Телевидение в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Доминирующий в отрасли сегмент общедоступного телевидения крайне неоднороден. Крупнейшие общенациональные вещатели «первой пятерки» – «Первый канал», «Россия», НТВ, СТС, ТНТ – образуя устойчивую олигополию, демонстрируют сравнительно стабильные финансовые результаты. Однако часть более мелких вещателей являются убыточными предприятиями. Кроме того, рынок в отрасли не вполне прозрачен, поэтому оценить такой ключевой экономический параметр, как его объем, не представляется возможным. Данное исследование может служить инструментом стратегического анализа, прогнозирования и планирования для участников телевизионного рынка.

Содержание работы

Введение 2
1. Телевидение как сегмент медиасистемы России 4
1.1. Истоки бренд-менеджмента на телевидении 4
1.2. Общедоступное и платное телевидение 6
1.3. Телевидение России в глобальном контексте 10
2. Медиаметрические показатели телеканалов 17
2.1. Общедоступное телевидение 17
2.2. Платное телевидение 24
Заключение 28
Список использованной литературы: 32

Содержимое работы - 1 файл

курсовик_1-2.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

     Российские  телеканалы – во всем их географическом и тематическом многообразии – выступают  сегодня одновременно и как основной канал доступа к общеполитической информации, и как важное пространство культурного процесса (хотя зачастую прежде всего на уровне массового развлечения), и как доминирующая форма проведения / организации досуга. Следует, правда, отметить, что именно последняя, развлекательная, функция выходит в последнее десятилетие для российского ТВ на первый план – и по объему эфира, и по значению в программных стратегиях, и по зрительским предпочтениям. Телевидение становится заметной частью складывающейся в условиях глобализации индустрии развлечений, работающей на обслуживание свободного времени. Как это ни удивительно, в этом развитие российского ТВ весьма точно повторяет общемировые тренды, в соответствии с которыми именно телевидение стало движущей силой становления новой мощной индустрии СМИ и развлечений2. Ключевые характеристики российского ТВ определяются одновременно общими тенденциями развития телевидения на глобальном уровне и тенденциями развития российского общества, его политическими и экономическими особенностями.

     1.3. Телевидение России в глобальном контексте

     В 2000-е гг. наиболее заметной тенденцией в развитии зарубежного, прежде всего  американского и западноевропейского, ТВ стало усиление неолиберальных тенденций  в отрасли, выразившееся в укреплении положения коммерческих общедоступных  вещателей, кабельных и спутниковых операторов на фоне снижения – но еще не критического падения – популярности общественных вещателей. Бурный рост числа коммерческих телеканалов в 2000-е гг., коммерциализация стратегий программирования общественного ТВ, заметная в практике большинства западноевропейских стран, усиливают интеграцию ТВ в индустрию раз-влечений3. Возникновение новых коммерческих каналов порождает потребности во все большем числе программ, стимулируя развитие независимого от вещателей рынка производителей, при этом большинство стран Западной Европы с трудом отвечают на этот вызов: вертикально интегрированные общественные вещатели продолжают доминировать на национальных рынках производства программ. В результате телевещатели все больше опираются на интегрированный с киноиндустрией сегмент производящих компаний и создают новые развлекательные гибридные форматы. Растущее разделение внутри телеиндустрии на два сегмента – вещателей и производящих компаний – вместе с увеличением числа каналов делает крайне перспективным аутсорсинг в СМИ.

     Современные стратегии развития ТВ как индустрии  и как средства массовой информации в значительной степени определяются также технологическим прогрессом и цифровой революцией. Как показывает практика стран-первопроходцев в этой сфере – Германии, Финляндии, Швеции, Нидерландов, Норвегии, речь идет не просто об изменении формата сигнала и форм его доставки зрителям. Изменения касаются и стратегий программирования, и бизнес-моделей, и взаимоотношений вещателей со зрителями. В контексте этих трансформаций особое беспокойство испытывают общественные вещатели, которые будут вынуждены конкурировать с коммерческими в цифровой многоканальной среде. Необходимость учитывать интересы и запросы зрителей, которых они все чаще рассматривают как клиентов, заставляет их двигаться по пути создания конкурентоспособных программ развлекательного характера – мини-сериалов, ток-шоу, докудрамы/драмадока, эдьютейнмента (развлекающих образовательных программ). В последние годы активно развивается и сегмент «калчартейнмента», представленный прежде всего мини-сериалами «Би-би-си» (ВВС) – короткими сериалами, созданными на основе классической литературы с привлечением «звезд» национального театра и кинематографа.

