Становление и развитие института политических партий в западных демократиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 10:53, реферат

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление особенностей становления института политических партий в западных демократиях, его развития, особенностей функционирования, выявление положительных и отрицательных функций данного института.
К задачам исследования относится описание истории развития и трансформации данного института, выявление его положительных и отрицательных функций, установление роли института политических партий в демократических режимах.

Содержимое работы - 1 файл

Готовый вариант.doc

— 208.00 Кб (Скачать файл)

    В-третьих, велико влияние философских обществ или "обществ мысли", как их называли в XVIII веке, и объединений интеллектуалов на генезис политических партий. Известна роль студенческих ассоциаций и университетских корпораций в народных движениях XIX века в Европе и формировании первых политических партий левой.                      

   Франкмасонство также было причастно к созданию партий – радикальных во Франции и либеральных в Европе.

   Существуют  партии, созданные кружками интеллектуалов, но такая партия крайне редко находит себе затем массовую опору, которая позволила бы ей добиться успеха в условиях всеобщего избирательного права. Тому свидетельство - недавнее поражение во Франции "Демократического революционного объединения", созданного Ж.-П.Сартром и несколькими левыми писателями.

      А вот влияние церквей и религиозных сект всегда было сильным. Так в Нидерландах кальвинисты создали Антиреволюционную партию, чтобы противостоять консервативной католической партии; в 1897 году наиболее непримиримые протестанты учредили Христианскую историческую партию, с целью противодействовать сотрудничеству католиков и "антиреволюционеров". Католические организации, а то и само духовенство, непосредственно причастны к созданию правых христианских партий, возникших до 1914 года, к появлению современных демократических партий. В Бельгии участие религиозной власти стало решающим фактором развития консервативной католической партии. В 1879 году, чтобы противодействовать влиянию "сил зла" на светское образование и покровительствовать религиозному воспитанию, духовенство насаждало по всей стране школьные католические комитеты, которые спровоцировали отток детей из публичных школ и рост школ свободных. В 1884 году эти комитеты преобразовались в местные секции католической партии, которая стала одной из самых организованных партий Европы.

     Нельзя забыть об участии промышленных и коммерческих образований - банков, предприятий, промышленных союзов, советов предпринимателей  - в создании политических партий. Влияние этих образований можно  обнаружить у истоков почти всех правых партий. Однако по большей части в этом отношении имеются лишь предположения (достаточно, впрочем, серьезные), но не доказательства. Чтобы действительно выявить формы и степень влияния капиталистических объединений на генезис политических партий, нужны особенно скрупулезные исследования.

    Партии внешнего происхождения отличаются от созданных на электоральной и парламентской основе рядом признаков. Прежде всего, им свойственна большая централизация. Здесь комитеты и местные секции учреждаются по инициативе центра, который возник раньше и потому волен ограничить свободу их действия. У второго же вида партий уже возникшие местные организации создают центральный орган, чтобы координировать свою деятельность, и, следовательно, ограничивают его полномочия, с тем, чтобы сохранить себе максимум автономии. Степень децентрализованности внешнего фактора, создающего партию, обусловливает степень децентрализации последней. Как следствие из первого признака, партии внешнего происхождения обычно отличаются большей сплоченностью и дисциплинированностью. Они располагают уже существующей организацией, которая естественно связывает все их структурные элементы, а вторым нужно еще установить эту связь

    В партиях внешнего происхождения, установившихся без участия депутатов, их роль обычно бывает небольшой. Здесь всегда существует недоверие к парламентской группе и стремление подчинить ее независимому руководящему партийному органу. 

      Вся жизнь партии несет на себе печать ее происхождения. Партии, созданные в рамках  парламента, основой своего существования имеют завоевание мест в политических ассамблеях. Для других же избирательная и парламентская борьба всего лишь одно из средств, которое наряду с другими используется для достижения политических целей. Подобные различия связаны не только с особенностями генезиса, но их влияние бесспорно. Этим и объясняется, что партии внешнего происхождения, даже доктринально связанные с парламентской системой, никогда не придают ей той же значимости, которую она имеет для партий первого типа. Их развитие фактически обнаруживает известное равнодушие по отношению к парламенту и выборам.

