Юридические лица в римском частном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Важность римского права никогда не ставилась под сомнение, поскольку оно явилось связующим звеном правовой мысли Древнего мира, Средневековья и Нового времени и послужило основой большинства западноевропейских правовых систем.
Название “юридическое лицо” римскому праву не было известно; новейшие исследования показали, что в латинском языке даже не было специального термина для обозначения учреждения. Римскими юристами была разработана лишь сущность этого явления.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Юридические лица в римском частном праве
1.1 Понятие юридического лица
1.2 Виды юридических лиц
Глава 2. Права и обязанности юридических лиц
2.1 Положение юридического лица в римском частном праве
2.2 Прекращение обязательств
Заключение
Список используемой литературы

Содержимое работы - 1 файл

курсовая РЧП.doc

— 120.00 Кб (Скачать файл)

Между религиозными в  собственном смысле коллегиями нужно различать публичные жреческие коллегии и остальные религиозные коллегии. Различие между теми и другими состояло в том, что официальные жреческие коллегии не охватывали организованной связью определенную обособленную группу чтителей культа, тогда как остальные коллегии имели общинную организацию. Другими словами, официальные коллегии были только коллегиями жрецов, состоявших при том или другом храме, к которым не были приурочены общины верующих.

Членами похоронных коллегий, которыми могли быть даже рабы с согласия их господ и которые вообще вербовались из низших недостаточных классов населения (tenuiores), собирались раз в месяц для внесения и сбора членских взносов, из которых составлялась общая касса коллегий, для религиозных же целей могли собираться и чаще. Из общей кассы в случае смерти одного из членов выдавалась денежная сумма (funeratitium) для покрытия издержек погребения.

В императорское время  образовались наследственные цехи, члены  которых вместе с их потомками  должны были обязательно отправлять известное ремесло как повинность в пользу государства, которое за то освобождало их от несения других повинностей или тягостей.

Общества или товарищества публиканов. Публиканами у римлян назывались лица, бравшие у государства в  аренду или на откуп какой-либо род государственных доходов. Римская администрация вообще отличалась той особенностью, что предпочитала, так сказать, оптовые операции, оставляя детали и отдельные сделки частным предпринимателям. Так, даже военная добыча и имущество, доставшееся государству путем конфискации или в качестве выморочного, продавались целиком, после чего покупщику предоставлялась распродажа в розницу. Точно так же и взимание различных налогов и повинностей производилось не должностными лицами государства в государственную казну, а частными лицами, обязывавшимися вносить ежегодно в казну круглую сумму. При императорах, впрочем, были сделаны решительные шаги к установлению государственного контроля за взиманием налогов, причем, как надо думать, образцом служила птолемеевская система финансового управления, господствовавшая в Египте до покорения его Римом. Значительнейшими из публиканов были мытари, арендовавшие десятину (decumani), таможенные пошлины (portitores), публичные пастбища (pecuarii, scripturarii).

При христианских императорах юридическими лицами были церковные учреждения, и именно в лице их администраторов. По законодательству императора Юстиниана, кроме епископской церкви, которая первоначально была единственным церковным институтом, наделенным правами юридического субъекта в лице своего епископа, к юридическим лицам причисляются церкви, монастыри и богоугодные заведения.

 

Глава 2. Права и обязанности юридических лиц

2.1 Положение юридического  лица в римском частном праве

Римские юристы признавали, что:

1.   Корпорация может рассматриваться в сфере частного права так же, как рассматривается физическое лицо. Гай говорит: общины рассматриваются как частные лица (D. 50. 16. 16).

2.   Юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается выходом отдельных членов из состава объединения: для местных сенатов и других объединений безразлично, остаются ли прежними все члены, либо часть членов, либо всех заменили другие (D. 3. 4. 7. 2).

3.   Имущество корпорации обособлено от имущества ее членов, притом это не совместно всем членам корпорации принадлежащее имущество, а имущество корпорации, как целого, как особого субъекта прав: если мы что-нибудь должны корпорации, то мы не должны ее отдельным членам; того, что должна корпорация, не должны ее отдельные члены (D. 3. 4. 7. 1).

4.   Корпорация как юридическое лицо вступает в правовые отношения с другими лицами при посредстве физических лиц, уполномоченных на то в установленном порядке.

Однако целого ряда выводов из признания  гражданской правоспособности юридического лица, римские юристы не сделали. Эти выводы затруднялись и отсутствием в римском праве института прямого представительства, который облегчил бы понимание участия юридических лиц в гражданском обороте при посредстве физических лиц, и взглядами юристов на роль воли в обосновании частноправовых отношений. Поэтому еще классическим юристам представлялся спорным вопросом о том, может ли юридическое лицо быть субъектом владения. Поэтому они отвергали ответственность юридических лиц за вред, причиненный деликтами их представителей. Ульпиниан говорил: что могут сделать в силу злого умысла члены муниципии.

