Международное прогнозирование в теории и практике международных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 00:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблематика прогнозных исследований международных отношений приобретает в последние годы особую значимость. Опыт последних десятилетий, сопровождавшихся не только очевидными достижениями, но и серьезными просчетами в сфере международного прогнозирования, оказался весьма значимым для его становления как относительно самостоятельной междисциплинарной сферы познания.

Содержание работы

1. Методология международного прогнозирования
1.1. Методы экстраполяции
1.2. Комплексное моделирование на основе системного подхода
1.3. Ситуационный экспертный анализ
2. Сценарии международного прогнозирования
2.1. Прогностические сценарии «большого цикла»
2.2. Перспективы взаимодействия локальных цивилизаций
2.3. « Ассиметричные вызовы»
2.4. Перспективы глобализации

Содержимое работы - 1 файл

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ТЕОРИИ И практике международных отношений.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

      Методология комплексного моделирования на основе системного подхода охватывает три основных уровня: а) уровень состава международной системы, т.е. необычайное множество и разнообразие образующих и организующих ее элементов; б) уровень внутренней структуры, т.е. комплекс взаимосвязей между элементами этой системы; в) уровень внешней структуры, т.е. совокупность  разнообразных взаимосвязей с внешней, международной средой.13  Ключевая задача стратегического системного исследования – поиски оптимальных вариантов сохранения системы, ее неуклонной стабилизации путем рационального взаимодействия с окружающим миром.

   Создание прогностической модели международного развития, в которой учитывались бы многочисленные внешние, внутренние и промежуточные факторы и условия разновекторного характера, подразделяется на ряд основных этапов.

          На первом этапе определяется объект (сфера) моделирования, осуществляется сбор информации, формулируются задачи исследования, разрабатывается первоначальный проект моделирования.

           На втором, аналитическом, этапе акцент делается на оформление «конфигуратора» прогностического поиска: исследователь обращает особое внимание на функции различных переменных, степень соответствия создаваемой модели целям исследования, минимальную достаточность( или напротив, дефицит накопленной информации). Основная функция данного этапа – создание многофакторной матрицы, отражающей основные тенденции в развитии международных отношений. В процессе имитационного моделирования определенная ситуация (матрица) рассматривается как искусственное отражение прогнозируемой ситуации.

           Третий этап моделирования предполагает использование экономико-вычислительных расчетов для имитации и верификации разрабатываемого проекта с тем, чтобы завершить создание прогностической модели. При обобщающем оформлении результатов комплексного международного моделирования выделяются, как правило, не только доминирующая, но и альтернативная тенденции грядущего развития (создаются гипотетические модели вероятного развития событий в экстремальном, минимальном и усредненном вариантах). Вырабатываемые при этом гипотезы представляют собой лишь теоретические разработки и до определенного времени не могут быть подвергнуты непосредственной практической, документальной экспертизе.

         Комплексное моделирование международных отношений максимально опирается на метод системного подхода. Системный подход выполняет функцию международного прогнозирования, которая раскрывает целостное, хотя и противоречивое развитие того или иного государства или коалиции государств в мировом сообществе. В процессе моделирования на основе системного подхода исследователь постоянно отслеживает значимость и весомость таких системообразующих факторов мировой политики, как национальные интересы, политическая культура и качество правящей элиты, естественные ресурсы, культурно-цивилизационный потенциал, геополитические условия, финансово-валютный потенциал. В последние годы в прогностическом моделировании проявляется стремление в более полном объеме учесть значимость гуманитарных факторов.

