Правовое положение лиц осужденных к лишению свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:56, курсовая работа

Краткое описание

В Российской Федерации активно проводится правовая реформа, в том числе реформа законодательства, регулирующего исполнение наказаний. Основными ее этапами являются принятие Уголовного кодекса Российской Федерации (1996 год) и Уголовно–исполнительного кодекса Российской Федерации (1997 год), урегулировавшего исполнение и отбывание всех наказаний, закрепленных в статье 44 Уголовного кодекса, а также иных мер уголовно – правового характера.

Содержание работы

Введение_________________________________________________________3
Глава 1. Понятие правового положения лиц осужденных к лишению
свободы _________________________________________________________ 7
Глава 2. Содержание правового статуса лиц осужденных к лишению
свободы _________________________________________________________16
Глава 3. Права, законные интересы и обязанности осужденных. Структурные элементы правового статуса осужденных_____________________________ 22
Заключение______________________________________________________ 50
Список использованной литературы _________________________________53

Содержимое работы - 1 файл

Федеральное агентство по образованию.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

В то же время следует отметить, что в интересах укрепления законности и в целях недопущения произвольного толкования и применения норм действующего законодательства ограниченность прав осужденных к лишению свободы должна с исчерпывающей точностью отражаться в законе. Ведь нормы Конституции РФ предусматривают, что лица, содержащиеся в исправительных учреждениях (как, впрочем, и все граждане), юридически могут быть ущемлены в правах только в случаях, которые непосредственно предусмотрены действующим законодательством. Деление ограничений на прямые и косвенные является вынужденным, поскольку в ряде случаев указания закона о непосредственном применении к осужденным к лишению свободы тех или иных видов ограничений просто отсутствует. В этой связи представляется недостаточно обоснованной точка зрения Р.С. Маковика, который считает, что если действующее законодательство прямо не ограничивает права лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, то, следовательно, речь идет об особом характере реализации этих прав. По моему мнению, данное положение скорее свидетельствует о недостаточном совершенстве законодательства, чем о каких-то новых теоретических конструкциях в области правового статуса рассматриваемой категории лиц.

Безусловным является тот факт, что ограниченная реализация различных возможностей, удовлетворяющих жизненные интересы осужденных во время исполнения наказания в виде лишения свободы, не может быть произвольной, она должна иметь строго правовой характер. Следует отметить, что данная проблема чрезвычайно актуальна для России и вызвана, с одной стороны, возросшим значением в нашей стране социально-правовых ценностей, среди которых на первое место ставятся права и свободы человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ), с другой - недостаточным закреплением в законодательстве вопросов правового статуса осужденных к лишению свободы, охраны и защиты их прав, что на практике выливается в нередкие еще случаи нарушения законности.

В этой связи следует обратиться к вопросу о необходимости определенной систематизации правовых норм, ограничивающих реализацию прав лицами, осужденными к лишению свободы. На необходимость такого решения указывает значительный их разброс в различных нормативно-правовых актах, а также отсутствие в ряде случаев вообще каких-либо указаний на это в законодательстве. Подобная ситуация свидетельствует о значительных пробелах в нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы правового статуса осужденных к лишению свободы.

Я считаю, что перечень положений, ограничивающих права и свободы лиц, находящихся в исправительных учреждениях, должен быть строго регламентирован, все они должны найти свое отражение во второй главе Уголовно-исполнительного кодекса РФ, устанавливающей основы правового положения осужденных к лишению свободы либо в соответствующем федеральном законодательстве общего характера, регулирующем ту или иную сферу общественных отношений. Подобной точки зрения придерживается и А.М. Потапов[25], аргументированно отстаивающий свою позицию и приводящий в ее поддержку убедительные доводы.

Во-первых, любые ограничения провозглашаемых и гарантированных законодательством России прав граждан могут получить выражение исключительно в правовых актах. Это положение полностью соответствует ч.3 ст.55 Конституции, которая гласит, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом в строго установленных случаях.

Во-вторых, своеобразное интегрирование указанных юридических норм устранит множественность их толкования и тем самым значительно облегчит деятельность правоприменителей.

