Характеристики молодежи как социально-демографической группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:13, реферат

Краткое описание

Под молодежью в настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами РФ понимаются граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов.

Содержимое работы - 1 файл

23.01 переделанная 1 глава.docx

— 73.11 Кб (Скачать файл)

Родительские чувства, в  частности, родительская любовь, не является врожденным свойством человека [23]. Родительская любовь как высшее проявление родительских чувств формируется в течение жизни человека. Путь этого формирования часто оказывается сложным и противоречивым, внутренне конфликтным. Это глубокое и осмысленное чувство. «Любить ребенка - значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть. Любовь к ребенку созидает не только личность маленького человека, она способна преобразовывать и совершенствовать личность отца и матери, обогащать их духовный мир» [15, 28].

Родительские позиции - еще  один компонент родительства. А.С. Спиваковская [23] дает такое определение этого термина: «реальная направленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми». С точки зрения А.С. Спиваковской, родительские позиции проявляются во взаимодействии с ребенком и представляют собой переплетение осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Как совокупность установок родительские позиции существуют в трех планах: эмоциональном, когнитивном и поведенческом. Когнитивная составляющая включает представления о реальном и идеальном образе ребенка, о существующих позициях родителя, о своей родительской позиции. Эмоциональная составляющая представляет собой доминирующий эмоциональный фон, суждения и оценки реального образа ребенка, своих родительских позиций и взаимодействия родители - дети. Поведенческая составляющая содержит коммуникативные позиции родителей, прогностический аспект (планирование) дальнейшего взаимодействия с ребенком.

Следующий компонент родительства - родительская ответственность. Ответственность относится к числу наиболее сложных понятий в психологии личности и социальной психологии.

Л.И. Грядунова приписывает семейную ответственность личной социальной ответственности. Член семьи может нести ответственность за других отдельных членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом - за ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед ближайшим социальным окружением и той частью общества, к которой принадлежит семья. Это всегда ответственность за других и не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое [4].

Таким образом, рождение ребенка, принятие родительской роли - это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка перед своей совестью и перед обществом [15].

Родительская ответственность  как явление по своей природе  дуальна: это ответственность и  перед социумом, и перед безличной  природой (своей совестью). Ответственность, как и остальные компоненты структуры  родительства, имеет несколько составляющих. Когнитивная составляющая включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, о распределении ответственности между супругами в других семьях и в своей семье. Эмоциональная составляющая распространяется на отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональные переживания, связанные с этим, и оценку себя как родителя с точки зрения ответственности. И, наконец, поведенческая составляющая касается контроля своего поведения и происходящих событий, характеризуется занимаемой ролью в семье. Кроме того, особенностью ответственности является временная характеристика - ответственность может быть направлена в прошлое, локализоваться в настоящем и ориентироваться на будущее, то есть включать элемент предвидения.

Как уже упоминалось, ответственность  имеет двойственную природу: это  ответственность перед социумом и перед безличной субстанцией - своей совестью.

По мнению Р.В. Овчаровой, возникновение ответственности может по-разному локализовываться во времени: задолго до появления ребенка на свет, во время беременности и родов, сразу после рождения ребенка либо спустя некоторое время. Нередко чувство ответственности у молодых мам появляется не в роддомах, когда они общаются со своим ребенком, а уже дома, когда они остаются один на один с малышом, когда приходит понимание, что почти все зависит от них, что здоровье и жизнь ребенка в их руках.

И, наконец, завершающий компонент структуры родительства - стиль семейного воспитания. Стиль взаимодействия родителей и ребенка является своеобразной квинтэссенцией остальных структурных компонентов-ценностных ориентации супругов, родительских установок и ожиданий, родительского отношения, родительских чувств, родительских позиций, родительской ответственности. Не умаляя вклада в структуру родительства остальных компонентов, следует сказать, что стиль семейного воспитания в силу своей очевидности является очень важным прежде всего для самого ребенка, так как он детерминирует родительскую роль и в целом оказывает влияние на его личностное становление и развитие.

Анализируя компонентную структуру родительства, следует отметить Все компоненты имеют три составляющие (когнитивную, эмоциональную и поведенческую), которые являются критериями реализации компонентов родительства.

Карл Роджерс, американский психолог, в своей теории личности изложил основные ступени ответственности родителей за своего ребенка.

    На первой ступени родители полностью, безоговорочно и постоянно несут ответственность за ребенка.

На второй ступени родители уже начинают использовать «нет»  — у ребенка уже пробуждаются разум и способности отличать, что позволено, а что нет. Родители при этом еще не стараются апеллировать к понятиям «хорошо» и «плохо», а  попросту дают ребенку знать об угрозах, от которых и защищают его. Эти  «нельзя» связаны с настоящими опасностями, например, прикоснувшись к горячему, можно обжечься, если сунуть палец  в розетку — «стукнет» электричеством и т. п. На этой ступени происходит формирование своего рода условного  рефлекса.

На третьей ступени  у родителей возникает взаимопонимание  с ребенком, основанное на объяснении, почему нельзя.

