Социальный портрет маргинала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:17, реферат

Краткое описание

Нередко люди находится в промежуточном положении между устойчивыми социальными слоями. Как объяснить данное явление. Повсюду в современном мире происходит смена ценностей и норм в обществе, размываются и уничтожаются этнические границы, происходит деформация культур, социальных структур в результате научно-технического прогресса – в результате этого, в обществе формируются нетрадиционные общественные явления и процессы, в частности – маргинализация общества.

Содержимое работы - 1 файл

Понятие о биосфере и ноосфере. Учение В.И. Вернадского..docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

Ко второй половине 90-х годов складываются основные черты отечественной модели концепции маргинальности. Интересные и разнонаправленные усилия разных авторов, увлеченно работающих в данном направлении, привели к некоторым консолидированным характеристикам во взглядах на эту проблему. Центральным пунктом в смысловом определении понятия становится образ переходности, промежуточности, что отвечает специфике российской ситуации. Главное внимание направлено на анализ феномена в социальной структуре. Маргинализация признается широкомасштабным процессом, с одной стороны, приводящим к тяжелым последствиям для больших масс людей, потерявших прежний статус и уровень жизни, с другой, ресурсом формирования новых отношений. При этом процесс этот должен быть объектом социальной политики на разных уровнях, имеющей различное содержание в отношении различных групп маргинализированного населения.  

 Глава 2. Социальная помощь маргиналам в системе социальной работы

2.1 Современные маргинальные группы

Под влиянием различных причин маргинализации, о  которых было упомянуто в предыдущей главе, российское общество оказалось дифференцированно на всевозможные маргинальные группы. Следует остановиться на характеристике каждой из них в отдельности.

Мигранты. Экстенсивное развитие индустрии всегда и во всех странах порождает мощные миграционные потоки, стягивая в промышленные центры рабочую силу из сел и малых городов. Большие города активно разрастаются, их социальная инфраструктура претерпевает колоссальные изменения, так как не в состоянии поглотить нахлынувшие потоки людей. За время между переписями 1979 и 1989 годов семья городов миллионеров увеличилась: их уже стало двадцать три. В целом за последние тридцать лет количество горожан возросло со 100 миллионов до 189 миллионов.[11; с.208] И хотя большинство населения России и многих других стран проживает в городах, по своему происхождению оно сельское. Притом взрослое сельское население реже переезжает в города, высокий уровень миграции поддерживается в основном за счет их детей, когда те оканчивают школу. Одним из каналов такой миграции стала система образования: несоответствие расположения учебных заведений расселению людей вызывает переезд молодого населения в города.

Массовая  миграция из села бьет не только по селу, но и по городу, ведет к разложению и сельской и городской культуры, к нарастанию энтропийных процессов - и экономических, и духовных, разрушению моральных норм, девальвации этнических ценностей. Короче говоря, сломан морально-этический «скелет» человеческого поведения, нет точки отсчета добра и зла, все моральные категории размыты и относительны.

В числе  причин морального одичания села миграция занимает далеко не последнее место. Уезжают наиболее работоспособные, энергичные, молодые, из деревни вымывается интеллектуальный потенциал. На их это  место город сбрасывает в село человеческий «шлак» - это криминогенные элементы, бывшие заключенные, которые иначе не могут приобрести жилье, прописку, работу, какой-то статус. Тюремно-лагерные представления и нравы уголовного дна все шире расползаются по сельским местностям, особенно примыкающим к столичным городам. Таким образом, миграционные потоки порождают определенные зоны маргинальности: горожане, прибывшие из сел, оказываются в приграничном мировосприятии - им чужд устой города с его темпом, но в то же время они уже не сельские жители - такое положение человека невольно превращает его в социально-нравстенного мутанта; сельчане, лишившись молодой основы, остаются в консервативном, а порой и деградационном процессе, видоизменяясь за счет прибывших новых негативных форм культуры и нравственности.

Обосновавшись в городе, сельский мигрант утрачивает лучшие образцы сельской культуры, не приобщаясь при этом к культуре городской. Социальная инфраструктура городов не поспевает за бурным миграционным процессом, и мигрант надолго, иногда навсегда остается выбитым из колеи, оставаясь в маргинальном положении.[24; с.209]

Свой  вклад в моральную деградацию села внесли и войска, строящие там  дороги и «обогащающие» таким  образом сельский быт вдобавок к  уголовным и казарменными нравами. От обеднения сельской культуры и смешения нравственности, пьянство в сельских поселениях достигло катастрофических размеров, причем среди пьющего населения огромная часть женщин и подростков. Этот факт объясняет то, что многие дети страдают врожденной умственной отсталостью, олигофренией.

