Муниципальные закупки вилючинска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 06:17, дипломная работа

Краткое описание

Государственные закупки продукции, работ и услуг, по своей сути являются одним из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики. В первую очередь это связано с тем, что доля госзакупок в конечном спросе весьма велика (в развитых капиталистических странах – 20-30% ВВП, а в продукции ВПК – свыше 50% [110]). Закупки для государственных нужд осуществляются преимущественно в рамках целевых программ, для выполнения которых образуются специальные государственные компании, размещающие заказы среди государственных и частных корпораций и координирующие их работу.

Содержимое работы - 1 файл

1 ГЛАВА.doc

— 316.00 Кб (Скачать файл)

     Особо следует  отметить размещение заказов  путем проведения электронных аукционов. При том, что по итогам 2010 года по данным Росстата в количественном выражении процедуры размещения заказов малыми объемами (до 100 тыс. руб. у единственного поставщика) составляют 86% от общего числа заключенных контрактов, их стоимостная доля составляет не более 5% от общей стоимости заключенных контрактов.

     При этом в стоимостном выражении  распределение заказов через конкурентные процедуры (торги и запросы котировок) составляет 83% от общего объема государственного и муниципального заказа в стране.

     26% от общего количества проведенных  конкурентных процедур были признаны  несостоявшимися (заявок не подано или подана только одна заявка), но в стоимостном выражении это составляет около 45% от общего стоимостного объема конкурентных процедур. Это означает, что несостоявшимися в основном являются крупные заказы (в первую очередь, на крупное строительство), так как в настоящее время при их размещении конкурентная среда еще не сформирована.

     В целях повышения конкуренции  в сфере размещения заказов введены  аукционы в электронной форме, которые  обеспечивают большие возможности  для участия предпринимателей в  размещении заказов, снижают уровень коррупции и возможности для сговора и, как следствие, позволяют более эффективно расходовать бюджетные средства.

     Данный  эффект достигается за счет того, что  при проведении электронных аукционов:

     - отсутствует возможность субъективной оценки заказчиком предложений участников размещения заказа;

     -  существенно снижается возможность  оказания давления со стороны  заказчика на участников размещения  заказа (использование административного  ресурса) за счет того, что заказчик  заранее не знает, кто именно является участником размещения заказа, поскольку сведения об участниках раскрываются только после проведения процедуры электронного аукциона;

     - минимизируется возможность сговора  как между участниками размещения  заказа, так и между заказчиком и участниками размещения заказа за счет того, что участникам не известны конкуренты и заказчик заранее не знает, кто является участником аукциона. Возможность такого сговора остается только до торгов на высококонцентрированных рынках.

     В целом, по данным Росстата, достигнутая за счет введения электронных аукционов экономия федеральных бюджетных средств за 2010 год по отношению к 2009 году значительно увеличилась и составила 171 млрд. рублей, что в 2 раза больше экономии 2009 года (77 млрд. рублей). [33]

     При этом существующее представление о  том, что указанная экономия это просто завышенные начальные цены, не соответствует реальному положению дел.  Отсутствие конкурентных процедур всегда приводит к заключению контрактов по начальной цене. Это означает, что полученная разница между начальной и конечной ценой в любом случае является экономией, поскольку при отсутствии конкурентных процедур эта стоимостная разница полностью оплачивается из бюджета.  

     Результативность  электронных аукционов в основном достигается тем, что все заказчики Российской Федерации, а также заинтересованные в участии в торгах предприниматели сконцентрированы всего на пяти электронных площадках, что обеспечивает высокую ликвидность торгов, а также минимизирует возможности для манипулирования электронными аукционами со стороны электронных площадок. 

     При этом экономия бюджетных средств  напрямую зависит от числа участников электронного аукциона. Так, при размещении заказов на относительно небольшие  и средние объемы строительных работ, начальная цена на которые устанавливается на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, значительная экономия (более 20%) достигается при наличии более 6 участников. При этом в большинстве случаев победителями таких электронных аукционов становятся строительные компании, имеющие достаточный опыт на рынке строительных работ и добросовестно исполняющие заключенные контракты.

