Воспроизведение населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 11:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы состоит в исследовании вопросов воспроизводства населения и основных его типов.
Исходя из поставленной цели задачи данной работы будут следующие:
Раскрыть динамику, основные причины и сущность естественного движения населения.
Привести анализ историческому характеру воспроизводства населения.
Рассмотреть основные типы воспроизводства населения.

Содержание работы

Введение 3
§ 1. Естественное движение населения: динамика, причины и его сущность 5
§ 2. Исторический характер воспроизводства населения 15
§ 3. Типы воспроизводства населения 19

Содержимое работы - 1 файл

воспроизв населен.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

     Конкретные  особенности традиционного типа воспроизводства населения, о котором сейчас известно гораздо больше, чем об архетипе, рассматриваются в последующих главах книги. Задача этого параграфа заключалась в том, чтобы подчеркнуть генетическую и функциональную связь традиционного типа воспроизводства с определенным этапом социально-экономического развития человеческого общества и, следовательно, его исторически преходящий характер. Когда исторический процесс подводит черту под долгим периодом существования аграрных обществ, он тем самым предопределяет и скорое исчезновение традиционного типа воспроизводства населения.

     Таким образом, традиционный тип воспроизводства населения длится более продолжительный период времени. Этот период начинается приблизительно с  4-3 тысячелетия до нашей эры. В это время зарождаются первые цивилизации и государственность.  Традиционный тип характерен для аграрного общества.

     Основные  черты аграрного общества:

  • отсутствует разделение труда;
  • низкий уровень материального производства;
  • низкий уровень медицины и здравоохранения;
  • преобладание семейного производства.

     Особенности традиционного типа воспроизводства населения в период аграрного производства:

  • высокий уровень смертности;
  • высокий уровень рождаемости.

     Высокая рождаемость этого типа воспроизводства  демографически и экономически обусловлена.

     Семейное  производство требовало большего количества работников. В результате вырабатываются нормы, поощряющие многодетность в семье.

     1. Показатели рождаемости и смертности высоки, а следовательно, темпы прироста населения невелики (не более 1 %). Толчок производительных сил приводит к улучшению питания и уменьшению смертности от голода (из-за перехода к земледелию). Средняя продолжительность жизни — 20-30 лет.

     2. В данный период увеличилась продолжительность жизни. Увеличился период деторождения. Общий коэффициент рождаемости был около 40%0. Смертность складывалась из нормальной (плохое питание и неразвитая медицина), которая наблюдалась в благоприятные периоды и катастрофической, вызванной эпидемиями и войнами.

     Общий коэффициент смертности в благоприятные  годы составлял 30-35%. Чрезвычайно высокая  детская смертность — 250-300%. Была характерна утрата  функция деторождения в молодых возрастах. Демографические норм, образцы поведения закрепляли многодетность. Высокая рождаемость была не только демографически обусловлена вследствие высокой смертности, но и экономически целесообразна.

     3. Исключительная черта этого периода — появление института семьи. Экономическая целесообразность закреплялась также религиозными установками. Религия закрепляла многодетность. Дети выполняли различные роли в рамках многообразного функционирования семьи, прежде всего были необходимы для семьи как производственной единицы, особенно в условиях сельскохозяйственного производства. Во многих случаях многодетность увеличивала социальный авторитет семьи, что закреплялось традициями, а иногда служила гарантией ее безопасности. Максимизация экономической силы семьи в целом почти всегда предполагала увеличение семьи, но, конечно, не приводила к максимизации уровня потребления каждого из ее членов.  

     Современный (рациональный) тип  воспроизводства  населения 

     Третий, так называемый «современный» или «промышленно-городской» тип воспроизводства населения, порождается переходом от аграрной к индустриальной экономике. Этот тип воспроизводства населения подразделяется на два этапа: этап индустриального капиталистического общества и этап постиндустриального общества21.