     Важнейшим событием, отразившимся на законодательном климате в индустрии ТВ стран Европейского Союза, стало принятие в ноябре 2007 г. последней редакции широко известной Директивы ЕВ «ТВ без границ» (Директивы о трансграничном вещании). В новой редакции она получила название Директивы об аудиовизуальных медиауслугах (Директива АВМУ – Audiovisual Media Service Directive, AVMSD). С 19 декабря 2009 г. Страны – члены ЕС должны были начать окончательное применение этого документа в национальной практике. Принятие новой редакции Директивы АВМУ напрямую связано с идущими в СМИ процессами конвергенции – слияния различных СМИ на единых технологических платформах и перехода на цифровое вещание.

     Два обстоятельства стимулировали принятие нового документа. Во-первых, переход  на цифровые технологии передачи аудиовизуальных программ, вызвавший структурные изменения в отрасли, потребовал нового регулирования для коммерческого вещания, особенно в сфере его финансирования. Среди целей изменений – определение условий добросовестной конкуренции в контексте цифрового вещания, оказание коммерческих услуг (реклама, спонсорство, продакт плейсмент, телешоппинг и т. п.). Во-вторых, Директива АВМУ призвана поддержать идеалы ТВ как общественной службы в условиях нового высоко конкурентного многоканального ТВ, гарантируя условия для сохранения европейской идентичности, прозрачности осуществления редакционной политики.

     В новой редакции документа введено  понятие аудиовизуальной медиа-услуги, главной сутью которой является предоставление населению, посредством телекоммуникационных сетей, программ с целью информирования, развлечения или образования для одновременного просмотра на основании сетки передач (программ). В результате расширяется понимание традиционного ТВ, которое может осуществлять вещание на любой технологической платформе – эфире, кабеле, спутнике, Интернете, мобильной телефонии и т. д. ТВ, как подчеркивает Директива, предоставляет линейные АВМУ, в отличие от нелинейных, предоставляемых провайдером по выбору зрителя по индивидуальному запросу, который зритель формулирует сам на основании каталога программ провайдера. Именно это положение открывает перспективы для дальнейшего развития ТВ «по запросу», не имеющего привязки ни к конкретным каналам, ни ко времени вещания.

     В результате цифровизации ТВ возникают  новые явления и процессы, среди которых важно упомянуть переход основных телевизионных держав на цифровое вещание, международную координацию в разработке и выборе национальных стандартов DVB, движение ТВ в сторону информационного общества в контексте процесса конвергенции телекоммуникаций, производства цифрового контента и технологий.

     Важнейший вызов, стоящий перед российским ТВ, ставит сам переход на цифровое вещание, запланированные сроки  которого в нашей стране довольно близки срокам перехода на «цифру»  и в США, и в большинстве стран ЕС. Международный союз электросвязи определил общий дедлайн для перехода стран мира на цифровое вещание – 2015 г. Однако в каждой конкретной стране или уже пройдены или предусмотрены свои сроки:

     — Германия, Финляндия, Швеция, Нидерланды и Норвегия перешли на цифровое вещание в период с 2006 по 2008 г.;

     — США перешли на «цифру» в 2009 г.;

     — к 2011 г. должны перейти на цифровое вещание  Бельгия, Чехия, Франция, Хорватия, Венгрия, Португалия и Кипр;

     — в Словакии, Италии, Албании, Великобритании, Греции, Литве, Латвии, Болгарии, Румынии и Ирландии переход должен завершиться в 2012 г.;

     — в Польше – в 2013 г.;

     — в России и Украине до 2015 г.