      До начала XX века большая часть политических партий зарождалась электоральным и парламентским путем. Не считая влияния церкви на некоторые католические партии финансово-промышленных образований - на партии правого толка, а кружков интеллектуалов - на ряд либеральных, до появления социалистических партий в начале века вмешательство внешних сил в политические процессы было редкостным явлением. А вот далее внешнее происхождение становится правилом, а парламентское - исключением. Из этого правила исключение нужно сделать  для стран с молодой демократией,  государств, где политические ассамблеи и всеобщие выборы реально только еще начинают функционировать. Здесь партийный генезис протекает по парламентскому принципу. Это показывает, что «электоральный и парламентский путь создания партий характерен для определенной фазы эволюции демократии, а именно стадии постепенного становления всеобщего избирательного права (на практике, а не только в юридических документах, поскольку последние ей обычно предшествуют). Речь идет о прогрессирующем вовлечении массы новых избирателей, переходе от личного выбора к коллективному: развитие комитетов этому как раз и соответствует. Но как только эта первая фаза закончилась, и партии вполне конституировались, возникновение новых наталкивается на барьер уже существующих: чтобы его преодолеть, разрозненных местных инициатив совершенно недостаточно, они глохнут там же, где зарождаются, и неспособны создать настоящую национальную партию. Иначе говоря, первый путь соответствует созданию политических партий в стране, где еще не существует системы организованных партий. С тех пор как такая система функционирует, настойчиво заявляет о себе второй путь».[10]

    Как уже  упоминалось выше, на первом этапе своего развития партии не были институтом политического представительства. И лишь с введением всеобщего избирательного права, которое открыло широким слоям населения возможность реально влиять на политические процессы, появились принципиально новые политические организации. Они характеризуются более развитым управленческим аппаратом, массовым членством, позициями по различным социально-политическим вопросам, которые отражают  социальные расколы в обществе. Также такое превращение привело к

усилению идеологического аспекта партий. Появились партийные программы, соответствующие настроениям и потребностям того социального слоя, который данную партию поддерживает. Партии становятся необходимым инструментом легитимации существующей власти, признаваемым гражданами.

    Б.А. Исаев выделяет несколько условий, своего рода предпосылок зарождения современных политических партий. Это исторические, социальные, политические, юридические  условия. 

    Главными историческими предпосылками является прохождение обществом определенных исторических этапов, на которых приобретается опыт создания и деятельности политических партий, а также определенный уровень культуры общества, позволяющий признавать партии, создавать их и быть их членами. И, наконец, общество должно обладать определенной системой образования, дающую возможность своим членом реализовываться в качестве членов партии и избирателей.

   С предпосылкам социальным автор относит дифференциацию общества на основе разделения труда и по разнообразным признакам (социально-статусному, этническому, религиозному и т.д.), образование групповых идеалов и интересов, возможность объединения индивидуумов и групп путем принятия общих принципов и создание на этой основе политических организаций. Сюда же относятся интеллекутально-деятельностное разделение общества, система социализации, благодаря которой опыт партийной деятельности передается последующим поколениям, определенный уровень развития социально-экономической сферы, позволяющий гражданам полноценно участвовать в работе политических партий, не будучи озабоченными исключительно вопросами выживания. Ну, и, пожалуй, главнейшим условием социального характера является появление гражданского общества, члены которого участвуют в управлении государством через политические партии.

    Следующая группа – политические условия. Сюда Исаев относит  наличие правового государства, разделение властей и соблюдение правил деятельности всех ветвей власти, становление демократической политической системы, демократизацию избирательной системы и процедуры выборов, установление всеобщего избирательного права и помощь партиям со стороны государства.

     Что касается юридических гарантий, здесь необходимыми условиями выступают признание правосубъектности партий государством, регистрационный характер создания партий, отсутствие препятствий для деятельности партий со стороны властей, гарантии свободной агитационно-пропагандистской работы и свободных контактов партии со СМИ, зарубежными коллегами и с другими партиями.

     Вообще с приходом демократии политические партии сильно изменились. Изначально можно говорить больше о кадровых партиях.  Кадровые партии  это организации со свободным членством, опирающиеся на так называемых «нотаблей» - социальную и экономическую элиту, способную обеспечить партии поддержку и влияние. Такие партии возникли из избирательных комитетов и парламентских групп. В число «нотаблей» входят люди, которые способны повысить авторитет кандидата в депутаты и завоевать ему голоса благодаря своему имени или престижу. Также это отличные организаторы в области избирательных кампаний и, разумеется, финансисты. Кадровые партии, как правило, действуют на предвыборной стадии. Обычно в партиях этого типа отсутствует фиксированный механизм приема в партию. Руководят партией сами «нотабли», причем большей частью те, кто от имени партии учувствует в правительстве. Вот что пишет о кадровых партиях Дюверже: «В условиях цензовых  избирательных режимов, которые в XIX веке были правилом, партии носили четко выраженную кадровую форму. Вопрос о вовлечении масс не стоял, поскольку они не имели никакого политического влияния».[11]

   А вот далее партии все более приобретают массовый характер. Появление массовых партий связывают по времени с моментом введения всеобщего избирательного права – одного из неотъемлемых элементов демократического режима. Массовые партии характеризуются многочисленностью своих членов, тесной и постоянной взаимосвязью своих членов, идеологической и воспитательной направленностью деятельности.  Руководят такими партиями профессиональные политики, а центр власти находится непосредственно в партийной организации.

