Особенности внешнеполитической коммуникации России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Интересы России и Японии в области внешней политики пересекаются по многим направлениям, в частности, это касается общих торгово-экономических интересов в мировом сообществе, проблем терроризма и обеспечения национальной безопасности, а также укрепления двусторонних отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Это говорит о том, что существуют все предпосылки для развития эффективной системы внешнеполитических коммуникаций между Россией и Японией.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………...………………………………………………...4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИИСЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКО-ЯПОНСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1 Исторический опыт взаимодействия России и Японии……………….7
1.2 Задачи к основным направлениям внешней политики России и Японии……………………………………………………………………………15
1.3 Составляющие внешнеполитической коммуникации………………..21
ГЛАВА 2. ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ РОССИИ И ЯПОНИИ
2.1 Анализ внешнеполитической коммуникации России и Японии……23
2.2 Рекомендации по улучшению эффективности внешнеполитической коммуникации России и Японии……………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………..36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………………………….38

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая работа.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

     При анализе статей было выявлено разнообразие мнений современных историков, журналистов, политических деятелей, наиболее характерные из которых иллюстрируют высказывания историка Л.Н. Кутакова, который считает, что в современные дни возможностей больше и есть реальные основания для надежды на прогресс, а еще лучше на прорыв в русско-японском добрососедстве.

     Для анализа деятельности политических организаций нами были использованы материалы институтов внешней политики России: МИД, верхняя и нижняя палаты парламента, Совет безопасности РФ, Правительство РФ, а также субъекты Федерации, которые имеют право развивать свои международные связи при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности России.

     В последние годы активно развивалось российско-японское взаимодействие в решении актуальных международных проблем в рамках ООН, «Большой восьмерки», а также механизмов Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Асеановский региональный форум (АРФ) и др.

     Россия  и Япония укрепляли взаимодействие в интересах эффективной борьбы с международным терроризмом, актуальность которой существенно возросла после  событий сентября 2001 года в США. В  ноябре 2002 года состоялись первые российско-японские консультации по противодействию международному терроризму.

     Расширялось сотрудничество в области контроля за вооружениями, разоружения и нераспространения. Россия и Япония координировали действия в рамках международных нераспространенческих режимов и способствовали продвижению многостороннего диалога по разоруженческой проблематике.

     Осуществлялось  взаимодействие в рамках созданного в 1993 году Комитета по сотрудничеству в целях содействия в области  ликвидации подлежащего сокращению в Российской Федерации ядерного оружия. При содействии Японии был создан и начал функционировать комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов «Ландыш» на Дальнем Востоке России. Между соответствующими организациями двух стран последовательно развивалось сотрудничество в области изучения способов утилизации избыточного оружейного плутония с использованием российских реакторов на быстрых нейтронах, и уже проведена предварительная утилизация. Кроме того, Россия и Япония взаимодействовали по линии Международного научно-технического центра (МНТЦ).

     В последние годы кардинально расширился круг обсуждаемых в ходе консультаций по линии МИД России и МИД Японии региональных вопросов, укрепилась координация  действий в решении актуальных международных  проблем. По линии соответствующих подразделений МИДов проводятся консультации по внешнеполитическому планированию, полезные с точки зрения определения средне- и долгосрочных перспектив развития международной обстановки [31].

     За  последний год состоялись четыре встречи заместителя Министра иностранных дел России А.Н.Бородавкина с японскими делегациями во главе с послом Японии в Москве М.Коно. В ходе бесед были обсуждены перспективы двустороннего политического диалога и взаимодействия России и Японии в ряде практических областей, состоялся обмен мнениями о путях дальнейшего развития российско-японских отношений, включая контакты и взаимодействие по линии парламентов двух стран, утвержден график двустороннего политического диалога, выработаны основные направления взаимодействия в торгово-экономической области. Данные встречи проходят в протокольном режиме и носят формальный характер.

     В последнее время наблюдается  заметная активизация двусторонних торгово-экономических связей. В 2003-2004 гг. объем российско-японского товарооборота возрос более чем в два раза и достиг рекордного за историю двусторонних отношений показателя в 8,85 млрд. долларов.

