Правовое положение лиц осужденных к лишению свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации активно проводится правовая реформа, в том числе реформа законодательства, регулирующего исполнение наказаний. Основными ее этапами являются принятие Уголовного кодекса Российской Федерации (1996 год) и Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации (1997 год), урегулировавшего исполнение и отбывание всех наказаний, закрепленных в статье 44 Уголовного кодекса, а также иных мер уголовно – правового характера.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Понятие правового положения лиц осужденных к лишению
свободы _________________________________________________________ 7
Глава 2. Содержание правового статуса лиц осужденных к лишению
свободы _________________________________________________________16
Глава 3. Права, законные интересы и обязанности осужденных. Структурные элементы правового статуса осужденных_____________________________ 22
Заключение______________________________________________________ 50
Список использованной литературы _________________________________53

Содержимое работы - 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Начальник учреждения, исполняющего наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, обязан досконально разобраться в создавшейся ситуации, выяснить причины возникновения такой угрозы, выявить участников конфликта, его организаторов. В зависимости от результатов рассмотрения и оценки сущности конфликта начальник принимает конкретное решение относительно осуществления мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, в том числе и его помещения в безопасное место либо перевода в другое учреждение.

Законодатель рассматривает свободу совести и свободу вероисповедания осужденных в качестве основного их права. Такое положение исходит из установлений Конституции Российской Федерации и Закона РФ «О свободе вероисповеданий». Согласно этим установлениям лица, осужденные за уголовные преступления, независимо от вида назначенного наказания имеют право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию либо не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Важной гарантией реализации этого права является соглашение о сотрудничестве между Российской Патриархальной Церковью и МВД РФ от 30 августа 1996 года, предусматривающее расширение взаимодействия в сфере просветительной и воспитательной работы среди осужденных, в создании благоприятных условий для проведения священнослужителями в исправительных учреждениях духовно-нравственных бесед, совершения треб и богослужений.

Сущность права осужденных на свободу вероисповедания заключается в возможности открыто признавать и следовать своей религии, жить согласно своим религиозным убеждениям. Исходя из закона, содержание этого права состоит из права отправлять религиозные обряды, права получать, приобретать, хранить и пользоваться предметами культа и религиозной литературой. Право на распространение религиозных убеждений может быть реализовано через многотиражные газеты для осужденных, ведомственные и иные издания, а также путем организации индивидуальной и массовой работы в рамках воскресных школ, библейских курсов, во время совершения обрядов крещения, венчания, покаяния, соборования, причастия и т.д.

Вместе с тем законом устанавливаются и некоторые ограничения.  Право осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания осуществляется исключительно на добровольной основе и с учетом специфики вида режима учреждений,  исполняющих наказания. Религиозные обряды совершаются в специально отведенное распорядком дня время и на основании договоров, заключенных между местными епархиями и управлениями по исполнению наказаний. Отправление треб и богослужений не должно ущемлять права других осужденных.

Регулируя порядок приглашения служителей религиозных объединений к осужденным, отбывающим наказания, закон определяет ряд условий, соблюдение которых гарантирует это право осужденных: 1) заявление, просьба осужденного; 2) факт регистрации религиозного объединения в установленном порядке. На администрацию исправительного учреждения возлагается обязанность предоставить для совершения того или иного культового обряда соответствующее помещение (церковь, часовню, молельную комнату и т.д.). Проведение обрядов (крещение, венчание, соборование и др.) оплачивается из средств, находящихся на лицевых счетах осужденных. Им разрешено получать в посылках, приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозными книгами, журналами и газетами в установленном количестве, а также атрибутами культа (нательные крестики, ладанки и т.д.), кроме предметов, выполненных в виде колюще-режущих средств, и помимо изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурно-историческую ценность.

