Социальный портрет маргинала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Нередко люди находится в промежуточном положении между устойчивыми социальными слоями. Как объяснить данное явление. Повсюду в современном мире происходит смена ценностей и норм в обществе, размываются и уничтожаются этнические границы, происходит деформация культур, социальных структур в результате научно-технического прогресса – в результате этого, в обществе формируются нетрадиционные общественные явления и процессы, в частности – маргинализация общества.

Содержимое работы - 1 файл

Понятие о биосфере и ноосфере. Учение В.И. Вернадского..docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

Этот "романтический" период французской маргинальности наложил своеобразный отпечаток  на ее понимание. Во Франции утвердила  себя точка зрения на маргинальность как на результат конфликта с общепринятыми нормами и "продукт распада общества, пораженного кризисом" . Основными причинами называют "два совершенно различных маршрута" в маргинальность:

•  разрыв традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира;

•  постепенное  вытеснение (или насильственный выброс за пределы законности .

Маргинал  отныне, по образному выражению А. Фарж, "схож со всеми, идентичен им и в то же время он калека среди  подобных — человек с отсеченными  корнями, рассеченный на куски в самом сердце родной культуры, родной среды" .

В немецкой  социологической литературе характерен подход к маргинальности в области  социальной структуры как к общественной позиции, характеризуемой высокой  социальной дистанцией по отношению к доминантной культуре "основного общества" (Kerngesellschaft). Эта позиция находится обычно на низшей ступеньке иерархической структуры (в этом смысле "на краю") общества, а социальная категория людей, которые пребывают в маргинальном положении, здесь обозначается как окраинная группа (а также "маргинальная", "проблемная группа", "социально презираемые слои", деклассированные; в обыденной речи — "осадки", "дно", "отбросы", прокаженные", "асоциальные"). В немецкой исследовательской литературе к социальным окраинным (маргинальным) группам причислены различные гетерогенные группы, например, цыгане, иностранные рабочие, гомосексуалисты, проститутки, алкоголики, наркоманы, бродяги, молодежные субкультуры, нищие, преступники и освобожденные уголовники . В последнее время в связи с воссоединением Восточной и Западной Германии исследователи обратились к новым маргинальным группам, появившимся на рынке труда в результате этого сложного политического процесса . Описываются такие отличительные черты поведения и установок маргиналов, как бедность контактов, разочарованность, пессимизм, апатия, агрессия, отклоняющееся поведение и т.д.

В то же время здесь, как правило, речь идет не о теоретических, а об очевидных  критериях отнесения. Отмечается неясность  содержания значения понятия маргинальности. Для его определения предлагаются различные теоретические обоснования. Рассматриваются низкий уровень признания общеобязательных ценностей и норм, а также участия в их осуществлениии в социальной жизни; кроме того, подчеркивают относительную депривацию и социальную и пространственную дистанцию, недостаточные организационные и конфликтные способности как определяющие черты окраинного положения. Особенно подчеркивается тот факт, что окраинные группы легитимируются как объекты официального контроля и определенных институтов. И хотя признано существование различных видов маргинальности и различных причинных связей, все же существует единодушие в том, что только в незначительной части они сводимы к индивидуальным факторам. Большинство видов маргинальности образуются из структурных условий, связанных с участием в производственном процессе, распределении дохода, пространственном размещении (например, образование гетто). Многие находящиеся на краю люди ограничены в том, чтобы жить в соответствии с общими представлениями и общими стандартами (например, бездомные) . Существует также определение маргинализации как консервативного метода социальной политики .

Близка  к такому подходу в рассмотрении маргинальности позиция, обобщенная в совместной работе исследователей ФРГ и Великобритании  английским социологом К. Рабан. Маргинальность рассматривается как результат процесса, в котором отдельные личности или группы отстраняются от участия в различных институтах, все больше вытесняются на край основного течения жизни общества и теряют возможность участвовать в ней, т.е. контролировать общественные отношения и, таким образом, собственные условия жизни. Статус маргинальности определяется через образное "понятие окраинной среды" ("Mitte-Rand-Begriff"). Маргинальный человек — "чужак" или "аутсайдер" в своем обществе. Авторы сборника рассматривают различные образцы маргинальных групп: зависящие от благотворительности (Wohlfahrsabhangige) и особенно безработные, иностранные рабочие и этнические меньшинства, преступники и интеллектуалы.