     С 1994 года действует Российско-Японская межправительственная комиссия по торгово-экономическим  вопросам (сопредседатели Министр промышленности и энергетики Российской Федерации В.Б.Христенко и Министр иностранных дел Японии Н.Матимура). Ее седьмое полноформатное заседание состоялось 22 апреля 2005 года в Токио.

     В апреле 2005 года начала свою деятельность Российско-японская организация по содействию торговле и инвестициям, целью которой является формирование условий для расширения масштабов делового взаимодействия между Россией и Японией.

     Перспективным направлением становится энергетическое сотрудничество, в первую очередь  в области освоения нефтегазовых ресурсов российского Дальнего Востока и Сибири. Реальное продвижение достигнуто в осуществлении проектов "Сахалин-1" и, особенно, "Сахалин-2", в которых активно участвуют крупные японские компании. Общий объем инвестиций в эти два проекта составляет около 20 млрд. долларов.

     Достаточно  активно продвигается взаимодействие в других практических сферах отношений. Происходит освоение новых, "закрытых" ранее областей сотрудничества: контакты по военной линии, между пограничными и правоохранительными ведомствами и т.д. В 2003 г. состоялся обмен визитами глав военных ведомств (январь - Москва и апрель - Токио). Регулярно проводятся штабные переговоры, консультации в рамках межправительственного соглашения по предотвращению инцидентов на море, двусторонней рабочей группы военных ведомств. Налажен обмен по линии военных научно-исследовательских организаций.

     Активно ведется двустороннее сотрудничество между представителями правоохранительных органов в целях предотвращения браконьерства и контрабанды  российских морепродуктов в японские порты, незаконного оборота наркотических средств и огнестрельного оружия, нелегальной миграции. В Японии побывали Председатель Верховного Суда России В.М.Лебедев, руководитель Пограничной службы ФСБ России В.Е.Проничев, делегация руководителей силовых структур Сахалинской области, состоялась встреча на море представителей погранслужб двух стран.

     Большое значение стороны придают развитию культурных, гуманитарных, молодежных обменов, связей по линии парламентов  и общественных организаций, в том числе традиционных партнерских обществ дружбы, чему в значительной степени способствовала подготовка и проведение в России и Японии многочисленных мероприятий, связанных с 300-летием Санкт-Петербурга. В декабре 2003 года состоялся официальный визит в Японию Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Москву посетила парламентская делегация Японии во главе с председателем общества “Япония-Россия” Ю.Хатоямы.

     В последние годы заметно активизировалось сотрудничество России и Японии в международных вопросах (прежде всего северокорейская тема, антитеррор). В сентябре 2000 г. на высшем уровне подписано Совместное заявление о взаимодействии Российской Федерации и Японии в международных делах. В феврале 2002 г. подписано Совместное заявление министров иностранных дел России и Японии по борьбе с международным терроризмом.

     В российско-японских отношениях имеется  и ряд проблемных аспектов. Одной  из наиболее сложных проблем является выдвижение Японией территориальных  претензий на южные острова Курильской гряды (о.Итуруп, о.Кунашир и Малая Курильская гряда). Среди других вопросов - не отвечающие потенциалу двустороннего сотрудничества объем и динамика взаимной торговли; незначительные масштабы японских инвестиций в российскую экономику; отказ Токио перерегистрировать на Россию собственность бывшего СССР в Японии и др [32].

     При обилии институтов, оказывающих влияние на внешнюю политику, у России нет эффективных инструментов коммуникации с внешнеполитическими партнерами, в том числе попадающими в разряд стратегических. В настоящий момент внешнеполитический курс России определяется несколькими структурами, которые редко координируют свою деятельность друг с другом и в ряде случаев могут выступать конкурентами [33].

     На  уровне народной дипломатии общественное мнение в России о Японии формировалось под влиянием устойчивых негативных факторов, порожденных агрессивными действиями этой страны на Дальнем Востоке, в том числе и в результате разорительной войны против России в 1905 г., после которой был подписан позорный Портсмутский договор. Россия пошла на значительные территориальные уступки Японии, в том числе выплатила контрибуцию.

