д. Сперанский назвал “вторым  ударом” . Используя метод “второго удара” , А. Д. Сперанскому удалось не только убедительно показать динамическую связь всех отделов нервной системы между собой и способность нервного раздражения с любого пункта вызывать генерализованный процесс, но и вскрыть природу и значение в патологии следовых реакций, выяснить происхождение так называемых предрасположений и рецидивов. Стало совершенно ясно, что в патологии прошлое является таким же действующим участником текущих событий, как и настоящее.  

 Нет возможности  даже в виде краткого перечисления  описать многочисленные эксперименты, проведенные под руководством  А. Д. Сперанского, которые с  помощью разнообразных методических  приемов еще и еще раз убеждали  в том, что “патологические  процессы, за причину которых  признавалось все, что угодно, но только не нервные воздействия,  в действительности своим происхождением  целиком обязаны этим последним” .

 Особо надо сказать  о замечательном содружестве  А. Д. Сперанского с выдающимися  советскими хирургами А. В.  Вишневским и его сыном и  продолжателем А. А. Вишневским. Предложенный ими метод лечения  многих заболеваний с помощью  различных форм новокаиновой  блокады нашел широкое применение  во врачебной практике.

“Нервная система  в патологии. Экспериментальные  материалы” — так называлась первая книга А. Д. Сперанского, увидевшая  свет в 1930 г. На титульном листе ее — необыкновенно теплое посвящение И. П. Павлову.

 Готовился к  написанию этой книги А. Д.  Сперанский всю жизнь. Написана  же она была, менее чем за  год. В этой книге — “Элементы построения теории

 Заслуга А. Д.  Сперанского состоит в том,  что ему удалось на конкретных  примерах показать возможность  управления невосприимчивостью  организма путем различных воздействий,  изменяющих сопротивляемость тканей, чувствительных к действию болезнетворных  микробов 

А. Д. Сперанский был  подлинным революционером в науке. В медицине ни до, ни тем более  после него не было теоретика, чьи  бы идеи обладали такой взрывной силой  и вызывали такое сопротивление. Борьба за утверждение новых идей в медицине, которую он вел, особенно обострилась после того, как были опубликованы — одновременно на русском  и английском языках — “Элементы  построения теории медицины” .  
 

 Имя А. Д. Сперанского  в эти годы приобрело необычайно  широкую известность, как в  нашей стране, так и за рубежом.  Доклады, прочитанные им в Париже, имели громадный успех. Со всех  сторон к нему обращаются за  помощью и консультацией, он  — желанный гость студентов,  литераторов, собраний научно-технической интеллигенции, газеты наперебой заказывают ему статьи.

 Это были годы  расцвета творческих сил А.  Д. Сперанского. Живой, порывистый, нетерпеливый, он, казалось, не знал  усталости. Многочасовые эксперименты, долгие раздумья над их результатами, беседы с сотрудниками, жаркие  споры на заседаниях, ночная работа  над научными и публицистическими  статьями — и так изо дня  в день, из месяца в месяц. 

Научные заслуги А. Д. Сперанского были отмечены самыми высокими наградами. Он был награжден  двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и  многими медалями. Академия наук СССР избрала его своим действительным членом, в 1943 г. ему была присуждена Государственная премия.

Сперанский - представитель  нервизма. Основные труды посвящены  роли нервной системы в происхождении, механизмах развития, течения и исхода патологических процессов различной  природы; методологии патологии  и экспериментальной терапии.

 Работами Сперанского  и его школы вскрыты общие  закономерности и особенности  течения т. н. нервных дистрофий,  установлена роль нервной системы  в компенсации нарушенных функций,  процессах выздоровления.

Информация о работе Жизнь и творчество Спиранский А.Д.