Выделяются  три измерения процесса маргинализации:

- экономическое  — маргинализация как "относительная  депривация", отстранение от деятельности  и потребления; 

- политическое  — поражение в гражданских/политических правах (de facto или de jure), лишение права выборов; отстранение от участия в обычной политической деятельности и от доступа к формальному политическому влиянию;

- социальное  — маргинализация как потеря  общественного престижа: деклассирование,  стигматизация ("Verachtung") и т.п. маргинальных групп .

Итак, краткий  анализ основных направлений изучения маргинальности в европейской социологии показывает, что она описывается  главным образом как структурная (социальная). Включая каждый раз  в свое содержание специфику и своеобразие определенных социальных условий, в концепции маргинальности в европейской социологической традиции отразились некоторые общие черты:

- определенная  стабильность и преемственность  в развитии социальной структуры,  в которой кризисные явления и структурные перестройки, связанные с научно-технической революцией, приводят лишь к количественным и качественным изменениям "окраинных" (по отношению к основному обществу) социальных групп;

- достаточно  четко определяемый состав этих  групп, которые являются объектом официального контроля институтов социальной поддержки.

В настоящее  время концепция маргинальности находится в стадии дальнейшего  развития. В качестве примера можно  привести уже цитированную здесь  работу Дж. Б. Манчини. Она обобщает и, отчасти, синтезирует различные  теоретические подходы и позиции.

Прежде  всего, один из основных выводов сводится к следующему: концепция маргинальности перестала существовать как унитарная, в ней выделились три направления, три типа: культурная, структурная и маргинальность социальной роли.

Культурная  маргинальность  — в ее классическом определении относится к процессам кросс-культурных контактов и ассимиляции. В основе этого типа маргинальности — взаимоотношения систем ценностей двух культур, в которых участвует индивид, результатом которых становится двусмысленность, неопределенность статуса и роли. Классические описания культурной маргинальности дали Стоунквист и Парк (как уже упоминалось ранее).

Маргинальность  социальной роли  — маргинальность этого типа возникает в следующих  случаях: в случае неудачи при  попытке отнесения к позитивной референтной группе; нахождение в роли, которая лежит между двумя рядом расположенными ролями; членство в группах, определяемых как маргинальные (некоторые профессиональные группы); к этому же типу относят и те социальные группы, которые полностью вне основного течения социальной организации (например, цыгане, бездомные и т.д.)

Структурная маргинальность  — относится  к политическому, социальному и  экономическому бессилию некоторых  лишенных избирательных прав и/или  поставленных в невыгодное положение сегментов внутри общества.

Исследуя  степень остроты маргинальности и ставя по существу проблему измерения  этого явления в различных  социальных ситуациях, Манчини предлагает систему измерителей. Крайняя  степень  маргинальности — это душевная дезорганизация и/или суицид. Для определения степени маргинальности как состояния индивида, Манчини вводит понятия сущностной и процессуальной маргинальности (Essential vs Processual Marginality) , которые определяют "природу" маргинальности тех или иных социальных субъектов. Различия между ними — в степени статичности или динамичности маргинальной позиции, занимаемой индивидом или группой. Первый вид маргинальности связан скорее с положением в структуре, когда индивид становится маргиналом "по определению". Второй вид, замечает Манчини, основан на перемещении между двумя группами, когда личность пытается двигаться из одной социальной позиции в другую. В этом случае маргинальность имеет место, когда в процессе движения из "подающей" группы (feeder-group) к "принимающей" (recipient group) — обычно позитивной референтной группе, личность еще имеет корни в прежней, но еще не полностью принята в новую. Очевидно, сущностная и процессуальная маргинальности обобщают в себе признаки, в первом случае, культурной и структурной, а во втором — социально-ролевой маргинальности.  

Степень маргинальности зависит от того, является ли социальная ситуация, в которой  находится индивид, постоянной и  центральной частью его жизни. Манчини  предлагает следующие измерения  маргинальности:

1. Изменчивость ситуации : чем больше постоянство и неизменность маргинальной ситуации, тем больше степень неприспосабливаемости; (например, негры в Бразилии находятся в относительно постоянной позиции маргинальности, потому что сила традиции (позднее освобождение от рабства) затрудняет социальные изменения).

