Фиктивное банкротство и отграничение от смежных составов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 16:57, курсовая работа

Краткое описание

Толкование законодательства предоставляет недобросовестным должникам немало возможностей уйти от исполнения ими гражданско-правовых обязательств, так как неудовлетворенные по причине недостаточности имущества должника требования считаются погашенными. Совершение таких деяний наносит ущерб, приобретающий противоправный характер, не только кредиторам, но и контрагентам в ходе осуществления ими экономической деятельности. Поэтому законодатель, помимо гражданско-правовой и административной, установил и уголовную ответственность за ряд противоправных деяний, допускаемых в процессе банкротства.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………............3-4
Основная часть……………………………………………………………..5-21
Глава 1 Фиктивное банкротство ………………...………………………..5-11
1.Понятие и признаки банкротства……………………………………..5-8
2.Объективные и субъективные признаки фиктивного банкротства (ст.197 УК РФ)………………………………………………………………….9-11
Глава 2 Отличительные признаки фиктивного банкротства от смежных составов………………………………………………………………….....12-21
2.1 Неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК РФ)……….12-18
2.2 Преднамеренное банкротство (ст. 196 УК РФ)……………………...19-21
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………..23-25

Содержимое работы - 1 файл

Курсовая по УП 2 курс, 2 семестр.doc

— 138.00 Кб (Скачать файл)

   Но все еще  существуют некоторые проблемы  в самом понятии определения «фиктивного банкротства». 
   Например, закон о банкротстве 1992 г., как и принятый впоследствии Федеральный закон от 8 января 1998 г. "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривал добровольное объявление о банкротстве должника. Добровольное объявление осуществлялось должником самостоятельно - без обращения в арбитражный суд, без участия арбитражных управляющих. Руководитель организации мог объявить о банкротстве должника и его ликвидации при наличии признаков банкротства должника, соответствующего решения о ликвидации должника при обязательном получении письменного согласия всех кредиторов на ликвидацию. После соблюдения таких условий руководитель должника обязан был опубликовать сообщение о добровольном объявлении о банкротстве должника и его ликвидации в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (ст. 182 Закона о банкротстве 1998 г.). Уголовная ответственность за фиктивное банкротство могла наступить только после такой официальной публикации. 
Если же органом, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника (общее собрание акционеров и т.д.), было принято решение о добровольном объявлении о банкротстве, а официальная публикация в Вестнике ВАС РФ не состоялась, то в силу изложенных требований законодательства ситуация не рассматривалась как "объявление должника о своей несостоятельности". 
В 2002 г. с принятием действующего сейчас   Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" были исключены нормы о добровольном объявлении о банкротстве должника. Тем самым статья о фиктивном банкротстве полностью утратила свое юридическое значение, поскольку современное законодательство о несостоятельности (банкротстве) больше не содержит нормы, в соответствии с которой должник может объявить о своем банкротстве. Именно поэтому в настоящее время в уголовном законодательстве существует такая парадоксальная ситуация, как "фиктивная ответственность за фиктивное банкротство". 6

   В результате изучения вопросов ответственности за фиктивное банкротство приходим к выводу, что следует поддержать точку зрения ряда авторов о декриминализации фиктивного банкротства. Действительно, ни объявление о банкротстве, ни обращение с заявлением в арбитражный суд не содержат в себе ни общественной опасности, ни противоправности, не могут также причинить крупный ущерб.

   Следует отметить, что данное противоречие вызывает множество споров среди ученых, занимающихся квалификацией этого состава.

