Революция в военном деле и её влияние на международные отношения Болонский процесс и кредитно-модульная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 23:30, реферат

Краткое описание

Военная сила государства (группы государств) исполняет внутреннюю и внешнюю функции. Во внутренней области заданием армии является сохранение безопасности и порядка. Она может также выполнять воспитательные, организационно-экономические задачи. Во внешнеполитической области обладание военной силой является гарантом национальной безопасности. Военный потенциал служит защите и сохранению целостности территории, а также сложившегося социально-политического правопорядка, оберегает коллективные и индивидуальные интересы, часто в союзе с другими странами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1 РЕВОЛЮЦИИ В ВОЕННОМ ДЕЛЕ…………………………………………..
2 ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА………………………………………………
3 ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СОХРАНЕНИЯ МИРА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД…………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………..
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Содержимое работы - 1 файл

Революция в военном деле и её влияние на международные отношения.docx

— 57.28 Кб (Скачать файл)

    В последнее десятилетие прошлого века началась очередная шестая революция в военном деле. Она связана с появлением высокоточного оружия, а с ним и бесконтактных войн совершенно нового шестого поколения. Бесконтактные войны характеризуются тем, что нападающая сторона с помощью длительных массированных ударов может лишить экономики любого противника, в любом регионе нашей планеты. Возможность безнаказанно убивать других, но не умирать самим, безусловно, станет мощным дестабилизирующим фактором в мире.

    Таким образом, революция в военном  деле - это такие коренные и качественные изменения, происходящие под влиянием научно-технического прогресса в  средствах вооруженной борьбы, которые  в корне меняют строительство  и подготовку вооруженных сил, способы  ведения военных действий и войны  в целом.

    Начиная с четвертого поколения, революция  в военном деле проявляется, прежде всего, через стратегию ведения  войны как главную составную  часть военного искусства. Первые три  поколения войн проявлялись в  основном через тактику и оперативное  искусство ведения войны.

    Как ни парадоксально, но стратегия фактически нужна для исправления политических ошибок и промахов, для расплаты за грехи политиков. Если в современных  войнах стратегия ведения войны  не меняется, а меняются только оперативное  искусство или тактика, то нельзя считать, что произошли коренные изменения и совершилась революция в военном деле. Скорее всего, речь идет лишь о результатах научно-технического прогресса или военно-технической революции.

      Так, применение впервые в мире реактивной авиации в войне в Корее 50 лет назад привело к изменению формы борьбы за господство в воздухе, но это не изменило стратегии войны в целом. В войне во Вьетнаме впервые в массовом количестве применялись боевые вертолеты, что привело к изменению общевойскового боя - он приобрел воздушно-наземный характер, но опять же характер этой войны не изменился, и обе эти войны не вышли за пределы четвертого поколения. В 80-е годы прошлого века в войнах на Ближнем Востоке были проведены экспериментальные пуски высокоточного оружия, однако и здесь характер войны также не менялся.

      Но в войне в Югославии в 1999 г. изменился характер войны в целом. Она проведена в основном бесконтактным способом, что достаточно убедительно свидетельствует о начале шестой революции в военном деле в США, хотя есть и те, кто по различным причинам не хотел бы этого замечать.

      Сейчас в мире идет непрерывный процесс военно-технических революционных преобразований в военном деле, и несмотря на то, что в ряде стран он весьма существенен, его результаты пока еще далеко не всем, даже из наиболее развитых стран, удалось распространить на область стратегии. Для этого потребуется не менее 10 лет. Это означает, что сейчас еще нет стран, в полной мере подготовленных к войнам очередного, шестого поколения.

      На подготовку вооруженных сил многих экономически слабых ядерных и безъядерных стран к войнам нового поколения нет и еще очень долго не будет средств. В начале XXI в. государства не будут в полной мере способны вести вооруженную борьбу в формах и способах войн шестого поколения. И совершенно ясно, что все принимаемые меры в отстающих в военном развитии ядерных странах, наверняка, будут связаны только с повышением ставки на ядерное оружие. Здесь следует ожидать дальнейшей модернизации ракетно-ядерного оружия, а также ужесточения в военных доктринах положения об отказе от принципов неприменения ядерного оружия первыми.

      Очередная шестая революция в военном деле тесно связана с дальнейшим освоением военного космоса, компьютеризацией, применением сверхскоростных переключателей схем, искусственного интеллекта, лазеров, микроволн, элементарных частиц. Передовые технологии уже сейчас позволяют создавать практически новое, не имеющее аналогов оружие космического базирования, которое будет способствовать изменению характера вооруженной борьбы и войн в целом. Может произойти не только расширение количества стран, использующих военный космос, но предвидятся и запретительные действия со стороны некоторых стран - лидеров в космосе. Весьма вероятны военные действия в космосе с целью беспрепятственного создания масштабной космической инфраструктуры для обеспечения ведения бесконтактных войн.