     Преодоление традиционного типа воспроизводства  населения и замена его новым историческим типом, иначе говоря, вторая демографическая революция, были подготовлены всем долгим развитием человечества. Непосредственные же условия, приведшие к началу демографической революции, созрели в процессе разложения феодального общества в Западной Европе. Эта революция - один из многих переворотов, происходивших на протяжении последних столетий, тесно взаимодействовавших между собой и имевших одну общую исходную основу - развитие капиталистического способа производства.

     Становление капитализма было обусловлено прежде всего развитием производительных сил. Прогрессивные изменения в  агротехнике, развитие торговли и промышленности, успехи мореплавания, накопление естественнонаучных знаний - все это шаг за шагом подводило к возникновению нового, невиданного ранее типа производства. Однако чтобы капитализм победил, одних только изменений непосредственно в производстве было недостаточно. Должна была произойти цепная реакция, которая распространилась на все стороны жизни общества и постепенно привела к созданию совершенно новой культуры и нового человека.

     Подобная  смена экономического базиса и политической, идеологической и других надстроек происходила и раньше, в частности при замене рабовладельческого способа производства феодальным. Однако переворот, связанный с утверждением капитализма, был во многих отношениях более глубоким. Он знаменовал конец аграрной экономики как основы хозяйственной жизни человека и замену ее промышленной экономикой. Это в свою очередь означало огромное скачкообразное расширение материально-технической базы развития человеческого общества и вело к кардинальным переменам в общественных отношениях.

     Переворот в экономических и социальных условиях жизни человечества начался в Западной Европе примерно в середине нашего тысячелетия. Революции в торговле, в науке, в сельском хозяйстве, в промышленности, наконец, политические революции, приведшие буржуазию к политической власти везде, где она до этого победила экономически, на протяжении столетий разрушали старую хозяйственную систему, старую социальную структуру, старую идеологию, отделяя все большую часть населения «от земледелия и от связанных с этим последним вековых традиций патриархальной жизни». Узость производственной базы, на которой покоилась аграрная экономика докапиталистических обществ, была преодолена. Новые знания и новая техника, все время совершенствуясь, давали в руки людям все более мощные и экономически эффективные орудия и средства сознательного контроля над неподвластными ему ранее стихийными силами природы. В конечном счете, все эти изменения необратимо нарушили старое демографическое равновесие и привели к замене его новым.

     Далеко  не всякий переворот в социально-экономической  сфере способен подорвать демографическое равновесие. Надо, чтобы был непосредственно затронут «демографический блок» социальной системы, нарушена его внутренняя согласованность, единство рождаемости и смертности. Этого, по-видимому, не было никогда за всю историю аграрных обществ, даже крушение Римской империи и возникновение на ее обломках европейского феодализма не внесло принципиальных изменений в ход демографических процессов. Но теперь такие изменения произошли. Как будет показано в следующей главе, в XVIII-XIX вв. социально-экономическое развитие привело к коренному изменению причин смерти, а тем самым и к ее резкому снижению, в результате чего и нарушилось демографическое равновесие.

     Само  по себе нарушение равновесия еще  ни о чем не говорит, демографический  гомеостазис заключается не в  том, что равновесие никогда не нарушается, а в том, что, в случае его нарушения, социальная система стремится к восстановлению нарушенного равновесия. Важно то, как происходит такое восстановление.

     Если  допустить, что снижение смертности произошло при неизменности прочих (демографических, экономических, социальных и т.п.) условий, то оно привело бы к очень быстрому росту населения. Следствием такого роста населения, скажем, в средневековой Европе была бы неминуемая катастрофа. С одной стороны, быстро растущее население невозможно было бы просто прокормить в условиях аграрной экономики и застойной техники. С другой стороны, у средневекового общества не было таких мощных внутренних мотивов развития (например, таких, каким стало впоследствии стремление капитала к самовозрастанию), которые могли бы сыграть роль целевой доминанты в процессе оптимизации функционирования всей социальной системы с учетом новых условий смертности и вызвать прекращение роста населения путем соответствующих изменений в рождаемости. Поэтому рост населения продолжался бы до тех пор, пока нехватка продовольствия и ухудшение санитарных условий из-за растущей скученности населения и неумения оздоровить среду обитания не привели бы к грандиозным вспышкам голода и эпидемий и к возвращению смертности на прежний очень высокий уровень. Демографическое равновесие было бы восстановлено, но это было бы прежнее равновесие, существовавшее до снижения смертности, причем, что важно подчеркнуть, качественно прежнее, по структуре своей соответствующее оставшимся неизменными экономическим и социальным условиям.

