Эмпирическое исследование особенностей эмоционально-негативных состояний у женщин в ранний послеродовой период с разным типом гестацион

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности эмоционально-негативных состояний у женщин в ранний послеродовой период с разным типом гестационной доминанты.

Объект исследования – эмоциональные состояния женщин в ранний послеродовой период.

Предмет исследования – особенности эмоционально-негативных состояний в ранний послеродовой период

Гипотеза исследования: женщины с разным типом гестационной доминанты различаются по эмоциональному состоянию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ЖЕНЩИН В РАННИЙ ПОСЛЕРОДОВОЙ ПЕРИОД С РАЗНЫМ типОМ гестационной доминанты 7

1.1. Проблема эмоциональных состояний в психологии 7

1.2. Особенности эмоциональных состояний у женщин в послеродовой период 21

1.3. Психологические особенности женщин с разным типом гестационной доминанты 26

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕГАТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ У ЖЕНЩИН В РАННИЙ ПОСЛЕРОДОВОЙ ПЕРИОД С РАЗНЫМ типОМ гестационной доминанты 42

2.1. Организация исследования 42

2.2. Методы и методики исследования 44

2.3. Анализ результатов 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66

ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Содержимое работы - 1 файл

ДИПЛОМ 31.doc

— 847.50 Кб (Скачать файл)

      В группе испытуемых с тревожным типом гестационной доминанты, выявлены следующие статистически значимые взаимосвязи (Приложение 2, Рис.4)

      - Шкала «ситуативной тревожности» демонстрирует положительную корреляционную связь со шкалой «личностной тревожности» (r=0,916 при p<0,05).

      - Шкала «личностной тревожности» демонстрирует положительную корреляционную связь со шкалой «вербальная агрессия» (r=0,903 при p<0,05)

      - Шкала «вербальная агрессия» демонстрирует положительную корреляционную связь со шкалой «обида» (r=0,820 при p<0,05)

      - Шкала «раздражение» демонстрирует положительную корреляционную связь со шкалой «негативизм» (r=0,898 при p<0,05).

      Таким образом, мы можем говорить, что женщины  в ранний послеродовой период с тревожным  типом гестационной доминанты чаще проявляют признаки ситуативной тревожности при наличии личностной тревожности, в свою очередь это можно объяснить наличием взаимосвязи с вербальной агрессией, которая в свою очередь взаимосвязана с чувством обиды. Проявляющиеся признаки негативизма, настрой «я» против всех, у таких женщин достоверно взаимосвязаны с раздражительностью, готовностью при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивость, резкость, грубость.

      В группе испытуемых с депрессивным типом  гестационной доминанты, выявлены следующие  статистически значимые взаимосвязи (Приложение 2, Рис. 5)

      - Шкала «ситуативной тревожности» демонстрирует отрицательную корреляционную связь со шкалой «косвенной агрессии» (r=-0,860 при p<0,05).

      - Шкала «чувства вины» демонстрирует отрицательную корреляционную связь со шкалой «обида» (r=-0,820 при p<0,05).

      Таким образом, мы можем говорить, что женщины  в ранний послеродовой период с депрессивным типом гестационной доминанты не характерны признаки ситуативной депрессии при наличии косвенной агрессии, а проявляющиеся чувство вины редко связанно с чувством обиды. 

 

Выводы  по второй главе 

     На  этапе организации исследования уточнены цель и задачи эмпирического  исследования, сформулированы основные переменные исследования, описана база и выборка исследования, а также  расписаны основные этапы эмпирического исследования.

     В настоящем исследовании используется три психодиагностических тестовых методики по изучению эмоционально-негативных состояний у женщин в ранний послеродовой период, а также статистический критерий, позволяющий сделать достоверные  выводы о гипотезе исследования.

     Эмпирическое  исследование обнаружило достоверные  различия в особенностях эмоционально-негативных состояний у женщин в ранний послеродовой период с разными типами гестационной доминанты.

     У женщин в ранний послеродовой период с оптимальным типом гестационной доминанты проявляются признаки вербальной агрессии, при наличии чувства вины, и явления негативизма, что, в свою очередь можно объяснить наличием взаимосвязи с состоянием раздражения или подозрительности. При этом раздражение достоверно взаимосвязано с развитым чувством обиды у таких женщин.

     У женщин в ранний послеродовой период с гипогестогнозтическим типом  гестационной доминанты чаще проявляют  признаки ситуативной тревожности  при наличии личностной тревожности, в свою очередь это можно объяснить повышенной подозрительностью. А проявляющиеся признаки физической агрессии достоверно взаимосвязаны с раздражительностью. При этом показатель косвенной агрессии у испытуемых группы с гипогестогнозическим типом гестационной доминанты достоверно ниже, чем у испытуемых группы оптимальным типом.

