Экологичность как неотъемлемая часть современной архитектуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:36, реферат

Краткое описание

Во все времена у всех народов существовало представление о ценности природных ресурсов. Природа – мать, основа. Большую часть временной цепочки человек ценил превосходство природы, жил в гармонии с ней и не требовал многое от природы в замен. Однако с развитием цивилизации возрастала потребность человека в использовании природных ресурсов себе во благо. На пике развития цивилизации в ХХ веке традиционная бережливость природы отошла на дальние планы. Под давлением развивающейся промышленности необходимость в природных ресурсов росла в геометрических прогрессиях. Деградация Природы стала превращаться в угрозу самой жизни общества.

Содержание работы

- Введение
- О материалах
- Тенденции современной экологически-чистой архитектуры и её различия с традиционной архитектурой
- Условия для создания новейшей архитектуры
- Новейшая Архитектура
- Особенности жилищного строительства в будущем
- Заключение
- Список литературы

Содержимое работы - 1 файл

философ3курс.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Московский  архитектурный институт

Государственная академия 
 
 
 
 
 

Реферат по Философии на тему:

«Экологичность как неотъемлемая часть современной архитектуры» 
 
 

Выполнила ст-ка III курса, 5й группы,

Пузанкова Ксения. 
 
 
 
 
 
 

2010 год. 

Содержание 

- Введение

- О материалах

- Тенденции современной экологически-чистой архитектуры и её различия с традиционной архитектурой

- Условия для создания новейшей архитектуры

- Новейшая Архитектура

- Особенности жилищного строительства в будущем

- Заключение

- Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Во все времена  у всех народов существовало представление  о ценности природных ресурсов. Природа  – мать, основа. Большую часть  временной цепочки человек ценил превосходство природы, жил в гармонии с ней и не требовал многое от природы в замен. Однако с развитием цивилизации возрастала потребность человека в использовании природных ресурсов себе во благо. На пике развития цивилизации в ХХ веке традиционная бережливость природы отошла на дальние планы. Под давлением развивающейся промышленности необходимость в природных ресурсов росла в геометрических прогрессиях. Деградация Природы стала превращаться в угрозу самой жизни общества.

От др. греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество.

Да, конечно. Человек  – хозяин. Чем больше ему доступно, тем более он утверждается  своём превосходстве над природой. Однако в здравом ли уме находится человек, намеренно портящий дом, в котором он живёт, сжигающий леса, загрязняющий воздух, разрывающий в клочья атмосферу? Стало ли слишком поздно, когда люди начали задумываться над необходимостью заботы о своём жилище? Возможно, человек снова захотел ощутить себя хозяином и вести себя соответсующе по отношению к Земле. Впрочем, размышляя более произаически, забота о природе в наши дни – явление настолько же эгоистичное, насколько и небрежность по отношению к ней. Человек заботится о своём благополучии в дальнейшем, уяснив тот факт, что земные ресурсы отнюдь не бесконечны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

О материалах

В начале XI века стали проводиться мероприятия для поддержания окружающей среды фактически во всех оторослях человеческой активности, в том числе и в архитектуре. Одним из ключевых факторов потребности «обезвредить» архитектуру являлась потребность приспособить её к состоянию наименьших затрат природных ресурсов. Прогресс, безусловно, дело хорошее, но безопасное ли? Сейчас рынок завален огромным количеством синтетических заменителей традиционных строительных материалов. Но ведь самое удивительное, что заказчики сами выбирают элементарные суррогаты для строительства, даже не задумываясь о том, что появились они как дешевые заменители традиционных материалов.

Говоря о материалах, следует рассмотреть некоторые  подробнее.

Определяя уровень  безопасности тех или иных строительных материалов, следует разделять их на гармоничные и негармоничные. Негармоничные негативно влияют на человека, порой, нанося прямой вред здоровью. Гармоничные — естественные, природные, если хотите.

