Влияние акцентуации характера подростка на его социометрический статус в группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:31, дипломная работа

Краткое описание

Одним из важных и значимых понятий в психологии, характеризующих структуру личности, является характер, который считается каркасом личности. В него входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Но некоторые черты характера, по мнению известного немецкого психиатра К. Леонгарда, у 30 – 50 % людей столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Преувеличенное развитие отдельных свойств характера он назвал акцентуацией и считал, что акцентуации характера поддаются классификации, то есть типологии. У нас в стране давно себя зарекомендовали две наиболее известные типологии акцентуаций, авторами одной из них является К. Леонгард, а другой – отечественный психиатр А.Е. Личко.
Актуальность проблемы. Распознание типа акцентуации характера представляет собой немаловажную практическую задачу. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать явления декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации. Тем самым открываются перспективы для консультационной и профилактической работы.
Этот аспект особенно актуален, так как и родители, и учителя и психологи отмечают за последние годы резкое увеличение количества подростков, чье обычное поведение отличается от «привычного, нормального». Психологи говорят об увеличении количества индивидуализированных личностей в подростковом возрасте, которые, действительно, могут отличаться некоторым «выпячиванием» обычных качеств или свойств личности.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Психологические механизмы акцентуации характера
1.1. Концептуальное содержание понятия акцентуации ……………….3
1.2. Типы акцентуаций характера в подростковом возрасте …….. 15
Глава 2. Социометрический статус подростков
2.1. Теоретический анализ изучения социометрического статуса
индивида в группе …………………………………………………… 45
2.2. Методика социометрии как способ диагностики социометрического
статуса подростка в группе…………………………………………… 51
Глава 3. Эмпирическое исследование влияния типа акцентуации характера на социометрический статус подростка
3.1. Методологическая основа исследования ………………………….. 56
3.2. Обработка полученных результатов с помощью методов математической статистики ………………………………………… 59
3.3. Общие выводы по результатам исследования ……………………. 66
Заключение …………………………………………………………………… 69
Библиография ………………………………………………………………... 71
Приложения ………………………………………………………………… 74

Содержимое работы - 1 файл

диплом Дж..doc

— 518.50 Кб (Скачать файл)
text-align:justify">  Инстинктивная жизнь отличается большим напряже­нием. Сильное сексуальное влечение, склонность к сек­суальным эксцессам могут сочетаться с садистскими и мазохистическими наклонностями. Любовь почти всегда окрашена мрачными красками ревности.

Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками. В пьяном виде могут быть соверше­ны поступки, о которых потом не остается воспомина­ний. В опьянении легко возни­кают как агрессивные, так и аутоагрессивные аффек­тивные реакции.

      Реакция эмансипации нередко протекает тяжело. От родных требуют не только свободы и самостоятельно­сти, но и «прав», доли имущества, материальных благ. Перед начальством склонны к угодничеству, если ждут каких-либо преимуществ. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию. В группе желают устанавливать порядки, выгод­ные для себя. Могут хорошо адаптироваться в условиях строгого дисциплинарного режима, где умеют подоль­ститься к лидеру, заполучить определенную власть над другими подростками и умело использовать ее для своей выгоды.

Среди увлечений должна быть отмечена склонность к азартным играм. Страсть к обогащению очень легко пробуждается. Коллекционирование привлекает, прежде всего, материальной ценностью собранного. В спорте за­манчивым кажется то, что позволяет развить физиче­скую силу. В сфере увлечений могут оказаться и раз­личные поделки, особенно требующие тщательности ис­полнения и сулящие материальную выгоду. Музыкой и пением охотно занимаются наедине, получая от этого особое чувственное наслаждение.

Общими чертами являются также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, что откладывает отпечаток на всем — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная скрупу­лезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий всех педантизм — все это рас­сматривается некоторыми авторами как способ компен­сации собственной инертности. Большое внимание к своему здоровью, бережное соблюдение собственных ин­тересов сочетаются со злопамятностью, несклонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении интересов.

      М. С. Певзнер (1991) обратила внимание на особый вариант эпилептоидности у подростков, отличавшихся, по ее мнению, «гиперсоциальностью»—любовью к тру­ду, аккуратностью, подчеркнутой “правильностью” во всем поведении. В. В. Ковалев    (1973) именно эти ка­чества характера расценил как компенсаторные. По его наблюдению, подобная «гиперсоциальность» остается однобокой: подростки оказываются способны­ми на «двойную жизнь»: слывут примерными в одной ситуации и обнаруживают крайнее себялюбие, злоб­ность, склонность к агрессии, моральную и физическую жестокость в другой.

Самооценка носит односторонний характер. Отмеча­ются склонность к периодам мрачного расположения духа («на меня находит»), осмотрительность, привер­женность к аккуратности и порядку, нелюбовь к пустым мечтаниям и предпочтение жить реальной жизнью, бес­покойство о здоровье, даже склонность к ревности. В остальном представляют себя гораздо более кон­формными, чем это есть на самом деле.