      Наибольший интерес партии вызывают именно у исследователей обществ демократических, хотя и авторитарные режимы впитали идею партийной организации.     Алексис де Токвиль признавал необходимость политических партий и ассоциаций для демократического правления. Партии он рассматривал, как способ обеспечения плюрализма интересов и предотвращения узурпации власти. «Современная демократия – это партийная демократия; политические установки и практики, с западной точки зрения составляющие сущность демократического правления, не только созданы политическими партиями, но были бы без них немыслимы» - так считает Ричард Кац.

     Таким образом, большинство ученых связывают становление и развитие института политических партий  со становлением демократических  режимов. То есть мы можем утверждать, что становление института политических партий в западных демократиях совпало с периодом становления непосредственно самих демократий.

Глава 2. Институт политических партий в западных демократиях

 

 

§ 1 Институт политических партий как условие существования демократического режима

 

 

         Авторитетный партолог М.Острогорский связал пришествие демократии и совершенствование партийной организации. Демократическую форму  жизни и управления в западных демократиях характеризуют такие категории, как власть большинства, равенство граждан, разделение властей, представительный характер, выборность и легитимация власти,  верховенство закона и  прав человека, а также плюрализм и свобода политической деятельности.

     Плюрализм и свобода политической деятельности предполагают, что могут свободно разрабатываться и пропагандироваться любые политические взгляды и концепции, что граждане могут создавать любые ассоциации, преследующие политические цели, в частности, исследуемые нами политические партии. Какие-либо ограничения в этой области вводятся лишь на основе закона и относятся только к такой деятельности, которая создает угрозу безопасности граждан или допускают насильственные действия, в том числе нацеленные на изменение существующих порядков.

    Современные демократические западные страны это государства партий - партии не только выражают в себе политические интересы и воздействуют на политику дискуссионно, но и определяют через своих представителей правительственный курс.

       Политические партии в современном их понимании, почти одновременно возникшие в Европе и США, сильно отличаются друг от друга. Несмотря на общую основу в виде почти одинаковых общественных структур и политических культур, в которых они возникли, партии эти выросли в сильно отличающиеся друг от друга образования. В связи с этим большинство партологов говорят о европейском и американском типах политических партий.

    История партий в США началась с созвания конституционного конвента в 1787 году. Когда шли дискуссии по поводу проекта конституции, выделились две противоположные тенденции – центробежная и центростремительная. Одни хотели сохранить в отдельных штатах индивидуальную свободу граждан, независимое законодательство, судопроизводство и в принципе свободу во всех вопросах, за исключением иностранной политики и национальной обороны. Другие же наоборот стремились подчинить Штаты центральной союзной власти. Так возникли партии республиканцев и федералистов. Далее в ходе многочисленных политических процессов трансформировались в ныне известные нам партии демократов и республиканцев соответственно.

     Европейские партии имеют более длительную историю становления, которая начинается еще во времена древнегреческих полисов, переходя на самоуправление средневековой Европы и первые европейские парламенты. Американские же партии начинают свою историю сразу с существования партий - парламентских фракций, не затрагивая эпохи партий-политических группировок. В США никогда не было так называемых аристократических клик, которые в XIX веке в Европе отстаивали интересы феодальной знати, и затем переродились в партии консервативного направления.

    Воздействие политической системы на становление партий в Европе и США также было различным. В истории США мы имеем дело с демократической республикой, что приводит к увеличению числа выборных должностей, к тому, что партии участвуют как в  выборах законодательных собраний, так и в выборах глав исполнительной власти. Этот аспект заметно повышает политический статус партий.

    К тому же США имеет отличное от европейских стран государственное устройство – федерацию штатов. В результате победы республиканцем (ныне – демократической партии) на выборах президента в 1800 году, индивидуальная свобода Штатов была достигнута. Каждый штат имеет свою конституцию, свои особенности избирательной системы и партийной регистрации. Как следствие, партии в своей деятельности ориентируются сначала на руководящие органы уровня штата, и только потом – на национальные комитеты.

Информация о работе Становление и развитие института политических партий в западных демократиях