Адвокат и защитник в уголовном судопроизводстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:52, дипломная работа

Краткое описание

Цель написания данной работы представляет собой рассмотрение адвоката как самостоятельного участника уголовного судопроизводства на этапах предварительного следствия и стадиях судебного разбирательства.
Задачи, преследуемые в ходе написания данной работы:
- рассмотреть процессуальное положение адвоката в уголовном судопроизводстве как на стадии предварительного расследования так и на стадиях судебного разбирательства.
- рассмотреть особенности допуска в качестве защитника родственников и иных лиц в ходу предварительного расследования и на судебных стадиях уголовного производства.

Содержание работы

Введение …………………………………………………….…………………….3
Глава 1. Адвокат и защитник в уголовном судопроизводстве.
Понятие и процессуальный статус защитника в уголовном судопроизводстве………………………………………..……………………6
Профессиональная этика адвоката…………………………………………15
Глава 2. Участие адвоката и защитника в уголовном судопроизводстве.
2.1 Адвокат защитник на стадии предварительного расследования………....22
2.2 Участие адвоката на судебных стадиях уголовного судопроизводства………………………………………………………………..54
2.3 Особенности допуска в качестве защитника родственников и иных лиц.59
Заключение……………………………………………………………………….67
Список используемой литературы……………………………………………...71

Содержимое работы - 1 файл

махмутов диплом.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

 Адвокату  запрещено разглашать данные  предварительного расследования,  которые стали ему известны в ходе осуществления защиты, защищать интересы двух подозреваемых или обвиняемых, если интересы одного противоречат интересам другого. Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты подозреваемого, обвиняемого (ч. 5-7 ст. 49, ч. 3 ст. 53 УПК). Защитник подозреваемого или обвиняемого не подлежит допросу в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу. В случае участия защитника в уголовном деле, в материалах которого содержатся сведения, составляющие государственную тайну, он обязан дать подписку о неразглашении таких сведений, если у него нет соответствующего допуска к таковым сведениям (ч.5 ст. 49 УПК). В качестве примера сошлемся на определение Судебной коллегии Верховного суда РФ от 13 августа 2009г., в котором указано о нарушении прав обвиняемых на защиту осужденных, в связи с отказом  допуска адвокатов к защите. Причиной отказа послужил тот факт, что  адвокаты не имеют допуска к секретным материалам. Однако при рассмотрении судебной коллегией было установлено, что отказ в защите был необоснован.

Верховным судом  Удмуртской Республики 21 февраля 2008 г. Осуждены Газизов, Волков и другие (всего семь человек) по ч. 2 ст. 2181 и по другим статьям УК РСФСР. Они признаны виновными в хищении оружия по предварительному сговору группой лиц с осени 2006 г. до весны 2007 г. огнестрельного оружия из акционерного общества «Ижмаш», а Газизов, Тарасов, Батуев, Рылов и Пушин – в хищении оружия в составе организованной группы в августе – сентябре 2006 г.

В кассационных жалобах адвокаты указывали на нарушении  права на защиту осужденных в связи  с отказом допустить их к защите, поскольку они не имели допуска  к секретным материалам.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 13 августа 2009 г. приговор отменила по следующим основаниям. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката. В ст. 48 УПК РСФСР предусмотрено, что для участия в деле защитник приглашается обвиняемым, его законным представителем, а также другими лицами по поручению или с согласия обвиняемого.

Из материалов дела видно, что Газизов на предварительном  следствии заявил ходатайство о  допуске к участию в деле в  качестве защитника адвоката Г., с которым он заключил соглашение, однако следствием в этом было отказано на том основании, что этот адвокат не имеет допуска к секретным документам.

На том же основании следствие не допустило  к участию адвоката Р., о чем  ходатайствовал обвиняемый Волков, и адвоката Д., приглашенного для осуществления защиты обвиняемого Тарасова.

Таким образом, следствием было нарушено право обвиняемых на защиту, так как отстранение  адвоката от участия в деле в связи  с отсутствием допуска к государственной тайне не соответствует Конституции РФ. Это подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне»  в связи с жалобами граждан Гурджиянца, Синцова, Бугрова, и Никитина4. Кроме того, соответствии со ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, в подсудности которых оно отнесено законом.

Согласно ст. 35 УПК РФ,  дела о преступлениях, в совершении которых обвинялись лица по этому делу, подсудны районному судьи. Могут быть подсудны Верховному суду республики в составе РФ в соответствии со ст. 36, 37 УПК РФ только в том случае, если они не связаны с государственной тайной.

Следственные  органы, приняв решение о засекречивании материалов дела, никак это не мотивировали с точки зрения требований ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной  тайне». Сообщение АО «Ижмаш» о  том, что кражи совершенны с режимных объектов, не свидетельствует о наличии в деле сведений, составляющих государственную тайну.