      Здесь не исключена опасность, связанная с тем, что могут быть быстро утеряны преимущества, достигнутые до этого на количественном уровне соотношения сил и средств, созданные для прошлых четвертого и пятого поколений войн с учетом всех ограничений и сокращений войск и вооружений. Это сразу же обнажит беспомощность государств, отставших на поколение войн, немедленно дестабилизирует международную и стратегическую обстановку.

      Способность стран, подготовленных к новому шестому поколению войн, наносить внезапные массированные, длительные по времени, высокоточные стратегические удары на любую дальность и по любому противнику на нашей планете уменьшает значение фактора передового базирования и снимает необходимость постоянного присутствия военных сил. Но одновременно значительно возрастут трудности разграничения и распознания ядерных и обычных систем оружия и средств доставки в цели, что, несомненно, повысит риск санкционированного применения ядерного оружия.

      Шестая революция в военном деле опасна, прежде всего, тем, что мировое сообщество на нашей планете будет неизбежно расколото на тех, кто отрывается от остальных на поколение войн и тех, кто остается в прошлых четвертом и пятом поколениях. Следует ожидать большого сопротивления ядерных стран, отставших на поколение войн в сокращении и ликвидации ядерных вооружений. Может проявиться стремление неядерных стран стать ядерными.

      Опасность заключается в том, что ядерная страна, ввязавшаяся в обычную войну, но ведущуюся противником по формам и способам шестого поколения, неизбежно проиграет ее, и ей ничего не останется, как применить свое ядерное оружие, то есть пойти на самоубийство.

     Можно утверждать, что попытка создать  в ряде стран интегрированную  военную силу, состоящую из совокупности военных формирований всех их силовых  структур, не позволит обеспечить им выгодный баланс сил даже на отдельных стратегических направлениях. Трудно ожидать, что такая  военная сила будет способна решать конкретные стратегические и политические задачи и позволит достичь победы в войне даже в переходный период к бесконтактным войнам. В этот период баланс сил начнут измерять совсем другими размерными единицами, не связанными с количеством полков, бригад, дивизий, корпусов и т.п. Здесь главным становится соотношение высокоточных ударных и оборонительных возможностей сторон. Если бы было объявлено концептуально, что вооруженные силы этих стран будут создаваться на базе высокоточных средств поражения и обороны, то это могло бы стать мощнейшим сдерживающим фактором даже при отсутствии ядерного оружия.

     В случае если подготовленная к войнам шестого поколения страна начнет бесконтактную агрессивную войну  с любым противником, отставшим  в своем военном развитии на поколение  войн, то военно-политические цели в  ней могут быть достигнуты только нанесением массированных высокоточных ракетных, радиоэлектронных и информационных ударов по экономике противника.

    В приведенной выше "формуле" победы "работает" только второе слагаемое, "весовое значение" которого становится максимальным. Вся мощь агрессора  может быть направлена бесконтактным  способом исключительно против экономического потенциала противника. Другие военные  действия, связанные с оккупацией его территории, могут не планироваться  и не проводиться. Лишенный бесконтактным  способом экономики противник, не сможет сохранить боеготовыми свои вооруженные силы, и они через какое-то время развалятся сами. По этим вооруженным силам, отставшим в своем развитии на поколение войн и не представляющим собой никакой угрозы, вообще могут не наноситься высокоточные удары бесконтактным способом.

    Народ страны, лишившийся экономики, вооруженных  сил, а значит жизненных условий  и безопасности, сам сметет свое правительство и может даже сменить  государственный политический строй. Таким образом, третья составляющая "формулы" победы также может  быть достигнута без оккупации территории противника.

    В бесконтактных войнах меняются не только весовые значения составляющих "формулы" победы. Скорее всего, изменяются многие привычные представления в области  стратегии, оперативного искусства  и тактики. Для стран, участвующих в вооруженном противоборстве бесконтактным способом, такая война всегда будет иметь широкий пространственный размах. Не будет явно выделенного направления главного удара, так как удары могут наноситься одновременно со всех стратегических направлений. В ближайшие 10-15 лет даже самые передовые нынешние формы и способы ведения войны на выталкивание и истощение противника в интересах победы потеряют всякий смысл, а самая современная боевая техника и вооружение прошлого поколения войн утратят свое значение и перестанут применяться.