Неоправданно  затянувшееся экстенсивное развитие экономики  страны сорвало со своих родным мест огромные массы людей и переместило  их не только из села в город и  из европейской части страны в  ее неосвоенные регионы, но и из регионов компактного проживания их национальности в другие республики. Этот во многом бессмысленный и разрушительный процесс привел к тому, что более 60 миллионов людей проживают вне границ своих национальных республик. В результате территориально-культурная маргинальность как бы умножается на этнокультурную, приводя к этнической эрозии многих наций, к негласному разделению труда между представителями разных национальностей, а следовательно, к появлению наций с неполной социальной структурой. Многие национальные конфликты были заложены не только сталинской политикой, но и ведомственным произволом последующих лет. [11; с.210]

Чернорабочиеи подневольная «рабсила». В то время  как на Западе бурно развивался реиндустриализации, т.е. переход экономики с индустриального  на информационно-наукоемкий и автоматизированный уровень технологии, наша экономика шла по прежнему пути экстенсивного тиражирования индустриальных и еще более низких технологий. Поэтому на производстве скапливались старые машины и оборудование, снижающие технический уровень. Старые машины требуют ремонта и восстановления, поэтому уровень работников, занятых ручным трудом в нашей стране по-прежнему непомерно высок. Высокие технологии внедряются не только в ограниченном объеме, но, что самое главное, как отдельные точки, сопряженные со все теми же доиндустриальными производствами, которые уродливо дополняют их, разрастаясь в геометрической прогрессии.

Неполная  механизация и автоматизация  производственных прогрессов приводит к тому, что все меньше нужно  высококвалифицированных рабочих для выполнения сложных операций. Сложилась парадоксальная ситуация: внедрение НТП не только не улучшает профессиональную структуру рабочего класса, но прямо деформирует ее, увеличивая удельный вес чернорабочих, обслуживающих низкотехнологичное оборудование. В таких условиях компьютер напрямую оказался сопряжен с кувалдой: на передовых по технологии российских предприятиях работников в 3 - 10 раз больше, чем на аналогичных производствах в развитых странах. Столь большая масса доинструальных технологий, консервируемых и тиражируемых в условиях засилья дорыночных ведомственных монополий, не может не порождать социального иждивенчества миллионов трудоспособных людей, использующих эти неофициальные технологии. Фактически можно говорить о косвенном паразитировании огромного социального слоя, находящегося на периферии производственного процесса и живущего за счет работников более производительного труда. Потребительские стандарты этих людей крайне низки, потребности стабильны, ограничены. Низким потребностям соответствуют низкая производительность труда и ориентация на использование примитивных технологий, неконкурентный тип поведения. Основная социальная установка - получать хотя и низкий, но стабильный доход. Новая техника и технологии вызывает у таких людей страх и ненависть, что открыто сказывается и на самом производственном процессе, и на трудовых отношениях. Этот низовой и массовый консерватизм работников дотоварного типа, маргиналов смыкается с верхушечным консерватизмом номенклатуры. Низкий культурный уровень и высокая степень алкоголизации этих работников способствует и низкому уровню их политической культуры.

Подобный  рабочий слой не только не желает переучиваться - они органически не способны перейти  на более высокие технологии и  склонны передвинуться на еще более дальнюю периферию производства (временные, сезонные, поденные работы) и за его пределы.

За последние 10 - 15 лет не только резко увеличилось  число бичей, но произошло их «омоложение». Раньше это были в основном люди среднего и пожилого возраста, владевшие многими специальностями. Сейчас же воспроизводство бичей осуществляется за счет молодежи, не прошедшей школы производства, но приобщивших уже к тюремно-лагерным нравам. [22; с.145]

Десятки миллионов маргиналов группы чернорабочих, бичей, сельских пауперов не способны ни при каких условиях включиться в новые экономические структуры, сдерживают прогрессивные преобразования в стране. Структурная перестройка экономики и переход к рыночным отношениям поставили эту огромную социальную периферию перед трудноразрешимой проблемой самосохранения и выживания. А, оказавшись в столь уязвимом положении, лишенная моральных стереотипов эта огромная масса людей встанет на путь криминального промысла, породив тем самым новую часть криминальной маргинальности.

