Влияние Юнга на социологию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение аналитической психологии К.Г. Юнга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить биографию автора.
2. Изучить теорию архетипов автора.
3. Выявить, как теория влияет на социологию.

Содержимое работы - 1 файл

Курсач по истории Юнг.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

«Прообраз, или архетип, есть фигура  будь то демона, человека или события,  повторяющаяся на протяжении истории везде, где свободно действует творческая фантазия».12

Юнг сопоставлял  архетипы с системой осей кристалла, которая преформирует кристалл в  растворе, будучи неким невещественным полем, распределяющим частицы вещества. В психике таким "веществом" является внешний и внутренний опыт, организуемый согласно врожденным образцам. В чистом виде архетип, поэтому не входит в сознание, он всегда соединяется с представлениями опыта и подвергается сознательной обработке. Ближе всего к самому архетипу эти образы сознания ("архетипические образы") стоят в опыте сновидений, и, мистических видений, когда сознательная обработка отсутствует. Это спутанные, темные образы, воспринимаемые как что то жуткое, чуждое, но в то же время переживаемые как нечто бесконечно превосходящее человека, божественное. В работах по психологии религии для характеристики архетипических образов Юнг использует термин "нуминозное" (numinosum от латин. numen  божество), введенный немецким теологом Р. Отто. По этому поводу Юнг говорит: «Понятие Бога есть необходимая психологическая функция, иррациональная по своей природе: с вопросом о существовании Бога она вообще не имеет ничего общего. Ибо на этот последний вопрос человеческий интеллект никогда не будет в состоянии дать ответ; в еще меньшей мере эта функция может служить каким бы то ни было доказательством бытия Бога".13 Идея Бога является архетипической, она неизбежно присутствует в психике каждого человека, но отсюда невозможен вывод о существовании божества за пределами нашей души. «Если это просто образ, то перед нами будет лишь словесная картина с малым последствием. Но заряженный эмоцией образ приобретает сакральность (нуминозность) или психическую энергию, он становится динамичным, вызывающим существенное последствие».14

По мысли  Юнга, бессознательное – это вместилище утраченных воспоминаний, а также  аппарат интуитивного восприятия, значительно  превосходящий возможности сознательного  мышления. Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Образы вневременны, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории.

«В каждом из этих образов кристаллизировалась  частица человеческой психики и  человеческой судьбы, частица страдания  и наслаждения  переживаний, несчетно повторявшихся у бесконечного ряда предков, и в общем и целом всегда принимавших один и тот же ход. Как если бы жизнь, которая ранее неуверенно и на ощупь растекалась по обширной, но рыхлой равнине, потекла вдруг мощным потоком по глубоко прорезавшемуся в душе руслу,  когда повторила ту специфическую сцепленность обстоятельств, которая с незапамятных времен способствовала формированию прообраза».15

Подобно тому как наше тело есть итог всей эволюции человека, его психика содержит в  себе и общие всему живому инстинкты, и специфически человеческие бессознательные  реакции на постоянно возобновляющиеся на протяжении жизни рода феномены внешнего и внутреннего миров. Мы обнаруживаем систему установок и типичных реакций, которые незаметно определяют жизнь индивида ("тем более эффективно, что незаметно").

Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов находятся не только элементарные поведенческие реакции вроде безусловных рефлексов, но также наше восприятие, мышление, воображение. Архетипы "коллективного бессознательного" являются своеобразными когнитивными образцами, тогда как инстинкты  это их корреляты; интуитивное схватывание архетипа предшествует действию, "спускает курок" инстинктивного поведения.

Юнг описал множество архетипов, дав им условные и весьма своеобразные, но точные названия: Самость, Персона, Тень, Анима, Анимус, Дева, Мать, Ребенок, Возрождение, Дух, Солнце, Мудрец, Герой, Бог, Смерть.   

АРХЕТИП МЛАДЕНЦА

Мотив младенца представляет предсознательный младенческий аспект коллективной души . 

Часто младенец сотворен по христианскому  образцу. Еще чаще он развивается  из более ранних, вообще не христианского общества, из животных, например, крокодилов, драконов, змей или обезьян. Иногда ребенок появляется в чашечке цветка или из золотого яйца, или как центр мандалы. В сновидениях он часто появляется как сын или дочь спящего или же как мальчик, юноша или девушка; иногда он оказывается экзотическим по происхождению, индийским или китайским, со смуглой кожей, или, имея более космический вид, окруженный звездами либо со звездной короной; или же это сын короля либо ребенок ведьмы, обладающий демоническими свойствами. Мотив младенца очень разнообразен и принимает самые разнообразные формы, как, например, форма драгоценного камня, жемчужины, цветка, чаши, золотого яйца (сказка про курочку Рябу), золотого мяча и так далее.

«Младенец – это возможное будущее. Поэтому неудивительно, что богимладенцы являют собой мифологических спасителей» . Младенец  это символ, объединяющий противоположности, поэтому он подвержен многочисленным трансформациям: может быть выражен окружностью, четвертичностью и т.д.   

АРХЕТИП МАТЕРИ

Архетип Мать, например, может представать как женщина, дающая жизнь, МатьПрирода, соблазнительница, ведьма. Символы матери присутствуют вещах, выражающих цель нашего страстного стремления к спасению: рай, божье царство, небесный Иерусалим. Вещи, вызывающие у человека набожность или чувство благоговения, такие как церковь, университет, город, страна, небо, земля, леса и моря (или какието другие воды), преисподняя и луна, или просто какойто предмет, все они могут быть материнскими символами. Этот архетип часто ассоциируется с местами или вещами, которые символизируют плодородие и изобилие: рог изобилия, сад, вспаханное поле. Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником или с разнообразными сосудами, такими как купель для крещения, или цветами, имеющими форму чаши (роза, лотос). Опять же магический круг, или мандала, ввиду его защитной функции, может быть формой материнского архетипа. С ним также ассоциируются полые предметы: духовка, кухонная посуда. Дополняют этот список многие животные, такие как корова, заяц и другие животные.  