    Если  во всех предыдущих поколениях войн основными  формами военных действий были удар, бой, операция, являвшиеся основополагающими  категориями военной науки и  военного искусства для достижения победы, то в вооруженной борьбе в бесконтактных войнах будущего и здесь произойдут большие изменения. Известно, что во всех предыдущих поколениях контактных войн ведущую роль в последовательном разгроме группировок противника играла тактика. В бесконтактных войнах главную роль в одновременном  поражении противника будет играть стратегия.

    Решающие  военные действия будут происходить  в воздушно-космическом пространстве - главном театре войны, и суверенитет  государства, подвергшегося нападению  бесконтактным способом, может быть нарушен именно здесь без проникновения  на его наземную территорию не только сухопутных, но даже и аэромобильных частей и соединений агрессора. Наступление и оборона общевойсковых подразделений, частей, соединений и объединений сухопутных войск начнут постепенно уходить в историческое прошлое.

    Совершенно  очевидно, что для полной победы в бесконтактных войнах у нападающей стороны, подготовившейся к таким  войнам, сухопутных группировок вообще не будет. В связи с этим, скорее всего, исчезнут тактические, оперативные  и даже стратегические рубежи и фланги. Такие термины контактного противоборства, как "фронт", "тыл", "передний край" потеряют свой традиционный смысл и будут вытеснены понятиями: "требуется уничтожить" или "не требуется уничтожать" бесконтактным способом. Удары будут одновременно наноситься по объектам на всей территории страны, подвергшейся нападению. Трудно будет выявить отличие между стратегией и оперативным искусством. Управление разведывательно-ударными боевыми системами нападающего в такой войне в конечном итоге сведется к нескольким командам: "обнаружить", "принять решение", "уничтожить", "задокументировать результаты уничтожения".

    Таким образом, в бесконтактных войнах компоненты "формулы" победы сохраняются, но кардинально изменятся их весовые  значения. Победа может быть достигнута лишь в результате разгрома экономики  противника, причем без всякой оккупации  его территории.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ 

    При рассмотрении возможных форм конфликтов следует помнить, что военная  мысль состоит из совокупности теорий, подходов, взглядов и парадигм, которые  принадлежат к конкретной эпохе, обществу или лицу. Военная теория связана с историческим наблюдением  и систематическим изучением  организации, стратегий, тактик, техник и процедур от античности до наших  дней. Она является средством образования как для военных, так и для политиков. Она также дает основу для выработки доктрины, которая в свою очередь создает общую философию и практику для разрешения проблем в реальном мире (либо посредством боевых действий, либо другими способами). Как писали в своей нашумевшей работе "Война и антивойна" Алвин и Хейди Тофлеры, "путь ведения войны отражает методы укрепления благосостояния - путь ведения анти-войны должен отражать пути ведения войны". Соответственно история войн может быть разделена на три больших периода (или, по терминологии авторов, волны), соответствующих истории развития человеческих цивилизаций: аграрный, промышленный и информационный. В соответствии с моделью Тофлеров, будущие войны для цивилизаций третьей волны должны принимать форму информационных войн. Часто думают, что информационная война - это война, основывающаяся на совершенных системах связи, доступу к космосу, и процессу принятия решений в реальном времени. На самом деле, простое применение подобных технологических новшеств - это новый путь ведения старых боевых действий. Это война информационной эпохи, а не информационная война. Борьба за информацию отличается от борьбы за территорию или природные ресурсы. Финансово-промышленные группы и даже государства, которые борются за информацию, будут значительно отличаться от тех, которые воевали за материальные ресурсы. Сама природа информации должна влиять на политику правительства, устанавливать ограничения на государственный суверенитет . Постоянное совершенствование и защита информационных средств являются предпосылкой для выживания обществ "третьей волны".

    С древнейших времен враги вели войны  в пяти измерениях - политическом, социальном, технологическом, операционном и в  области снабжения - которые связаны  с четырьмя элементами национальной мощи - политическим, социально-психологическим, военным и экономическим. Игнорирование  даже одного из них может привести к катастрофическому поражению. Политическое измерение состоит  из политических целей и политики как процесса. Политические цели всегда направляли войны, хотя и не всегда до конца последовательно. Социальное измерение - воззрения и обязательства  людей - также остается важным. Технология воздействует на каждое измерение и  на все уровни войны. Она взаимодействует  с культурой и событиями во времени и пространстве и оказывает  воздействие на продолжительность, природу и результаты конфликта. Операционное измерение связано с ведением войны. Оно состоит в основном из попыток доминировать на поле боя и разрушить вражескую волю сражаться.

Информация о работе Революция в военном деле и её влияние на международные отношения Болонский процесс и кредитно-модульная система