     Переход к индустриальной экономике изменил не только условия демографического равновесия, но и механизм его поддержания. Старый демографический механизм был пригоден в традиционном обществе, где вся система поведения человека была ориентирована на слепое повторение заданных образцов. Но новое время создало новый исторический тип личности, нового человека, в поведении которого оказались так или иначе отражены и запечатлены главные черты новых общественных отношений. «В этом обществе свободной конкуренции отдельный человек выступает освобожденным от естественных связей и т.д., которые в прежние исторические эпохи делали его принадлежностью определенного ограниченного человеческого конгломерата». Человек впервые оказывается способным вести себя не в соответствии с жесткой программой, не как несамостоятельная частица муравейника или пчелиного роя, а реагируя непосредственно на все внешние воздействия, вытекающие из функционирования общества. Более того, теперь он не может вести себя иначе. Впервые «различные формы общественной связи выступают по отношению к отдельной личности просто как средство для ее частных целей, как внешняя необходимость». Взаимодействие индивидуума с общественной средой стало более сложным и более гибким, потенциально многовариантным, основанным на относительной свободе индивидуального выбора.

     Отсутствие  разделения труда и торговли, экономическая, культурная и территориальная замкнутость - характерные черты жизни большинства населения традиционного общества. Перед человеком не было никакого выбора, никакого пути - экономического, социального, культурного - отличного от пути отцов и дедов. Развитие капитализма подорвало материальные и социальные основы, на которых держалась ненужность выбора в прошлые эпохи. Оно несло с собой невиданную ранее дифференциацию человеческой деятельности, сфер приложения и характера труда, типов расселения, образа жизни, культурных стандартов и т.д. Оно породило огромное многообразие и доступность материальных и духовных благ, ранее неизвестных или мало кому доступных, что вело, в свою очередь, к непрерывному возникновению и развитию разносторонних потребностей, которых люди не знали раньше, и, в значительной степени, делало эти потребности удовлетворимыми. Оно создало мир, который был во многом прямо противоположен прежнему, качественно ограниченному миру - миру узких материальных возможностей, неразвитых общественных и индивидуальных потребностей, миру канонизированного и строго регламентированного поведения. Теперь каждому решению, каждому поступку должен предшествовать выбор одной из многих конкурирующих между собой возможностей, для отдельного человека и для всего общества должна существовать определенная свобода выбора.

     Таким образом, с переходом к индустриальной экономике были подорваны условия старого демографического равновесия, разрушен старый демографический механизм и сложились новое демографическое равновесие и новый демографический механизм22. Этот переворот, в ходе которого демографические процессы сложно взаимодействовали с социально-экономическими, а также между собой, и составляет содержание второй демографической революции. Ее результатом было возникновение нового исторического типа воспроизводства населения, который мы, за неимением более удачного термина, будем называть современным, или рациональным.

 

Заключение

 
 

     Проведенное исследование позволяет сделать  соответствующие выводы.

     Воспроизводство населения всегда представляет собой  диалектическое единство рождаемости  и смертности. Основные черты рождаемости, смертности, а значит, и воспроизводства в целом детерминированы объективными условиями демографического равновесия и демографическим механизмом, с помощью которого это равновесие поддерживается Демографическое равновесие и демографический механизм меняются на протяжении истории. В своем единстве они определяют исторический тип воспроизводства населения.

Информация о работе Воспроизведение населения