 

 

 

ГЛАВА 2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ФИКТИВНОГО БАНКРОТСТВА ОТ СМЕЖНЫХ СОСТАВОВ

          2.1 Неправомерные действия при  банкротстве (ст. 195 УК РФ)

   Статья 195 УК РФ подразумевает ответственность за неправомерные действия при банкротстве, а именно за: а) сокрытие имущества, имущественных прав или имущественных обязанностей, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, передача имущества во владение иным лицам, отчуждение или уничтожение имущества, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, если эти действия совершены при наличии признаков банкротства и причинили крупный ущерб (санкцией в этом случае является ограничение свободы на срок до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового); б) неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника - юридического лица руководителем юридического лица или его учредителем (участником) либо индивидуальным предпринимателем заведомо в ущерб другим кредиторам, если это действие совершено при наличии признаков банкротства и причинило крупный ущерб (санкция, соответственно : ограничение свободы на срок до одного года, либо арестом на срок от двух до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового); в) незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего либо временной администрации кредитной организации, в том числе уклонение или отказ от передачи арбитражному управляющему либо временной администрации кредитной организации документов, необходимых для исполнения возложенных на них обязанностей, или имущества, принадлежащего юридическому лицу либо кредитной организации, в случаях, когда функции руководителя юридического лица либо кредитной организации возложены соответственно на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб (при этом санкцией является штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительные работы на срок от одного года до двух лет, либо арест на срок от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет).

   Три части статьи 195 УК РФ содержат 3 самостоятельных состава преступления. Предмет преступления, предусмотренного ч.1, может выступать в 4-х разновидностях. Исходя из положений ст. 128 ГК РФ и ст. 131 и 132 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», к имуществу относятся все принадлежащие должнику (банкроту) объекты гражданских прав, могущие составить конкурсную массу (кроме имущественных прав и обязанностей, являющихся обособленным предметом преступления в данном составе), за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущественных прав, связанных с личностью должника. По смыслу закона к имуществу относится также интеллектуальная собственность.

   Понятие имущественных прав связано, во-первых, с вещными правами; и, во-вторых, с правом, корреспондирующим имущественной обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ).

   В качестве самостоятельного предмета преступления закон называет сведения об имуществе, его размере, местонахождении либо иную информацию об имуществе, имущественных правах или имущественных обязанностях, т.е. любую информацию об указанных предметах, носителями которой выступают человек, документы ( кроме бухгалтерских и иных учетных документов, являющихся обособленным предметом преступления в данном составе) и любые иные носители, не являющиеся документами.

   Понятие и перечень бухгалтерских документов можно уяснить из ст. 1, п. 3 ст. 4, ст. 8-10 Федерального закона от 23.02.1996 г. «О бухгалтерском учете». Под иными учетными документами, отражающими экономическую деятельность, следует понимать документы оперативного предварительного (чернового) учета, составляемые в целях подготовки и упрощения ведения непосредственного бухгалтерского учета, документы по учету имущества и т.п.

   По структуре объективной стороны состав преступления, предусмотренный ч. 1, характеризуется альтернативно указанными действиями (бездействием).

   Под сокрытием имущества, имущественных прав или обязанностей либо сокрытием соответствующей информации следует понимать не связанное с отчуждением имущества или его передачей в иное владение, фактическое утаивание вещи, утаивание информации об имуществе, имущественных правах и обязанностях и документов, удостоверяющих последние (за изъятием бухгалтерских и иных учетных документов) либо несообщение такой информации, когда ее носителем выступает человек. Сокрытие информации возможно и в форме сообщения заведомо ложных сведений, поскольку тем самым утаивается истинная информация.

  Передача имущества в иное владение представляет собой сопряженную с утаивание имущества и основанную на обоюдном согласии сторон передачу имущества как в законное (титульное), так и в незаконное владение другого лица.

   Под отчуждение имущества с учетом положений п. 1 ст. 235 ГК РФ понимается не связанное с исполнением правовой обязанности безвозмездное, неэквивалентное или бесхозяйственное добровольное отчуждение имущества (включая безвозмездную, неэквивалентную или бесхозяйственную растрату денег) другим лицам, влекущее прекращение права собственности на это имущество. Отказ от права собственности (п.1 ст.235, ст. 236 ГК РФ) состава преступления не образует.

   Понятие уничтожение имущества раскрывается в комментарии к ст.167 УК РФ. Повреждение имущества состава преступления не образует.