     У женщин в ранний послеродовой период с эйфорическим типом гестационной доминанты не характерна депрессия  при наличии косвенной агрессии, а проявляющиеся признаки негативизма  редко связанны с чувством обиды. Показатель общего индекса депрессивных проявлений и показатели ситуативной и личностной тревожности у испытуемых группы с эйфорическим типом гестационной доминанты достоверно ниже, чем у испытуемых группы с оптимальным типом.

     У женщин в ранний послеродовой период с тревожным типом гестационной доминанты чаще проявляют признаки ситуативной тревожности при наличии личностной тревожности, в свою очередь это можно объяснить наличием взаимосвязи с вербальной агрессией, которая в свою очередь взаимосвязана с чувством обиды. Проявляющиеся признаки негативизма, настрой «я» против всех, у таких женщин достоверно взаимосвязаны с раздражительностью, готовностью при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивость, резкость, грубость. При этом показатели ситуативной тревожности у испытуемых группы с тревожным типом гестационной доминанты достоверно выше, чем у испытуемых группы оптимальным типом

     У женщин в ранний послеродовой период с депрессивным типом гестационной доминанты не характерны признаки ситуативной тревожности при наличии косвенной агрессии, а проявляющиеся чувство вины редко связанно с чувством обиды. При этом показатель общего индекса депрессивных проявлений у испытуемых группы с депрессивным типом достоверно выше, чем у испытуемых группы с оптимальным типом. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что во время беременности в организме женщины происходит множество изменений. Эти изменения носят адаптационный характер и затрагивают как физиологическую сферу, так и психологическое состояние беременной женщины, она девять месяцев привыкала к образу  «Я»-беременна, копила силы. Роды так же потребуют от нее много сил, родовой стресс сопровождается значительным напряжением и определённой физиологической дисфункцией нейроэндокринной системы, нарушением процессов адаптации, что может приводить к развитию неадекватных реакций во время родов, а также при перестройке организма женщины в послеродовом периоде и процессе лактации. Что может повлечь за собой появление у женщины послеродовой депрессии и значительно снизит заботу о ребенке в этот период. Таким образом изучение эмоционально-негативных состояний у женщин в ранний послеродовой период, поможет оптимизации их эмоционального состояния и психологической помощи семье после рождения ребенка.

     Теоретический анализ литературы показал, что эмоции играю огромную роль в жизни человека, особенно только что родившегося младенца, так как первое общение с ребенком происходит на эмоциональном уровне. И адекватная эмоциональная реакция матери способствует успешному психическому и физическому развитию младенца, так же главным на этом этапе является формирования у младенца, базового доверия к миру.

     Для экспериментального изучения эмоционально-негативных состояний женщин в ранний послеродовой период нами были взяты такие личностные характеристики как тревожность, депрессия и агрессивность, динамика которых демонстрирует различные варианты разрешения личностного кризиса на определенном жизненном этапе.

     Эмпирическое  исследование обнаружило достоверные  различия в особенностях эмоционально-негативных состояний у женщин в ранний послеродовой период с разными типами гестационной доминанты.

     У женщин в ранний послеродовой период с оптимальным типом гестационной доминанты проявляются признаки вербальной агрессии, при наличии чувства вины, и явления негативизма, что, в свою очередь можно объяснить наличием взаимосвязи с состоянием раздражения или подозрительности. При этом раздражение достоверно взаимосвязано с развитым чувством обиды у таких женщин.

     У женщин в ранний послеродовой период с гипогестогнозтическим типом гестационной доминанты чаще проявляют признаки ситуативной тревожности при наличии личностной тревожности, в свою очередь это можно объяснить повышенной подозрительностью. А проявляющиеся признаки физической агрессии достоверно взаимосвязаны с раздражительностью. При этом показатель косвенной агрессии у испытуемых группы с гипогестогнозическим типом гестационной доминанты достоверно ниже, чем у испытуемых группы оптимальным типом.

     У женщин в ранний послеродовой период с эйфорическим типом гестационной доминанты не характерна депрессия при наличии косвенной агрессии, а проявляющиеся признаки негативизма редко связанны с чувством обиды. Показатель общего индекса депрессивных проявлений и показатели ситуативной и личностной тревожности у испытуемых группы с эйфорическим типом гестационной доминанты достоверно ниже, чем у испытуемых группы с оптимальным типом.

     У женщин в ранний послеродовой период с тревожным типом гестационной доминанты чаще проявляют признаки ситуативной тревожности при наличии личностной тревожности, в свою очередь это можно объяснить наличием взаимосвязи с вербальной агрессией, которая в свою очередь взаимосвязана с чувством обиды. Проявляющиеся признаки негативизма, настрой «я» против всех, у таких женщин достоверно взаимосвязаны с раздражительностью, готовностью при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивость, резкость, грубость. При этом показатели ситуативной тревожности у испытуемых группы с тревожным типом гестационной доминанты достоверно выше, чем у испытуемых группы оптимальным типом

     У женщин в ранний послеродовой период с депрессивным типом гестационной доминанты не характерны признаки ситуативной  тревожности при наличии косвенной  агрессии, а проявляющиеся чувство  вины редко связанно с чувством обиды. При этом показатель общего индекса депрессивных проявлений у испытуемых группы с депрессивным типом достоверно выше, чем у испытуемых группы с оптимальным типом.