     Наибольший  эффект от введения электронных аукционов  достигается для субъектов малого предпринимательства, поскольку они получили возможность принимать участие в большом количестве торгов вне зависимости от территориального местонахождения заказчика.  

     Также необходимо отметить и существенную разницу в результатах размещения заказа путем проведения электронных аукционов по отношению к процедуре конкурса. Так, например, при проведении конкурса на выполнение строительных и ремонтных работ средняя экономия по контрактам, стоимость которых не более 50 млн. рублей, составляет 10,9% по отношению к 20,3% экономии, достигнутой по аналогичным контрактам на электронных аукционах. А при стоимости контрактов более 50 млн. рублей средняя экономия на конкурсах составляет 4% против 13,2%, достигнутой на электронных аукционах. [33]

     Закон призван:

     - обеспечить прозрачность механизма осуществления закупок продукции для муниципальных нужд посредством применения информационной технологии;

     - стимулировать добросовестную конкуренцию  и увеличение экономии бюджетных  средств по средством открытости  и транспарентности всех этапов  осуществления процедур;

     - устранить возможность злоупотреблений  и коррупции посредством четкой  регламентации процедур осуществления  закупок.

     Положение федерального закона направлено на обеспечение  защиты прав и законных интересов  государственных и муниципальных заказов, а также участников размещения заказов.

     К механизмам, обеспечивающим защиту интересов  участников размещения заказов, прежде всего, можно отнести следующие:

     - закон устанавливает исчерпывающий  перечень требований, которые предъявляются  ко всем участникам размещения заказов;

     - установлен перечень критериев,  по которым при проведении  конкурсов может производиться  оценка предложений участников  размещения заказов;

     - предусмотрена возможность досудебного  обжалования действий государственных  и муниципальных заказчиков.

     В целях интересов государственных  и муниципальных заказчиков предусмотрено  право не допускать к участию  в торгах поставщиков, внесенных в реестр недобросовестных поставщиков, определена возможность установления денежного обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов.

    Следует  особо рассмотреть  основные проблемы текущего правового регулирования вопросов формирования, размещения государственного заказа, исполнения государственных (муниципальных) контрактов.

      В настоящее время в Российской  Федерации различные стадии государственного  заказа в разной мере нормативно  регламентированы, методически обеспечены и организационно структурированы. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" установил общие принципы регулирования сферы федеральных государственных нужд. Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ  "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" закрепил отдельные особенности закупок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" установил правовую специфику закупок продукции для нужд обороны и безопасности. Общие принципы обеспечения полной и свободной конкуренции, действующие также и в сфере закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, определены Федеральным законом от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

    Между тем, существующее законодательство не обеспечивает единства подходов к регулированию  всего цикла государственных (муниципальных) закупок. Наряду с этим констатируются правовые пробелы в регулировании отдельных закупочных этапов и процессов.

    Так, на стадии формирования (планирования) государственного заказа действует  бюджетное законодательство, которое  ориентировано на обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств. Не установлены критерии и порядок определения объемных и качественных показателей государственных (муниципальных) нужд. При этом взаимосвязь бюджетного процесса и планирования государственных закупок в целях обеспечения государственных нужд осуществлена не в полной мере.

    В результате, во-первых, отсутствует  должная связь между параметрами  бюджетных ассигнований, объемными  и качественными показателями предоставляемых  государственных услуг, с одной  стороны, и параметрами государственных контрактов, их результатами, с другой стороны.

    Во-вторых, не полностью используется инвестиционный потенциал государственного (муниципального) заказа. Реальный сектор экономики  не обладает своевременной информацией, агрегированной в номенклатурном, отраслевом, региональном аспектах, по планируемым поставкам товаров, работ и услуг для нужд органов государственной власти и местного самоуправления. 