С развитием  современной архитектуры и так  называемым поиском формы традиционные строительные материалы, такие как кирпич, натуральный камень и древесина, отходят на второй план. Строительство кирпичных зданий сильно ограничивает архитектурную фантазию, замыкает зодчега в скудных формах, тоже самое происходит и с древесиной. Бионическая (экологичная) Архитектура как таковая стремиться напоминать естественные природные формы. И тут же мы наталкиваемся на парадокс, выражающийся невозможностью использовать природные древнейшие материалы в их строительстве. Да, существует масса искусственных, как было сказано ранее «негармоничных материалов». И развитие технологии каждого современного материала немыслимо без совершенствования экологической составляющей. Так, древесно-стружечная плита, которая позиционируется как продукт более дешевый, влагостойкий, долговечный и пластичный по сравнению с материалами из цельной древесины, на старте технологии ее производства служила негативным экологическим примером. Для производства ДСП в качестве связующего звена еще несколько десятилетий назад использовались токсичные смолы. Однако удалось найти аналоговые смолы, фактически безвредные для человека и окружающей среды.

Следующим по списку материалом идут полимеры. Экологический аспект производства полимеров и, в частности, ПВХ всегда был в центре внимания общественности. Сегодня производство ПВХ в Европе - одно из самых экологически чистых, несмотря на искусственное происхождение. 
 
 
 
 
 
 

Тенденции современной экологически-чистой архитектуры и  её различия с традиционной архитектурой

Современная Архитектура  в нынешнем виде представляет собой некий закономерный набор эклектики и поиска новых формообразований, при этом разделение между двумя этими тенденциями весьма острое.

Современная архитектура ушла от исторической дельты, отказавшись, таким образом, и от «литературности». Она оперирует пространствами и, как говорят теоретики модернизма, смыслами. Эстетическая составляющая современной «новой» архитектуры стремится быть лаконичной, при этом сдержанной, не пестрой, лёгкой для человеческого понимания и восприятия. И это сильно разнится с понятием «современной, как таковой» абстрактной архитектуры, коей заполнены мировые столицы и мегаполисы. Острые яркие идеи из стекла и бетона сейчас стремительно устаревают, освобождая простраство экологически чистой и гармоничной архитектуре. Поиск новых форм, экологически чистых материалов, новых соотношений и выискивание архитектурных гармоний, комфортных для человека и идеально вписывающихся в естественную среду – процесс пока новый, не осмысленный полностью, не проверенный временем. Адаптация к современной, «природной» архитектуре будет происходить на протяжении десятилетий.

Находясь  на старте XXI столетия, более того, на старте третьего тысячелетия, человечество уже сейчас испытывает влияние зарождающегося нового мира. Будучи в самом начале этого сложного и, вероятно, продолжительного процесса, необходимо осмыслить прошлое и настоящее строительство, чтобы иметь представление о грядущем образе аритектуры. Знание будущего хотя бы в форме гипотез и предположений, основанных на прошлом и настоящем, поможет составить план дальнейшего действия и найти принципиальные решения актуальных и предполагаемых проблем.

В подобный прогноз свою лепту способна по праву  внести и архитектура. Её роль “провидицы”  в социокультурном измерении  велика и несомненна. В «архитектурном симбиозе» науки и искусства, рационального и иррационального мышления, практики и теории рождается материальное, насыщенное духовностью произведение, в самом широком смысле именуемое как архитектурная форма. В первую очередь именно она опредмечивает мировоззрение того или иного времени, того или иного общества. Но понимание архитектурной формы не может претендовать на полноту, если отсутствует информация о процессе её становления – архитектурном формообразовании. Этот процесс осуществляется в соответствии с общими ценностными установками и с теми или иными концептуальными принципами окружающей действительности.

Результаты  любого процесса неизбежно подвергаются новому осмыслению и оценке. В теории архитектуры и искусствоведении наиболее адекватным, и поэтому популярным “описательным средством” для архитектурных форм стало такое понятие как стиль.

Накопление  знаний привело к тому, что понятие  стиля в архитектуре и вообще в культуре “обросло” огромным количеством информации, которая  зачастую повторяет сама себя, но в несколько ином контексте. Несмотря на “информационный ком” вокруг него, стиль и по сей день является наиболее универсальным, общедоступным понятием и описательным средством в художественной культуре, а в частности – в архитектуре. Но известная проблема понятия, заключающаяся в парадоксальности его употребления (с одной стороны – выражение конкретно-стилевой характеристики, например, стиль автора или стиль постройки, а с другой – обозначение им неких единых свойств в масштабе эпохи или региона) не менее актуальна и сегодня.