   Под сокрытием бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, понимается их фактическое утаивание; под уничтожением – действия, аналогичные действиям, предусмотренным ст. 325 УК РФ; под фальсификацией – внесение отдельных изменений в подлинный документ либо полная подделка документа (материальный подлог), а также внесение заведомо ложных сведений в подлинный документ (интеллектуальный подлог).

   В форме бездействия  преступление может быть совершено  только при сокрытии путем умолчания информации об имуществе, имущественных правах или обязанностях человеком, являющимся носителем такой информации и обязанным сообщить ее в силу п. 2 ст. 66, п. 4 ст. 83, п. 1 ст. 94, п. 2 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

   Состав преступления материальный; преступление признается оконченным с момента причинения указанными действиями крупного ущерба, т.е. с момента уменьшения конкурсной массы должника (банкрота) на сумму, превышающую 250 тыс. руб. ( примечание к ст.169 УК РФ).

   Обязательным признаком объективной стороны состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 195 УК РФ, является время совершения преступления: при наличии признаков банкротства. Соответствующие действия могут рассматриваться как преступные только после появления признаков банкротства, определенных ст. 3-5 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» или ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций. 7 ( Здесь и далее - ФЗ «О банкротстве кредитных организаций») Состав рассматриваемого преступления имеет место также, если соответствующие действия совершаются при банкротстве, т.е. после вынесения арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В случае если несмотря на наличие признаков банкротства арбитражный суд не вынесет в конечном счете решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производств, состав рассматриваемого преступления отсутствует.

   Субъективная сторона состава данного преступления характеризуется только прямым умыслом, поскольку, совершая те или иные действия, субъект предвидит неизбежность уменьшения конкурсной массы должника (банкрота).

   Субъект преступления, предусмотренного ч.1 ст.195 УК РФ, общий – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия по фактическому утаиванию имущества или сведений об имуществе и аналогичные им в отношении имущества или документов может совершить любое лицо, имеющее доступ к указанным объектам и обладающее фактической возможностью совершить их (как правило, это работник должника (банкрота). Юридически значимые действия в отношении имущества, имущественных прав и имущественных обязанностей может совершить только специальный субъект – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, которое в силу имеющихся у него полномочий в состоянии совершить соответствующие действия. Им может быть, в частности, руководитель временной администрации кредитной организации, арбитражный управляющий, индивидуальный предприниматель.

   Понятие руководителя организации-должника дается в ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Круг руководителей организации-должника применительно к разным юридическим лицам, которые могут быть признаны банкротом определяется п.1 ст. 65 ГК РФ и п. 2 ст. 1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

    Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 195 УК, характеризуется неправомерным удовлетворением соответствующим субъектом имущественных требований отдельных кредиторов в ущерб другим кредиторам с причинением этими действиями крупного ущерба.

   Понятие имущественных требований раскрывается в п. 2 и п. 1 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Неправомерное удовлетворение таких требований означает совершенное в нарушение установленного п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 94, ст. 95, п. 1 ст. 126 ФЗ данного закона порядка удовлетворения требований кредиторов, а также прекращение существующего между должником (банкротом) и кредитором имущественного обязательства по одному из оснований, предусмотренных законодательством (ст. 408-410, 414 ГК РФ).

   Состав преступления материальный; понимание и размер крупного ущерба совпадают с аналогичным понятием, данным в ч. 1 ст. 195 УК РФ

   Обязательным признаком объективной стороны состава преступления является время совершения преступления: при наличии признаков банкротства (см. комментарий к ч. 1 ст. 195 УК РФ).

   Субъективная сторона в силу предвидения неизбежности крупного ущерба характеризуется только прямым умыслом, сопряженным с осознанием виновным фактической несостоятельности (банкротства) и заведомостью относительно причиняемого другим кредиторам ущерба.

   Субъект рассматриваемого состава преступления специальный – им может быть руководитель юридического лица, учредитель (участник) юридического лица или индивидуальный предприниматель. (см. комментарий к ч. 1 ст. 195 УК РФ).

Информация о работе Фиктивное банкротство и отграничение от смежных составов