     Таким образом, динамика телеиндустрии и  телевидения за рубежом сегодня  определяется несколькими актуальными тенденциями, которые можно обозначить как: — усиление процесса конвергенции СМИ, ведущего к объединению прежде различных масс-медиа на общих технологических платформах, формированию мультимедийного контента;

     — растущую коммерциализацию программных  стратегий, связанных с центральной ролью ТВ в индустрии свободного времени; результатом этого уже сейчас становится усиление конкуренции между общественным ТВ, ориентированным на социально значимые программы, и коммерческим ТВ, предлагающим значительный объем развлекательного, «легкого» телеконтента;

     — дальнейшее разделение телеиндустрии  на сегменты вещателей и производителей телепрограмм, причем формируется заметный сегмент провайдеров доступа, которые  уходят от традиционных программных  стратегий «потока», переходя к работе в качестве провайдеров доступа к «базам» программ (кабельные, спутниковые операторы, интернет-вещатели) на основе их индивидуального выбора зрителем по «электронным гидам»;

     — усиление фрагментации прежде массовой телеаудитории в результате социальных и технологических процессов в обществе, что приводит и к изменению основных бизнес-моделей ТВ, основывавшихся на организации доступа массовой аудитории к телерекламе, и к реконцептуализации принципов программирования, и к изменению моделей телесмотрения;

     — активное развитие специализированного  – нишевого, тематического ТВ, опирающегося на бизнес-модель платного доступа  к каналам/программам с возрастающей долей интерактивности, прежде всего  в формировании зрителями собственных  программных стратегий, индивидуализированной социально-политической и развлекательной «повестки дня».

     Глобальные  тенденции на рынке современного телевидения, несомненно, оказывают  непосредственное влияние на динамику российского ТВ. Однако последняя  характеризуется и национальными особенностями, в числе которых:

     — становление телевидения в качестве самостоятельного и наиболее мощного  сегмента российского медиабизнеса: именно ТВ в последние годы стало  ключевым рекламоносителем, аккумулируя  более половины всего рекламного рынка России – 55 % (114 млрд. руб.); в результате экономика ТВ – в значительно большей степени, чем в других отраслях медиаиндустрии, опирается на рекламную бизнес-модель, что приводит к дальнейшей коммерциализации программных стратегий ТВ;

     — бурное количественное развитие телевизионного рынка: в регулярно обновляемом Национальном реестре СМИ сегодня числится 5254 телепрограммы, более 70 % населения страны имеют возможность открытого доступа как минимум к 7 бесплатным телеканалам, на территории России активно развивается платное ТВ, охватывающее уже 40 – 44 % населения;

     — сращивание ТВ с другими сегментами индустрии развлечений – производством  сериалов, кинематографом; снижение доли журналистских материалов в программных  стратегиях при росте доли гибридных  жанров – инфотейнмента, эдьютейнмента, докудрамы, а также нежурналистских форматов – реалити-шоу, юмористических программ, музыкальных концертов и т. д.;

     — фрагментация общенациональной аудитории, связанная с изменением социальной структуры российского общества, изменением форм занятости и организации  свободного времени, что повлекло за собой изменение типологии телевещания (увеличение числа программ развлекательного или четко выраженного специализированного характера, программ, посвященных досугу, спорту, здоровью, моде, стилю жизни, музыке, а также потребительскому рынку); при этом важно отметить, что усилению фрагментации способствует и увеличение числа каналов доставки телесигнала в результате цифровизации ТВ;

     — сохранение позиций общедоступного ТВ как главного масс-медиа аудиторных групп старшего возраста, при становление  платного ТВ в качестве альтернативы для основных сегментов городской (образованной, сравнительно обеспеченной) аудитории и Интернета в качестве основного конкурента ТВ в молодежной аудитории.

     В условиях продолжающейся цифровой революции  у российского ТВ появляются новые  возможности для социально значимого  некоммерческого вещания, создания новых моделей общественного ТВ (например, на базе кабельных или вновь создающихся цифровых эфирных каналов), развития сегмента производства детских, документальных, культурных, просветительских программ.

     При этом очевидно и становление новых  бизнес-моделей, уходящих от опоры на рекламу массовых товаров/услуг и глобальных брендов, основанных на платном доступе к нужному потребителю контенту. Пока еще никто, включая аналитиков зарубежной телеиндустрии, не может дать реалистичных прогнозов деятельности ТВ в условиях фрагментированной аудитории и потери традиционных рекламодателей. При этом неясна возросшая в условиях интерактивности и мультимедийности СМИ роль аудитории в процессе создания и вещания телеконтента.

     Российские  реалии в сфере ТВ все меньше отличаются от действительности в сфере ТВ в большинстве стран мира, где формирование и реализация осознанной государственной медиаполитики, опирающейся на взаимодействие с самой телеиндустрией, гражданским обществом и зрителями, становится сегодня актуальной экономической и культурной задачей.

Информация о работе Телевидение в РФ