Здесь стоит заметить, что современная  художественная культура, для которой, характерен плюрализм и полистилизм, вводит в еще большее замешательство. Понятие «стиль» является некой  фиксирующей единицей конкретного  стилевого явления, существующего единовременно в море изобилия других таких же. Очевидно, понятие само по себе не выдерживает увеличившихся до глобального уровня рамок и масштабов, а, следовательно, и функций объединяющей концепции для “пестрой” и “мозаичной” художественной культуры современного глобализирующегося мира. Таким образом, можно говорить о том, что сегодня необходимы иные, более универсальные и емкие категории и понятия, способные хотя бы немного внести ясность и упорядочить информационный хаос. Таким универсальным понятием в архитектуре может стать так называемый глобальный стиль.

Понятие «глобальный стиль» впервые ввел в научный обиход С. О. Хан-Магомедов [3]. Оно предполагает объединение  архитектурных стилей, направлений, течений и школ под архитектурной формообразующей системой, которая имеет в своей основе общие художественно-композиционные приемы и средства выразительности, отражающие мировую культуру времени и вечные законы человеческого бытия. Способность выхода системы на глобальный уровень, то есть преодоление религиозных, ментальных, этнических особенностей, дает ей качество универсальности.

На сегодняшний  день в зодчестве сложились два  глобальных стиля. Первый – это классическая стилевая архитектура, основанная на античном ордере, который из эпохи в эпоху на протяжении двух тысячелетий всегда присутствовал в архитектуре в той или иной форме. Ордерная архитектура во всем мире воспринимается одинаково: для всех это просто «архитектура». Элементы ордера зачастую используются в качестве иконических знаков и символов зодчества.

Второй  глобальный стиль – «современное движение» XX века, известное как  «авангард» или «модернизм». Авангард в первой трети XX в. стал в оппозицию  “ордерной классике”. Ориентируясь на «левое» изобразительное искусство, а также на достижения научно-технического прогресса, новый стиль извлек из ордерной системы геометрические и конструктивные первоэлементы форм, отказавшись от традиционных декоративных элементов, которые отражают причастность архитектуры к той или иной культуре. Таким образом, «стерильность» «современного движения» вывела его на универсальный уровень.

Смена одного глобального стиля другим предварялась неким переходным периодом, характерным увеличением нестабильности и хаотичности. Первый глобальный стиль  завершился эклектизмом, второй – постмодернизмом. Очевидная историческая аналогия позволяет выдвинуть гипотезу о возникновении третьего глобального стиля в архитектуре – вероятного будущего зодчества [4, 5]. Вооружившись синергетическим знанием, попробуем разобраться в обозначенной ситуации (синергетика – научное направление, которое исследует связи между элементами структуры, образующиеся в открытых системах, способных к самоорганизации).

Приложение  архитектуры к синергетике не только обоснованно, но и само по себе очевидно. Преимущество теории самоорганизации заключается в том, что её понятийный аппарат имеет огромный потенциал с точки зрения универсальности и конвертируемости исходных данных и результатов из одной научной сферы в другую. Наука о сложных самоорганизующихся системах предстаёт как бы метаязыком, позволяющим связывать и “переводить” любые научные поля, оперируя едиными универсальными принципами. В синергетике можно выделить семь таких принципов: гомеостатичность, иерархичность, нелинейность, незамкнутость, неустойчивость, динамическая иерархичность, наблюдаемость.

Рассматривая  архитектуру как сложную самоорганизующуюся нелинейную систему, мы сможем найти  четкие и более глубокие связи  между архитектурным процессом  и охватывающей его реальностью.

Однако, если попытаться рассмотреть вышеуказанные противоречия не с формальной точки зрения, а с точки зрения внутренних закономерностей, влияющих на процесс формирования архитектурного облика здания, мы можем заметить следующую удивительную картину: «Исторический» подход характерен для архитектуры всего Нового времени, начиная с эпохи Возрождения и кончая современной архитектурой! Не смотря на смену стилей и даже программный отказ от архитектурной детали, который произошел с приходом «современной архитектуры», принцип формирования архитектурного языка оставался неизменным.

Информация о работе Экологичность как неотъемлемая часть современной архитектуры