В-третьих, их правовая регламентация станет надежным механизмом защиты против нарушений прав осужденных к лишению свободы и одновременно будет являться гарантией исполнения ими соответствующих обязанностей. Кроме того, наличие законодательных пробелов в вопросе ограниченной реализации прав осужденных к лишению свободы приводит к различным трактовкам данного вопроса как в теории, так и на практике. Поэтому повышение роли правового регулирования в данной сфере общественных отношений, несомненно, стало бы важнейшим фактором упрочения законности в нашем государстве.

В этой же связи принципиальное значение принимает вопрос соотношения законодательного и подзаконного регулирования в сфере реализации осужденными к лишению свободы своих прав. В статье 4 Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится о том, что федеральные органы исполнительной власти вправе принимать основанные на законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказания. По моему мнению, необходимо уточнить пределы такого подзаконного регулирования. Целесообразно указать, прежде всего, на необходимость соблюдения принципа уважения прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения человеческого достоинства осужденного к лишению свободы. Это связано с тем, что подзаконное нормативное регулирование не может ограничивать законодательно закрепленные права лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, вводить не предусмотренные законом запреты для них. Поэтому, на мой взгляд, необходимо сделать прямое указание в действующем законодательстве, что порядок реализации прав осужденных к лишению свободы, устанавливаемый в подзаконных нормативных актах в соответствии с Конституцией и федеральными законами (например, в Положении о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы), не может вести к дополнительному ограничению или ущемлению этих прав.

Таким образом, на мой взгляд, я провела достаточно комплексный анализ важнейшего элемента правового статуса лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, - их прав и свобод. Анализируя изложенный материал и учитывая высказанные по данной проблеме точки зрения, можно предложить- следующую дефиницию рассматриваемого понятия. Под правами осужденных к лишению свободы следует понимать предусмотренные нормами действующего законодательства и обеспеченные юридическими обязанностями государства меры социально-возможного поведения, реализация которых в ряде случаев носит ограниченный характер.

Исследовав юридические свойства и особенности прав осужденных к лишению свободы, остановимся на иных элементах их правового статуса, которые, выступая в роли самостоятельных явлений правовой действительности, значительным образом влияют на определение места лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, в системе общественных отношений.

Детальный анализ некоторых правовых возможностей, объединяемых понятием субъективных прав, позволяет сделать вывод, что они не в полной мере отвечают признакам последних. По мнению Н.В. Витрука[26], подобная ситуация требует теоретического исследования, основой для которого должно стать выделение в юридической науке такой правовой категории, как законные интересы личности, подлежащие включению в ее правовой статус на правах самостоятельного элемента.

Наряду с субъективными правами и юридическими обязанностями законные интересы в последнее время активно рассматриваются в общетеоретических исследованиях, посвященных правовому статусу личности, а также рядом отраслевых наук (в том числе и уголовно-исполнительным правом). В юриспруденции наметилось несколько позиций относительно юридической природы законных интересов. Так, нередко законные интересы отождествляются с охраняемыми законом интересами, под которыми понимаются экономические, социальные, моральные и другие интересы, подлежащие правовой защите в виде предоставления субъективных прав или непосредственной защиты со стороны правоохранительных органов (например, такой охраняемый законом интерес, как неприкосновенность частной собственности; в случае его нарушения у лица возникает право на его самостоятельную защиту либо компетентные государственные органы вправе вмешаться сами и восстановить нарушенный порядок). Однако, по мнению В.И. Селиверстова[27], такой подход едва ли можно признать приемлемым, т.к. если охраняемый законом интерес может быть неправовым, но основанным на законе, то законный интерес - правовым и непосредственно предусмотренным в законе.

Гарантиями осуществления осужденными своих прав, свобод и законных интересов, а также выполнение ими в полном объеме возложенных на их обязанностей выступает контроль органов государственной власти и органов местного самоуправления, судебный и ведомственный контроль, контроль общественных объединений, прокурорский надзор; совместными усилиями они должны обеспечит соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера.