Римские юристы признают юридическое  лицо носителем не только имущественных, но и некоторых личных прав, например, как о том свидетельствуют  многочисленные памятники, муниципиями присваивался патронат над вольноотпущенниками, представлявший по существу значительный имущественный интерес для патроната.

Позднее корпораций появилась  в римском праве та категория  юридических лиц, которую теперь называют учреждениями. Их не знал не только период республики, но весь отрезок периода империи до христианских императоров. Признание христианства государственной религией создало почву для признания юридическими лицами церковных учреждений, а затем и обычно связанных с церковью частных благотворительных учреждений. Церковные учреждения были наделены имущественной правоспособностью. Затем были признаны юридическими лицами так называемые больницы, приюты и т.п. но сколько-нибудь развернутого учения о правоспособности учреждений.

 

2.2 Прекращение обязательств

Способы его распадаются  на две группы. Первую составляют способы, направленные к прекращению обязательства, так что они представляются действиями, предпринятыми именно с тем, чтобы  прекратить известное обязательство; вторую – такие способы, которые прекращают обязательство, хотя действие или факты, составляющие эти способы, не направляются к прекращению обязательства, но прекращают его по своему существу. К способам первой группы принадлежат:

1) Удовлетворение по обязательству; оно представляется актом, цель которого заключается непосредственно в прекращении обязательства.

2) Обновление обязательства (novatio) в сущности, состоит в замене одного обязательства другим, занимающим место прежнего. Такая замена выражается, явственно или безмолвно, именно заключением нового обязательства. Но бывают случаи, что обновление обязательства происходит даже без непосредственного объявления на то воли его участников. Такие случаи представляются, когда по обязательствам возникают споры между участниками и доходит дело до судебного разбирательства: определение суда, разрешающее спор, устанавливает для одной стороны право, для другой – обязательство, уже независимо от обязательства, по поводу которого возникли спор и судебное исследование. Так что решение суда, составляющее само по себе источник обязательства, становится на место обязательства прежнего.

По соображении таких  случаев, в римском праве обновление разделяется на добровольное (novatio voluntaria) и необходимое (novatio necessaria). Обновление обязательства – добровольное и происходит или между теми же лицами, которые были участниками в первом обязательстве, или и между другими, так что иногда в обязательстве, заменяющем прежнее, на той или другой стороне, или даже на обеих, является новое лицо. В первом случае обновление называется простым, во втором – сложным или квалифицированным, которое опять, смотря по тому, представляется ли новый участник на стороне должника или верителя, называется экспромиссией (expromissio) илиделегацией (delegatio)

Для обновления обязательства  требуются:

а) Два обязательства, обновляемое и обновляющее, установлением  которого прекращается первое обязательство. Интересен в особенности случай, когда одно из подлежащих обязательств представляется условным. Положим, заключено условное обязательство и впоследствии обновлено другим, безусловным: если наступит условие, то второе обязательство рассматривается как действительное, и, следовательно, обновление не встречает никакого препятствия; если же условие не наступит, то обязательство не существует, – значит, нет обязательства, которое подлежало бы обновлению, а потому и обязательство обновляющее недействительно. Но, положим, заключено обязательство безусловное и впоследствии заменено другим, условным: если наступит условие, то, разумеется, представляется обновление; но если условие не наступит, то второго обязательства не существует, – значит, нет обязательства, которое заменило бы первое, и поэтому первое обязательство сохраняет свою силу.

b) Чтобы второе обязательство было заключено с мыслью устранить первое, требуется намерение обновления. Во многих конкретных случаях само заключение нового обязательства не иначе может быть разъяснено, как намерением контрагентов устранить с помощью этого нового обязательства прежнее, существовавшее между ними обязательство. Но встречаются и такие случаи, в которых это намерение ясно не выражается при заключении второго обязательства. Тогда должно допустить, что оба обязательства сохраняют силу, разве должник докажет, что первое обязательство устранено вторым. Действие обновления заключается в том, что обязательство, обновляющее совершенно устраняет обязательство обновляемое, со всеми его действиями, так что (и это в особенности важно отметить. – А. Г.) и обеспечение, существующее для обновляемого обязательства, в случае новации прекращается. Например, существует заем, обеспеченный залогом, но впоследствии этот заем устраняется другим долговым обязательством, в виде новации: разумеется, с прекращением займа прекращается и залог, и новое обязательство является уже без обеспечения. Если же участники обязательства имеют в виду перенести обеспечение на новое обязательство, то должно быть составлено о том особое соглашение, и если установление обеспечения сопрягается с какими-либо формальностями, как, например, установление залога по недвижимому имуществу, то необходимо новое совершение этих формальностей. В практике часто встречается этот способ прекращения обязательств, в особенности в виде переписки документа, это обыкновенно имеет целью установить новый срок по обязательству, предоставить должнику отсрочку. Но, в сущности, такое предоставление отсрочки составляет не что иное, как замену одного обязательства другим, так что прежнее обязательство прекращается со всеми своими последствиями, а на место его ставится новое обязательство.