    Все более весомым компонентом международного моделирования являются математические методы, особое значение приобретает синтез политологии и экономико-математического аппарата. Например, если математически представить, что

«X»  и «Y» - участники вооруженного конфликта

«N» - национальные интересы сторон

«F» - военно-политический потенциал

«C» - финансовые показатели конфликта

«W» - нарастающий  прессинг мирового сообщества в сторону скорейшего урегулирования конфликта

«P» - потенциальные, в том числе материальные, силы сторон, задействованные в конфликте

«V» - степень  уязвимости конфликтующих сторон в  ходе конфликта, то оценивая выше приведенные  величины по 100-бальной шкале, после многомерного анализа с применением простейших алгебраических расчетов можно получить следующую формулу конфликта между Германией и странами антигитлеровской коалиции в период второй мировой войны:

   X = (N+F) – (C+W) + (P - P) – (V - V)

  Y = (N+F) – (C+W) + (P - P) – (V - V).14

   По словам В. И. Аникина, «экономико-математический аппарат придает принципиально новые черты  экстраполяции тренда прогнозируемого развития, раскрывая более сложную картину гипотетического сохранения в грядущей преспективе прошлых тенденций развития, абстрагированных в так называемые «временные ряды».15

   Итак, комплексное моделирование на основе системного подхода отражает одно из ключевых направлений в современной международной прогностике, именно имитационное моделирование позволяет выявить многие глубинные грани развития, недоступные обычному внешнему поверхностному наблюдению эксперта. Однако несмотря на немалые достижения, данный метод пока не преодолел серьезного разрыва между теорией и практикой прогнозирования.

    

1.3. Ситуационный экспертный  анализ

    Сколь бы значимыми не были экстраполяция и моделирование имитационных сценариев, в практике международного прогнозирования приоритетную роль играют экспертно-аналитические методы. И зарубежная, и отечественная практика  не оставляют сомнений в том, что «ничто не в состоянии оспаривать  непосредственную роль в прогностике реального эксперта-аналитика»16.

   Основной предпосылкой успешной организации данного метода является качественный подбор экспертов-международников высокого класса. Помимо своей высокопрофессиональной базовой компетенции эксперты более или менее сбалансировано должны представлять различные методологические течения прогностики (реформистское, либеральное, центристское, леворадикальное и т.д.). При наборе группы экспертов важно обеспечить абсолютное равноправие всех  ее участников.

     Подобно всякому комплексному исследованию экспертный анализ подразделяется на три этапа: информационно-подготовительный, аналитический и  фазу синтеза, когда промежуточные данные сводятся к общему знаменателю.

     При этом экспертно-прогностический анализ какого-либо события (например, регионального конфликта) опирается на разностороннюю информационную базу, полученную не от одного, а от многих источников. При чем для эксперта-международника в одинаковой степени важны как первичная (фактографическая), так вторичная (логически-интуитивная) информация.

    Экспертный анализ насчитывает в своем арсенале более десятка базовых методических приемов, из них наиболее распространены на практике:

  1. экспертный опрос – заполнение специалистами различных анкет, относящихся к определенному международному событию;
  2. метод Дельфи – многотуровые дискуссии и обобщение результатов подобных процедур с выделением основных расхождений, новые обсуждения и коррекции с целью выявления основных причин расхождений;
  3. интуитивные оценочные суждения отдельных аналитиков, как правило, отражающих взгляды отдельного политического течения;
  4. контекстуальное картографирование – последовательный набор, анализ и синтез всех вероятных ситуаций будущего; 
  5. анализ сетевых и графических данных, позволяющий выделить наиболее напряженные, критические узлы политического развития;
  6. имитация, позволяющая на основе логического и статистического аппарата оптимизировать поиски прогностических решений;
  7. теория игр, которая позволяет гипотетически определить возможные сценарии действия тех или иных акторов международной политики.

  Комбинированное использование на практике всех вышеназванных методов привело к созданию методологии ситуационного анализа – комплексного исследования текущей международной ситуации с перспективой на краткосрочное будущее.

     Дж. Мартино выделяет три основные особенности проведения экспертно- прогностической работы в рамках данной методологии:

  1. анонимность и  конфиденциальность, дающие полную свободу для фиксирования личной позиции эксперта без опасения нанести ущерб своей научной и профессиональной репутации;
  2. опора на итоги предыдущих опросов, позволяющая обеспечить необходимую преемственность в проведении исследования, предотвращает отклонение от магистрального русла опроса, закрепляет не только экстраполярность, но и обратную взаимосвязь в экспертной работе;
  3. разработка статистических показателей прогноза, в котором отражается мнение большинства экспертов, с которым соглашаются другие члены аналитической группы, построение среднестатистической медианы и квартилей, позволяющих выявить величину разброса мнений экспертов.17  

   Основное достоинство данного метода обусловлено той предпосылкой, что групповая масса знаний или коллективные аналитические оценки неизменно масштабнее и весомее, чем индивидуально-личностные подходы экспертов-аналитиков - здесь  проявляется естественно-научный закон о неизбежном переходе количества в новое качество.