Таким образом, я закончила рассмотрение вопросов, связанных с определением сущности правового статуса осужденных к лишению свободы, являющегося основным элементом (ядром) правового положения лиц данной категории как в структурном, так и содержательном отношении. Мной были исследованы не только понятие и сущность данного явления правовой действительности в целом, но и рассмотрен каждый его составной элемент в отдельности: субъективные права и свободы, в том числе ограниченного характера, законные интересы и юридические обязанности, определена сущность, характерные черты и особенности указанных правовых категорий.


Заключение

 

В последние годы в России происходящие социально-экономические и политические преобразования обусловили повышенное внимание отечественной юридической науки к проблемам обеспечения прав человека и гражданина. Особое место в общем комплексе правозащитных проблем в нашем обществе занимают вопросы обеспечения прав человека в местах лишения свободы.

Уголовное наказание в виде лишения свободы представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающую существенное влияние на правовой статус определенной категории граждан Российской Федерации. Правовое положение осужденных регламентируется уголовно-исполнительным законодательством, согласно которому они не теряют гражданства Российской Федерации и, соответственно, основных прав гражданина, гарантированных Конституцией РФ. Имеющиеся у граждан права и свободы важны в той мере, в какой они служат удовлетворению их реально существующих потребностей. Только они определяют выбор человеком формы своего поведения, являясь исходным пунктом и движущим фактором любой человеческой деятельности. Поэтому Уголовно-исполнительный кодекс серьезное внимание уделил регламентации правового положения осужденных, значительно расширив его и углубив, а также посвятив этому вопросу самостоятельную главу.

В указанной главе, как уже писалось выше, закрепляются общие принципы определения правового положения осужденных, их субъективные права и юридические обязанности. Данная глава исходя из социально-правовой значимости отношений, входящих в ее предмет, поставлена законодателем на второе место, сразу за главой, устанавливающей общие положения. Это решение вполне закономерно и оправдан, учитывая архитектонику Конституции Российской Федерации, где глава о правовом положении человека и гражданина также расположена после общих конституционных положений и принципов.

Однако Конституция не только обусловила место главы о правовом положении осужденных, но и в своих нормах определила принципы к закреплению правового статуса осужденных и его содержание. Так, Конституция существенно изменила требования к источникам ограничений прав человека и гражданина. В части 3 статьи 55 Конституции установлено, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Что же следует из данного положения для правового статуса осужденных к уголовному наказанию?

Во-первых, не могут устанавливаться ограничения прав гражданина нормативными правовыми актами, в том числе ведомственными актами. Тем более они не могут быть предусмотрены указаниями должностных лиуц персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.

Во-вторых, ограничения общегражданских прав осужденных не могут устанавливаться законами субъектов Федерации. В соответствии с положениями статьи 71 Конституции уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.

В-третьих, ограничения могут устанавливаться в интересах обеспечения строго определенного круга социально-политических ценностей, например, защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, подводя итог всему изложенному, можно отметить, что осужденные, несмотря на совершенные ими преступления, нередко против государственных интересов, находятся под правовой и социальной защитой прежде всего Российского государства. Это не исключает защиту прав, свобод и законных интересов с помощью общественных, правозащитных организаций, однако приоритет отдан законодателем именно государственным процедурам защиты. Кроме того, Российская Федерация берет на себя обязанность уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства.

Проведенный теоретический анализ существующих точек зрения, касающихся учения о правовом положении личности и его некоторых законодательных аспектах, а также самостоятельные выводы, полученные в ходе собственных умозаключений, осмысление норм действующего законодательства, затрагивающего стороны исследуемой мною проблемы, позволили достаточно достоверно, на мой взгляд, определить основные элементы структуры правового положения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

Законодательные и нормативные акты, иные официальные документы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовно-исполнительный кодекс.

3. Закон РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991 г.

4. Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание

в виде лишения свободы» от 21.07.93 с изменениями и дополнениями от 15.06.1996 г., 13.04.1998 г.,21.07.1998 г.

5. Правила отбывания уголовных наказаний военнослужащими. Утвержден приказом Министра обороны от 29.07.1997. № 302.

6. Положение о дисциплинарной воинской части. Утвержден постановлением Правительства РФ от 4.06.1997г. № 669.

Информация о работе Правовое положение лиц осужденных к лишению свободы