Среди маргиналов можно выделить и тех, чей профессиональный или культурный уровень не соответствует занимаемым рабочим местам: их квалификация или  выше или ниже требуемой. Образование, которое не помогает в работе, не открывает путь к продвижению по служебной лестнице, не приносит подлинного интеллектуального или художественного удовлетворения, может породить лишь неудовлетворенность работой, которую вынужден делать человек и которую он, следовательно, будет делать хуже, нежели при отсутствии у него подобного образования. Сейчас в нашей промышленности инженеров в пять раз больше чем вакансий. Как результат - девальвация инженерной профессии, падение ее престижности, и далее - переход квалифицированных инженеров в рабочие, т.к. уровень оплаты труда часто бывает почти одинаковым. А если к инженером прибавить всех дипломированных специалистов, учителей, врачей, агрономов, то окажется что 12 процентов людей трудятся не по специальности.[16; с.216]

Причина здесь в том, что производству, основанному на индустриальной технологии требуется лишь 10 процентов квалифицированных специалистов с высшим или средним образованием, остальным же достаточно неполного среднего или начального. Год от года образовательный дисбаланс нарастает. Здесь есть и изъяны системы образования. ВУЗы и СУЗы по-прежнему готовят специалистов, заранее не востребованных специальностей или готовят специалистов на дефицитные вакансии. Лишь только в последние несколько лет учебные учреждения стали изучать реальный спрос на современных специалистов, но, как правило, обучение на факультетах, готовящих таких специалистов очень дорого, и поэтому значительная часть абитуриентов поступает на «не престижные», маловостребованные, но доступные специальности.

В целом  баланс образовательного уровня рабочих мест выглядит так: 80-90 процентов рабочего класса - хорошо образованные люди с развитой системой потребностей, но от 25 до 30 процентов их сосредоточено в малоквалифицированных видах трудовой деятельности, не способной удовлетворять эти потребности. Противоречие между образовательно-культурным уровнем и степенью его реализации в трудовой деятельности не только не решится, но будет фактически консервироваться, а это неизбежно вызовет рост социальной напряженности, падение трудовой морали, дальнейшее отчуждение труда. Вполне понятно, что в социальной психологии этих групп нарастают негативные изменения, стресс, постепенное раскультуривание и деградация.

Кроме того, очень важную роль в маргинализации молодежи играет национальная и межнациональная  миграция. Эта рабочая сила гораздо дешевле, чем квалифицированный труд подготовленных специалистов строительных, производственных, сельскохозяйственных специальностей. Молодежь, вступившая в трудовую жизнь, оказывается в чрезвычайном положении, выход из которого многие ищут в паразитическом существовании, поскольку вакантные рабочие места заполняются вьетнамцами, корейцами, китайцами, обитателями ЛТП, других исправительных учреждений. Консервация низкого производственного уровня нашей экономики, таким образом, сохраняется, к тому же пополняется за счет этого армия безработных.

«Теневая» экономика порождает и «теневую»  социальную структуру: зачастую один и  тот же человек включен в две  структуры, находящиеся как бы в  разных социальных измерениях. Так, научный  сотрудник может быть фарцовщиком, а для моряка его деятельность заключается не в выполнении свои профессиональных обязанностей, а в транспортировке товаров. Не обязательно вторая роль должна быть криминальной: примером могут служить «шабашники» - городские рабочие, живущие в сельской местности и имеющие подсобное хозяйство, доходы от которого превышают зарплату. Такие люди считаются профессиональными маргиналами.

Безработные. Эта группа маргиналов находится  едва ли не в самом уязвимом положении. Люди, имевшие работу, достойный образ жизни, имеющие семьи оказываются по разным причинам без стабильного дохода, без определенного статуса, теряют уверенность в себе. Среди безработных высока доля лиц с высшим образованием - феномен люмпен-интеллигенции, огромная часть из них женщины. Оказавшись без работы, человек при первой же возможности пополнит собой ряды чернорабочих, и таким образом - ряды армии маргиналов.

Информация о работе Социальный портрет маргинала