    Другое важное преимущество ситанализа связано с тем, что одному исследователю практически невозможно собрать и обработать исчерпывающую информацию, в особенности касающуюся взаимодействия внутренней и внешней среды и субъективного фактора. Ситанализ позволяет компенсировать подобный дефицит, обеспечивая более тесную стыковку внутриполитических и международных факторов развития.

       Также ситуационно-аналитическая группа с более высокой степенью риска, чем отдельный эксперт, готова принять на себя ответственность за те или иные прогностические оценки, которые могут нередко противоречить позиции той части правящей элиты, которая принимает ключевые решения, в том числе и непопулярные среди электората.

        Особенностью данной методологии является ее тесная связь с практикой мировой политики – в процессе исследования создается обстоятельная его запись (2-3 авторских листа), затем на ее основе разрабатывается предельно лаконичная аналитическая записка (в 2-4 стандартных листа), высшему политическому руководству страны.

    Проведенные в 90-х годах в научных центрах России (ИВ РАН, ИМЭМО РАН и др.) прогностические исследования на основе ситуационного экспертного анализа принесли весьма содержательные результаты прежде всего по части взаимодействия внутренних и международных факторов в разработке внешнеполитической стратегии, многовариантности различных альтернатив мирового развития. По словам В.И. Аникина, «выявился бесплодный характер догматической дискуссии  по вопросу о т.н. приоритете внутренней или внешней политики, поскольку главное – их целостность, взаимодействие и единство»18.

      Вместе с тем метод ситуационного экспертного анализа не лишен и негативных моментов –  на практике в большинстве случаев при всей внешней беспристрастности ситанализ по сути является социальным заказом правящей элиты, которая, в свою очередь, не свободна от лоббистского влияния различных олигархических групп.

       Таким образом, экспертный ситанализ представляет собой наиболее тесно связанный с практикой международных отношений метод прогнозирования, который позволяет глубоко оценить ситуацию и принять рациональное и взвешенное коллективное решение с учетом текущей ситуации. Благодаря использованию метода Дельфи ситанализ способен обеспечить максимально тесную стыковку внутриполитических и международных факторов развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. СЦЕНАРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 

2.1. Прогностические сценарии «большого цикла»

       К концу ХХ века, вслед за исчезновением биполярности на мировой арене, в политической науке все более укореняется универсальное осмысление ключевых закономерностей мирового цивилизационного развития. На место упрощенной догматической трактовке истории человечества как однолинейного восходящего процесса приходит теория волнообразно-циклического развития всемирной цивилизации.

      Основные положения тории волн и цикла сложились в мировой  науке еще в первой половине ХХ века  в трудах О. Шпленгера, Н. Кондратьева, Й. Шумпетера и др. Однако свое развитие именно в международной проностике теория цивилизационных волн и циклов получила только в конце ХХ века в работах В.И Пантина и И. Валлерстайна.

      Сущность волнообразно-циклической теории любой цивилизационной системы сводится к пониманию динамики движения человеческого общества как последовательной смены одной волны или спирали развития другой. В процессе подобного движения цикла отчетливо различаются:

а) фаза стабильного, более или менее  устойчивого развития с присущей ей потенциальной инерцией движения;

б) фаза кризиса системы, когда инерция движения становится нестабильной или неустойчивой, когда в недрах традиционных структур зарождаются иновариантные элементы и альтернативы будущего;

в) фаза качественного скачка или подъема, т.е. институционализации и перехода общества в новое состояние, что рождает в недрах системы новую инерционную динамику.

Информация о работе Международное прогнозирование в теории и практике международных отношений