Феномен культурной памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:30, отчет по практике

Краткое описание

Культурная память – это культура, воспринятая не фактографически и абстрактно-понятийно, а в семантическом и ценностном аспектах. По мнению Чаадаева, факт становится явлением культурной памяти только в том случае, если он выражает определенный смысл.
Культура наследуется в процессе функционирования смыслов и ценностей. Культурная память, с одной стороны, формируется на основе этого процесса, а с другой – предопределяет его закономерности.

Содержимое работы - 1 файл

Феномен культурной памяти.docx

— 30.58 Кб (Скачать файл)

Феномен культурной памяти.

  1. Культурная память: история понятия. Свойства культурной памяти.

Культурная память – это культура, воспринятая не фактографически и абстрактно-понятийно, а в семантическом и ценностном аспектах.  По мнению Чаадаева, факт становится явлением культурной памяти только в том случае, если он выражает определенный смысл.

Культура  наследуется в процессе функционирования смыслов и ценностей. Культурная память, с одной стороны, формируется  на основе этого процесса, а с  другой – предопределяет его закономерности.

Свойства  культурной памяти.

1. Системность. Культурная память основывается на закономерностях функционирования самой культуры, на системе смысловых и ценностных связей и отношений. Культурная память – это не эклектический набор разрозненных фактов, соединенных по хронологии или согласно любой отвлеченной концепции. Культурная память – динамический процесс, в котором познание культуры неразрывно соединено с ее самопознанием (культура познает самое себя), то есть в культурной памяти знание слито с пониманием, культурная память не только хранит, но способна хранить именно потому, что она объясняет то, что хранит. Культурная память является воплощением единого знания в семантическом, ценностном и функциональном аспектах.

2. Аксиологичность. Культурная память ценностна, поэтому она отторгает те факты, ту информацию, которые лишены ценностного содержания. Культурная память иерархична, она задает систему ценностных ориентиров на основе иерархических связей и отношений и, вследствие этого, способна применять эту систему в реальности.

3. Интегративность. Культурная память не может быть замкнута в какой-либо одной сфере, ибо оперирует ценностями и смыслами, то есть тем, что находится «над» отдельными фактами и явлениями. Культурная память способна обнаружить философский и мировоззренческий потенциал любого предметного знания; культурная память принципиально стремится к пониманию единства мира, поэтому каждый факт оказывается вписан во множество ценностно-смысловых контекстов.

4. Познавательная активность, проективность. Культурная память обуславливает мотивацию познавательной и любой созидательной деятельности человека. Только человек, обладающий структурированной культурной памятью, способен созидать культурную историю. Культурная память открыта в прошлое и будущее, это проективное знание, ибо оно соединено с пониманием. Культурная память функциональна, ибо она позволяет познавать историю (в широком понимании этого слова) и ориентироваться в современной реальности на основе знания механизмов смыслового и ценностного порождения, заложенных в самой культуре, а не изобретенных и описанных отвлеченно теоретически.

 Формирование культурной памяти  предполагает систематизацию школьного  знания в двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих друг друга  сферах: когнитологической и культурно-антропологической.

Когнитология — область знаний, объединяющая результаты дисциплинарных исследований мыслительной и познавательной деятельности (когнитивная лингвистика, когнитивная психология и т.д.).

В когнитологическом аспекте целью образовательного эксперимента является структурирование познавательной деятельности, усвоение метаязыка науки как универсального способа описания, анализа и моделирования явлений бытия в их разнообразии и единстве.

Культурная антропология — область  комплексных гуманитарных знаний, изучающая  все сферы человеческой жизнедеятельности  с целью объективации и типологизации общих закономерностей развития человечества.

В культурно-антропологическом аспекте  целью является формирование представлений  о единстве и системности всех сфер человеческого бытия в синхроническом и диахроническом аспектах и освоение методов, способов и приемов анализа  и интерпретации фактов культуры (социальная история, наука, искусство  и т.д.).

Совмещение двух методологических традиций обеспечивает процесс изменения  образовательной парадигмы:

 — антропологизацию знания;

— гуманитаризация предметов естественнонаучного цикла при сохранении их самостоятельности и самоценности;

 — актуализация общенаучной  ценности и методологического  значения предметов гуманитарного  цикла; 

 — формирование культурной  памяти как системного единства  и гарантии вхождения в культурную  историю и осознанного существования  в ней. 

Согласование двух сфер культурной памяти осуществляется как в обобщающем поле культурной истории, так и в  функциональном использовании знаний в современной культурной реальности.

 Собственно, культурная память  формируется у любого человека  и естественным, стихийным путем; 

 Необходимым условием целенаправленного  формирования культурной памяти  является демифологизация господствующей в современном образовании эпистемы (совокупности познавательных установок), иначе любое реформаторство и экспериментирование приведет лишь к ее упрочению. Успешность формирования культурной памяти в рамках образовательного процесса зависит в первую очередь от изменения и даже, в иных случаях, преодоления профессиональных стереотипов.

Следует признать, что введением этого понятия в обиход философской мысли мы обязаны Ю. Лотману .

Культурная память выступает как механизм сохранения прошлого в настоящем и, следовательно – как условие преемственности исторического процесса и единства человеческого рода.