Все эти  символы могут иметь как позитивное, благоприятное значение, так и  негативное, связанное злом. Мать можно  увидеть в богинях судьбы. Злыми  символами являются ведьма, дракон (любое животное или пресмыкающееся, такое как большая рыба или змея), могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, привидения и домовые. Этот список не полон, так как это всего лишь наиболее важные черты архетипа матери .С этим архетипом ассоциируются такие качества, как материнская забота и сочувствие; магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и плодородию.   

АРХЕТИП ПЕРСОНА

Персона социальная роль человека, проистекающая  из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте.

От латинского слова, обозначающего «маска»  это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.  

АРХЕТИП ТЕНЬ  

Архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у  тени имеются и положительные свойства. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.  

АРХЕТИПЫ АНИМА И АНИМУС

В архетипах  анимы и анимуса находит выражение  признание Юнгом врожденной андрогенной природы людей. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анимус  внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени, «феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.  

АРХЕТИП САМОСТЬ  

Наиболее  важный архетип в теории Юнга. Самость  представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости  это главная цель человеческой жизни. К процессу самореализации мы вернемся позже, когда будем рассматривать юнговскую концепцию индивидуации.

Основным  символом архетипа самости является мандала и ее многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окнорозетка). По Юнгу, целостность и единство «Я», символически выраженные в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души  сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.    

СИМВОЛИКА   АРХЕТИПОВ 

Швейцарский психиатр ввел понятия «архетип» и «коллективное бессознательное» для того, чтобы рассмотреть природу и содержание бессознательного с точки зрения символистского   обозначения и схематического оформления структурных представлений человека.

Юнг считает, что символ не может быть выведен из личных источников (например, из индивидуальной сексуальности, как это имело место в психоанализе Фрейда), а возникает из архаических осадков, отпечатков, сохранивших в себе историю развития человеческого рода. В этом смысле он и утверждает, что «человек всегда носит с собою всю свою историю и историю человечества». А так как отпечатки древности являются для Юнга унаследованным продуктом человеческой психики, биологически унаследованным материалом «коллективного бессознательного», то архаические формы тех образов и идей, которые как бы априорно содержатся в душе человека, как раз и выступают у него в качестве символов .

Раскрывая природу символов и содержание «архетипов», Юнг оперирует такими понятиями, как «образ», «исконный образ», «первообраз», «идея». Образы бессознательного также оформляются в символы, представая перед сознанием в символическом виде.16 

Основные  психологические труды Юнга были написаны между двумя мировыми войнами. Социально политический кризис 2030х гг. объясняется вторжением архетипов. Расовая мифология нацистов, коммунистический миф о реализации «золотого века»  все это детски наивно с точки зрения разума, однако эти идеи захватывают миллионы людей. Факельные шествия, массовый экстаз и горячечные речи всякого рода «вождей», использование архаичной символики (та же свастика) свидетельствуют о вторжении сил, которые намного превосходят человеческий разум .  

Понятие «упорядоченная целостность» в первобытных  культурах и в нашем бессознательном  передается фигурами круга, квадрата, креста или комбинацией круга с фигурою, делящий его на четыре части (крест, ромб, квадрат, вписанные в круг). Символика едина для всего человечества, поскольку восходит к общим для людей архетипам. Почти повсеместно встречаются одни и те же символы, обозначающие жизнь и смерть, мужское и женское, небо и землю, печаль и радость, болезнь и здоровье, силу и слабость, порядок и хаос. Так, в разных культурах символом архетипа Самость является мандала, круг или нимб святого. Символическая завершенность мандалы и круга отражает целостность, единство и гармонию всех аспектов души.

Юнг пишет  об архетипической форме мандалы: «Мандалы…  обычно возникают в ситуациях  психического замешательства или дезориентации. Вследствие этого архетип представляет констеллированный паттерн порядка…; этот паттерн наложен на психический хаос так, что содержимое получает место, и барахтающаяся сумятица удерживается сохраняющимся кругом…».17 (Таким образом, вне зависимости от того, хотим мы этого или нет, мы несем информацию в своем коллективном бессознательном, и она оказывает влияние на восприятие круглой формы.)

Христианский  крест выражает идею Троицы и дьявола  в оппозиции к ней, дихотомии  Богадьявола, Личности (Сына) – Общности (Духа). Крест – это символ сложного культурного кода западной культуры, основное отношение здесь – это отношение между Богом и Человеком. “Крест – пишет Юнг – означает устроение, противопоставленное неустроенному хаосу бесформенного множества. В другой своей работе я уже показал, что крест действительно один из древнейших символов строя и порядка. В области психических процессов он равным образом выполняет функцию упорядочивающего средоточия и потому в состояниях психического расстройства, вызываемых, как правило, вторжением бессознательных содержаний, видится также в форме четырехчастной мандалы”. “Середина символизирует целостность и окончательность. Вполне уместно поэтому, хотя и достаточно неожиданно, наш текст напоминает о факте дихотомии вселенной, расколотой на правое и левое, светлое и темное, небесное и “нижний корень” .

Информация о работе Влияние Юнга на социологию