Скрытая акцентуация по эпилептоидному типу обна­руживается либо в ситуации, которая наносит удар по “слабому звену”, например, при конфликтах по поводу ущемления интересов, при возможности проявить деспо­тическую власть, либо под влиянием алкогольного опь­янения, которое, как указывалось, протекает очень тя­жело.

Эпилептоидная акцентуация является почвой для острых аффективных реакций, ситуативно обусловлен­ных нарушений поведения делинквентного и даже кри­минального типа, ранней ал­коголизации, а также психопатического развития. Осо­бенно пагубным является воспитание в условиях жесто­ких взаимоотношений. Гипоопека может способствовать наслоению черт неустойчивости, потворствующая гипер­протекция — истероидности.

      Главной чертой истероидного типа является эгоцент­ризм, ненасытная жажда постоянного внимания окру­жающих к своей особе, потребность вызывать восхище­ние, удивление, почитание, сочувствие. На худой конец предпочитаются даже негодование и ненависть в отно­шении себя, но только не перспектива остаться незаме­ченным. Все остальные качества определяются этой чер­той. Нередко приписываемая истероидам внушаемость отличается избирательностью: от нее ничего не остает­ся, если обстановка внушения или само внушение не льют воду на мельницу эгоцентризма. Лживость и фан­тазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание. Кажущаяся эмоциональность на деле обора­чивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой выразительности, театральности переживаний, при склонности к рисовке и позерству.

Все эти черты нередко намечаются с детских лет. Такой ребенок не выносит, когда при нем хвалят дру­гих детей, другим уделяют внимание. Игрушки ему бы­стро надоедают и часто служат лишь предметом хва­стовства перед другими малышами. Насущной потреб­ностью рано становится привлечение к себе взоров, вы­слушивание восторгов и похвал. Для этого дети с истероидными чертами охотно декламируют стихи, танцуют, поют. Успехи в учебе во многом определяются тем, ста­вят ли их в пример другим.

В подростковом возрасте с той же целью привлечь к себе внимание, прежде всего товарищей, могут ис­пользоваться нарушения поведения. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию работать и учиться, так как «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять в учебе и труде престижное положение, которое бы теши­ло их самолюбие, у них не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости. Тем не менее, безделье и празд­ность сочетаются с очень высокими, фактически не удовлетворимыми претензиями в отношении будущей про­фессии. Склонны к вызывающему поведению в общест­венных местах. Более тяжких нарушений доведения обычно избегают.

Побеги из дома могут начаться с детских лет. Убе­жав, дети или подростки стараются быть там, где их будут искать, или обратить на себя внимание милиции (такие демонстративные побеги обычно являются след­ствием реакции оппозиции). Склонны преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количест­вом выпитого или блеснуть изысканным выбором алко­гольных напитков. Иногда такие подростки готовы изо­бразить из себя наркоманов. Наслышавшись о нарко­тиках, попробовав раз - другой какой-либо доступный суррогат, они любят расписывать свои наркотические эксцессы, необычный «кайф», прием экстравагантных наркотиков, вроде героина или ЛСД. Детальный рас­спрос обнаруживает, что нахватанные сведения быстро истощаются.

   Если ничем другим не удается привлечь к себе вни­мание, то в ход могут пускаться мнимые болезни, ложь и фантазии. Последние всегда предназначаются для окружающих. Выдумывая, легко вживаются в роль, вво­дят в заблуждение доверчивых людей.

Истероидная акцентуация нередко сочетается с пси­хическим инфантилизмом (гармоничным психофизиче­ским или с психическим на фоне физической акселера­ции). Вследствие инфантилизма в подростковом возра­сте сохраняется детская реакция оппозиции на утрату или уменьшение внимания со стороны близких, на по­терю роли семейного кумира. Проявления этой реакции могут быть теми же, что и в детстве—уход в болезнь, попытки избавиться от того, на кого переключилось внимание (например, заставить мать разойтись с поя­вившимся отчимом). Но чаще реакция оппозиции про­является подростковыми нарушениями поведения—выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровство асоциальные компании сверстников—все это предназначается лишь для того, чтобы языком поступков просигнализировать близким: «Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я собьюсь с пути»(12, с. 121).

Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления—громогласные требования свободы, конф­ликты и т.п. На самом же деле настоящей свободы и самостоятельности вовсе не ищут, от внимания и забот близких вовсе не жаждут избавиться.