Верховный Суд  Удмуртской Республики, принимая дело к производству, не мотивировал свое решение. При таких обстоятельствах  судебная коллегия по уголовным делам  Верховного Суда РФ приговор Верховного Суда УР отменила, а дело направила для производства дополнительного расследования5.

Участие защитника  в процессе зависит от усмотрения обвиняемого, однако он свободен в выборе процессуальной позиции по делу и  средств защиты. Защитник не является представителем обвиняемого, он действует не вместо него, а наряду с ним. Это не означает, что защитник может игнорировать требования и пожелания подзащитного. Защитник не может поддерживать противоправные устремления обвиняемого, но обязан считаться с его законными требованиями.

В тех случаях, когда обвиняемый признает свою вину, а адвокат, изучив обстоятельства дела, приходит к выводу о его невиновности, а также в случае если вина не доказана или вызывает сомнения, он обязан занять независимую от подзащитного позицию. В случае если подзащитный признает свою вину в предъявленном ему обвинении, а адвокат приходит к выводу, что в действиях обвиняемого имеются признаки другого, менее тяжкого преступления, он сообщает об этом клиенту и защищает его в соответствии с самостоятельно избранной позиции.

Проблемным  остается вопрос о том, является ли обязательной деятельность адвоката-защитника  по собиранию и представлению  сведений, обосновывающих невиновность его подзащитного. Согласно принципу презумпции невиновности обязанность доказывания вины лежит на лице, которое это утверждает. Если обвиняемый не воспользовался правом доказывать свою невиновность, то данное обстоятельство не может быть обращено против него. В случае если обвиняемый использует свое субъективное право на защиту от обвинения, но его попытка окажется безуспешной, то и это обстоятельство не может быть использовано в качестве обоснования его вины избранной позицией.

Недоказанную  или сомнительную невиновность, если подзащитный признает вину, защитник не может отстаивать по собственной инициативе. В данной ситуации адвокат должен подробно объяснить содержание принципа презумпции невиновности и правовые последствия признания вины, а после этого предложить обвиняемому избрать позицию по делу и в дальнейшем действовать в соответствии с избранной подзащитным линией защиты. В противном случае адвокат в данной ситуации будет действовать не вместе с обвиняемым, а вместо него, не в его интересах, а против них.

Защитник обязан использовать все, а не только прямо указанные в Законе, средства и способы защиты в целях выявления обстоятельств, оправдывающих подозреваемого или обвиняемого, смягчающих его ответственность, оказывать необходимую юридическую помощь (ст. 53 УПК). Он вправе использовать иные, не запрещенные в УПК, средства и способы защиты. Защитник не обязан  и не вправе обращать внимание следователя или суда на обстоятельства, уличающие обвиняемого или отягчающие его ответственность.

 

 

1.2 Адвокатская  этика. Общие понятия и принципы

 

 

 

Термин "этика" происходит от греческого ethos - обычай, нравственный характер. Впервые он был введен Аристотелем, "как обозначение особой области исследования - практической философии, ибо она пытается ответить на вопрос, что мы должны делать". Предметом регулирования общей этики является нравственное поведение человека вообще, любой профессии, в любых обстоятельствах.

Предметом же адвокатской  этики становится поведение представителя  этой профессии, члена соответствующей  корпорации, преимущественно в обстоятельствах, где он действует именно как профессионал: либо представляет свою профессию, либо воспринимается окружающими именно как представитель корпорации адвокатов. Именно адвокатская этика велит ему защищать всех, кто прибегает к его помощи. Верно выразился по этому поводу Erskine: "Адвокат, который отказывается от защиты по личным своим воззрениям на обвиняемого, становится в эту минуту судьей, осуждающим еще до приговора, и бросает на весы правосудия тяжесть своего осуждения, быть может, ошибочного, но очень веского в силу того, что оно исходит от адвоката.

Останавливать же свой выбор исключительно на благодарных  защитах, брать лишь те дела, в успехе которых нет сомнения, - значит создавать себе какой-то рекорд непобедимости; это может быть истолковано как удовлетворение своего тщеславия и погоня за рекламой".

Адвокат, как  член независимой организации, должен всемерно упрочивать честь и достоинство  адвокатского корпуса, соблюдать правила  адвокатской этики не только при  исполнении адвокатских обязанностей, но и в быту, в общественной жизни, осознавать свои правовые и нравственные обязанности в отношении конкретного клиента и общества в целом. Он может придерживаться любого этического учения, но для него возможна одна система ценностей, один выбор стандартов поведения. Прежде всего, деятельность адвоката состоит в оказании квалифицированной юридической помощи гражданам и юридическим лицам.

Мировой практике уже давно известны этические  кодексы адвокатов - кодексы, представляющие собой свод этических правил профессионального поведения адвокатов. В США еще в 1908 г. появились Правила профессиональной этики, содержавшие 70 параграфов, дававшие достаточно полный перечень установлений по вопросам взаимоотношений с судом и коллегами, добросовестного отношения к обязанностям, честности и откровенности, умеренности в вопросах назначения гонорара.