    В-третьих, не задействован пока инновационный  потенциал государственного (муниципального) заказа в интересах модернизации отечественной экономики.

      Детальное нормативное правовое  регулирование стадии размещения  государственного заказа обеспечивает  Федеральный закон от 21 июля 2005 г.  № 94-ФЗ "О размещении заказов  на поставки товаров, выполнения  работ, оказания услуг  для государственных и муниципальных нужд". Закон определяет требования к процедурам организации торгов, отбора поставщиков, заключения контракта, юридического оформления сдачи-приемки работ и другие. При этом в Законе крайне ограничены варианты допустимых способов размещения заказа. Значение цены как критерия оценки конкурсных предложений в ряде случаев преувеличено.

    Персональная  ответственность заказчика за результаты размещения государственного (муниципального) заказа размыта.

    При этом не в полной мере учитываются особенности закупок продукции для нужд обороны и безопасности. Эти особенности обусловлены рядом специфических отличий закупок на рынках вооружения, военной и специальной техники.Во-первых, указанные рынки относятся к рынкам несовершенной конкуренции либо к рынкам, где конкуренция отсутствует. Во-вторых, весомая часть заключаемых в сфере закупок вооружения, военной и специальной техники контрактов относится к категории долгосрочных. Контрактные отношения между заказчиками и поставщиками устанавливаются на длительный период времени. В-третьих, в сфере обороны и безопасности фиксируется необходимость организации эффективного управления портфелями контрактов (программами приобретения). И, наконец, использование закупаемого вооружения, военной и специальной техники рассчитано на многолетний период (20-30 лет), что требует дополнительного учета планируемых затрат на содержание, гарантийное обслуживание и утилизацию закупаемого оборудования, определение соответствующих контрактных условий и организацию их выполнения.

    Действующее законодательство только частично закрепило  особенности закупок у единственного  поставщика. К примеру, при закупках вооружения, военной и специальной  техники вопросы ценообразования  на продукцию российского производства, не имеющего аналогов, отражены не полностью.

    Существующие  в настоящее время процедуры  позволяют участвовать в размещении заказа и побеждать поставщикам  с низкой квалификацией, не обладающим реальными производственными возможностями  для надлежащего исполнения государственного (муниципального) контракта.

    Кроме того, предусмотренные законодательством  механизмы обеспечения качества в основном направлены на применение санкций к поставщику по факту  невыполненного контракта. В этих случаях  в результате недобросовестных действий поставщиков заказчики несут двойной ущерб: не выполнен заказ по закупке товаров, работ и услуг необходимого качества, бюджетные средства не освоены и возвращены в бюджет. Указанные недостатки правового регулирования приводят к сбоям в основной деятельности организации заказчика, а именно к распространению случаев поставки товаров, выполнению работ ненадлежащего качества.

    Одним из результатов применения 94-ФЗ стало  кардинальное увеличение государственного заказа, размещаемого на внеконкурсной основе, что свидетельствует об исчерпании антикоррупционного потенциала текущего нормативного правого регулирования в области государственных закупок.  Так, объем закупок (по цене), осуществленных в результате неконкурентных процедур (без торгов), в 2006 году составлял 23%, в 2007 году – 45%, в 2008 году – 49%, в 2009 году – 56%, в 2010 году – 57,7% (расчеты произведены на основании данных Росстата) [43]. Кроме того, процедура закупок у единственного источника не получила исчерпывающего регулирования.

    Ключевым  недостатком существующего нормативного правового регулирования является то, что относительно прозрачной, подверженной общественному контролю, является лишь стадия размещения заказа, а не весь цикл государственных закупок. Коррупционный  потенциал чаще всего формируется уже на стадии планирования: обоснование завышенных бюджетных заявок, установление завышенной начальной цены на торгах, подготовка технического задания, "заточенного" на заранее предполагаемого поставщика, выставление нереальных сроков осуществления заказа. Все эти вопросы не отрегулированы действующим  94-ФЗ.

Информация о работе Муниципальные закупки вилючинска