3) Истечение срока или наступление резолютивного условия: понятно, что если обязательство заключено на срок или время продолжения его поставлено в зависимость от какого-либо условия, то, как только срок истекает или наступает условие, обязательство прекращается.

4) Давность: как скоро иск, прикрывающий право по обязательству, прекращается по давности, прекращается и право, вытекающее из обязательства, т. е. прекращается само обязательство.

5) Отступление верителя от требования удовлетворения по обязательству, лишь бы это отступление не нанесло ущерба третьему лицу. Веритель в этом случае действует односторонне или по соглашению с должником. Одностороннее отступление верителя, отречение, имеет значение дара (веритель прощает долг. – А. Г.), и действие обсуждается как дарение. Так что насколько вообще существенно для действительности дарения принятие дара, настолько же и для прощения долга существенно согласие должника; или насколько вообще дарение может быть признано недействительным, настолько же может быть признано недействительным и прощение долга.

Отступление верителя от обязательства по соглашению с должником  имеет значение договора. Но это  соглашение возможно в двояком виде:  

а) Заключается договор, по которому веритель обязывается не требовать удовлетворения по существующему обязательству, – это pactum de non petendo римского права: обязательство само по себе, следовательно, существует, только действие его парализуется договором, по которому веритель лишается возможности отыскивать удовлетворения по обязательству.

b) Заключается договор,  непосредственно представляемый  к прекращению обязательства,  – это mutuus dissensus римского права,  цель которого именно прекращение  прежнего обязательства. В практическом  отношении между этими двумя договорами разница значительная. Тогда как договор о прекращении обязательства уже не оставляет от него никакого следа, разрушает его совершенно – после договора, по которому веритель обязывается только не требовать удовлетворения по обязательству, след обязательства остается. И сам договор может быть заключен относительно только того, например, что веритель лично обязывается не требовать удовлетворения по обязательству, – тогда договор не обязателен для наследника верителя. Или веритель обязывается не требовать удовлетворения только от должника, но не от его наследника.

Вторую группу составляют:

1) Зачет или компенсация, т. е. прекращение или погашение одного обязательства по действию другого, которое также прекращается. Например, А должен В, а В в свою очередь должен А, и вследствие того прекращаются оба обязательства – как обязательство А, так и обязательство В. Но такой способ прекращения обязательств может иметь место только при следующих условиях:

а) когда оба обязательства  действительны;

b) когда одно обязательство  покрывает другое;

c) когда оба они  однородны;

d) когда оба подлежат  удовлетворению; наконец,

e) когда оба существуют  между одними и теми же участниками.

Что касается первого  условия, то оно, разумеется, уже само собой, ибо обязательство недействительное не есть обязательство; следовательно, оно не может служить и для зачета. Обязательства компенсируемые должны покрывать друг друга, т. е. одно обязательство должно равняться другому; если же нет такого равенства, то одно обязательство, по крайней мере, отчасти, сохраняет свою силу, переживает другое, а полного зачета нет. Обязательства должны быть однородны: это значит, что предмет их должен быть один и тот же. Так, если одно обязательство состоит в доставке имущества, а другое – в оказании услуги, то они не могут быть компенсируемыми. Оба обязательства должны подлежать удовлетворению: обязательство, которому еще не наступило время удовлетворения, не может быть принято в соображение для зачета, и расчет предварительного, досрочного удовлетворения в этом случае без согласия противной стороны не допускается. Например, А должен В 1 000 руб., а Вдолжен А 1 000 руб.; но В следует произвести удовлетворение через год, тогда как А должен произвести его в настоящее время. В таком случае, если В требует удовлетворения, А не может отозваться, что Вдолжен ему; А не вправе также требовать, чтобы долг в уменьшенном размере теперь же был ему заплачен со стороны В, а он должен произвести полное удовлетворение. На этом же основании обязательство спорное не может идти в зачет с обязательством бесспорным: обязательство бесспорное подлежит удовлетворению немедленно, тогда как обязательство спорное подлежит удовлетворению только до решения спора. Наконец, оба обязательства должны существовать между одними и теми же участниками: без этого действие одного обязательства совершенно независимо от действия другого, и оба обязательства существуют отдельно, не прекращая друг друга.

Информация о работе Юридические лица в римском частном праве