     Реакция группирования со сверстниками сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное по­ложение в группе. Не обладая ни достаточной стеничностью, ни  готовностью подчинять себе других, такие подростки добиваются ведущего положе­ния иными средствами. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе, еще только назревающих в ней желаний, стремлений, событий, истероидные подро­стки становятся их первыми выразителями, застрелыщиками, зажигателями. В порыве, воодушевленные обращенными на них взорами, могут повести за собой других. Но всегда оказываются вожаками на час, так как перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхи­щенных взглядов, сразу теряют весь задор. Пытаются также возвыситься в среде сверстников, «пуская им пыль в глаза» россказнями о своих былых «удачах» и «похождениях». Сверстники вскоре распознают за внешними эффектами внутреннюю пустоту. Поэтому истероидные подростки не склонны подолгу задерживаться в одной группе сверстников и охотно устремляются в новую, уверяя, что «разочаровались в прежних приятелях».

Увлечения целиком питаются эгоцентризмом. Для этого может выбираться и художественная самодеятель­ность (особенно те ее виды, которые популярны в среде сверстников). Но той же цели могут служить и гимна­стика йогов, и модные философские течения, и необыч­ные коллекции и многое другое, если только оно не требует слишком упорного труда и позволяет покрасо­ваться перед другими.

Сексуальное влечение не отличается ни силой, ни напряженностью. В сексуальном поведении также мно­го театральной игры. Юноши чаще скрывают свои сек­суальные переживания, уходят от бесед на эти темы, чувствуя, что среди товарищей в этой области они мо­гут легко оказаться не на «высоте». Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действительные и выдумы­вать несуществующие связи, способны на оговоры и самооговоры, могут разыгрывать роль распутниц и проституток, наслаждаясь ошеломляющим впечатлени­ем на собеседника.

Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент можно, скорее всего, обратить на себя внимание.

Удары по эгоцентризму являются caмыми чувстви­тельными для истероидной натуры. Неспособность за­нять видное положение среди сверстников, разоблаче­ние приукрашивающих вымыслов с перспективой быть осмеянными и низвергнутыми с пьедестала, крах на­дежд при высоком уровне притязаний, утрата внимания со стороны значимых лиц—все это может повести и к острым аффективным реакциям демонстративного ти­па, включая суицидальные демонстрации, и к истериче­скому неврозу, и к демонстративным нарушениям по­ведения. Сочетание истероидной акцентуации с потвор­ствующей гиперпротекцией в воспитании («кумир се­мьи») легко приводит к психопатическому развитию.

Люди с неустойчивым типом с детства отличаются непослуша­нием, непоседливы, всюду и во все лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Элементарные правила поведения усваиваются с трудом. За ними все время приходится следить. У части встречаются симптомы невропатии (ночной энурез, за­икание и др.).

     С первых классов школы нет желания учиться. Не­хотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случай отлынивать от занятий. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними старшие.

Рано выявляется повышенная тяга к удовольствиям, развлечениям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более стеничными товарищами, могут ради компании убежать из дома. Охотно подражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждения, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в улич­ных компаниях. Еще детьми начинают курить. Легко идут на мелкие кражи.

Когда становятся подростками, то прежние развле­чения, вроде кино, теперь уже не забавляют. Ищут бо­лее острых и сильных ощущений—в ход идут хулиган­ские поступки, алкоголизация, проявляется интерес к наркотизации. Нарушения поведения, делинквентность прежде всего обусловлены желанием поразвлечься. Вы­пивки начинаются рано (иногда с 12—14 лет) и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушения.

Реакция эмансипации тесно сопряжена все с тем же желанием удовольствия и развлечения. Глубокой любви к близким они никогда не питают. К семейным бедам и заботам относятся с равнодушием. Родные для них — прежде всего источник средств для развлечений. Реак­ция группирования проявляется в раннем тяготении к уличным асоциальным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в этих ком­паниях прежде всего ищут места для развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки легко становятся ору­дием таких групп.

        Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы. Доступным оказывается только информативно - коммуникативный тип хобби, да еще азартные иг­ры. Отсюда многочасовая пустая болтовня со случай­ными приятелями, детективно-приключенческие интере­сы— все это питается жаждой впечатлений, новой лег­кой информацией, не требующей никакой интеллекту­альной переработки. Знакомства предпочитаются такие же легкие, как получаемая информация, они нужны только, чтобы ею обмениваться. Веселая компания всегда важнее преданного друга. Полученные сведения лег­ко забываются, в подлинный их смысл не вникают, ни­каких выводов не делается. К занятиям спортом испы­тывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл представляются заманчивыми как источники почти ге­донического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают.

Сексуальное влечение не отличается силой, но пре­бывание в уличных группах ведет к раннему сексуаль­ному опыту, включая знакомство с извращениями. Сек­суальная жизнь становится таким же источником раз­влечений, как выпивки и хулиганские похождения. Ро­мантическая влюбленность проходит мимо неустойчивых подростков, чувство влюбленности для них остается не­знакомым.

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привле­кает. Поражает равнодушие к своему будущему—не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о ка­ком-либо положении для себя. Живут только настоя­щим, желая извлечь из него максимум удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются убежать. С угрозой наказания бывают связаны первые побеги из дома и из интернатов.

Информация о работе Влияние акцентуации характера подростка на его социометрический статус в группе