Закон  впервые допускает возможность посещения служителями культа лиц, содержащихся в штрафных изоляторах, одиночных камерах колоний особого режима, штрафных и дисциплинарных изоляторах, а также в помещениях камерного типа. Правовое значение данного положения состоит в том, что он формирует законный интерес указанных категорий осужденных, отличающихся повышенной социальной опасностью. Этот интерес удовлетворяется при отсутствии угрозы личной безопасности служителей культа и зависит от усмотрения администрации исправительного учреждения, которая в любом случае обязана проинструктировать священнослужителей о соблюдении мер предосторожности.

Порядок осуществления всех этих прав устанавливается Уголовно-исполнительным кодексом и иными нормативными актами (Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положением о дисциплинарной воинской части Министерства обороны Российской Федерации, Положением об уголовно-исполнительных инспекциях и др.).  В законе специально оговорено требование, чтобы при осуществлении прав осужденных не нарушались порядок и условия отбывания наказаний, а также не ущемлялись права и законные интересы других лиц. Кроме того, статьей 15 Уголовно-исполнительного кодекса устанавливается, что осужденные могут направлять предложения, заявления и жалобы по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие права осужденных. Заявление могут касаться разрешения любых вопросов, относящихся к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных, в том числе и в связи с их нарушением или ограничением. Предложения, как правило, носят позитивный характер и направлены на совершенствование реалий жизнедеятельности, как самих осужденных, так и всего общества в целом, в чем также проявляется их связь с гражданским обществом. Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменных формах, а также представлены на кино-, фото-, видео носителях. Все они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, которая обязана дать ответ на каждое обращение осужденных.

Предложения, заявления и жалобы осужденных относительно ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы адресованные в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждения и органов, исполняющих наказания. К таким обращениям администрация, как правило, предлагает сведения, содержащие краткие установочные данные заявителя, а также информацию о том, когда и как разрешилась проблема, обозначенная в обращении. Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности. При этом предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администраций учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и действий.

Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством Российской Федерации сроки и довести принятые решения до сведения осужденных; то есть в данном случае применяется обычной для всех порядок рассмотрения обращений граждан.

Стержневым элементом закрепленных в законодательстве РФ прав осужденных к лишению свободы являются признаваемые за ними юридические возможности требовать соответствующего поведения от обязанных субъектов. В этой связи небезынтересна точка зрения Г.Л. Минакова[19], который предлагает выделять в структуре прав и свобод рассматриваемой категории лиц следующие правомочия: а) требовать определенного поведения от других лиц; б) вести себя определенным образом; в) пользоваться определенным социальным благом; г) прибегать в необходимых случаях к государственной или общественной защите. Такой подход представляется достаточно рациональным, тем более, что его объективность и обоснованность можно подкрепить конкретными практическими примерами. Так, обладая конституционным правом на свободу совести и вероисповедания, лица, содержащиеся в исправительных учреждениях, могут пользоваться либо не пользоваться данным правом, выражать его в разнообразных формах (исповедование определенной религии, атеизм и др.), требовать от обязанных лиц создания условий его реализации (например, организационных), а в случае нарушения данного права могут прибегнуть к государственной или общественной защите.

Реализация прав осужденных к лишению свободы в ряде случаев приобретает особые формы. Такие ситуации могут возникать в случаях непосредственного указания на это в законе (например, ограничение права на участие в управлении делами государства), либо когда реализация определенного права невозможна в силу особого статуса осужденных к лишению свободы (право на пикетирование и др.). В остальных ситуациях, когда нет прямых нормативных предписаний на запрет тех или иных действий, лица данной категории остаются носителями прав и свобод, присущих всем российским гражданам.

В этой связи весьма последовательной представляется точка зрения Г.Л. Минакова[20], который все права осужденных к лишению свободы предлагает разделить на два уровня. Первый - это общие права и свободы рассматриваемой нами категории лиц, не подверженные каким-либо изменениям и равные правам законопослушных граждан. Второй уровень - это группа специальных прав и свобод осужденных (как конституционных, так и отраслевых), осуществление которых имеет определенные особенности. Ее можно назвать специфической, поскольку она присуща исключительно лицам данной категории и реализуется ими при наличии определенных условий и в особом порядке (например, свобода предпринимательской деятельности).