2. Заметность, выпуклость : чем больше степень  центральности маргинальной ситуации  по отношению к личной идентичности, тем больше степень неприспосабливаемости  (например, еще Парк замечал, что  цыгане не являются по-настоящему маргинальными людьми, потому что они носят свои "домашние связи" ("home ties") с собой, их маргинальность периферийна к их сущностной идентичности).

3. "Видимость  ": чем больше заметность маргинальности  личности, тем более высокая степень неприспосабливаемости (здесь отмечается различие между "субъективной" маргинальностью, видной только индивиду (как в случае перехода), и "объективной" маргинальностью, видимой как личности, так и окружающим).

4. Культурный  конфликт : высокая степень и мера различий в формах культур двух референтных групп — высокая степень неприспосабливаемости. Здесь следует уточнить, что различия в формах культур различных групп сами по себе не предполагают конфликт. Именно по этому поводу Головенски критиковал концепцию маргинальности, справедливо замечая, что любое современное общество не имеет монолитной культуры и, таким образом, любой мог бы рассматриваться как маргинал в определенной степени. Но, возражает Манчини, различия сами по себе не создают маргинальность, особенно в контексте плюралистичного этоса. Имеются в виду различия, которые несовместимы с общей ориентацией личности, и способны создать беспокойство, тревогу.

5. Групповой  конфликт : чем выше степень конфликта  между двумя группами как политическими  и социальными субъектами, тем выше степень неприспосабливаемости маргинальной личности, попавшей между ними.

6.  Позиция  "подающей" группы : от степени,  с которой "подающая" группа  маргинальной личности протестует, возмущается или препятствует  ее движению в принимающую группу, будет расти неприспосабливаемость.

7. Проницаемость  "принимающей" группы : вместе  с ростом степени, с которой  принимающая (рецепиентная) группа  протестует, негодует или противится  движению маргинальной личности  в ее ряды, будет расти неприспосабливаемость. Как отмечал Мертон, маргинальна та личность, которая "хочет покинуть одну группу членства ради другой, к которой ей социально закрыт доступ".

8. Направление  идентификации : чем больше равнозначность  идентификации личности с двумя  вышеназванными группами, тем более высокая степень неприспосабливаемости. Это случай, когда личность, которая участвует в двух культурах, будет переживать маргинальность, только если она идентифицирует себя одновременно с обеими. Позиция довольно сложная. Пути ее разрешения исследователи рассматривали в разных ситуациях. Одно из предположений — более устойчивая идентификация с той или иной группой будет помогать разрешению конфликтов, присущих маргинальности. Другая точка зрения — двойная идентификация может иметь результатом скорее обогащение, чем конфликт.

9. Добровольная (сознательная) природа позиции : чем больше степень добровольности, с которой личность пошла на  занятие позиции, делающей ее  маргинальной, тем меньше степень  неприспосабливаемости. Вынужденное занятие маргинальной позиции может заведомо иметь более разрушительные социальные и психологические последствия для индивидуумов и групп, чем маргинальность, навязанная свободным выбором. Этот вопрос стоит особенно остро в структурной (социальной) маргинальности. Он связан с регулированием тех условий, в которых происходит маргинализация отдельных сегментов населения, вынужденных создавать чрезвычайно сплоченные субкультуры. Особую важность приобретает социальная политика государства, направленная на сокращение масштабов недобровольности (вынужденности) создания маргинальных позиций.

Таким образом, изложенная система измерителей  включает в себя различные виды ситуаций, порождающих маргинальность, факторов, стимулирующих ее глубину или  смягчающих ее. Можно признать ее определенную ценность для классификации и исследования различных условий и типов маргинальности, несмотря на то, что социологические и социо-психологические "измерители" представлены в одном ряду.

Как считает  Манчини, среди многих вопросов, которые продолжат ее усовершенствование, большое значение имеют следующие:

•  в  какой степени политические, экономические  и социальные изменения связаны  с культурной маргинальностью и  маргинальностью социальной роли?

Информация о работе Социальный портрет маргинала