     Таким образом, гипотеза исследования –  женщины с разным типом гестационной доминанты различаются по эмоциональному состоянию – экспериментально подтверждена.

     Собранный теоретический и эмпирический материал может использоваться для разработки психо-коррекционных программ рассчитанных на скорейшую адаптацию женщин после родов.  

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Аршавский И. А., Очерки по возрастной физиологии, М., 1967
  2. Айзенк Х. Психологические теории тревожности: В кн. Тревога и тревожность / Под ред.В.М. Астапова. - СПб.:Питер, 2001.
  3. Астахов Р.Л. Тревожность как фактр трансформации личности подростков // Психология ХХ I века: Тезисы Межд. Научно-практической студенческой конференции СПб, 2000, - С. 160-168.
  4. Баженова О .В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. N 4. С. 35-42.
  5. Батуев А. С., Соколова Л. В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования система «мать—дитя» // Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 3. 1994. Вып. 2 (№ 10). С. 85–102.
  6. Батуев А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Рос. психол. об-ва. 1996. Т.2. Вып. 4. С. 69-70.
  7. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973.
  8. Боровикова, Н. В., Посохова, С. Т. Психологическая помощь беременным // РМЖ. 2000. № 3. С. 10–14.
  9. Брутман В. И. и соавт. Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие. М.: Независимая ассоциация детских психиатров и психологов, 1994.
  10. Брутман В. И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психол. журн. 2000. Т. 21. N 2. С. 79-87.
  11. Брутман В.И. и соавт. Девиантное материнское поведение // Моск. психотерапевт, журн. 1996. N 4. С. 81-98.
  12. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Радионова М.С. Нежеланная беременность у жертв сексуального насилия (психолого-психиатрические аспекты проблемы) // Вопр. психол. 1995. N 1. С. 33-40.
  13. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязаности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. 1997. N 7. С. 38-47.
  14. Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов// Вопр. психол. 2000.
  15. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. - М.: Педагогика, 1988.
  16. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма "Класс", 1998.
  17. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
  18. Добряков И. B. Типология гестационной доминанты // Ребёнок в современном мире: Тезисы докладов 3-й международной конференции. СПб
  19. Добряков И.В. Клинико-психологические методы определения типа психологического компонента гестационной доминанты // Хрестоматия по перинатальной психологии. — М., 2005. — С. 93–102.
  20. Захаров А.И. Что нужно знать родителям до рождения ребёнка. СПб., 1994.
  21. Захаров, А. И. Ребенок до рождения и психотерапия послеродовых психических травм. СПб.: СОЮЗ, 1998. 144 с.   
  22. Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999.
  23. Коваленко-Маджуга Н. П. Перинатальная психология. СПб, 2001, с.241.Изд. второе, дополненное.
  24. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Педагогика, 1988.
  25. Копыл О.А., Баз Л.Л..Баженова О.В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. N 4. С. 35-42.
  26. Кошелева А.Д., Алексеева А.С. Диагностика и коррекция материнского отношения. М.: НИИ семьи, 1997.
  27. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека». Уч. пособие. Изд. «Творческий центр «Сфера». Москва. 2006г.
  28. Лазарева, Н. И.Оптимизация метода психопрофилактической подготовки беременных к родам: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М., 2006.
  29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: «Политиздат», 1971.
  30. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка // Перинатальная психология. 1996.
  31. Могилевская Е.В. Отношения матери с ребенком в период пренатального и раннего постнатального развития: Канд. дис. М., 1997.
  32. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 688 с.
  33. Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1988, с.246-262.
  34. Пиняева C. Е, Андреев И. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. – 1998. - №2. – с. 3-8.
  35. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. О.А. Прохорова. – СПб: Речь, 2004
  36. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  37. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка: Канд. дис. М., 1997.
  38. Родить и возродиться / Адаптированный перевод с голландского .-М,1999.
  39. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – г. Мытищи, Издательство «Талант», 1990 г. – 144 с. с илл.
  40. Скобло Г.В., Дубовик О.Ю. Система "мать-дитя" в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Соц. и клин. психиатрия. 1992. N 2. С. 75-78.
  41. Сидоренко Е. В. "Методы математической обработки в психологии". СПб.: ООО "Речь", 2007.
  42. Соколова О.А., Сергиенко Е.А. Влияние беременности на психическое здоровье матери и ребенка. //Сб. Исследования по когнитивной психологии./ Под ред. Сергиенко Е.А. - М, 2004.
  43. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М., 1994.
  44. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психол. журн. 1999. Т. 20. N 5. С. 81-88.
  45. Филиппова Г.Г. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): Докт. дис. М., 2001.
  46. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997. — 608с.

Информация о работе Эмпирическое исследование особенностей эмоционально-негативных состояний у женщин в ранний послеродовой период с разным типом гестацион