     Помнят в России и ужасающие картины оккупации японской армией районов российского Дальнего Востока и Восточной Сибири, крайне жестокие, террористические методы, с помощью которых оккупанты пытались утвердить свою власть, а также огромные жертвы, понесенные Красной Армией в боях за освобождение этой земли.

     Негативные  стереотипы и предрассудки – чувство злобы и антияпонские настроения в нашей стране не были так широко распространены, как антирусские настроения в Японии, где они подогревались официально, например, организованным японскими властями движением за возвращение "северных территорий". Образ свирепого "Северного медведя" – России (Советского Союза), якобы угрожающего самому существованию Японии, с давних пор умело создавался и утверждался в японском общественном мнении. Работа эта усилилась после Октябрьской революции в России, где к власти пришли "воинственные красные", готовые, распространить "пожар революции" на другие страны, в том числе и на японские острова. К этому следует добавить грубое искажение японскими СМИ причин и мотивов вступления СССР в войну против Японии в августе 1945 года. В то время идеологическая нетерпимость советского руководства, угрозы разжечь "пожар мировой революции" не могли не насторожить японцев, вызывая негативную реакцию, даже страх перед СССР. И этот страх все еще живет в японском обществе [34].

     Россия  и Япония последовательно развивали свои неформальные отношения, исходя из того, что расширение культурных и гуманитарных обменов способствует развитию межгосударственных связей, укреплению дружбы и взаимопонимания. В июле 2002 года вступило в силу двустороннее «Соглашение о культурных связях» [35].

     К настоящему времени 1396 человек приняли  участие в программах молодежных обменов, что способствовало углублению взаимопонимания между народами России и Японии. В мае 2001 года и в мае 2002 года проведены российско-японские форумы на тему «Российско-японские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях глобализации».

     Стремясь  к углублению двусторонних отношений  на основе развития дружбы и взаимопонимания  между двумя народами, Российская Федерация и Япония осуществляют сотрудничество на основе «Соглашения о культурных связях», в рамках которого в 2003 г. в Москве состоялся «Фестиваль японской культуры в России», а 2 июля в Токио состоялся «Фестиваль российской культуры в Японии», призванный не только познакомить японцев с национальными традициями народов России, но и найти пути к укреплению взаимопонимания и доверия между двумя странами. Также проводились аналогичные мероприятия, знакомящие японцев с культурными ценностями России. Постоянно увеличиваются контакты по линии «Российского комитета 21 века» и «Форума российско-японской дружбы 21 века».

     Внешнеполитическая  коммуникация в области народной дипломатии недостаточно широко освещается и не получает информационную поддержку, вследствие чего эти мероприятия остаются недоступными для массовой аудитории.

     Таким образом, во внешнеполитической коммуникации России наблюдается разнообразие мнений современных историков, журналистов, политических деятелей, наиболее характерные из которых иллюстрируют высказывания историка Л.Н. Кутакова, который считает, что в современные дни возможностей больше и есть реальные основания для надежды на прогресс, а еще лучше на прорыв в русско-японском взаимодействии.

       Главной особенностью внешнеполитической коммуникации России является стремление к открытому диалогу со своими стратегическими партнерами. Барьерами для развития международных связей являются исторические разногласия и неурегулированные проблемы. Нерешенный вопрос «северных территорий» является камнем преткновения в отношениях между Россией и Японией.

     Важной  особенностью внешнеполитической коммуникации России является то, что она стремится  быть одним из главных посредников  в международной жизни, инициатором встреч и переговоров, иметь ключевое право голоса в принятии глобальных стратегических решений ведущих стран мира. Такая позиция входит в противоречие с другими развитыми странами. Япония рассматривает Россию как конкурента на азиатском экономическом рынке и не стремиться терять лидирующие позиции в данном регионе.

     Неформальная  российская внешнеполитическая среда на данный момент не имеет коммуникационных каналов высокого уровня, что является очевидной проблемой народной дипломатии. Также взаимодействию на международной арене не хватает информационной поддержки и освещения в центральных СМИ. 
 

Информация о работе Особенности внешнеполитической коммуникации России