Эти три ступени в реальной жизни не идут строго одна за другой, как классы в школе. Они тесно  переплетаются между собой. Так, первая ступень, на которой родители несут полную ответственность за ребенка, как правило, незаметно уходит в прошлое. Если первая ступень пройдена, это означает, что ребенок вырос и больше не нуждается в опеке родителей, он стал самостоятельным.

Если же родители продолжают оставаться на этой ступени долгое время, продолжают брать на себя ответственность  за жизнь ребенка, они тем самым  лишают его возможности научиться  быть самостоятельным. В этом случае так называемая симбиотическая связь  ребенка с кем-либо из родителей, чаще всего с матерью, осложнит не только его вступление в самостоятельную  жизнь, но и возможность создания собственной семьи.

 Большинство психологов  и социологов определяют ответственное родительство, как не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных измерениях. Ключевыми измерениями ответственного родительства, по мнению Муздыбаева К., являются следующие:

1.Коммуникативное. Родитель регулярно общается с ребенком, находится в курсе его интересов и предпочтений. Он готов делить с ним некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них.

2. Эмоциональное. Родитель  не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях.

3. Нормативное. Коммуникативное взаимодействие не должно быть преградой на пути полноценной социализации ребенка, усвоения им социальных норм – принятых в обществе предписаний и табу. В этом измерении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет.

4. Экономическое. В обществе, где велика доля бедных или около бедных слоев, материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные. Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случае необходимо оплачивать обучение детей, которое в нынешнем российском обществе все чаще становится платным.

5. Охранительное. Одной  из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни.

По-моему мнению, такая задача, как охранительная, является весомой в понятии ответственное родительство, если учесть, что в российском обществе здравоохранение в целом и забота о детях, в частности, во все большей степени становятся объектом коммерциализации и маркетизации.

6. Духовное. В условиях  смены ценностных парадигм важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет.

На мой взгляд, трансмиссия базовых ценностей зачастую оказывается сложной проблемой. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно-ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, школьных учителей и других агентов социализации.

Основными составляющими структуры психологической  готовности к материнству являются:

. особенности  коммуникативного опыта, полученного  в детстве;

. переживания  женщиной беременности, в том  числе отношение к еще не  родившемуся ребенку;

. ориентация  на стратегию воспитания и  ухода за младенцем.

О характере  раннего коммуникативного опыта, полученного  будущей матерью в общении  с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным  в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, своих привязанностях. Важным является опыт, приобретаемый в играх с куклами, в «дочки-матери», о характере которого можно судить по воспоминаниям о любимых игрушках, по предпочтению детей того или иного возраста.

Наиболее  важными факторами, говорящими о  характере переживания женщиной своей беременности, являются желанность — нежеланность ребенка и особенности протекания беременности. Наиболее благоприятны для будущего материнского поведения желанность ребенка, наличие субъектного отношения матери к еще не родившемуся ребенку, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

Установки женщины на стратегию воспитания также свидетельствуют о преобладании субъектного или объектного отношения  к ребенку. Здесь учитывается  то, как она собирается ухаживать  за ним, следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску и т. д., то есть ее стремление ориентироваться на потребности  ребенка или руководствоваться  собственными представлениями о  том, что ему необходимо [7, с.14].

В целом  для женщин, готовых к материнству, характерны:

- повышенное  внимание со стороны мужа и  чрезмерное стремление к товарищеским  отношениям с ребенком ;

Для женщин, не готовых к материнству, характерны:

- ощущение  самопожертвенности в роли матери, ограниченность интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью хозяйки дома;

- большое  количество супружеских конфликтов  и «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка;

- стремление  к чрезмерному обереганию ребенка  от трудностей и сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку вред;

- предрасположенность  к нетоварищеским отношениям  с ребенком;

- склонность  не подавлять сексуальность, агрессивность  ребенка, нежелание ускорять его  развитие и способствовать его  активности [9, с. 53].

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что женщины, готовые и  не готовые к материнству, имеют  различные представления о матери и ее роли. У женщин, готовых к  материнству, присутствует образ принимающей, отзывчивой матери, способствующей развитию и обучению ребенка, разделяющей  его самостоятельную ценность. У  женщин, не готовых к материнству, ярко прослеживается сверхценность ребенка и не выраженность таких качеств, как принятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка.

Современные социологи, этнографы  и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве поразительно скудны. На фоне относительной изученности  материнства, отцовство остается «белым пятном». Очень часто в литературе отцу отводится второстепенная роль (после матери).

В частности, А. С. Спиваковская  говорит о том, что воспитательная позиция отца в своем формировании несколько отстает от материнской позиции, так как наибольшую привязанность к ребенку отцы начинают чувствовать к подросшим детям. Нередко утверждается: лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, рожденного ребенка — это прежде всего любить свою жену (В. И. Кочетков, Т. М. Афанасьева, А. С. Спиваковская и др.).

Информация о работе Характеристики молодежи как социально-демографической группы