  1. Д.С. Лихачев о культурной памяти как «экологии культуры»

ЭКОЛОГИЯ  КУЛЬТУРЫ  (гр. oikos — дом, родина, и logos — понятие, учение) — перенесение понятия «экология» на отношение к культуре и, в целом, к социальной памяти, связанной с прошлым. Словосочетание «экология культуры» введено академиком Д.С. Лихачёвым, подчеркнувшим необходимость сохранения культурной среды (культурного наследия) наряду с сохранением природной среды.  Экология культуры рассматривает культурную среду как непременное условие для осуществления духовной, нравственной жизни человека, для его духовной оседлости, привязанности к родным местам, как следование заветам предков.  Экология культуры признаётся одним из разделов экологической эстетики, которая исследует проблемы эстетического с точки зрения диалектической взаимосвязи человека и окружающей среды (человек преобразует не только природу, но и самого себя).  Экология культуры — это проблема её человеческой меры, чтобы жизнедеятельность не стала только деятельностью, чтобы стремление к творчеству не подавило способности к любви; это проблема сохранения её гуманистического характера.

 

Загрязнение среды делает человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, моря, реки, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелетных птиц, лежбища морских животных.

Но  экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической  среды. Для жизни человека не менее  важна среда, созданная культурой  его предков и им самим. Сохранение культурной среды – задача не менее  существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его "духовной оседлости", для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. А между тем  вопрос о нравственной экологии не только не изучается, он даже и не поставлен  нашей наукой как нечто целое  и жизненно важное для человека.

Вот, к примеру, после войны в Ленинград  вернулось, как известно, далеко не все довоенное население, тем  не менее вновь приехавшие быстро приобрели те особые "ленинградские" черты поведения, которыми по праву гордятся ленинградцы. Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков.

Любящий свою родину человек не может не испытывать нравственной ответственности  перед людьми будущего, чьи духовные запросы будут все множиться  и возрастать.

Если  человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, –  значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к  памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен и  к своей стране.

Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может  несоблюдение законов экологии культурной.

В древнем  Новгороде не все, конечно, было строго продумано, хотя "продуманность" в строительстве древнерусских  городов существовала в высокой  мере. Были случайные строения, были случайности и в планировке, которые  нарушали облик города, но был и  его идеальный образ, как он представлялся  в течение веков его строителям. Задача истории градостроительства - выявлять эту "идею города", чтобы  продолжать ее творчески в современной  практике, а не глушить новой застройкой, противоречащей старой.

Новые центры древних городов должны строиться  вне старых, а старые должны поддерживаться в своих наиболее ценных градостроительных принципах. Архитекторы, строящие в давно сложившихся городах, должны знать их историю и бережно сохранять их красоту.

Культурную  экологию не следует смешивать с  наукой реставрации и сохранения отдельных памятников. Культурное прошлое  нашей страны должно рассматриваться  не по частям, как повелось, а в  его целом. Речь должна идти не только о том, чтобы сохранить самый  характер местности.

В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения  на Покровке 1696–1699 годов. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с  ней меня ошеломила. Передо мной вздымал  ось застывшее облако бело-красных  кружев. Не было "архитектурных масс". Ее легкость была такова, что вся  она казалась воплощением нёведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. Позже я узнал, что такие разные люди, как Наполеон и Достоевский, считали ее красивейшей церковью в Москве. Наполеон во время Великого пожара Москвы выставил у нее караул и тем спас от огня. По инициативе А. В. Луначарского соседний с ней переулок был назван по фамилии ее строителя – крепостного крестьянина – Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь. Это было в начале 30-х годов. Теперь на этом месте пустырь с каким-то Ларьком. Разве не убито в нас что-то? Разве нас не обворовали духовно?

Надо, чтобы факты хулиганского или  безответственного отношения к  культурному наследию неукоснительно разбирались в судах и виновных строго наказывали. Но и этого мало. Совершенно необходимо в программе  средней школы ввести преподавание краеведения с основами биологической  и культурной экологии, шире создавать  в школах кружки по истории и природе  родного края.

До  известных пределов утраты в природе  восстановимы. Можно очистить загрязненные реки и моря, можно восстановить леса, поголовье животных, конечно, если не перейдена известная грань. Иначе обстоит дело с памятниками культуры. Их утраты невосстановимы, ибо памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно, искажается навечно, ранится навечно.

"Запас"  памятников культуры, "запас"  культурной среды крайне ограничен  в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью.

Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые  для "нравственной оседлости" людей, мало только платонической любви  к своей стране, любовь должна быть действенной.

3. Памятники  мирового культурного наследия: определение, критерии включения  памятника в список объектов  Всемирного культурного наследия.

 Памятники мирового культурного  наследия - произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки; (достопримечательные места: произведения человека или совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, представляющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии).

Всемирное наследие  — природные  или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению  к которым являются сохранение и  популяризация в силу их особой культурной, исторической или экологической  значимости.

Критерии

Главная цель списка Всемирного наследия — сделать известными и защитить объекты, которые являются уникальными  в своём роде. Для этого и  из-за стремления к объективности  были составлены оценочные критерии. Изначально (с 1978 г.) существовали только критерии для объектов культурного  наследия — этот список насчитывал шесть пунктов. Затем для восстановления некого равновесия между различными континентами появились природные  объекты и для них список из четырёх пунктов. И, наконец, в 2005 г., все эти критерии были сведены  воедино, и теперь каждый объект Всемирного наследия имеет в своём описании хотя бы один из них[3].

Информация о работе Феномен культурной памяти