В целом разделяя обозначенную точку зрения, я предлагаю внести в нее некоторые коррективы. На мой взгляд, все права и свободы осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, уместно разделить на следующие группы.

I. Конституционные права и свободы, реализуемые наравне с законопослушными гражданами (право на жизнь, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и др.).

II. Конституционные права и свободы, осуществление которых осужденными к лишению свободы имеет определенные особенности (право на свободу предпринимательской деятельности и др.).

III. Специальные права и свободы, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством.

Именно вторая и третья группы обозначенных прав и свобод носят особенный характер, т.к. они присущи исключительно осужденным к лишению свободы и являются неотъемлемым элементом только их правового статуса. Небезынтересным представляется вопрос об определении юридической природы этих групп прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

Юридической формой выражения данного явления служат нормы действующего законодательства, которые устанавливают то или иное специальное право либо трансформируют реализацию осужденными к лишению свободы уже существующего, делая его отличным от осуществления законопослушными гражданами.

Анализ сущностной стороны указанных норм позволяет прийти к выводу о наличии трех видов юридических последствий, которые обусловлены их спецификой: 1) в одних случаях осужденные к лишению свободы не могут пользоваться каким-либо правом вообще (например, право на участие в отправлении правосудия); 2) они наделяются специальными правами, обладание которыми является невозможным для законопослушных граждан (например, право на вежливое обращение со стороны персонала исправительного учреждения); 3)ограничения исключают возможность реализации лишь части того или иного права (свобода предпринимательства и др.). В последнем случае остаточная часть права распространяется на осужденного к лишению свободы и входит в его правовой статус. Аналогичной точки зрения придерживается и Н.А. Стручков[21], который считает, что в той области, где права и свободы личности ограничиваются в связи с отбытием наказания в виде лишения свободы, они все равно не теряют своего смысла и подлежат включению в правовой статус лиц рассматриваемой категории.

Проблема ограниченности прав осужденных к лишению свободы является весьма актуальной, в связи с чем она стала предметом глубокого анализа в рамках проводимых исследований таких видных представителей юридической науки, как В.И. Селиверстов[22], Г.Л. Минаков[23], И.Л. Трунов[24]. Ими были разработаны весьма серьезные концепции, позволяющие получить достаточно объективное представление о сущности, характере и видах ограничений прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

Вместе с тем временной период и специализированная направленность исследовательской деятельности данных представителей ученого мира (их труды либо не соответствуют ныне существующему законодательству, либо рассматривают лишь некоторые стороны анализируемого нами явления правовой действительности) наложили отпечаток на предложенные ими теоретические выводы и не позволяют до конца полно раскрыть аспекты проблемы, являющейся непосредственным предметом нашего исследования. Поэтому попытаемся взглянуть на характер данного вопроса с позиций современного законодательства.

Именно в этой связи особый интерес вызывает проблема способов закрепления ограниченной реализации прав и свобод лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. Следует согласиться с мнением, что ограниченность рассматриваемых нами прав и свобод может иметь место в двух случаях: при непосредственной ссылке на это в законодательстве (прямая) или вытекать из характера и режима применяемого к осужденному к лишению свободы наказания (косвенная).

С пониманием прямой ограниченной реализации трудностей не возникает, т.к. она непосредственно отражена в нормативно-правовом акте (например, лишение избирательных прав). Сложнее дело обстоит с раскрытием сущности косвенной ограниченности. Например, обязанность осужденного постоянно находиться в исправительном учреждении лишает его права на свободный выбор места жительства в любом населенном пункте России. Или, согласно Конституции РФ, осужденный к лишению свободы, как любой гражданин, имеет право на получение образования. Но данное право включает в себя возможность получить лишь некоторые виды образования. Так, например, обучаться в средних специальных и высших учебных заведениях по очной форме осужденные к лишению свободы не могут физически, что исходит из содержания данного вида наказания, основными признаками которого являются обязательная их изоляция и постоянный надзор за ними.

Информация о работе Правовое положение лиц осужденных к лишению свободы