В странах европейского сообщества существует "Общий кодекс правил для адвокатов стран европейского сообщества". На конференции, которая  состоялась в сентябре 1990 г. в Нью-Йорке, Международной ассоциацией юристов был принят правовой документ "Стандарты независимости юридической профессии Международной ассоциации юристов".

Поведение адвоката как совокупность поступков профессионального  поведения, имеющих нравственное значение, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке, подчиняется правовым и нравственным основам, определяющим существо адвокатской профессии. Необходимость изречения принципов, составляющих суть адвокатской этики, определяется самой природой, ее назначением и реальным влиянием в обществе.

Без принципов  адвокаты - простое множество частных лиц, имеющих некоторые навыки решения проблем с законом; с принципами же они - могущественная корпорация, способная изменить общество в соответствии со своими этическими представлениями. Адвокатура - это гигантская сила, которая должна быть предсказуема и управляема хотя бы со стороны самих адвокатов. Эта сила основывается на двух вещах: в современном обществе люди нуждаются в адвокатах не меньше, чем во врачах;  чтобы получать от адвокатов необходимую помощь, люди должны доверять им такую информацию, которую они никому и ни при каких условиях не доверили бы и которая дает ее обладателю огромную власть.

Также, считаю целесообразным обратить внимание на еще один источник этического содержания, а именно труд М.Ю. Барщевского «Адвокатская этика», в которой  выделены три основных принципа, являющихся "краеугольными камнями" адвокатской профессии, это честность, компетентность и добропорядочность. Они проявляются в различных аспектах адвокатской деятельности: при консультировании клиентов, в суде, иных публичных выступлениях, во взаимоотношениях с коллегами, с судебной администрацией, в ситуации конфликта интересов.6 Рассмотрим их подробнее.

Честность адвокатской  деятельности предполагает:

  1. субъективно честное отношение к высказыванию индивидуальных оценок, личного мнения, собственной позиции адвоката;
  2. честное поведение адвоката во взаимоотношениях с окружающими людьми: коллегами, клиентами, судом, представителями правоохранительных, государственных органов и т.д.;
  3. пресечение нечестности, мошенничества, иного преступления при оказании правовой помощи клиенту (например, недопустимость дачи клиенту противозаконных рекомендаций, возможности нарушить закон или скрыть следы преступления); в практической деятельности адвокат обязан исходить из принципа "Закон есть закон", чтобы добиться желаемого результата;
  4. право выбора адвокатом своего поведения и своей позиции во взаимоотношениях с клиентом и судом, совместимого с его адвокатским статусом.

Компетентность  и добросовестность, проявляемые  адвокатом при исполнении своего профессионального долга, являются необходимыми составляющими, формирующими высокое качество и профессионализм  оказываемой им помощи. Для того чтобы добиться достаточного уровня профессионализма в исполнении своих обязанностей, адвокат должен:

  1. внимательно следить за развитием (изменением) законодательства во всех отраслях права, с которыми он сталкивается в своей деятельности, быть в курсе правоприменительной практики, поддерживать свою квалификацию на уровне эрудированного, компетентного, опытного в применении права специалиста;
  2. уметь правильно оценивать уровень своей компетентности, сложность и специфику поставленной задачи, уметь правильно и своевременно решать проблемы, связанные с исполнением поручения клиента;
  3. в случае недостаточной собственной квалификации при обращении клиента с просьбой о ведении дела он должен либо отказаться от поручения, либо получить согласие клиента на консультацию с другим адвокатом, компетентным в данной области, либо на сотрудничество с ним;
  4. при отказе от исполнения поручения клиента в силу своей недостаточной компетенции, адвокат должен порекомендовать такому того специалиста, и такая помощь должна осуществляться по внутреннему убеждению.

Принцип добросовестности означает, что адвокат при выполнении своих профессиональных обязанностей должен, помимо того, что действовать  компетентно, действовать с наибольшей отдачей собственных сил и  способностей, приложить все усилия для того, чтобы предоставить квалифицированную помощь клиенту в кратчайшие сроки и при максимальном учете интересов последнего, а именно: с разумной быстротой отвечать на всю профессиональную корреспонденцию, а также пунктуальность при выполнении всех иных профессиональных обязательств; информировать клиента об обоснованной задержке в оказании правовой помощи или иных обстоятельствах, препятствующих ему надлежащим образом осуществлять защиту его интересов; недопустимы факты неявки адвоката в суд без уважительной причины и систематические опоздания в судебные заседания.

Профессиональная  юридическая практика базируется на основных принципах адвокатской  этики. Важнейшим элементом общественного  служения адвоката является его обязанность  перед корпорацией и обществом  предотвращать случаи оказания некомпетентной юридической помощи лицам, обратившимся к услугам адвоката, а также пресекать иные факты недостойного и неправомерного поведения со стороны других адвокатов.

Информация о работе Адвокат и защитник в уголовном судопроизводстве